Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. Участвуют не только члены команды, а практически все учащиеся класса - готовят газеты по теме, инсценировки, отвечают на вопросы ведущего. Детей привлекает игровая форма урока, состязательность. Можно использовать и во внеклассной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Повторительно-обобщающий урок-игра по теме «Древняя Русь»
В рамках недели истории в ГБОУ СОШ № 163
Автор: учитель истории Махомето Лариса Владимировна, ГБОУ школа №163, г. Санкт-Петербург
Предмет: история
Класс: 6
Форма урока: урок–игра
Продолжительность: 45 минут
Жюри: 2 учителя подсчитывают баллы.
Форма работы: групповая.
Цель:
Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов по теме «Древняя Русь», способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;
Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;
Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Учебное оборудование:
1. Раздаточный материал для конкурсов;
2. Жетоны для болельщиков;
3. Учебная доска с таблицей командных результатов конкурсов.
Примечание: урок проводится после изучения темы «Древняя Русь», подготовка начинается за
2 недели: формируются команды, учитель обозначает темы, по которым будут предложены вопросы, предлагает список литературы.
Если в школе 2 и более классов в параллели, то команду представляет каждый класс, остальные учащиеся –болельщики – могут заработать для своей команды дополнительные баллы, отвечая на вопросы ведущего. Если в параллели только один класс, то можно сформировать 2 команды. К подготовке к итоговому уроку привлекаются все учащиеся – например, выпуск газет по теме не только дает дополнительные баллы команде, но и оценку.
После подведения итогов каждый участник команды получает диплом или грамоту, а также отметку по предмету.
Ход урока:
I. Организационный этап.
В игре участвуют два 6-х класса. Каждый класс представляет команду из 6-8 человек, выбирает капитанов, придумывает название команды и девиз. Выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.
II. Основная часть.
План проведения игры
- Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
- Знакомство команд. Представление членов жюри.
- Командные конкурсы.
- Подведение итогов.
Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.
Урок-игра состоит из 6 конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает баллы, которые подсчитывает жюри. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям и переносятся в таблицу на доске. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. По окончанию конкурсной игры жюри, подсчитав баллы, по мере активности участников озвучивают оценки за урок.
1
Урок-игра «Древняя Русь»
- Представление команд 4 мин. + 1 мин. Подведение результатов.
Домашнее задание команд:7 мин. Подведение результатов
- «Конкурс капитанов «Дальше, дальше..» (1 мин + 1 мин) + 1 мин. Подведение результатов
- «Разгадай путаницу» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов
- «Вот такой случай (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
- «Старинные загадки» (4 минуты) + 1 мин. Подведение результатов
- «История в лицах» (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
- «Культура (4 мин.) + 1 мин. Подведение результатов
- Конкурс болельщиков во время заданий для команд.
- Конкурс стенгазет.
- Подведение итогов.
1. Представление команд.
Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, своего капитана. Конкурс оценивается по 5- балльной шкале. Максимальное кол-во баллов – 5 баллов.
1 конкурс - Дом.задание: инсценировка исторического сюжета. Команда-соперница должна отгадать, о ком и о каком событии идет речь. Оцениваются обе команды: одна за мастерство, другая за правильный ответ - по 5 баллов.
2 конкурс- Конкурс капитанов «Дальше, дальше…» Каждая команда может заработать 13 баллов за 2 минуты. Учитель поочередно задаёт вопрос капитану каждой команды. Капитан отвечает, если он не знает ответа- говорит «дальше», право ответа на вопрос переходит к другой команде. Каждый правильный ответ -1 балл.
Вопросы для конкурса капитанов «Дальше, дальше …»
- Назовите имя князя, крестившего Русь? (Владимир)
- Автор «Повести временных лет» (Нестор)
- Самый древний и распространенный вид обуви на Руси (лапти)
- Первый русский митрополит, автор «Слова о законе и благодати» (Иларион)
- Земельное владение, передаваемое по наследству (вотчина)
- Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке (фрески)
- Самые бесправные члены общества Киевской Руси (холопы)
- Сложная техника создания узора, путем напаивания мельчайших шариков-зёрнышек (зернь)
- Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани)
- Азбука Киевской Руси, которую стали использовать после принятия христианства (кириллица)
- Первый русский письменный сборник законов («Русская правда» или «Правда Ярослава»)
- Что объединяет все эти имена: Перун, Хорос, Даждьбог, Стрибог? (языческие боги Киевской Руси)
- Первые русские святые (Борис и Глеб)
- Какое племя наказала княгиня Ольга за смерть Игоря? (древлян)
- На этом материале писались летописи Киевской Руси (пергамент)
- Люди, живущие и работающие у господина на определенных условиях, заключавшие об этом договор (рядовичи)
- Именно ее за заботу о порядке в земле Русской летопись назвала «мудрейшей из всех человек» (княгиня Ольга)
- Самый распространенный строительный материал в древней Руси (дерево)
- Место сбора дани со второй половины 10 века (погост)
- Что их всех объединяет: хазары, печенеги, половцы? (племена кочевников, с которыми воевала Русь)
- Религия древних славян (язычество).
