Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 5 класса
рабочая программа по физкультуре (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_5_klass_fizicheskaya_kultura_2022-23.docx | 523.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по физической культуре составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101
- Примерная программа воспитания (одобрена решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287).
- Примерной программы по физической культуре основного и среднего общего образования в 5-9 классах, автор Матвеев А.П.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22.
- Адаптированная основная образовательная программа КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Календарный учебный график КОУ «Урайская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В программе по АФК для обучающихся с задержкой психического развития отражены положения о приоритетности задач по охране и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования; современные научные представления о категории обучающихся с задержкой психического развития, научные и методологические подходы к их обучению, воспитанию и реабилитации (абилитации). Программа имеет коррекционную направленность, разработана с учетом особенностей детей с задержкой психического развития, содействуют всестороннему развитию их личности, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических способностей, компенсации нарушенных функций организма.
Общая характеристика учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является составной частью предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленный на коррекцию нарушенных функций, средство укрепления физического здоровья, повышения и совершенствования двигательных возможностей.
Программа по адаптивной физической культуре для обучающихся с ЗПР имеет ряд существенных отличий от общеобразовательной программы физического воспитания. Программа имеет коррекционную направленность и разрабатывается с учетом особенностей развития обучающихся с ЗПР. Данная программа должна содействовать всестороннему развитию личности обучающихся, формированию осознанного отношения к своему здоровью, развитию основных физических качеств, компенсации нарушенных функций организма.
Методика адаптивного физического воспитания обучающихся с ЗПР имеет ряд существенных отличий от основной образовательной программы физического воспитания. Это обусловлено особенностями развития как физической, так и психической сферы обучающегося с ЗПР.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности в усвоении образовательных программ, обусловленные недостаточностью познавательной сферы, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Достаточно часто у обучающихся с ЗПР отмечаются нарушения общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации и пространственной ориентировки. Кроме того, трудности в усвоении знаний усугубляются особым неврологическим статусом многих обучающихся с ЗПР, которые характеризуются повышенной утомляемостью, снижением умственной работоспособности, активного внимания и памяти. Задержка психического развития в большинстве случаев является следствием резидуально-органической недостаточности центральной нервной системы, что оказывает влияние и двигательную сферу обучающихся.
В основу разработки программы по адаптивной физической культуре обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования заложены дифференцированный и деятельностный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать свой индивидуальный потенциал.
В процессе разработки программы выделяют несколько групп обучающихся с ЗПР:
- обучающиеся с ЗПР, физическое развитие которых соотносится с возрастной нормой;
- обучающиеся с ЗПР, отстающие в физическом развитии и формировании двигательных навыков;
- обучающиеся с ЗПР, имеющие нарушения здоровья, подтвержденные медицинским заключением, а также дети с инвалидностью по соматическим заболеваниям.
Адаптивная физическая культура занимает важное место не только в образовательном процессе обучающихся с ЗПР, но и в целом является частью системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения. Высокий потенциал дисциплины как эффективного метода социализации лиц с ЗПР признается специалистами в сфере образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты.
Занятия адаптивной физкультурой предполагают взаимосвязь и психофизическое единство организованной двигательной деятельности и целенаправленного формирования личности обучающегося, коррекцию и развитие его познавательных способностей, сенсорных систем, высших психических функций, общения, мотивов, интересов, потребностей, самовоспитания. Личностные и предметные результаты освоения дисциплины непосредственно влияют на уровень развития жизненной компетенции обучающихся в части формирования и развития социальных навыков, формирующихся неполноценно из-за недостатков психического и физического развития обучающихсяс ЗПР.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР определяются спецификой функционирования их центральной нервной системы, которая выражается в недостаточности моторной скоординированности сложных двигательных актов, сниженной скорости двигательных реакций, недостаточной ловкости при выполнении упражнений, а также в особенностях психического развития и речи, приводящих к трудностям саморегуляции и понимания сложных семантических конструкций.
К особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР в части занятий физической культурой и спортом относятся потребности:
- во включении в содержание занятий физической культурой и спортом коррекционно-развивающей работы, предусматривающей коррекцию и развитие точности, ловкости и скоординированности движений; упражнений, способствующих налаживанию межполушарных связей и отработке быстроты двигательных реакций;
- в создании условий для формирования саморегуляции деятельности и поведения;
- в организации образовательного процесса с учетом индивидуализации содержания, методов и средств в соответствии с особыми образовательными потребностями и состоянием здоровья обучающегося с ЗПР;
- в предоставлении дифференцированных требований к процессу и результатам занятий с учетом психофизических возможностей обучающегося;
- в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом, представлений и навыков здорового образа жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» непосредственно влияют на уровень жизненных компетенций обучающихся в части формирования и развития социальных навыков.
Цели изучения учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Общей целью школьного образования по адаптивной физической культуре является формирование разносторонне развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья, оптимизации жизнедеятельности и организации активного отдыха.
Цельреализации программы по предмету «Адаптивная физическая культура» – обеспечение овладения обучающимися с ЗПР необходимым уровнем подготовки в области физической культуры, совершенствование двигательной деятельности обучающихся, повышение функциональных возможностей основных систем организма, необходимых для полноценной социальной адаптации обучающихся.
