Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».
методическая разработка по истории (9 класс)

Шульц Галина Николаевна

     Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительственный курс начала царствования Николая II вызвал разочарование и недовольство всех слоев населения, ожидавших от царя кардинальных реформ.      Главный итог 1917 г. – ликвидация устаревшего политического строя. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новониколаевская основная общеобразовательная школа»

        

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории

 в 9 классе

по теме  «Революции в России начала XX столетия».

Автор:

Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания

муниципального  бюджетного  общеобразовательного  учреждения «Новониколаевская основная общеобразовательная школа».

Новониколаевка

2018 г.

Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)

Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания

2.

Название ресурса

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Революции в России начала XX столетия»

3.

Вид ресурса

Документ, презентация

4.

Предмет, УМК

История

5.

Цель и задачи ресурса

Цель: систематизировать знания учащихся о революциях начала XX столетия.

Задачи:

1. Образовательная -  ознакомить с причинами и последствиями революционных ситуаций в России в начале XX века, политическими партиями.

2. Развивающая – способствовать развитию аналитических умений обучающихся, навыков работы с учебным текстом, историческими документами, заполнении сравнительных таблиц.

3. Воспитательная – продолжить формирование нетерпимого отношения к различным формам угнетения народа, несправедливости, неравенству в обществе.

6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

9 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft Word 2010

8.

Методические рекомендации

по использованию ресурса

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме «Революции в России начала XX столетия» может быть рекомендована при организации уроков в системе школьного обучения в рамках учебного предмета «История России».

План урока

Тема раздела

 От новой истории к новейшей

Тема урока

 Революции в России начала XX столетия

Цель

Систематизировать знания учащихся о революциях в России начала XX столетия.

Задачи

1. Образовательная

Обобщить знания учащихся причин и последствий революционных ситуаций в России в начале XX века.

2. Развивающая

Способствовать развитию аналитических умений обучающихся, навыков работы с учебным текстом, историческими документами, заполнении сравнительных таблиц.

3. Воспитательная

Продолжить формирование нетерпимого отношения к различным формам угнетения народа, несправедливости, неравенству в обществе.

Хронометраж урока

90 минут

Тип урока

Повторительно-обобщающий

Вид урока

Комбинированный

Педагогические технологии

Технология критического мышления, информационная технология, технология проблемного обучения, технология схемно-знаковых моделей

Метод обучения

Устный, письменный, частично-поисковый, сравнительный

Приемы обучения

рассказ, беседа, сравнение, анализ, презентация, просмотр видеосюжетов или картин, заполнение таблиц

Форма организации познавательной деятельности

Фронтально-групповая, индивидуальная

Средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Презентация.

Литература

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: XX- нач. XI в., учебник для 9 класса общеобразовательных школ.- М., «Просвещение» 2014г.

Метод контроля

Устный, письменный

Межпредметные связи

Обществознание

Основные понятия, термины

Петиция, Манифест, стачка, Государственная дума, парламентаризм, партия, двоевластие, республика, коалиция, декреты, Временное правительство, Петроградский Совет, Учредительное собрание, политические партии.

Место проведения

Учебный кабинет

Формирование

знаний

1. Систематизация материала об основных событиях российской революции 1905 - 1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов).

2. Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия».

3. Сравнение позиций политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценка.

4. Характеристика причин и сущности революционных событий февраля 1917 года.

5. Оценка деятельности Временного правительства, Петроградского Совета.

6. Характеристика позиций основных политических партий и их лидеров в период весны - осени 1917 года.

7. Объяснение причин прихода большевиков к власти.

Формирование

 умений

1. Участие в сборе и представлении материала о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе.

2. Оценка итогов революции 1905—1907 годов.

    Россия в период  столыпинских реформ.

3. Характеристика причин и сущности событий октября 1917 года, сопоставление различных оценок этих событий, высказывание и аргументация своей точки зрения.

Общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость революционных событий начала XX века.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий.

ОК 8. Заниматься самообразованием.

Ход урока:

I.        Организационный момент

II.        Мотивация и целеполагание

Вопросы:

1. Вспомните, каких преобразований ждало общество в начале XX столетия?

2. Какие социальные слои общества были недовольны политикой Николая II?

3. Чем закончилась для России русско-японская война 1904 – 1905 гг.?

4. К каким последствиям в обществе приводит нерешенность социально-важных вопросов?

   ( Общие выводы: 

     Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису.  Правительственный курс начала царствования Николая II вызвал разочарование и недовольство всех слоев населения, ожидавших от царя кардинальных реформ. 

