Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
учебно-методический материал по истории (10 класс) на тему
Цели урока
Образовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира
в конце XIX века и сделать вывод об особенностях российской модернизации
Развивающая - развивать историко-познавательную компетентность учащихся
- критически анализировать историческую информацию
Воспитательная - способствовать формированию коммуникативной компетентности
- умению вести диалог, приводить веские аргументы, отвечая
на вопросы оппонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_10g.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока
Образовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира
в конце XIX века и сделать вывод об особенностях российской модернизации
Развивающая - развивать историко-познавательную компетентность учащихся
- критически анализировать историческую информацию
Воспитательная - способствовать формированию коммуникативной компетентности
- умению вести диалог, приводить веские аргументы, отвечая
на вопросы оппонента
Тип урока - урок комплексного применения знаний
Ход урока
1. Организация начала занятия
Учащиеся заранее разделены на 4 рабочие группы, принцип деления - комфортность работы в группе.
Расстановка парт в классе с учетом групповой работы.
Учащиеся знакомятся с информационным ресурсом - словари, хрестоматия,
альтернативные учебники - Загладин Н.В. "История России и мира" ,
Загладин Н.В. "Всемирная история" ,
Хачатурян В.М. "История мировых цивилизаций"
Буганов Б.И. Зырянов П.Н. "История России"
Учащиеся знакомятся с темой Дебатов, планируют информационный поиск. Определяют ролевое участие, выделяют спикера.
2. Проверка выполнения домашнего задания
Терминологический диктант (З минуты) "индустриальное общество", "модернизация", "монополия", "промышленный переворот", "реформы и контрреформы". Работа выполняется индивидуально. Сдается учителю.
На местах групп - таблицы "Пути модернизации экономики" (Таблицы на листе
полуватмана, заполнены фломастером) Это - домашнее задание группы.
Учитель выполняет роль тьютора: корректирует результаты работы, дает советы по
организации поиска, отмечает насколько активны члены группы, как ориентируются они в
материале.
"Пути модернизации экономики в передовых странах Европы и Азии в конце XIX века "
Страна | Кем осуществляется | Цели государственной политики | Какими средствами осуществляется | Итоги |
Вывод |
Группа l -страны Западной Европы (без Германии); группа 2 - США и Германия; группа 3
- Япония; группа 4- Россия.
После корректировки таблицы крепятся на доске. Информацией можно пользоваться для аргументации своей позиции в ходе дебатов. 5-7 минут затрачивается на просмотр и обсуждение работ оппонентов (прием - «мозговой штурм»), в это время группы готовятся в выступлению в ходе Дебатов , готовят аргументы к тезисам
(приемы – поиск аргументов и составление речи первого спикера)
3. Закрепление знаний и способов действий
Учитель ставит перед классом задачу - сделать вывод об изменениях в России за последние десятилетия XIX века, сравнить их с изменениями в зарубежных странах.
Проблема для обсуждения в ходе Дебатов
"Россия в конце XIX века - модернизированная страна?"
План Дебатов
- Промышленный переворот 90-х годов.
- Сельское хозяйства России
- Внутренняя политика Александра III
- Николай II – сторонник модернизации?
Группы 1 и 4 - позиция "ЗА"
Группы 2 и 3 - позиция "ПРОТИВ"
Учитель ведет дебаты. Общие выводы, к которым, предположительно, должны прийти учащиеся:
Вступление России на путь модернизации и формирования индустриального общества происходило позднее большинства западных государств.
Курс на модернизацию промышленности характеризует экономическое развитие России в 80-90-х годах. Реформаторская деятельность БунгеН.Х., Вышеградского И. А., Витте СЮ. способствовала этому. К концу века промышленный переворот в России завершился. В сельском хозяйстве явлений модернизации не наблюдается.
Особенности экономического развития:
- складывание системы государственно-монополистического капитализма
- укрепление финансовой системы
- широкое внедрение иностранного капитала
- многоукладность экономики (в том числе полунатуральный крестьянский уклад)
- отставание аграрного сектора
- сохранение феодальных пережитков (помещичье землевладение)
Особенности политического развития:
- сохранение самодержавия
- ограничение земского и городского самоуправления
- усиление полицейского режима
- неоднородность рабочего класса
- уменьшение влияния либералов на общественно- политическую жизнь страны, усиление роли консерваторов
- консерватизм молодого императора
4. Обобщение и систематизация знаний
Подводя итог дискуссии, учащиеся делают вывод об особенностях российской
модернизации, о роли объективного и субъективного факторов в ее проведении.
Тема урока, не озвученная в начале занятия, формулируется самими учащимися как ответ
на вопрос учителя "О чем говорили мы на сегодняшнем уроке? К какому выводу мы
пришли?"
Преобразования, начавшиеся в России в конце XIX века, оказались
незавершенными; перспектива дальнейшего развития по пути модернизации могла осуществиться при условии изменения траектории политического развития России по инициативе «верхов».
Подведение итогов занятия
Рефлексия по результатам Дебатов
- Свободно ли было Вам во время дебатов, ориентировались ли Вы в материале, предложенном Вашими оппонентами?
- Заданная группе позиция "за" или "против" мешала Вашей работе?
- Воспользовались ли Вы результатами работы Ваших оппонентов?
- Нет ли у Вас чувства незавершенности работы?
- Что полезное для себя Вы приобрели на этом уроке?
- Целесообразна ли такая деятельность на уроках истории?
При невозможности высказаться всем желающим, следующий урок начать с продолжения рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока "Электрические явления"
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, предполагает повторение, обоб-щение и систематизацию знаний по теме: «Электрические явления». К разработке урока прилагается мультимедийную презентация ...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по немецкому языку по теме "Деловое общение"
Данная методическая разработка представляет собой урок в форме ролевой игры по теме "Деловое общение". Она включает в себя введение,цели урока,используемый при подготовке и проведен...
Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"
Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»(урок-ода)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!», 9 класс...