Обеспечение регулярной, адекватной состоянию здоровья физической нагрузки, формирование мотивации и привычки к двигательной активности, определение доступного уровня физической активности и поддержание его в течение учебного года являются непременными условиями достижения поставленной цели.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптивной программы по физическому воспитанию предусматривает решение как общих, так и специфических (коррекционных, компенсаторных, профилактических) задач.
Общие задачифизического воспитания обучающихся на уровне основного общего образования:
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- развитие двигательной активности обучающихся;
- достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств;
- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;
- формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;
- формирование необходимых знаний в области физической культуры личности;
- приобретение опыта организации самостоятельных занятий физической культурой с учетом индивидуальных особенностей и способностей;
- формирование умения применять средства физической культуры для организации учебной и досуговой деятельности;
- воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности;
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
- развитие творческих способностей.
Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические) физического воспитания обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
- коррекция техники выполнения основных движений – ходьбы, бега, плавания, прыжков, перелезания, метания и др.;
- коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных мышц при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации;
- развитие двигательных качеств: силы, скорости, выносливости, пластичности, гибкости и пр.;
- профилактика и коррекция соматических нарушений – дыхательной и сердечно-сосудистой системы, сколиоза, плоскостопия, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.д.;
- коррекция психических нарушений в процессе деятельности –зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.д.;
- воспитание произвольной регуляции поведения, возможности следовать правилам;
- развитие потребности в общении и объединении со сверстниками, коммуникативного поведения;
- преодоление личностной незрелости обучающихся с ЗПР, воспитание воли, целеустремленности, способности к преодолению трудностей, самоконтроля, самоутверждения, самоопределения;
- обеспечение положительной мотивации к занятиям физкультурой и спортом;
- профилактика отклонений в поведении и деятельности, преодоление установок на аддиктивные формы поведения, ориентаций на применение силы.
Принципы и подходы к реализации программы учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Принципы реализации программы:
- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
- необходимость использования специальных методов, приёмов и средств обучения;
- информационной компетентности участников образовательного процесса в образовательной организации;
- вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации поставленных задач;
- комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса;
- включение в решение задач программы всех субъектов образовательного процесса.
Урок АФК состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждая часть имеет определённые особенности.
1. Подготовительная часть (длительность 10–15 мин) состоит из общеразвивающих и дыхательных упражнений, которые выполняются в медленном или среднем темпе. На первых этапах упражнения выполняются от четырех до шести раз, далее по шесть–восемь и раз, и потом по восемь – десять раз. В подготовительной части урока нагрузку нужно повышать постепенно и не рекомендуется давать много упражнений, которые ранее не были знакомы обучающимся с ЗПР.
2. Основная часть (длительность 15–20 мин) отводится для решения основных задач урока. В неё необходимо включать новые для обучающихся с ЗПР физические упражнения, ориентированные на развитие у них двигательных качеств. Наибольшая физическая нагрузка приходится на вторую половину основной части урока, поэтому первый этап основной части урока заполнен более лёгкими по технике выполнения и запоминанию физическими упражнениями. Важно включать в основную часть урока одно–два новых упражнения. Упражнения должны быть разнообразными, не однотипными, задействующими большое количество звеньев и мышечных цепей опорно-двигательного аппарата.
В основной части урока решаются коррекционные задачи с помощью специальных методов формирования двигательных навыков, развития физических способностей: мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и, особенно, координационных способностей.
Для развития силы используются упражнения основной гимнастики: лазание, ползание, подтягивание, сгибание-разгибание рук в упоре, поднимание ног из положения лежа и упора сидя сзади, перемещения по гимнастической скамейке лежа с помощью рук; корригирующие силовые упражнения для профилактики нарушений осанки, предупреждение сколиотической установки позвоночника и коррекции имеющихся нарушений; легкоатлетические упражнения: прыжки и прыжковые упражнения, упражнения с преодолением внешней среды – бег по песку, передвижение на лыжах по глубокому снегу, в гору; упражнения с гантелями, набивными мячами, резиновым амортизатором, на тренажерах, с партнером; подвижные игры и эстафеты с переноской груза, прыжками; плавание одними ногами, одними руками, с гидротормозом.
Быстрота простой двигательной реакции развивается в упражнениях с реагированием на внезапно возникающий сигнал. Быстрота сложной двигательной реакции развивается преимущественно в подвижных и спортивных играх.
Средствами развития выносливости являются упражнения ритмической и основной гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр. Для поддержания аэробной выносливости рекомендуется нагрузка с частотой сердечных сокращений 120-140 уд./мин, для повышения аэробной выносливости – 140-165 уд ./мин.
Для развития гибкости используются следующие виды упражнений: динамические активные упражнения: маховые, пружинистые, прыжковые, с резиновыми амортизаторами; динамические пассивные упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера, с отягощением, на тренажерах; статические упражнения, включающие удержание растянутых мышц самостоятельно и с помощью партнера.
В связи с нарушениями мелкой моторики рук большое значение для обучающихся с ЗПР имеют упражнения для развития подвижности рук, мелких суставов кистей и пальцев. Эти упражнения предваряются самомассажем пальцев и кистей рук.
