Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов
рабочая программа по истории (8 класс)
Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии. Дети знакомятся с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_progr_ikn_8_kl.docx | 29.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО ____________/Половинкина Т.А./ Протокол №__ от «__» __________________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Юркинская СОШ» ______________/Баландина Т.А./ «__»_____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Юркинская СОШ» _______________/Немцева Т.Г./ Приказ №__ от «__»________________2018 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории культуры народов
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(8 класс, умственная отсталость)
к учебнику «ИКН 8 класс»
(автор: А.А. Андриянов.)
учителя истории Немцевой Т.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №__ от
«___»_______________2018 г.
2018/2019 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Региональное образование, являясь социальным способом наследования этнокультуры, выступает в качестве особой сферы социокультурной практики, обеспечивает уровень общественного и личностного познания, реализует передачу и воспроизводство культурного опыта поколений.
Курс «История и культура народов Марий Эл» разработан с учетом адаптированной программы для умственно отсталых детей. Данный курс призван обеспечивать региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся в области истории, этнографии, этнопедагогики, культуры и искусства народов Марий Эл.
Ведущими идеями программы являются усвоение обучающимися значимости взаимопонимания между народами, межличностного доверия, толерантности, лояльности, уважения к взглядам и верованиям людей независимо от их этнокультурной принадлежности. Вместе с тем подчеркивается важность воспитания интолерантности к таким явлениям, как ксенофобия и этнонигилизм, при безусловном признании приоритетности формирования позитивной этнической идентичности. В программе сделан акцент на формирование духовно-нравственной личности в процессе изучения и усвоения истории и культуры народа мари и других народов Марий Эл, воспитание гражданственности у молодежи, патриотических чувств и гордости за свою малую Родину.
Для выполнения этих идей поставлены конкретные цели и предполагается решение следующих задач:
1. обучающие:
- ознакомление с историей Республики Марий Эл, с этнографией, культурным наследием народов, населяющих Республику Марий Эл, с многочисленными источниками устной и письменной литературы и умения пользоваться этими источниками;
- расширение кругозора обучающихся в области развития истории и культуры марийского края;
2. развивающие:
- развитие интереса к истории Марий Эл и Марийского края, к культуре и традициям народов республики (марийцев, русских, татар, удмуртов, чувашей и др.);
- развитие аналитических способностей обучающихся;
- формирование умения видеть проблемы, порождаемые полиэтническим и поликультурным характером местного сообщества, и способностей отстаивать толерантную и конструктивную стратегию поведения в возможных сложных ситуациях.
- формирование этнокультурных компетенций, приобретение минимума умений и навыков, которые будут необходимы в дальнейшей жизненной практике;
3. воспитывающие:
- воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры своей малой Родины;
- формирование уважительного отношения к народам, проживающим в Марий Эл, к их традициям, обычаям и культуре;
- воспитание эмпатии, товарищества и содружества;
- воспитание эстетического восприятия окружающего мира и чувства ответственности за его сохранность.
Предметом изучения курса «История и культура народов Марий Эл» история, этнография, этнопедагогика, культура и искусство народов Марий Эл.
Стержнем программы является исторический блок. Основная часть структуры курса связана со структурой федерального компонента курса истории. Культурологический блок раскрывается по мере изучения истории Марий Эл.
Общее количество часов на предмет в течение учебного года составляет по 34 часа в каждом классе. По окончании изучения курса «История и культура Марий Эл» обучаемые должны знать основные этапы истории края, основы истории развития этнической карты и современной этнической ситуации в республике, особенности культуры народов и их истоки.
Данный учебный предмет будет способствовать как процессу приобщения к истории и культуре России в целом, так и к процессу личностного становления обучающегося в условиях своей культуры, а также воспитанию взаимопонимания, чувства межличностного доверия между обучаемыми - представителями разных этнических групп.
