Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
рабочая программа по истории (5 класс)
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, интересной форме дети получают знания по Республике Марий Эл. Дети знакомятся с историей своей республики и ее достопримечательностями. Программа дает возможность заниматьтся различными видами учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_adaptirovannaya_programmma_s_ovz.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО ____________/ ./ Протокол №__ от «__» __________________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Юркинская СОШ» ______________/Баландина Н.А./ «__»_____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Юркинская СОШ» _______________/Немцева Т.Г./ Приказ №__ от «__»________________2018 г. |
Адаптированная
рабочая программа
основного общего образования
для детей с ограниченными возможностями здоровья
по истории культуры народов Республики Марий Эл
5 класс
учителя истории Немцевой Т.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от
«___»_______________2018 г.
2018/2019 учебный год.
Пояснительная записка.
Цели и задачи изучения истории культуры народов РМЭ в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения ИКН РМЭ в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей республики и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной социальной деятельности. В соответствии ч.2 п.1. ст.34, п.5 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г.N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в МБОУ «Юркинская СОШ» создаются необходимые условия для обучения детей с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, получения общего образования по индивидуальному учебному плану.
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии, регламентирует организацию образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное место занимает практическая деятельность обучающихся: работа со схемами, таблицами, атласами, контурными картами и т.д. Систематически повторяется пройденный материала для закрепления и полноценного усвоения нового. Используемый словарный материал уточняется, пополняется и расширяется. Дети значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный, поэтому на уроках активно используются средства информационных и коммуникационных технологий. Ряд вопросов, которые являются наиболее сложными для усвоения и не определяются как планируемые результаты, могут изучаться в ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения обучающимися.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
Цель:
1.Формирование у учащихся с ОВЗ способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.
2. Освоение значимости периода древности в истории народов Республики Марий Эл,
в частности, а также их места в истории Российской Федерации.
Задачи:
1.Образовательные:
∙ усвоить важнейшие факты истории республики;
∙ создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
∙ овладеть умением применять знания по истории республики в жизни; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
∙ выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
2.Воспитательные:
∙ гражданское воспитание учащихся,
∙ патриотическое воспитание,
∙ воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
∙ нравственное воспитание,
∙ эстетическое воспитание,
∙ трудовое воспитание
правовое воспитание,∙,
∙ формирование мировоззрения учащихся.
3. Коррекционно – развивающие:
∙ развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
∙ учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
∙ содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
∙ расширять лексический запас;
развивать связную речь
Программа реализует следующие принципы:
- Линейность;
- Элементы концентризма;
- Научность содержания;
- Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе;
- Доступность, систематичность, последовательность программного материала;
- Уровневый подход к формированию исторических знаний;
- Коррекционная направленность обучения.
Методы:
• словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
• наглядные – наблюдение, демонстрация
• практические – упражнения, работа с исторической картой.
Типы уроков:
• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
• Комбинированный урок.
Для контроля ЗУН учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке или полный урок.
Межпредметные связи: география (географическое положение страны, республики), математика (исторические даты), история ( биография исторических личностей.)
В конце изучения каждого раздела добавлены контрольные работы и тестирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История культуры народов РМЭ (34 часа)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов (всего) | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Республика Марий Эл в составе России | 2 | 2 | - |
2 | Знание – наше богатство | 2 | 1 | 1 |
3 | Моя семья, родство | 3 | 2 | 1 |
4 | Этнокультурное содружество Республики Марий Эл | 2 | 1 | 1 |
5 | Основы религиозной культуры | 4 | 3 | 1 |
6 | Моя республика сегодня | 3 | 2 | 1 |
7 | Из истории архитектуры | 3 | 2 | 1 |
8 | Из истории театра | 3 | 2 | 1 |
9 | Из истории изобразительного искусства | 3 | 2 | 1 |
10 | Устное народное творчество | 3 | 2 | 1 |
11 | Народное искусство | 2 | 2 | 1 |
12 | Музыкальная культура | 1 | 1 | - |
13 | Праздники | 2 | 1 | 1 |
14 | Итоговый урок | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 23 | 11 |
Тема 1. Республика Марий Эл в составе России
Страна, в которой мы живем, - Россия. Россия – общий дом для народов нашей страны.