Для развития координационных способностей обучающихся с ЗПР используются следующие методы и приемы:
- симметричные и асимметричные движения;
- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
- упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной, подвижной, наклонной опоре);
- упражнения на точность различения мышечных усилий;
- упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос, хлопки, звуковые, световые сигналы);
- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактильных, зрительных, слуховых ощущений;
- парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.
3. Заключительная часть: (длительность 5–7 мин) на этом этапе урока основной задачей является восстановление функционального состояния организма после физической нагрузки. В этой части урока АФК предусматривается использование упражнений на расслабление, дыхательных упражнений, стретчинг, организация медленной ходьбы.
В каждый урок адаптивного физического воспитания включаются общеразвивающие, корригирующие, прикладные упражнения, подвижные и спортивные игры по правилам.
Проведение уроков по адаптивной физической культуре предполагает соблюдение следующих принципов работы:
1. Создание мотивации. Важно на занятии создавать ситуации, в которых обучающийся должен проявить активность – ставить двигательную задачу и вынуждать ее решить. При этом важно правильно подобрать сложность выполнения упражнений, темпа и ритма. Если упражнения сложные, многосоставные, то это будет тяжело для восприятия учащихся, если слишком легкие, то им будет не интересно выполнять задание на уроке.
2. Сочетание активной работы и отдыха. Важно чередовать отдых и физическую нагрузку. При чрезмерной нагрузке у обучающихся с ЗПР быстро наступает психофизическое утомление, что приводит к потере концентрации и нарушению техники движения.
3. Непрерывность образовательного процесса. Занятия должны быть регулярными, адекватными, практически постоянными.
4. Важность поощрения. Необходимо как можно чаще подчеркивать успехи обучающихся с ЗПР в ходе проведения занятия. Это способствует повышению самооценки детей и снижению невротизации.
5. Активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии необходимо задействовать как можно больше анализаторов, акцентируя внимание на их компенсаторных способностях.
6. Сотрудничество с родителями. Занятия по адаптивной физической культуре должны продолжаться и в домашних условиях. Именно здесь важна взаимосвязь учащегося, родителей и педагога. Рекомендовано регулярное выполнение комплексов упражнений в домашних условиях с учетом специфичности нарушений.
Содержание специальной учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» представлено двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания об адаптивной физической культуре), операциональным (способы выполнения деятельности) и мотивационно-процессуальным (физическое совершенствование). Программный материал структурирован по модульному принципу.
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры. Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на освоение обучающимися разнообразных технических действий и физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта. Содержание вариативного модуля «Двигательная активность на основе игр и танцев коренных народов Севера и народов, проживающих на территории Югры».
Место учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в учебном плане
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» изучается в рамках предметной области «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности».
- инвариантный модуль- 2 часа в неделю;
- вариативный модуль – 1 час в неделю.
Вобщем в 5 классе - 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Срок реализации 1 год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Основные тематические модули учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура» на уровне основного общего образования:
Модуль «Знания о физической культуре»
В данном блоке теоретические знания по истории физической культуры и спорта, их месте и роли в современном обществе. Учащиеся должны получить знания о значении физической культуры для всестороннего развития человека, укрепления здоровья и подготовки к трудовой деятельности. Формируются понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Рассматривается необходимость коррекции осанки и телосложения, контроля и наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Формируется способность обучающихся к самонаблюдению и самоконтролю, оценка эффективности занятий. Формируется способы выявления и устранения технических ошибок при выполнении физических упражнений. Усваивается техника безопасности при занятиях АФК и спортом.
Специфической особенностью содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР является включение тематики, касающейся перспективных возможностей обучающихся в освоении любительского спорта, и даже спортивной карьеры. Рассматриваются темы возникновения и развития олимпийского движения, олимпийское движение в России, принципы спортивной этики, примеры достижений известных спортсменов.
Модуль «Гимнастика»
В данный блокнеобходимо включать физические упражнения, которые, прежде всего, будут направлены на коррекцию нарушений моторики и психомоторики обучающихся с ЗПР.
Построения и перестроения также включаются в программу занятий по гимнастике. Учащиеся должны владеть самыми простыми способами перестроения и ориентировки в пространстве.
Включаются в занятия и общеразвивающие и корригирующие упражнения, болящая часть которых должна проводиться из положения лежа, а также стоя или сидя – но в уже в меньшем количестве.
Обучение правильному дыханию в покое и при физической нагрузке осуществляет коррекцию дыхания, осанке.
Акробатические упражнения и комбинации (кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты). Гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (перекладине, брусьях, бревне): висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, седы, стойки, наскоки, соскоки. Преодоление гимнастической полосы препятствий.
В занятия могут включаться гимнастические упражнения и комбинации на спортивных снарядах (опорные прыжки, упражнения на гимнастическом бревне (девочки), упражнения на перекладине (мальчики), упражнения и комбинации на гимнастических брусьях, упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки). Ритмическая гимнастика с элементами хореографии (девочки).
