Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине
методическая разработка по истории (5 класс)

Сиренко Олег Ростиславович

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина,  изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской религии императорской властью; понимание изменений положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №511, г. Санкт-Петербург, Пушкинский район

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс

Тема: «Римская империя при Константине»

Учитель истории:   Сиренко Олег Ростиславович

2018-2019 учебный год.

Технологическая карта урока истории.

Тема урока:  Римская империя при Константине.

Адресная аудитория:  5 класс

Оборудование:  Учебник Годер  Г.И., Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс, М: Просвещение 2004 г.,

                        электронное приложение к учебнику; карта «Римская империя в IV в. н.э.»,  доска,  экран,

 проектор, компьютер.

Место урока в системе в системе уроков:  глава 15  Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Форма урока:  урок-дискуссия.

Форма работы:  групповая,  индивидуальная,  фронтальная.

Используемые  педагогические  технологии:  развивающее обучение.

Цель урока:  охарактеризовать деятельность императора Римской империи Константина.

Задачи:

    Предметные

  1. Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.
  2. Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.

  1.  Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение  при ответе использовать историческую карту.

 Метапредметные

  1. Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию  индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.

Личностные

  1. Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Регулятивные

  1.  Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

 


Ход урока:

Этапы урока

Вре-мя (мин.)

Деятельность

Приемы методы, формы работы, техноло-гии

Прогнозируемые результаты

Учителя

Деятельность учащихся

Предметные

УУД

1.  Организационный момент

2

Организует внимание, готовность к уроку.

Какой раздел мы изучали  на прошлом уроке?

Что показалось наиболее интересным?

Включаются в деловой ритм урока.

Римская империя в первые века нашей эры

словесный

Психологическая готовность к уроку

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Актуализация знаний

5

Опираясь на текст изученных параграфов главы 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи, класс разгадывает

 кроссворд по карточкам заданиям.

9 - 10 правильных слов – оценка «5»

 7 - 8                                 –            «4»

 5 - 6                                 –            «3»

менее 5-ти правильных слов  –  «2»

ОЦЕНКА  ?

ученики отгадывают кроссворд,  

оценивают друг друга

Индивиду-альная

Группо-вая,

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и плани-ровать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. 

Переход к изучению новой темы.

5

Со времени императора Траяна римляне не вели завоевательных войн. Но необходи-мость вынуждала их держать на своих грани-цах большие армии, поскольку в пределы им-перии вторгались племена варваров. Римские полководцы использовали свои армии не только для обороны границ, но и для борьбы за императорскую власть. В конце III в. серьёзные реформы гос-й власти провёл император Диоклетиан. Он усилил вой-ско, подавил народные движения, отра-зил набеги варваров, но в 305 г. отказался от власти. После этого между полковод-цами империи началась борьба за власть, в которой победителем вышел Константин, ставший императором.

Проблемный вопрос:

Что изменилось в государстве в период правления императора Константина?

Почему императора Константина назвали Великим?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы:

Кого римляне называли варварами?

Какое государство называют империей?

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4.

Изучение новой темы

5

Вопросы урока:

1. Деятельность императора Константина.

2. Перемены в положении христиан

3. Перенос столицы.

       Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника:

         прочитав п.1, 2, 3 § 59 учебника, выяснить, какие изменения во власти, армии, земледелии Римской империи произошли в начале IV века.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь вопросы урока.

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Усвоение новых знаний

5

2. Беседа по прочитанному :

- как изменился численный и национальный состав армии Римской империи?

- как изменилось положение колонов? - для чего Константин издал указ, запрещающий колонам уходить со своих участков?

Основные понятия:

Армия увеличилась,

Галлы, германцы, сирийцы

Обсуждают прочитанное. Отвечают,

предлагают ответы на вопросы

Записывают в рабочие карты

Записывают в тетрадь основные понятия.

Фронтальная, наглядно иллюстративный

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.

Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

6. Физкультминутка

1

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

7.

Изучение новой темы

8

Рассказ учителя.

      В период правления Константина измени-лось и положение христиан. Он понял, что они не призывают людей к свержению импе-ратора и разрушению государства, поэтому в 313 г. издал указ, разрешающий верующим строить храмы и ходить молиться. Гонения на христиан прекратились. Вскоре все епис-копы договорились создать единую церковь для всей империи, книги об Иисусе и его уче-никах считать священными. Эти книги соста-вили  Новый Завет.

     В 330 году Константин перенёс столицу империи на берег пролива Босфор в грече-ский Византий, переименовав её в Константинополь.

Показ видео

Основные понятия:

ВАРВАРЫ, НОВЫЙ ЗАВЕТ, ЕПИСКОП

Даты:       313 год,          330 год.

Слушают учителя.

Записывают в тетрадь основные понятия и даты.

Презентация ученика

Фронтальная, наглядно иллюстративный

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы.

Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

8.

Работа на карте.

5

Вопросы учителя:

- покажите, где был основан Константино-поль, на берегу какого пролива?

- почему император Константин перенёс столицу империи?

- покажите, какие два моря соединяет этот пролив?

- какие традиционные для Рима объекты были построены в новой столице?

Один ученик показывает на карте, остальной класс работает с атласами, отвечают на вопросы, Заполняют карту

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно найти и пока-зать на карте ответы на вопросы

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.

9.

Ответ на проблемный вопрос

4

Вопрос учителя:

          Что изменилось в государстве в период правления императора Константина?

Почему императора Константина назва-ли Великим?

Кого в русской истории назвали «Великим»? Почему?

По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос

Фронтальная

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение вступать в диа-лог, участвовать в кол-лективном обсуждении вопроса.

10.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5

      Учитель выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок.

      Впишите недостающие буквы:

- этим словом римляне называли народности, чей язык не понимали

в _____ ы.

- в начале IV века борьбу полководцев за императорскую власть выиграл

К ________ н.

- жители Римской империи, которым Константин запретил уходить с обрабатываемых участков-      к ____ ы .

- священники целой области выбирали главного в ней руководителя христиан, который назывался          е _____ п.

- организация христиан -      Ц _____ ь.

- с 330 года столицей Римской империи стал город К-------------ь.

- вторая часть Библии –

Н ____ й З ____ т.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов.

Фронтальная

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

11. Подведение итогов урока.

2

Подводит итоги работы.

Объявле-ние оценок

Дать оценку работы учащихся

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

12. Информация о домашнем задании

1

§ 59 учебника, отвечать на вопросы параграфа, контурная карта 16, задание 1.

Подготовить устное высказывание о величии Константина

Учащиеся записывают в дневники задание.

Словесный

Обеспечение понимания детьми содер-жания и спосо-бов выполне-ния  дом. за-ия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соседи Римской империи"

Файл содержит технологическую карту урока по теме "Соседи Римской империи"....

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...

Рабочая карта ученика урока "Римская империя при императоре Константине"

Рабочая карта разработана для систематизации учащимися в письменной форме матетиала изучаемого по теме урока...

Технологическая карта урока истории древнего мира «Рим при императоре Нероне». (5кл)

На данном уроке планируется познакомить обучающихся с личностью Нерона, выяснить основные черты его правления, расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности в исто...

Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке"

Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке" по учебгнику "Всеобщая история. История Нового времени". 8 класс - Юдовская А.Я.,...

Римская империя при императоре Константине

Римская империя при императоре Константине...