Президент Российской Федерации – глава Государства Российского. Глава Республики Марий Эл – президент Республики Марий Эл. Руководители муниципальных органов управления.
Государственная символика: герб, флаг, гимн. Государственная символика Российской Федерации и Республики Марий Эл – знаки, достойные любви и уважения.
Гимны. Государственный гимн Российской Федерации (Муз. А.Александрова, сл. С.Михалкова); Государственный гимн Республики Марий Эл(Муз. Ю.Евдокимова, сл. Д.Исламова); «Йошкар-Ола» (Муз. А.Эшпая, сл. Н.Дербенева).
Ознакомление с альбомом «Измаил Ефимов. Живопись. Рисунок. Геральдика» (Йошкар-Ола, 2007).
Творческий урок. Разучивание Государственного гимна Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Исследовательская работа по краеведению. Из истории родного города (села, поселка, деревни). Сбор материала.
Тема 2. Знание – наше богатство
Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С.Г.Чавайна – главное хранилище книг в республике.
Республиканская детская библиотека и Республиканская юношеская библиотеки им. В.Х.Колумба в г. Йошкар-Оле.
Районные и сельские библиотеки.
Исследовательские навыки. Знакомство с уникальными изданиями.
Тема 3. Моя семья, родство
Семейный архив (Мои родственники). Семейный фотоальбом.
Родословное древо по отцу и по матери.
Семья как школа трудового мастерства. Семейные династии.
Исследовательская работа. Оформление альбома «Моя трудовая семья».
Художественное слово. М.Майн «Мать» (Стихотворение). Рассказы: К.Ушинский «Наша семья», «Чти отца и матерь свою».
Тема 4. Этнокультурное содружество Республики Марий Эл
Многонациональная семья Республики Марий Эл. Краткие сведения о быте и традициях.
Отражение темы дружбы народов в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве.
Творческий урок. Авторское сочинение «Мы такие разные, но так похожи».
Тема 5. Основы религиозной культуры
Православие в Марийском крае. Нравственные основы христианства. Православные церкви, монастыри, часовни. Святые источники. Местночтимые святые. Православные двунадесятые праздники. Православный этикет.
Марийская традиционная религия как основа духовной культуры народа мари. Нравственные основы язычества. Ото, кўсото – священные молельные рощи. Марийские традиционные праздники. Традиционный этикет марийцев.
Мусульманство в Марийском крае. Нравственные ценности ислама. Мечети в Марийском крае. Мусульманские праздники. Религиозный этикет у мусульман.
Художественное слово: Б.Пастернак (рус.). «Рождественская звезда» (Стихотворение). В.Петухов. «Акрам» (Отрывок из романа о масленице). В.Юксерн. «Чарла» (Отрывок из романа-хроники о масленице). И.Шмелев (рус.). «Лето господне» (Отрывки из романа).
Музыка: Марийские народные песни, связанные с народными праздниками «Шорык йол», «Уарня». Православные песнопения.
Изобразительное искусство. В.Н.Ковальчук. Памятник Святому Леониду.
Исследовательские навыки. Готовим презентацию «История моей церкви, ото, мечети»
Тема 6. Моя республика сегодня
Славные люди родного края. Градостроительство. Современная архитектура. Строительство жизненно важных объектов в Республике Марий Эл (гражданское и промышленное строительство). Спортивные сооружения: стадионы, ледовые дворцы Дворец водных видов спорта – условия развития здорового духа.
Массовые спортивные праздники родного края. З.Дружинина, Н.Селюнина, П.Пальцева, В.Исаев – чемпионы мира и лимпийских игр.
Туризм в Республике Марий Эл. Туристические базы отдыха на берегах озер и рек республики.
Лыжная база в деревне Корты - любимое место спортивного отдыха горожан и гостей нашей столицы.