- Народное собрание свободных граждан (вече)
- Старинный доспех воина в виде рубашки из железных пластин (кольчуга)
- Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный)
- Почему Киев назвали Киевом? (основатель Кий)
- Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг)
Конкурс № 3 «Разгадайте путаницу»
Каждой команде выдается 2 листа с заданием. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 балл. Макс. кол-во баллов – 8. На разгадывание « путаницы» командам дается 3 минуты.
Переставьте буквы, и у вас получится слово:
1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ»
_____________________________________
2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»
_____________________________________
3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»
_____________________________________
4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»
_____________________________________
5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»
_____________________________________
6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»
______________________________________
7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»
_______________________________________
8. Организация власти, управляющая обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность, называется – «САВУТДОРСАГ»
Приложение 4
Команда ________________________
Конкурс № 4. Вот такой случай.
А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте 6 ошибок и исправьте их. Зачеркните найденное слово, сверху напишите правильный ответ. За каждую найденную и исправленную ошибку, команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 4 минуты.
Текст:
В 907 году князь Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско варягов, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, выслали встречные отряды. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору Русь платила Византии огромную дань и теряла привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
Приложение 3
Конкурс № 5. Старинные загадки.
Загадки загадываются учителем по очереди каждой команде. Время конкурса – 5 минут.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, то право ответа переходит к другой команде.
Загадки.
1. Отгадай старинные загадки, связанные с трудовой деятельностью крестьян:
1. «Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник» (конь)
2. «Согнута в дугу, все лето на лугу, зимой на крюку» (коса)
3. «Конь стальной, хвост льняной» (игла с ниткой)
2. Отгадай старинные загадки, связанные с едой:
4. «Одну меня не едят, а без меня мало едят» (соль)
5. «И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко, и всех милей» (хлеб)
6. «В одном бочонке два вина, болтается да не смешается» (яйцо)
7. «Чиста да не вода; клейка, да не смола; бела, да не снег; сладка, да не мед» (молоко)
3. Отгадай старинные загадки, связанные с одеждой:
8. «Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу» (шапка)
9. «Днем обручем, ночью змеей» (пояс)
10. «По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (порты)
Конкурс № 6. «История в лицах.»
Каждая команда получает листы с заданиями. Прочитав, небольшой отрывок из летописи «Повесть временных лет» команда должна определить о каком деятеле «Древней Руси» идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время выполнения – 3 минуты.
1. «..В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах.» _______________________________________
2. «..И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на колеса свои корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались.. «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь..» _________________________________
3. «..Взяв дань, пошел он домой… но поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь, пособираю еще». И отпустил дружину свою, а сам с малою частью вернулся, желая большего богатства. ________________________________________
4. «..И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же ответила: «Я-язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам…». _____________________________________________
5. «..Пришел он с войском в Корсунь, город греческий… и сражались крепко горожане… он же вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял…». _____________________________________________
6. «Устремилась с сыном к городу Искоростеню… И стояла у города все лето… и сказала жителям его: «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья…» ______________________________________
7. «..Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии…И стала при нем церковь христианская плодиться и расширяться…и поставил Илариона митрополитом, русского родом… и собрал писцов многих и переводили с греческого на славянский..». _______________________________________________
8. «..В год 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший… в Новгороде…» ______________________________________________________
Конкурс 7 «Культура Древней Руси»
Вопросы задаются учителем по очереди каждой команде. Время конкурса – 3 минуты.
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не ответила, то право ответа переходит к другой команде.
- Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке (Фреска)
- Искусство постройки деревянных зданий (Деревянное зодчество)
- Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей (Былина)
- Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность (Скань)
- Как называлось литературное произведение, написанное киевским митрополитом Илларионом? («Слово о Законе и Благодати»)
- Небольшие, изящные картинки, иллюстрирующие текст книги называются (Миниатюры)
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)
- Как называется литературное описание жизни людей, причисленных к лику святых? (Житие)
- Какой каменный храм был заложен князем Владимиром в 989 году? (Десятинная церковь Успения Богородицы)
- Как называются картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков? (Мозаика)
- Сложная ювелирная техника, когда узор напаивали из мельчайших шариков-зернышек? (Зернь)
- Назовите былинного героя, который был простым пахарем-земледельцем? (Микула Селянинович)
Конкурс № 8. Конкурс болельщиков (проводится ведущим в то время, когда команды выполняют письменное задание).
Болельщикам задаются вопросы. Болельщик, правильно ответивший на вопрос, получает жетон.
1жетон=1баллу. Фамилии болельщиков и кол-во жетонов записывают помощники и отдают членам жюри, которые подводят итоги конкурса болельщиков.
Вопросы для болельщиков.
- Место сбора дани со второй половины 10 века (погост).
- Начало княжения Владимира Святого (980).
- Главный хлебный злак в Киевской Руси (рожь).
- Кто убил братьев-князей Бориса и Глеба? (Святополк Окаянный).
- Бог славян – покровитель богатства и довольства (Велес).
- Штраф за убийство в Древней Руси (вира).
- Этот князь положил начало школьному обучению (Владимир «Святой»).
- Какой город времен Ярослава летописцы назвали «украшение Востока»? (Киев).