Содержание тем учебного курса
8 КЛАСС
Учебно-тематический план
Темы занятий | Количество часов (всего) | Теоретические занятия | Практические занятия | |
1 | Марийский край в XIX веке | 8 | 6 | 2 |
2 | Духовная культура и просвещение | 7 | 5 | 2 |
3 | Моя семья, родство | 3 | 2 | 1 |
4 | Финно-угроведение | 5 | 3 | 2 |
5 | Праздники | 3 | 2 | 1 |
6 | Музыкальная культура | 2 | 1 | 1 |
7 | Из истории театра | 2 | 1 | 1 |
8 | Изобразительное искусство | 3 | 2 | 1 |
9 | Итоговый урок | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 23 | 11 |
Тема 1. Марийский край в XIX веке
Жизнеобеспечение марийцев в XIX веке. Особенности хозяйства и материальной культуры: поселения и жилища, одежда, обувь, головные уборы, украшения, пища и утварь.
Население Марийского края в XIX веке. Изменения в сельском хозяйстве. Рост крестьянских неземледельческих занятий. Помещичьи и удельные крестьяне. Юринская вотчина Шереметевых. Государственные крестьяне. Реформа П.Д. Киселева. Акрамовское восстание крестьян в 1842 г. Отражение Акрамовского движения в художественной литературе.
Результаты крестьянских реформ 1861, 1863 и 1866 гг. в Марийском крае. Изменения в сельском хозяйстве: рост товарности, внедрение новых культур, технические новинки. Усиление социального и имущественного расслоения. Развитие неземледельческих промыслов.
Развитие промышленности. Лесозаготовки, деревообработка, смолокурение. Машинная промышленность.
Города. Торговля. Козьмодемьянская лесная ярмарка.
Земская реформа и земское движение в Марийском крае.
Строительство крупных промышленных предприятий. Кожевенно-рукавичное производство. Развитие торговли.
Художественное стекло Ульяновского стеклозавода. Хроника всероссийских художественных промышленных выставок с участием завода.
Тема 2. Духовная культура и просвещение.
Религиозное движение марийцев «Кугу сорта». Православие в Марийском крае.
Христианизация Марийского края в XIX веке. Перевод Евангелия на марийский язык А.Альбинским. А.Альбинский – автор «Черемисской грамматики». Иносказательный смысл притчи. Притчи о зерне горчичном, о пшенице и плевелах, о талантах.
Развитие просвещения. Создание братства святителя Гурия (1867). Система Н.И. Ильминского. Деятельность первых просветителей (С. Михайлов).
Просветители: мар. - С. Нурминский, П. Ерусланов, И. Моляров, Т. Семенов, Г.Яковлев; рус. - Н. Ильминский; тат. - Г.Насыри, Ш. Марджани; чув. - И. Яковлев, М. Федоров; удм. - И. Михеев, Г.Верещагин.
Первые сельские школы, уездные училища. Первые марийские буквари. Казанская инородческая учительская семинария. Уньжинская центральная черемисская школа.
Заметки А.И.Герцена о чувашах и марийцах Казанской губернии.
Из «Записок» А. Фукс о чувашах и марийцах Казанской губернии.
Исследователь И.Н. Смирнов и его труды о марийцах и других народах Поволжья.
Первые нотные публикации марийского музыкального фольклора (А. Риттих, Н. Абрамский).
Тема 3. Моя семья. Родство.
Семья и общество. Особенности семейных отношений у разных народов. Долг служения семье и отечеству.
Семья с точки зрения православной этики. Любовь к «ближнему» - начало нравственности. Жертва для «ближнего» в личной жизни, семье, обществе. Жизнь как подвиг. Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета, посещение княгиней Николо-Березовского черемисского монастыря.
Притча о царе, отправляющемся на войну; притча о возвращении блудного сына.
Тема 4. Финно-угроведение.
Уральская языковая семья. Финно-угорские и самодийские языки. Летописные финно-угорские народы (меря, мурома, мещера, печера, чудь, весь). Этимология названий финно-угорских народов. Прародина финно-угров.
Краткая характеристика современных финно-угорских народов: географическое положение, численность населения, религии, государственный статус, столицы, флаги, гербы.
Культура финно-угорских народов. Письменность. Литературные языки. Эпос. Литература. Музыка. Художественная культура. Выдающиеся деятели культуры финно-угорских народов: композиторы, артисты, художники, писатели, спортсмены.
Вклад культур финно-угорских народов в мировую культуру.