     Нерешённость аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, полицейско-чиновничий произвол и накопившийся социальный протест - всё это не могло не породить социальный взрыв. Катализатором, ускорившим возникновение революции, стало ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900-1903 гг. и позорное поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. В этот период стачечное движение приняло особенно широкий размах, в армии и на флоте произошли волнения и восстания, что вылилось в массовые выступления против монархии.

     Все эти проблемы и противоречия в конечном итоге привели к первой русской революции (1905–1907) и определили её характер как буржуазный по целям: 1) свержение самодержавия; 2) уничтожение остатков феодализма в политической и экономической сфере; 3) установление в стране конституционного строя.

Февральская революция 1917 г. была обусловлена теми же причинами, носила тот же характер и имела такую же расстановку политических сил, что и революция 1905 – 1907 гг. Революция 1905 – 1907 гг. явилась предпосылкой революции 1917 г.

Однако революция 1917 г. проходила уже в иной исторической обстановке, нежели революция 1905 – 1907 гг.: обострение социальных и политических противоречий, усугубленных тяготами долгой и изнурительной мировой войны, экономическая разруха вызвала обострение нужды и бедствия народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство политикой самодержавия. Резко падал авторитет Николая II.

Политическая ситуация накануне Октября

     После февральской революции в стране создалась политическая ситуация, характеризуемая следующими особенностями:

- двоевластие – переплетение двух властей, двух диктатур: власти Временного правительства (диктатура буржуазии) и власти Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (революционно-демократическая диктатура рабочих и крестьян);

- многопартийность, выход большевиков из подполья; лидерство социалистических партий в Советах;

- свобода печати (масса свободных изданий, в том числе более сорока большевистских газет);

- возвращение из ссылок и эмиграции лидеров революционных партий;

- уход правых сил с политической арены;

- свобода собраний, массовые митинги и демонстрации;

- антивоенные демонстрации на фронтах, приказ № 1 Петроградского Совета, создание солдатских и матросских комитетов, дезертирство из армии, криминогенная обстановка;

- захват крестьянами частновладельческих земель и угодий, требования более выгодных условий аренды земли.

     В конце июля – начале августа 1917 г. на VI съезде партии – решение об изменение тактики большевиков с мирных средств на вооруженные.

12 октября 1917 г. при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитете (ВРК), выполнявший роль штаба по подготовке восстания.

Новое выступление готовилось большевиками особенно тщательно, об этом знали все политические силы. В стране не нашлось не одной серьезной политической или военной структуры, которая была бы готова защитить Временное правительство.

     24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы, никто им не оказал ни малейшего сопротивления. Центром восстания был Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. 26 октября Зимний дворец пал. Керенский до штурма выехал на фронт, остальные члены Временного правительства арестованы.

      Главный итог 1917 г. – ликвидация устаревшего политического строя. Из всех политических партий большевики оказались наибольшими реалистами. Для народа провозглашение Советской власти, независимо от того, в какой форме это произошло, означало реализацию демократического выбора в том варианте, который был ему близок и понятен. Поддержку большевикам оказали различные социальные слои населения: 1) часть рабочего класса, верившая в реальную возможность осуществления мировой пролетарской революции; 2) армия, жаждавшая прекращения войны; 3) крестьяне, видевшие в Советах возможность реализовать на практике общинный демократический идеал.)

     

     *** Мы изучили первые русские революции, подвели  итоги, а сейчас проанализируем ваши знания по данной теме.

III. Самостоятельная работа  

1. Презентация (Слайд 3)

- Расположите события в хронологическом порядке:

2. Презентация (Слайд 5)

- Дайте определение терминам:

3. Презентация (Слайд 6)

- Назовите документ и дату его написания:

( 1). Из петиции рабочих царю от 9 января 1905 г. 2).  Из Манифеста 17 октября 1905 г.)

4. Презентация (Слайд  7-12)

-  К какому историческому событию относится картина?

5. Презентация (Слайд  14-16)

- Назовите исторических личностей по картинкам.

6. Презентация (Слайд  18 и 20)

-  Выполните задания на соответствие.

7. Презентация (Слайд  23)

- Кому принадлежат высказывания?

8. Презентация (Слайд  25)

-  Кто выдвигал такие лозунги?

9. Заполните таблицу

Революции в России начала XX столетия

Название революции

Дата революции

Причины

революции

Основные

события

Итоги,

результаты

I. Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

Вывод:

II. Февральская революция 1917 г.

.