Модуль «Легкая атлетика»
Данный блок включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Основное направление занятий легкой атлетикой способствует формированию двигательных навыков, таких как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. На ряду с этим важно развивать такие физические качества, а в дальнейшем их совершенствовать, как быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Метание развивает точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Обучение правильному захвату мяча, соизмерение дистанции от точки броска до цели, способствует формированию правильной пространственной ориентировки.
Легкоатлетические упражнения: техника спортивной ходьбы, бега на короткие, средние и длинные дистанции, метание малого мяча.
Модуль «Спортивные игры»
При организации спортивных и подвижных игр для обучающихся с ЗПР на уроках АФК рекомендуется использовать игры со знакомыми и доступными видами естественных движений (ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом). Правила можно адаптировать в соответствии с возможностями обучающихся. Особое значение для обучающихся с ЗПР имеют подвижные игры с правилами. Они формируют способность обучающегосядействовать целенаправленно, создавать программу действий во внутреннем умственном плане и решать двигательную задачу в соответствии с ней, а так же развивают навыки самоконтроля.
При обучении учеников с ЗПР спортивным играм на уроках адаптивной физической культуры подробно рассматриваются технико-тактические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол. Обсуждаются и запоминаются обучающимися правила спортивных игр. Могут рассматриваться некоторые национальные виды спорта, их технико-тактические действия и правила.
Баскетбол: перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические действия, передача, ведение мяча, броски в кольцо.
Волейбол: перемещение без мяча и с мячом, технические приемы и тактические действия, передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подач.
Футбол: отбор мяча, ведение мяча, обводка соперника, выбор места в обороне и в атаке.
Модуль «Зимние виды спорта (лыжная подготовка)»
Блок включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Техника основных способов передвижения на лыжах:
- передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным);
- подъёмы на лыжах в гору;
- спуски с гор на лыжах;
- торможения при спусках;
- повороты на лыжах в движении;
- прохождение учебных дистанций.
Модуль «Двигательная активность на основе игр и танцев коренных народов Севера и народов, проживающих на территории Югры»
Основы знаний. Зарождение физической культуры народов Севера. Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения, организация, двигательное содержание и функциональная направленность общеразвивающих упражнений. Значение народных танцев в физическом и эстетическом воспитании.
Модуль / тематический блок | Разделы | Учебный материал | |
Знания о физической культуре | Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе. Физическая культура - составная часть культуры, одно из важных средств укрепления здоровья и всестороннего физического развития занимающихся. Понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Необходимость контроля и наблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью. Техника безопасности при занятиях АФК и спортом. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности. История олимпийского движения, современное олимпийское движение в России, великие спортсмены. | Печатные издания Наглядный картинный материал Презентации Видео – фильмы | |
Гимнастика с элементами акробатики | Обучение основным гимнастическим элементам Обучение элементам акробатики | Построения и перестроения. Построения, повороты на месте, перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении. Общеразвивающие упражнения без предметов: Упражнения для развития рук и плечевого пояса: медленные плавные сгибания и разгибания; медленные плавные скручивая и вращения, махи, отведения и приведения. Упражнения для развития мышц шеи. Упражнения для развития мышц туловища. Упражнения на формирование правильной осанки (наклоны, повороты, вращения туловища, в положении лежа; поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища). Упражнения для развития мышц ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседания с партнером, перенос партнера на спине и на плечах, игры с элементами сопротивления. Общеразвивающие упражнения с предметами: Упражнения с набивными мячами: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении (в парах и группе с передачами, бросками и ловлей мяча). Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, медленные повороты и наклоны туловища, приседания (начинать в положении лежа, затем вводить упражнения с утяжелителями сидя, если нет противопоказаний и нарушений осанки). Упражнения с малыми мячами – броски и ловля мяча после подбрасывания вверх, удара о пол, в стену (ловля мяча на месте, в прыжке, после кувырка в движении). Перекаты:вперед и назад из положения лёжа на спине, перекат вперед и назад из положения сидя, перекат вперед и назад из упора присев, круговой перекат в сторону, перекат вперед погнувшись. Упражнения в группировке: в положении лёжа на спине, сидя, в приседе. Кувырки: кувырок назад, кувырок назад прогнувшись через плечо, кувырок вперед, кувырок вперед с прыжка. Стойки: Стойка на лопатках. Стойка на голове и руках, стойка на руках Мост. Перевороты. Постепенно усложняющиеся комбинации элементов в соответствии с двигательными возможностями обучающихся. | |