Новые животноводческие комплексы. Производство молочной продукции из коровьего и козьего молока, производство кумыса.
Историко-культурный комплекс «Царевококшайский кремль» – украшение набережной реки Малая Кокшага (г.Йошкар-Ола).
Ознакомление с биографическим справочником «Кто есть кто в Марий Эл»: 1384 биографии известных люлей в республике» (2002).
Исследовательские навыки. Творческий репортаж «Земля марийская – мой дом родной».
Тема 7. Из истории архитектуры
Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае (выбор места в природной среде; приемы размещения и группировка селений; планировочные приемы жилища; хозяйственные постройки, их убранство и назначение). Типы поселений у разных народов. Общие сведения.
Традиции новоселья – портсий. Взаимопомощь при строительстве. «Напомочь» (вимä, вÿма) – образец взаимовыручки и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев; «толока» как наидревнейшая форма добровольного коллективного труда, плодотворного, дающего радость.
Деревянное зодчество в Марийском крае. Основные памятники деревянного зодчества.
Церковь в селе Актаюжи (Килемарский район, Марий Эл) – уникальный памятник деревянного зодчества.
Купеческие дома в Марийском крае. Мастера и плотники, резчики по дереву.
Тема 8. Из истории театра
Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Репертуар театра. Ведущие артисты. Ознакомление с архитектурой здания, интерьером постановочных и зрительских помещений. Культура поведения в театре.
Русский академический театр драмы им. Г. Константинова. Общие сведения. Знакомство с ведущими актерами театра. Творчество Г.Константинова.
Мини-конкурс «Знаток слов» (театральная терминология).
Тема 9. Из истории изобразительного искусства
Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: Г.Медведев, П.Тимофеев, Н.Фешин, П.Радимов.
А.В.Григорьев – один из первых профессиональных художников из народа мари, общественный и политический деятель, организатор художественного образования в Марийском крае (1920-1930 гг.), создатель историко-краеведческого музея в городе Козьмодемьянске, председатель Ассоциации художников революционной России - АХРР (ныне Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»). Творчество А.В.Григорьева.
Экскурсия (очная, заочная). Историко-художественный музей-комплекс им. А.В. Григорьева в городе Козмодемьянске».
Тема 10. Устное народное творчество
Легенды, предания, былины.
Народные представления о героизме, патриотизме в произведениях устного народного творчества. Образ богатыря в устном народном творчестве русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов.
Художественное слово. Былины: рус. - Илья Муромец и Соловей-разбойник. Добрыня и Змей. Алеша и Тугарин в Киеве. Стихи: Казаков М. «Марш Акпарса»; Макс Майн. «Сказание об Акпарсе»; С.Чавайн. «Акпатыр». «Последний Онар»; А.Юзыкайн. «Там, где солнце всходит и заходит». Рассказы: К.Васин. «Песня патыров». Н.Телешев. «Живой камень» (Легенда о Чумбылате); В.Юксерн. «Онар».
Музыка. Прослушивание «Марша Акпарса» (Мелодия народная) в исполнении ансамбля гусляров. А.Луппов. Хореографическая сюита «Сыны Акпарса».
Изобразительное искусство: И.Билибин (рус.). «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Иллюстрации; В.Васнецов (рус.). «Три богатыря». Х., м. «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем». Х., м.; З.Лаврентьев. «Чодыра марий» («Лесовичок»). Х., м.; И.Михайлин. «Акпарс и Эрвий». Х., м. «Чоткар-патыр». Х., м.; С.Подмарев. «Онар». Х., м.; Ю.Таныгин. «На женитьбу». Х., м.
Исследовательские навыки. Собираем легенды, предания о родной стороне.
Тема 11. Народное искусство
Традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам – горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма).
Исследовательские навыки. Ознакомление с альбомом Т.А.Крюковой «Марийская вышивка» (Л., 1956 г.), с монографиями Г.И.Соловьевой «Орнамент марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 1982 г.), и «Терминология марийской вышивки» (Йошкар-Ола, 2002 г.).
