Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».
методическая разработка по истории (9 класс)
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису.. Правительственный курс начала царствования Николая II вызвал разочарование и недовольство всех слоев населения, ожидавших от царя кардинальных реформ. Главный итог 1917 г. – ликвидация устаревшего политического строя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории
в 9 классе
по теме «Революции в России начала XX столетия».
Автор:
Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новониколаевская основная общеобразовательная школа».
Новониколаевка
2018 г.
Пояснительная записка | ||
1. | Автор (ФИО, должность) | Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания |
2. | Название ресурса | Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Революции в России начала XX столетия» |
3. | Вид ресурса | Документ, презентация |
4. | Предмет, УМК | История |
5. | Цель и задачи ресурса | Цель: систематизировать знания учащихся о революциях начала XX столетия. Задачи: 1. Образовательная - ознакомить с причинами и последствиями революционных ситуаций в России в начале XX века, политическими партиями. 2. Развивающая – способствовать развитию аналитических умений обучающихся, навыков работы с учебным текстом, историческими документами, заполнении сравнительных таблиц. 3. Воспитательная – продолжить формирование нетерпимого отношения к различным формам угнетения народа, несправедливости, неравенству в обществе. |
6. | Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс | 9 класс |
7. | Программа, в которой создан ресурс | Microsoft Word 2010 |
8. | Методические рекомендации по использованию ресурса | Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Революции в России начала XX столетия» может быть рекомендована при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебного предмета «История России». |
План урока
Тема раздела | От новой истории к новейшей |
Тема урока | Революции в России начала XX столетия |
Цель | Систематизировать знания учащихся о революциях в России начала XX столетия. |
Задачи | |
1. Образовательная | Обобщить знания учащихся причин и последствий революционных ситуаций в России в начале XX века. |
2. Развивающая | Способствовать развитию аналитических умений обучающихся, навыков работы с учебным текстом, историческими документами, заполнении сравнительных таблиц. |
3. Воспитательная | Продолжить формирование нетерпимого отношения к различным формам угнетения народа, несправедливости, неравенству в обществе. |
Хронометраж урока | 90 минут |
Тип урока | Повторительно-обобщающий |
Вид урока | Комбинированный |
Педагогические технологии | Технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно-знаковых моделей |
Метод обучения | Устный, письменный, частично-поисковый, сравнительный |
Приемы обучения | рассказ, беседа, сравнение, анализ, презентация, просмотр видеосюжетов или картин, заполнение таблиц |
Форма организации познавательной деятельности | Фронтально-групповая, индивидуальная |
Средства обучения | 1. Компьютер. 2. Проектор. 3. Экран. 4. Презентация. |
Литература | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX- нач. XI в., учебник для 9 класса общеобразовательных школ.- М., «Просвещение» 2014г. |
Метод контроля | Устный, письменный |
Межпредметные связи | Обществознание |
Основные понятия, термины | Петиция, Манифест, стачка, Государственная дума, парламентаризм, партия, двоевластие, республика, коалиция, декреты, Временное правительство, Петроградский Совет, Учредительное собрание, политические партии. |
Место проведения | Учебный кабинет |
Формирование знаний | 1. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 - 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов). 2. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия». 3. Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка. 4. Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года. 5. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета. 6. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны - осени 1917 года. 7. Объяснение причин прихода большевиков к власти. |
Формирование умений | 1. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. 2. Оценка итогов революции 1905—1907 годов. Россия в период столыпинских реформ. 3. Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения. |
Общие компетенции | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость революционных событий начала XX века. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий. ОК 8. Заниматься самообразованием. |
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация и целеполагание
Вопросы:
1. Вспомните, каких преобразований ждало общество в начале XX столетия?
2. Какие социальные слои общества были недовольны политикой Николая II?
3. Чем закончилась для России русско-японская война 1904 – 1905 гг.?
4. К каким последствиям в обществе приводит нерешенность социально-важных вопросов?
( Общие выводы:
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису. Правительственный курс начала царствования Николая II вызвал разочарование и недовольство всех слоев населения, ожидавших от царя кардинальных реформ.
Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - всё это не могло не породить социальный взрыв. Катализатором, ускорившим возникновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900-1903 гг. и позорное поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.