Легкая атлетика | Обучение технике ходьбы и бега Обучение метанию малого мяча | Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в полу-приседе, спиной вперед). Ходьба на носках с высоким подниманием бедра; ходьба приставным шагом левым и правым боком; ходьба с остановками для выполнения задания (присесть, повернуться, выполнить упражнение и др.); ходьба скрестным шагом; ходьба с изменением направлений по сигналу; ходьба с выполнением движений рук на координацию; ходьба с преодолением несложных препятствий; продолжительная ходьба (10-15 мин.) в различном темпе; пешие переходы по слабопересеченной местности до 1км, ходьба в различном темпе с выполнением заданий и другие. Бег. Бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа; Бег «змейкой», не задевая предметов; то же – вдвоем, держась за руки; Бег по прямой по узкому (30–35 см) коридору; бег с подскоками, с подпрыгиванием и доставанием предметов; бег по ориентирам; бег в различном темпе; медленный бег в равномерном темпе от 5 до 15 минут; «Челночный бег»; бег с максимальной скоростью, остановками, с переноской предметов (кубиков, мячей); бег с грузом в руках; бег широким шагом на носках по прямой; скоростной бег на дистанции 10-30м; бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы, скамейки) в среднем темпе; бег на 20-30м; эстафетный бег на отрезках 15-20м с передачей эстафеты касанием рукой партнера; бег с преодолением препятствий (высота до 20-30см); различные специальные беговые упражнения на отрезках до 30м; бег на 30м на скорость; кроссовый бег по слабопересеченной местности на расстояние до 1000м и другие. Подготовительные упражнения: упражнения на увеличение подвижности (гибкости) в плечевых суставах и в грудном отделе позвоночника; координацию (двигательную ловкость) и быстроту движений; развитие скоростно-силовых качеств. Подготовительные упражнения с мячом: перекатывание мяча партнеру, перекатывания мяча через препятствия, катание мяча вдоль гимнастической скамейки. Подбрасывание и ловля мяча над собой и об стенку. Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы партнеру и ловля двумя руками (с постепенным увеличением расстояния и высоты полета). Дополнительные движения перед ловлей мяча. Упражнения с набивным мячом. Удержание мяча в различных положениях, ходьба с мячом в различных положениях рук, наклоны туловища, приседания с удержанием мяча. Перекатывание набивного мяча руками, ногами, со сбиванием предметов. Стойка на мяче. Упражнения в метании малого мяча. Метание малого мяча в цель. Метание в цель после предварительного замаха. Метание из разных исходных положений. Метание на точность попадания в цель. Эстафеты с метанием в цель, подвижные игры с метанием. | |
Спортивные игры | Обучение игре в волейбол, баскетбол, футбол | Изучение правил игры в волейбол, баскетбол, футбол с использованием наглядности: презентаций, печатных изданий, видеофильмов. Баскетбол: стойка баскетболиста, передвижения к защитной стойке приставными шагами влево, вправо, вперед, назад, с остановками шагом и прыжком без мяча, передача мяча двумя руками от груди с места и шагом, ведение мяча на месте, по прямой, бросок мяча по корзине двумя руками от груди и двумя руками снизу с места. Волейбол: Перемещения и стойки: основная и низкая стойка; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед, остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Передачи: передача мяча сверху двумя руками: над собой – на месте, в парах, в треугольнике; передачи в стену с изменением высоты и расстояния. Нижняя прямая подача: и.п. стоя лицом к сетке, ноги согнуты в коленях, одна нога впереди, туловище наклонено Футбол: Обучение движениям без мяча: бег (в том числе и с изменением направления); прыжки; финты без мяча (туловищем). Обучение движениям с мячом: удар ногой;) прием (остановки) мяча; удар головой; ведение мяча; финты; отбор мяча; вбрасывание мяча; техника вратаря. | |
Зимние виды спорта | Обучение основным элементам лыжной подготовки | 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъёмы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах в движении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км). Построение в одну колонну. Передвижение на лыжах под рукой; с лыжами на плече; поворот на лыжах вокруг носков лыж; передвижение ступающим и скользящим шагом по лыжне; спуск со склонов в низкой стойке, в основной стойке; подъем по склону наискось и прямо «лесенкой»; передвижение на лыжах в медленном темпе на отрезке до 1 км; передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40-60 м. Игры "Кто дальше", "Быстрый лыжник", "Кто быстрее". Передвижение на лыжах до 1км. | |
Двигательная активность на основе игр и танцев коренных народов Севера и народов, проживающих на территории Югры. | Основы знаний. Зарождение физической культуры народов Севера. Народные игры, состязания, самобытные физические упражнения, организация, двигательное содержание и функциональная направленность общеразвивающих упражнений. Значение народных танцев в физическом и эстетическом воспитании. Организующие команды и приемы. Построение в шеренгу по команде. Повороты на месте налево и направо по расположению и по строевой команде. «Нале-во!», «Напра-во!». Строевые приёмы выполнения начальных фаз передвижения в ходьбе и беге. Передвижение в колоннах с разной дистанцией и темпом. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних звеньев тела на другие; воспроизведение поз по показу и словесному описанию; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами. Упражнения на формирование осанки. Комплексы упражнений: на контроль ощущений в постановке головы, плеч, позвоночного столба. Передвижение заданной осанкой; ходьба под музыкальное сопровождение (для девочек – движение «от бедра», для мальчиков – строевой шаг традиционный и ритмичный); танцевальные движения. Акробатические упражнения с элементами национальной борьбы. Стойки, захваты. Приёмы самостраховки – падение на бок, перекаты с одного бока на другой, кувырок вперёд, мост-полумост с помощью и самостоятельно. "Прыжки через нарты", «Скачки на одной ноге", «Заячьи прыжки", "Тройной прыжок с одновременным отталкиванием двух ног», «Метание топора на дальность" Танцевальные упражнения и танцы. Постановка корпуса, позиции ног (1 – 4), позиции рук, танцевальный шаг, подскоки, переменный шаг, прыжки на двух ногах, боковой галоп. Упражнения с мячом – способы удержания мяча, броски и ловли мяча. Элементы изобразительного танца «Сбор черёмухи», Элементы танца «Ляпинский», "Большой медведицы", "С двумя стрелами", элементы фольклорно-спортивных праздников "Медвежья пляска", "Шаманских камланий" и другие способствующие приобщению учащихся к наследию прошлого, формированию координационных способностей и эстетическому воспитанию. Подвижные игры и состязания. На материале гимнастики с основами акробатики, национальной борьбы и танцев: «Бой медвежат», «Перетягивание палки», «Кто сильнее», «Хитрый соболь», «Рыбаки и рыбки», «Скопируй позы», «Воздух, вода, земля, ветер». На материале легкой атлетики: «Оленьи прыжки», «Стаи рыбок», «Вертолёт», «Загони в озеро», «Догонялки», «Деревянные рога», «Метание палки на дальность», «Скачки на одной», «Быстрая лягушка», "Борьба оленей", "Удержись на бревне", "Качалка на качалке", "Перетягивание палки", "Поднимание партнера лежа на спине" и др. |
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел. | Количество часов | В том числе | ||
Практические работы | Лабораторные работы (др.) | Контрольные работы | |||