Культурные связи марийцев с зарубежными финно-уграми: финно-марийские, венгерско-марийские, эстонско-марийские.
Тема 5. Праздники.
Календарные (народные) праздники марийского народа.
Гостеприимство. Традиционные гостевые песни.
Традиционные праздничные блюда.
Праздничная одежда, обувь.
Праздничный этикет.
Практические навыки. Разучивание гостевой песни родной стороны.
Тема 6. Музыкальная культура.
Классификация народных песен. Марийская народная песня «Выдшы йога» («Воды текут»). Интонационное родство марийских и венгерских, финских и эстонских песен.
Опера И.Молотова «Элнет» (дуэт Веткана и Чачий). Образ учителя Веткана.
Тема 7. Из истории театра.
Республиканский горномарийский драматический театр. Общие сведения. Знакомство с ведущими актерами театра.
Театр юного зрителя. Общие сведения. Репертуар.
Творческий урок. Встреча с артистами Горномарийского театра, просмотр спектакля.
Тема 8. Изобразительное искусство.
Жанр пейзажа в творчестве художников республики. Разнообразие сюжетов и художественно-выразительных средств, основные лейтмотивы пейзажных картин.
Ю.С.Белков «Весна», «Апрель» (Х., м.), А.Бутов «Казахстанская Магнитка» (Х., м.), П.Горбунцов «Весна» (Х., м.), С.Подмарев «Вечный зов» (Х., м.), Б.Тарелкин «Во власти весны» (Х., м.), Н.Токтаулов «Пейзаж зимний» (Х., м.).
Марийское региональное отделение Всероссийской творческой организации «Союз художников России». Встреча с художником.
Экскурсия. Национальная художественная галерея, Республиканский музей изобразительных искусств.
Тема 9. Итоговый урок.
Современные издания и публикации о столице Республики Марий Эл Йошкар-Ола.
Исследовательские навыки: Подготовка презентации о Йошкар-Оле.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ урока | Название |
Тема 3. Марийский край в XIX веке | |
1 | Жизнеобеспечение марийцев в XIX веке. Особенности хозяйства |
2 | Особенности материальной культуры |
3 | Население Марийского края в XIX веке. Юринская вотчина Шереметевых |
4 | Реформа П.Д. Киселева. Акрамовское восстание 1842 г. |
5 | Результаты крестьянских реформ в Марийском крае |
6 | Изменения в сельском хозяйстве. Развитие неземледельческих промыслов. |
7 | Города. Торговля |
8 | Развитие промышленности |
Тема 2. Духовная культура и просвещение | |
9 | Христианизация Марийского края в XIX веке |
10 | Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья |
11 | Первые школы, буквари |
12 | Марийские литераторы-просветители второй половины XIX века |
13 | Просветители Марийского края |
14 | Исследования о марийцах и других народах Поволжья |
15 | Из истории школ села Пайгусово |
Тема 3. Моя семья, родство | |
16 | Особенности семейных отношений у разных народов |
17 | Любовь к «ближнему» - начало нравственности |
18 | Жизнь как подвиг |
Тема 4. Финно-угроведение | |
19 | Уральская языковая семья |
20 | Краткая характеристика современных финно-угорских народов |
21 | Вклад культур финно-угорских народов в мировую культуру |
22 | Культурные связи марийцев с зарубежными финно-уграми |
23 | Эпос финно-угорских народов |
Тема 5. Праздники | |
24 | Календарные праздники марийского народа |
25 | Гостеприимство. Праздничный этикет |
26 | Разучивание гостевой песни родной стороны |
Тема 6. Музыкальная культура | |
27 | Классификация народных песен |
28 | Опера И.Молотова «Элнет» |
Тема 7. Из истории театра | |
29 | Республиканский горномарийский драматический театр |
30 | Республиканский театр кукол. ТЮЗ |
Тема 8. Изобразительное искусство | |
31 | Жанр пейзажа в творчестве художников республики |
32 | Марийское региональное отделение Всероссийской творческой организации «Союз художников России» |
33 | Национальная художественная галерея. Республиканский музей изобразительных искусств |
34 | Директорская контрольная работа |
8 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ МАРИЙ ЭЛ
№ п/п | Темы | Что должен знать | Что должен уметь |
1 | Марийский край в XIX веке | о населении Марийского края в XIX веке. Реформа П.Д. Киселева. Акрамовское восстание крестьян в 1842 г. о появлении и развитии крупных промышленных предприятий о результатах крестьянских реформ 1861, 1863 и 1866 гг. в Марийском крае; об изменениях в быту населения края. | отображать события первой половины XIX веке называть известные предприятия в родном крае рассказывать о влиянии реформ второй половины XIX века на развитие марийского края |