Все эти проблемы и противоречия в конечном итоге привели к первой русской революции (1905–1907) и определили её характер как буржуазный по целям: 1) свержение самодержавия; 2) уничтожение остатков феодализма в политической и экономической сфере; 3) установление в стране конституционного строя.
Февральская революция 1917 г. была обусловлена теми же причинами, носила тот же характер и имела такую же расстановку политических сил, что и революция 1905 – 1907 гг. Революция 1905 – 1907 гг. явилась предпосылкой революции 1917 г.
Однако революция 1917 г. проходила уже в иной исторической обстановке, нежели революция 1905 – 1907 гг.: обострение социальных и политических противоречий, усугубленных тяготами долгой и изнурительной мировой войны, экономическая разруха вызвала обострение нужды и бедствия народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство политикой самодержавия. Резко падал авторитет Николая II.
Политическая ситуация накануне Октября
После февральской революции в стране создалась политическая ситуация, характеризуемая следующими особенностями:
- двоевластие – переплетение двух властей, двух диктатур: власти Временного правительства (диктатура буржуазии) и власти Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (революционно-демократическая диктатура рабочих и крестьян);
- многопартийность, выход большевиков из подполья; лидерство социалистических партий в Советах;
- свобода печати (масса свободных изданий, в том числе более сорока большевистских газет);
- возвращение из ссылок и эмиграции лидеров революционных партий;
- уход правых сил с политической арены;
- свобода собраний, массовые митинги и демонстрации;
- антивоенные демонстрации на фронтах, приказ № 1 Петроградского Совета, создание солдатских и матросских комитетов, дезертирство из армии, криминогенная обстановка;
- захват крестьянами частновладельческих земель и угодий, требования более выгодных условий аренды земли.
В конце июля – начале августа 1917 г. на VI съезде партии – решение об изменение тактики большевиков с мирных средств на вооруженные.
12 октября 1917 г. при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитете (ВРК), выполнявший роль штаба по подготовке восстания.
Новое выступление готовилось большевиками особенно тщательно, об этом знали все политические силы. В стране не нашлось не одной серьезной политической или военной структуры, которая была бы готова защитить Временное правительство.
24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы, никто им не оказал ни малейшего сопротивления. Центром восстания был Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. 26 октября Зимний дворец пал. Керенский до штурма выехал на фронт, остальные члены Временного правительства арестованы.
Главный итог 1917 г. – ликвидация устаревшего политического строя. Из всех политических партий большевики оказались наибольшими реалистами. Для народа провозглашение Советской власти, независимо от того, в какой форме это произошло, означало реализацию демократического выбора в том варианте, который был ему близок и понятен. Поддержку большевикам оказали различные социальные слои населения: 1) часть рабочего класса, верившая в реальную возможность осуществления мировой пролетарской революции; 2) армия, жаждавшая прекращения войны; 3) крестьяне, видевшие в Советах возможность реализовать на практике общинный демократический идеал.)
*** Мы изучили первые русские революции, подвели итоги, а сейчас проанализируем ваши знания по данной теме.
III. Самостоятельная работа
1. Презентация (Слайд 3)
- Расположите события в хронологическом порядке:
2. Презентация (Слайд 5)
- Дайте определение терминам:
3. Презентация (Слайд 6)
- Назовите документ и дату его написания:
( 1). Из петиции рабочих царю от 9 января 1905 г. 2). Из Манифеста 17 октября 1905 г.)
4. Презентация (Слайд 7-12)
- К какому историческому событию относится картина?
5. Презентация (Слайд 14-16)
- Назовите исторических личностей по картинкам.
6. Презентация (Слайд 18 и 20)
- Выполните задания на соответствие.
7. Презентация (Слайд 23)
- Кому принадлежат высказывания?
8. Презентация (Слайд 25)
- Кто выдвигал такие лозунги?