Вывод:

III. Октябрьская революция 1917 г.

Вывод:

Ответ:

Революции в России начала XX столетия

Название революции

Дата революции

Причины

революции

Основные

события

Итоги,

результаты

Первая русская революция 1905 – 1907 гг.

январь 1905 –

3 июня 1907 г.

1. Политические противоречия:

- кризис «верхов», борьба реформаторской и реакционной линии в правительстве;

- поражение России в русско-японской войне;

- активизация левых сил в стране, полевение либералов.

2. Социально-экономические противоречия:

- сохранение самодержавной формы правления в стране;

- отсутствие у населения политических свобод;

- малоземелье крестьян;

- произвол хозяев, низкая зарплата;

- мировой экономический кризис начала XX в. особо тяжело сказался на экономике России;

- комплекс противоречий, сложившихся в обществе как развития капитализма, так и вследствие его незрелости (помещики – крестьяне, буржуа – рабочие, кулаки – бедняки, власть – народ, власть – интеллигенция – народ).

3. Национальные:

- русификаторская политика правительства в национальных районах страны, национальные притеснения.

09.01.1905 г. – «Кровавое воскресенье», Гапон.

Восстание моряков на броненосце «Потемкин».

Общероссийская октябрьская стачка.

Декабрьское вооруженное восстание.

1. революция 1905 г. имела незавершенный характер;

2. сокращен рабочий день до 9 – 10 часов (некоторые предприниматели установили 8-часовой рабочий день);

3. повысилась зарплата;

4. внедрена система заключения коллективных договоров с предприятиями;

5. для крестьян отменены выкупные платежи;

6. снижена арендная плата за землю;

7. повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим;

8. смягчен политический режим: право создавать профсоюзы, культурно-просветительные общества, кооперативные, страховые организации и т.д.;

9. дарованы демократические права: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов, издание печатных органов;

10. отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы частично экономические забастовки;

11. ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в т. ч. телесные;

12. решен вопрос о создании представительного органа власти – Государственной думы;

13. появились конституционные документы – Манифест 17 октября и «Основные государственные законы»;

14. сформировались легальные политические партии и профсоюзы.

Вывод:

Революция 1905 – 1907 гг. потерпев в целом поражение, привела к преобразованию России из самодержавного государства в конституционно-монархическое, показала силу организованного рабочего движения, значимость политической и партийной деятельности разных направлений, существенную роль армии и, главное, значение вопроса о земле и необходимости его кардинального решения.

Февральская революция 1917 г.

18 февраля – 25 сентября 1917 г.

- нерешенность аграрного вопроса;

- обострение социальных отношений между рабочими и капиталистами;

- первая мировая война, усилившая внутригосударственные противоречия;

- нерешенность национальной проблемы.

Забастовка рабочих Путиловского завода.

Массовое выступление рабочих Петрограда.

Экономические и политические требования «Долой царизм».

Столкновения рабочих с полицией, переход солдат на сторону восставших, захват арсенала.

Отречение Романовых от престола.

- свержение самодержавия;

- создание буржуазного Временного правительства;

- установление двоевластия.

Вывод:

Февраль открывал перед страной две возможности альтернативы развития – либо проведения реформ, либо новый революционный взрыв.

Октябрьская революция 1917 г.

10 октября – 26 октября 1917 г.

- вопрос о земле;

- вопрос о мире;

-нерешенность национальной проблемы;

-напряженность социальных отношений в городе – между рабочим классом и буржуазией.

12 октября 1917 г. при Петроградском Совете был создан Военно-революционный комитете (ВРК), выполнявший роль штаба по подготовке восстания.

24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы.

К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших.

26 октября Зимний дворец пал.

Керенский до штурма выехал на фронт, остальные члены Временного правительства арестованы.

- свержение Временного правительства;

- установление диктатуры большевистской партии;

- слом старого и создание нового государственного аппарата;

- выход России из первой мировой войны;

- подписание мира с Германией и ее союзниками;

- ликвидация помещичьего землевладения, наделение землей крестьян;

- подъем национальных движений и развал российской государственности;

- образование национально-государственных автономий.

Вывод:

Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы.

IV.  Домашнее задание

- обзор Интернет-ресурсов «Мнения историков по вопросу прихода к власти большевиков».

V.  Подведение итогов урока

- оценка работы учащихся;

- аргументация выставленных оценок.

VI. Рефлексия  

          - Самые сложные вопросы?!

          - Самые интересные задания?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»

В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...