2 | Духовная культура и просвещение | об изменениях в материальной культуре населения края; о развитии просвещения. Первые сельские школы. о роли Казанского университета в просвещении нерусских народов Поволжья; об укреплении позиций православия в Марийском крае | находить письменные источники о развитии просветительской деятельности работать с письменными и другими видами источников при изучении культуры и образования находить письменные источники о развитии духовной культуры марийского народа |
3 | Моя семья, родство | о роли семьи в обществе | рассказывать о примерах служения семье и отечеству |
4 | Финно-угроведение | о финно-угорских народах, вкладе фино-угорских народов в мировую культуру, о культурных связях марийцев с зарубежными финно-уграми. | давать краткую характеристику финно-угорским народам. |
5 | Праздники | о календарных (народных) праздниках марийского народа, традициях гостеприимства, соблюдении праздничного этикета. | исполнять гостевые песни родной стороны |
6 | Музыкальная культура | классификацию народных песен, об интонационном родстве марийских и венгерских, финских и эстонских песен. | дать оценку творчеству музыкальных и хореографических коллективов |
7 | Из истории театра | о зарождении Горномарийского театра, о ТЮЗе, РТК. | знакомиться с репертуаром Горномарийского театра, ТЮЗа, РТК. Знать ведущих артистов театра. |
8 | Изобразительное искусство | о пейзаже в творчестве художников республики | называть известных художников и их полотна |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
История и этнография
- Айплатов Г. Н. История Марийского края с древнейших времен до конца XIX века. - Йошкар-Ола, 1994.
- Андреянов А. А. Город Царевококшайск: страницы истории (конец XVI – начало XVIII века). - Йошкар-Ола, 1991.
- Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (Историко-педагогические очерки). - Йошкар-Ола, 2002.
- Архипов Г. А. Марийский край в памятниках археологии. - Йошкар-Ола, 1976.
- Архипов Г. А. Марийцы 1Х-Х1 вв. К вопросу о происхождении народа. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1973.
- Воронцова О. П. , Галкин И. С. Топонимика Республики Марий Эл: Историко-этимологический анализ. - Йошкар-Ола, 2002.
- Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа: Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1999.
- Иванов И. Г. Из истории марийской письменности: В помощь учителю истории культуры. - Йошкар-Ола, 1996.
- История и культура марийского народа. Серия хрестоматий:
Хрестоматия для учителей начальной школы. - Йошкар-Ола.-
1992. - 106 с.
Хрестоматия по истории и культуре марийского народа: Для учи- телей 3-4 классов. Ч. 2. - Йошкар-Ола, 1993. - 244 с.
Хрестоматия для учащихся 5-6 классов. - Йошкар-Ола, 1993. –
232 с.
Хрестоматия для учащихся 7 класса. - Йошкар-Ола, 1994. - 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
Причины появления рабочей программы:-недостаточное количество времени на изучение истории родного края в курсе истории России;-отсутствие учебно-методического обеспечения;-сам...
Рабочая программа по предмету "Культура народов Ямала" (7 класс)
Согласно закону Российской Федерации "Об образовании", одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурны...
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 1 - 9 классов разработана всоответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (Федеральный ...
Рабочая программа по предмету Культура народов РС(Я) в 5-9 классах.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Культура народов РС(Я), МО РС(Я), 2014. В год 34 часа: 1 час в неделю....
Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс
Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 8 класс...
Адаптированная рабочая программа по Истории и культуре родного края 9(10) класс
Рабочая программа для коррекционной школы...
Адаптированная рабочая программа по истории культуры народов в 5 классе
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья помогает детям получать знания, умения при изучении предмета по истории культуры народов. В очень доступной, и...