- Как называли служителей языческого культа? (волхвы).
- Что лишнее в ряду категорий населения Древней Руси: огнищанин, тиун, ключник, закуп? (закуп).
- По какому принципу образован ряд: сажень, локоть, пядь, вершок? (меры длины).
- Сколько куполов имеет храм Святой Софии в Киеве? (13).
- Старший дружинник в дружине русского князя (боярин).
- Что называли уроками в Киевской Руси? (размер дани).
- Крупнейшая победа Руси в правление Ярослава Мудрого (разгром печенегов).
- Материал, на котором в Киевской Руси писали иконы (деревянные доски).
- Первые русские святые (Борис и Глеб).
- Кого на Руси называли гостями? (заморских купцов).
- Из каких помещений состоял крестьянский дом? (изба и сени).
- Год постройки Софийского Собора в Киеве (1037).
- Русская мера длины, чуть больше километра (верста).
- Обычная пища простых людей на Руси (щи да каша).
- Какое племя наказала Ольга за смерть Игоря? (древлян).
- Какой князь на Руси имел прозвища: Святой, Ласковый, Красное Солнышко? (Владимир).
- Кто лишний в ряду князей основателей Киева: Аскольд, Олег, Кий, Дир? (Олег).
- Профессиональное войско Киевской Руси (дружина).
- Религия древних славян (язычество)
- Автор «Повести временных лет» (Нестор).
- Так на Руси называли столицу Византии – Константинополь (Царьград).
- Верховный бог восточных славян (Перун).
- Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец (кольчуга).
- Первый русский письменный сборник законов («Русская правда»).
- Этот князь заключил в 911 году договор с Византией (Олег).
- Год крещения Руси (988).
- Отрезок времени в сто лет (век).
- Кто лишний в ряду первых киевских князей: Рюрик, Олег, Святослав, Игорь? (Рюрик).
- Памятники культуры, которые появились на Руси после введения христианства (иконы, храмы, письменность).
- Человек, поступивший на службу в вотчину по ряду (рядович).
- На этом материале писали жители древнего Новгорода (береста).
- Каково происхождение древнерусского слова «закуп»? (от «купа» - долг).
Конкурс № 7. «Стенгазеты.»
Жюри оценивает стенгазеты, подготовленные ребятами по 5 балльной шкале.
Подведение итогов.
Награждение участников.
ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ (при проверке выполненных заданий)
Конкурс № 4. Вот такой случай.
А теперь конкурс «Вот такой случай». Перед Вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Найдите в тексте 6 ошибок и исправьте их. Зачеркните найденное слово, сверху напишите правильный ответ. За каждую найденную и исправленную ошибку, команда получает 1 балл. На выполнение задания дается 4 минуты.
Текст:
В 907 году князь ОЛЕГ пошел походом на Царьград. Он собрал огромное войско СЛАВЯН, около 80 000 воинов. Греки, узнав о приближении русского войска, ЗАМКНУЛИ ГАВАНЬ ЦЕПЯМИ. Тогда князь Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они по суше благодаря попутному ветру, добрались до столицы византийской империи. Испуганные греки запросили мира, в итоге был составлен договор. По этому договору ВИЗАНТИЯ платила РУСИ огромную дань и ПОЛУЧАЛА привилегии в торговле. Князь же прибил свой щит на ворота Царьграда.
Конкурс № 6. «История в лицах.»
Каждая команда получает листы с заданиями. Прочитав, небольшой отрывок из летописи «Повесть временных лет» команда должна определить о каком деятеле «Древней Руси» идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Время выполнения – 3 минуты.
1. «..В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник, с седлом в головах.» (князь Святослав)
2. «..И повелел он своим воинам сделать колеса и поставить на колеса свои корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались.. «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь..» (князь Олег)
3. «..Взяв дань, пошел он домой… но поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите домой, а я возвращусь, пособираю еще». И отпустил дружину свою, а сам с малою частью вернулся, желая большего богатства. (князь Игорь)
4. «..И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна… и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же ответила: «Я-язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам…». (княгиня Ольга)
5. «..Пришел он с войском в Корсунь, город греческий… и сражались крепко горожане… он же вошел в город с дружиною своею и послал к царям Василию и Константину сказать: «Ваш славный город уже взял…». (князь Владимир)
6. «Устремилась с сыном к городу Искоростеню… И стояла у города все лето… и сказала жителям его: «Не хочу возлагать на вас тяжкую дань, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья…» (княгиня Ольга)
7. «..Заложил он город великий, у того же града Золотые ворота, заложил церковь Святой Софии…И стала при нем церковь христианская плодиться и расширяться…и поставил Илариона митрополитом, русского родом… и собрал писцов многих и переводили с греческого на славянский..». (князь Ярослав Мудрый)
8. «..В год 862. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам… И избрались трое братьев со своими родами… и пришли к славянам, и сел старший…в Новгороде…» (Рюрик) Стр.10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.
Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ. В ходе урока п...
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»
В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 6 классе №Русь в середине XII- начале XIIIв."
Урок истории к учебнику под редакцией Торкунова...
Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».
Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису.. Правительс...