9. Заполните таблицу
Революции в России начала XX столетия | ||||
Название революции | Дата революции | Причины революции | Основные события | Итоги, результаты |
I. Первая русская революция 1905 – 1907 гг. | ||||
Вывод: | ||||
II. Февральская революция 1917 г. | . | |||
Вывод: | ||||
III. Октябрьская революция 1917 г. | ||||
Вывод: |
Ответ:
Революции в России начала XX столетия | ||||
Название революции | Дата революции | Причины революции | Основные события | Итоги, результаты |
Первая русская революция 1905 – 1907 гг. | январь 1905 – 3 июня 1907 г. | 1. Политические противоречия: - кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве; - поражение России в русско-японской войне; - активизация левых сил в стране, полевение либералов. 2. Социально-экономические противоречия: - сохранение самодержавной формы правления в стране; - отсутствие у населения политических свобод; - малоземелье крестьян; - произвол хозяев, низкая зарплата; - мировой экономический кризис начала XX в. особо тяжело сказался на экономике России; - комплекс противоречий, сложившихся в обществе как развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики – крестьяне, буржуа – рабочие, кулаки – бедняки, власть – народ, власть – интеллигенция – народ). 3. Национальные: - русификаторская политика правительства в национальных районах страны, национальные притеснения. | 09.01.1905 г. – «Кровавое воскресенье», Гапон. Восстание моряков на броненосце «Потемкин». Общероссийская октябрьская стачка. Декабрьское вооруженное восстание. | 1. революция 1905 г. имела незавершенный характер; 2. сокращен рабочий день до 9 – 10 часов (некоторые предприниматели установили 8-часовой рабочий день); 3. повысилась зарплата; 4. внедрена система заключения коллективных договоров с предприятиями; 5. для крестьян отменены выкупные платежи; 6. снижена арендная плата за землю; 7. повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим; 8. смягчен политический режим: право создавать профсоюзы, культурно-просветительные общества, кооперативные, страховые организации и т.д.; 9. дарованы демократические права: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов, издание печатных органов; 10. отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы частично экономические забастовки; 11. ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в т. ч. телесные; 12. решен вопрос о создании представительного органа власти – Государственной думы; 13. появились конституционные документы – Манифест 17 октября и «Основные государственные законы»; 14. сформировались легальные политические партии и профсоюзы. |
Вывод: | Революция 1905 – 1907 гг. потерпев в целом поражение, привела к преобразованию России из самодержавного государства в конституционно-монархическое, показала силу организованного рабочего движения, значимость политической и партийной деятельности разных направлений, существенную роль армии и, главное, значение вопроса о земле и необходимости его кардинального решения. | |||
Февральская революция 1917 г. | 18 февраля – 25 сентября 1917 г. | - нерешенность аграрного вопроса; - обострение социальных отношений между рабочими и капиталистами; - первая мировая война, усилившая внутригосударственные противоречия; - нерешенность национальной проблемы. | Забастовка рабочих Путиловского завода. Массовое выступление рабочих Петрограда. Экономические и политические требования «Долой царизм». Столкновения рабочих с полицией, переход солдат на сторону восставших, захват арсенала. Отречение Романовых от престола. | - свержение самодержавия; - создание буржуазного Временного правительства; - установление двоевластия. |
Вывод: | Февраль открывал перед страной две возможности альтернативы развития – либо проведения реформ, либо новый революционный взрыв. | |||
Октябрьская революция 1917 г. | 10 октября – 26 октября 1917 г. | - вопрос о земле; - вопрос о мире; -нерешенность национальной проблемы; -напряженность социальных отношений в городе – между рабочим классом и буржуазией. | 12 октября 1917 г. при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитете (ВРК), выполнявший роль штаба по подготовке восстания. 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. 26 октября Зимний дворец пал. Керенский до штурма выехал на фронт, остальные члены Временного правительства арестованы. | - свержение Временного правительства; - установление диктатуры большевистской партии; - слом старого и создание нового государственного аппарата; - выход России из первой мировой войны; - подписание мира с Германией и ее союзниками; - ликвидация помещичьего землевладения, наделение землей крестьян; - подъем национальных движений и развал российской государственности; - образование национально-государственных автономий. |
Вывод: | Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. |
IV. Домашнее задание
- обзор Интернет-ресурсов «Мнения историков по вопросу прихода к власти большевиков».
V. Подведение итогов урока
- оценка работы учащихся;
- аргументация выставленных оценок.
VI. Рефлексия
- Самые сложные вопросы?!
- Самые интересные задания?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс
Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...
Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»
В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 6 классе №Русь в середине XII- начале XIIIв."
Урок истории к учебнику под редакцией Торкунова...