1. | Вводный урок | 1 | 1 | ||
2. | Лёгкая атлетика | 22 | 22 | ||
3. | Cпортивные игры | 21 | 21 | ||
4. | Гимнастика с основами акробатики | 14 | 14 | ||
5 | Лыжная подготовка | 10 | 10 | ||
6 | Двигательная активность на основе игр и танцев коренных народов Севера | 34 | 34 | ||
Всего: | 102 | 102 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это ошибки, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
При оценивании успеваемости обучающихся, имеющих специальную и подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается характер заболевания и медицинские показания. Данные учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения АФК, отвечают на теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят доклады, презентации, творческие работы и проекты. Учащиеся подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от соревновательной деятельности. Рекомендуется вести индивидуальный мониторинг развития двигательных навыков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
По структуре планируемые результаты освоения программы соответствуют планируемым результатам ПАООП ООО ЗПР, они включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к спортивному прошлому и настоящему многонационального народа России, осознание и ощущение личностной сопричастности спортивной составляющей жизни российского народа); знание истории спорта, знаменитых спортсменов России и мира;
готовность и способность обучающихся с ЗПР к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к занятиям адаптивной физической культурой; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при выполнении физических упражнений и в совместной спортивной деятельности;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, спортивное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к физическим возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на уроках «Адаптивная физическая культура»;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
развитость эстетического сознания через освоение понимания красоты движения и человека;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим основам адаптивной физической культуры, содержащуюся в готовых информационных объектах;
подбирать соответствующие термины к упражнению, движению или спортивному инвентарю;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких упражнений, объяснять их сходство или отличия;
объединять движения, упражнения в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты: составление режима дня, программы тренировок и т.д.
обозначать символом и знаком движение;
определять логические связи между движениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме выполнения упражнения;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания о физическом упражнении, к которому применяется алгоритм;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями изучения теоретических основ адаптивной физической культуры).
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
определять возможные роли в совместной деятельности;
организовывать самостоятельно или совместно с педагогом учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; заниматься индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
распознавать невербальные средства общения в процессе спортивных игр, прогнозировать конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
оценивать качество своего вклада в командный результат.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты по предмету «Адаптивная физическая культура»;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов в части физического совершенствования;
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях – прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать оптимальные ресурсы для совершенствования двигательных функций;
планировать и корректировать свое физическое развитие.
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою деятельность, осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной физической культуре;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
определять критерии правильности (корректности) выполнения упражнения;
обосновывать достижимость выполнения упражнения выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
анализировать собственную деятельность на уроках по адаптивной физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты двигательного развития и делать выводы о причинах его успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к правильному выполнению физического упражнения;
демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевым ориентиром освоения обучающимися с ЗПР программы по адаптивной физической культуре являются предметные результаты освоения программы по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Предметные результаты освоения программного материала по основным тематическим модулям («Знание о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжная подготовка») определяются индивидуально для каждого обучающегося с ЗПР с учетом его особых образовательных потребностей, особенностей развития моторики и психомоторики. Обучающиеся с ЗПР должны уметь использовать полученные в ходе занятий теоретические знания на практике: в условиях тренировочных занятий, соревновательной деятельности, а также в повседневной двигательной деятельности.
В результате изучения предмета «Адаптивная физическая культура» обучающиеся 5 класса научатся:
в сфере предметных результатов:
- играть в одну из спортивных игр (по упрощѐнным правилам);
- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
- организовывать самостоятельные занятия утренней гимнастики, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности;
- выполнять физические упражнения из базовых видов спорта и использовать их в физкультурной деятельности;
- оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой;
- пробегать с максимальной скоростью 60 м из положения низкого стартa;
- пробегать в равномерном темпе до 10 мин (мальчики) и до 9 мин (девочки);
- выполнять прыжок в длину после быстрого разбега с 9—13 шагов;
- выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
- метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырѐхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма;
- метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м;
- выполнять комбинацию изчетырѐх элементов на перекладине (мальчики); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки);
- выполнять акробатическую комбинацию из четырѐхэлементов.