Исследовательские навыки. Собираем экспозиционный материал для урока по краеведению. «Читаем» узоры марийской вышивки, сравниваем старинные образцы вышивки в одежде других народов республики (русских, татар, удмуртов, украинцев, чувашей).
Тема 12. Музыкальная культура
Первая песня на марийском языке профессиональных авторов – «Кынелза, шагалза!» («Поднимитесь, встаньте!»). Сведения об авторе песни Т.Е.Ефремове.
Композитор А.Я.Эшпай. Основные сведения о музыкальных произведениях и песнях. А. Эшпай. Симфоническое произведение «Песни луговых и горных мари».
Ознакомление с музыкальными произведениями профессиональных композиторов республики.
А.Луппов. «Чодыра сем» («Лесная легенда», балет).
А.Яшмолкин. «Илыше кÿ» («Живой камень», балет-легенда).
Исследовательские навыки. Оформление альбома любимых песен, украшение альбома орнаментальными рисунками.
Тема 13. Праздники
Классификация праздников: религиозные, общественные, сезонные (народные, календарные), профессиональные, семейные. Праздники, посвященные памятным датам, государственные праздники.
14 марта – День православной книги (выпуск первого на Руси печатного издания Ивана Федорова «Апостол»).
1 Мая – Праздник весны и труда.
9 мая – День Победы. Герои Великой Отечественной войны – наши земляки. Их имена носят улицы столицы Республики Марий Эл (Герои Советского Союза В.С. Архипов, К.П. Кутрухин, М.В. Лебедев, С.Р. Суворов, Х.Х. Хасанов и др.).
15 мая – Международный день семьи.
1 июня – Международный день защиты детей.
10 ноября – День милиции.
12 декабря – День Конституции РФ.
Творческий урок. Литературно-музыкальная композиция. «Мужеству учимся у отцов и дедов».
Художественное слово. Стихи и рассказы марийских писателей о Великой Отечественной войне.
Музыка. Марийские народные песни, связанные с народными праздниками: «Шорыкйол» (Рождество), «уарня» (Масленица).
Изобразительное искусство. Монументы и обелиски героям войны. Картина И.Ефимова «Провожают на фронт». Х.м.
Творческий урок. Литературно-музыкальная композиция. «Мужеству учимся у отцов и дедов».
14. Заключительный урок. Как много мы узнали о нашей малой Родине.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ урока | Название | ||
Тема 1. Республика Марий Эл в составе России | |||
1 | Россия - общий дом для народов страны | ||
2 | Государственная символика России и Марий Эл | ||
Тема 2. Знание – наше богатство | |||
3 | Книга хранит знания и опыт людей | ||
4 | Экскурсия в сельскую библиотеку | ||
Тема 3. Семья, родство | |||
5 | Родословное древо по отцу и матери | ||
6 | Семья как школа трудового мастерства | ||
7 | Оформление альбома «Моя трудовая семья» | ||
Тема 4. Этнокультурное содружество в республике | |||
8 | Многонациональная семья Республики Марий Эл | ||
9 | Тема дружбы народов в литературе и искусстве | ||
Тема 5. Основы религиозной культуры | |||
10 | Марийская традиционная религия как основа духовной культуры мари | ||
11 | Православие в Марийском крае | ||
12 | Ислам в Марийском крае | ||
13 | Из истории местного храма | ||
Тема 6. Моя республика сегодня | |||
14 | Республика Марий Эл сегодня | ||
15 | Развитие спорта и туризма в республике | ||
16 | Творческий репортаж «Земля марийская – мой дом родной» | ||
Тема 7. Из истории архитектуры | |||
17 | Архитектурно-планировочные традиции в Марийском крае | ||
18 | Традиции новоселья | ||
19 | Деревянное зодчество в Марийском крае | ||
Тема 8. Из истории театра | |||
20 | Из истории Марийского театра | ||
21 | Марийский национальный театр драмы им. Шкетана | ||
22 | Академический русский театр драмы им. Г.Константинова | ||
Тема 9. Из истории изобразительного искусства | |||
23 | Первые профессиональные живописцы в Марийском крае | ||
24 | Жизнь и творчество А.В.Григорьева | ||
25 | Козьмодемьянский культурно-исторический музейный комплекс | ||
Тема 10. Устное народное творчество | |||
26 | Легенды, предания, былины | ||
27 | Легенды и предания родной стороны | ||
28 | Народные игры | ||
Тема 11. Народное искусство | |||
29 | Традиционная вышивка мари | ||
30 | Ознакомление с альбомами по вышивке | ||
Тема 12. Музыкальная культура | |||
31 | Первые марийские балеты | ||
Тема 13. Праздники | |||
32 | Классификация праздников | ||
33 | Праздники, посвященные памятным датам, государственные праздники | ||
34 | Итоговая контрольная работа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ
5 КЛАСС
№ п/п | Темы | Что должен знать обучающийся | Что должен уметь обучающийся |
1 | Республика Марий Эл в составе России | Слова гимна России, Республики Марий Эл, своего района. | Отличать флаги России и Марий Эл. |
2 | Знание – наше богатство | О национальной библиотеке имени С.Г.Чавайна – главном хранилище книг в республике; о районных и сельских библиотеках. | Выбирать интересующуюся литературу в школьной библиотеке, уметь составлять библиографию. |
3 | Семья, родство | О роли семьи в трудом воспитании. | Составлять рассказ о трудовых традициях семьи. |
4 | Этнокультурное содружество в республике | О теме дружбы народов Марий Эл в художественной литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. | Иметь первоначальное представление о народах, живущих в нашей республике; составить рассказ на тему «Мы такие разные и так похожи». |
5 | Основы религиозной культуры | О марийской традиционной религии; традиционных марийских праздниках, православных праздниках, что такое ислам? | Представлять роль и место религии в культурной жизни народов Марий Эл. |
6 | Моя республика сегодня | О строительстве и процветании Республики Марий Эл. | Составлять связный рассказ на тему «Земля марийская – мой дом». |
7 | Из истории архитектуры | О возникновении архитектурно-планировочных традиций на территории Марийского края. | Составлять связный рассказ о взаимовыручке и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев; иметь представление о традициях новоселья. |
8 | Из истории театра | Народные обряды и календарные игры – основы возникновения национального профессионального театрального искусства; о культуре поведения в театре. | Знакомиться с репертуаром национального театра драмы им. Шкетана, знать имена первых народных артистов театра. |
9 | Из истории изобразительного искусства | О казанских русских художниках – первых профессиональных живописцах в Марийском крае. А.В.Григорьев – один из первых профессион. художников-мари. | Называть известных художников и их полотна |
10 | Устное народное творчество и народные игры | Чем отличается сказка от легенды. | Определять народных героев из представленных отрывков сказок, легенд и преданий. |
11 | Народное искусство | Отличительные черты вышивки. | Узнавать этническую принадлежность человека по костюму; «читать» узоры марийской вышивки. |
12 | Музыкальная культура | Легенды – основа сюжетов балетов композиторов республики. | Дать оценку творчеству композиторов, авторов балетов. |
13 | Праздники | Красные даты календаря. | Называть имена и рассказывать о подвигах земляков – героев войны и тружениках тыла. |
Планируемые результаты освоения учебной программы
В связи с тем, что способности к обучению учащихся с ОВЗ сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков которые могут быть применимы не ко всем учащимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения истории лежит овладение учащимися следующими видами деятельности:
- Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир.
- Овладение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
- при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
- Знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
- Знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие;
- как протекало конкретное событие;
- великих марийских поэтов, писателей, учёных;
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических
событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...
Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов
Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания о...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 10 класса.
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 10 класса....
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 5-9 класс
Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9 классов разработана в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 4 класса
Рабочая программа учителя для работы с обучающимися с ОВЗ, составлена в соответствии с ФГОС ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 5 класса
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 5 класса...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1 класса (вариант 2.2.)
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающихся с нарушениями слуха для 1 класса (вариант 2.2.)...