в сфере метапредметных результатов:
- ставить цели и задачи на каждом уроке;
- планировать учебную деятельность на уроке и дома;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
- работать с учебным материалом, по физической культуре, осуществлять поиск информации по вопросам современных оздоровительных систем (в справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять полученные знания в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом;
- излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи;
- оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта;
- осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности, проводить самооценку
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов;
- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
в сфере личностных результатов
- оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий;
- контролировать процесс и личный результат учебной предметной деятельности (вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами и нормативами).
Тематическое планирование.
Тематическое планирование по адаптивной физической культуре 5 б класс | ||
№ урока | Раздел программы/тема занятия | Кол-во часов |
Раздел:Лёгкая атлетика | ||
1 | ТБ. История легкой атлетики. Высокий старт от 10 до 15 м | 1 |
2 | Бег с ускорением от 30 до 40 м Тестирование бег 30 м | 1 |
3 | Скоростной бег до 40 м.Тестирование 3х10 м. | 1 |
4 | Контрольный урок. Бег на 60 м на результат. Тестирование наклон туловища из положения сидя. | 1 |
5 | ТБ. Прыжок в длину с разбега Тестирование прыжок в длину с места | 1 |
6 | Совершенствование прыжков в длину разбега. Тестирование. Подтягивание в висе на перекладине. | 1 |
7 | Прыжок в длину с 7 – 9 шагов разбега. | 1 |
8 | Контрольный урок. Прыжок в длину с разбега. | 1 |
9 | ТБ. Метание малого мяча в горизонтальную цель. | 1 |
10 | Метание малого мяча в вертикальную цель. | 1 |
11 | Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | 1 |
12 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | |
13 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | 1 |
Раздел: Спортивные игры | ||
14 | Техника безопасности на занятиях спортивными играми. Передвижения в баскетболе. | 1 |
15 | Передвижения и остановки в баскетболе. Передачи мяча в парах. | 1 |
16 | Передача мяча со сменой мест. Передвижения, остановка и повороты. | 1 |
Раздел: Спортивные игры | ||
17 | Передвижения и остановки. Ведение мяча в шаге. | 1 |
18 | Ведение мяча. Броски мяча по кольцу. Передачи мяча. | 1 |
Раздел: Гимнастика | ||
19 | ТБ. Гимнастика, ее история. Перестроение из одной колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением. | 1 |
20 | Кувырок вперед. | 1 |
21 | Кувырок назад. | 1 |
22 | Стойка на лопатках. | 1 |
23 | Кувырок назад и перекатом стойка на лопатках Мост» из положения, лежа на спине. | 1 |
24 | Комбинация из освоенных элементов. | 1 |
25 | Контрольный урок комбинация из освоенных элементов. | 1 |
26 | Висы. | 1 |
27 | Опорный прыжок. | 1 |
28 | Тестирование сгибание разгибание рук в упоре. | 1 |
29 | Упражнения в равновесии. | 1 |
30 | Тестирование Прыжки со скакалкой 30 сек. | 1 |
Раздел: Гимнастика | ||
31 | Лазанье по канату в два приема. | 1 |
32 | Контрольный урок. Лазанье по канату в два приема. | 1 |
Раздел:Лыжная подготовка | ||
33 | Ознакомление с историей лыжного спорта. Основные правила соревнований. Одежда, обувь и лыжный инвентарь. Инструктаж по ТБ. | 1 |
34 | Прохождение дистанции по прямой скользящим шагом. Техника лыжных ходов, одновременный бесшажный ход. Техника торможения плугом. | 1 |
35 | Освоение техники лыжных ходов, одновременный бесшажный ход. Техника торможения плугом. Подъем скользящим шагом Прохождение дистанции от 1 км до 3 км.Спуски в основной стойке. | 1 |
36 | Прохождение дистанции 100м ступающим шагом, дистанцию 500м – скользящим. Уметь выполнять повороты. | 1 |
37 | Прохождение дистанции попеременным двухшажным ходом 500-800м. Уметь подниматься и спускаться с горы. Стартовый разгон 50м. | 1 |
38 | Совершенствование навыков бега наперегонки 500м. | 1 |
39 | Совершенствование попеременногодвухшажного и одновременногобесшажного ходов. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. | 1 |
40 | Совершенствование попеременногодвухшажного и одновременного бесшажногоходов.Передвижение на лыжах 3 км. | 1 |
41 | Выполнение подъёма «полуёлочкой». Торможение «плугом». Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. | 1 |
42 | Освоение поворотов переступанием. Передвижение на лыжах 3 км. | 1 |
Раздел: Спортивные игры | 1 | |
43 | Ознакомление с историей баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Инструктаж по ТБ. | 1 |
44 | Ознакомление со стойками игрока и х освоение. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.Остановка двумя шагами и прыжком. | 1 |
45 | Освоение поворотов без мяча и с мячом. Выполнение комбинаций из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) | 1 |
46 | Выполнение ловли и передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге ) | 1 |
47 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой | 1 |
48 | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.. Вырывание и выбивание мяча. | 1 |
49 | Выполнение комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок; из элементов техники перемещений и владения мячом | 1 |
50 | Освоение тактики свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». | |
51 | Совершенствование навыков игры по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания | 1 |
52 | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. | 1 |
53 | Техника безопасности. Волейбол. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Эстафеты. | |
54 | Волейбол. Стойка и перемещение игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку. Эстафеты. | 1 |
55 | Волейбол. Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу двумя руками через сетку. Игра по упрощенным правилам. | 1 |
56 | Волейбол. Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу двумя руками через сетку. Игра по упрощенным правилам. | 1 |
57 | Волейбол. Комбинации из освоенных элементов (прием, передача, удар). | 1 |
58 | Волейбол. Прием мяча снизу двумя руками через сетку. | 1 |
Раздел:Лёгкая атлетика | ||
59 | ТБ. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Тестирование бег 30 м. Тестирование 3х10м. | 1 |
60 | Контрольный урок. Бег на 60 м на результат. Тестирование наклон туловища из положения сидя. | 1 |
61 | ТБ. Прыжок в длину с разбега. Тестирование прыжок в длину с места. | 1 |
62 | Прыжок в длину сразбега 7 – 9 шагов. Тестирование Подтягивание в висе на перекладине. | 1 |
63 | Контрольный урок. Прыжок в длину с разбега. | 1 |
64-65 | ТБ. Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | 2 |
65-67 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | 2 |
68 | Контрольный урок. Метание малого мяча на дальность с 4-5 бросковых шагов. | 1 |
Проведено за год: Из них практических работ: | 68 68 |
Из вариативной части
Тематическое планирование по физической культуре 5класс | ||
№ урока | Раздел программы/тема занятия | Кол-во часов |
Раздел:Зарождение физической культуры народов Севера. | ||
1 | Организующие команды и приёмы. | 1 |
2 | Общеразвивающие упражнения. Игра «Хейро». | 1 |
3 | Упражнения на формирование осанки. Игра "Удержись на бревне" | 1 |
4 | Лазание и перелазание. Игра «Каюр и собаки» | 1 |
5 | Упражнения на ловкость. Игра «Олени и пастух» | 1 |
6 | Упражнения на развитие слуховой памяти. Игра «Сова и евражки», «Белый шаман» | 1 |
7 | Упражнения на развитие зрительной памяти. Игра «Рыбаки» | 1 |
8 | Обобщающий урок. | 1 |
Раздел:Северный хоровод. | ||
9 | Фигура «Два круга» | 1 |
10 | Фигура «Круг в круге» | 1 |
11 | Фигура «Корзиночка» | 1 |
12 | Фигура «Улитка» | 1 |
13 | Фигура «Ручеек» | 1 |
14 | Движение в хороводе с палкой | 1 |
15 | Зачетный урок по технике выполнения хоровода | 1 |
Раздел:Хантыйские забавы | ||
16 | Культура и традиции праздников народов Югры. | 1 |
17 | Подвижные игры на основе Медвежъего праздника | 1 |
18 | Подвижные игры на основе праздника «Воронний день» (Ворнахатл) | 1 |
19 | Подвижные игры на основе праздника «День трясогузки» (Вурщиххатл) | 1 |
20 | Состязания на матнриале гимнастики с основами национальной борьбы. Игра "Перетягивание палки" | 1 |
21 | Состязания на материале гимнастики с основами национальной борьбы. Игра «Поднимание партнера лежа на спине» | 1 |
22 | Состязания на материале гимнастики с основами национальной борьбы. Игра «Поднимание партнера лежа на спине» | 1 |
23 | Состязания на материале гимнастики с основами национальной борьбы. Игра «Удержись на бревне» | 1 |
24 | Урок - прогулка «Бег в снегоступах» | 1 |
25 | Урок - прогулка.Подвижные игры на свежем воздухе. | 1 |
Раздел:Игры и состязания народов проживающих на территории Югры. | ||
26 | Характеристика национальных игр и их значение в промыслово-трудовой деятельности. | 1 |
27 | Русские народные игры «Горелки», «Золотые ворота» | 1 |
28 | Башкирские народные игры «Липкие пеньки» и т.д. | 1 |
29 | Татарские народные игры «Маляр и краски» и т.д. | 1 |
30 | Игры народов Дагестана «Слепой медведь», «Шапка канатоходца» и т.д. | 1 |
31 | Беларусские и украинские народные игры «Ленок», «Просо» | 1 |
32 | Армянские народные игры «Крепость» и т.д. | 1 |
33 | Тест «Игры и состязания народов Севера» | 1 |
34 | Обобщающий урок | 1 |
Проведено за год: Из них практических работ: | 34 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 8 класс 2017-2018
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 8 класс 2017-2018...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 5 класс 2018-2019
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 5 класс 2018-2019...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 8 класс 102 часа
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г.
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 6 класс 2022-2023 уч.г....
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г.
Адаптированная рабочая программа по физической культуре 7 класс 2022-2023 уч.г....