Методическая разработка повторительно-обобщающего урока в 6 классе №Русь в середине XII- начале XIIIв."
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

ЛЕБЕДЕВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Урок истории к учебнику под редакцией Торкунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_v_seredine_12_-_nachale_13_vv.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Щетиновская средняя общеобразовательная школа»

Орехово-Зуевского муниципального района



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Повторительно-обобщающего урока в 6 классе по разделу

«Русь в середине XII – начале  XIII века



Учитель истории и обществознания

Лебедева Марина Александровна


2017 г

Тема урока:  Повторительно-обобщающий урок по разделу «Русь в середине XII – начале  XIII века». 

Класс  6                

Тип урока:                           урок развивающего контроля                

Триединая дидактическая цель урока:    

Учащиеся научатся: /получат возможность научиться:

Регулятивные УУД:

1. ставить учебные задачи на основе того, что известно и усвоено, итого, что еще неизвестно;

2. составлять план работы и определять последовательность действий, корректировать его в ходе действий;

3. оценивать качество и уровень усвоения материала;

4. делать выбор в ситуации мотивационного конфликта, преодолевать препятствия.

 КоммуникативныеУУД:

1. планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2. выявлять, идентифицировать проблемы, искать альтернативные способы разрешения конфликта;

3. управлять поведением партнеров – контролировать, корректировать и оценивать их действия.

Познавательные:

1. самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

2. искать и выделять необходимую информацию;

3. применять методы информационного поиска, в том числе с помощью ИКТ;

4. выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;

5. самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные УУД:  

1. личностному, профессиональному, жизненному самоопределению;

2. установлению связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

3. нравственно-этической ориентации – делать личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценнностей    

Методы обучения:   системно-деятельностный подход

ФОПД:  индивидуальная, парная.

Основные понятия, содержание урока: Политическая карта Руси в XII-XIII веках; Политическая раздробленность Руси;  Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля; Отношения с кочевниками; князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Даниил Галицкий.

Дидактический материал:

1. Учебник. История России. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

2. Карта «Древнерусское государство IX – XIв.», карта «Русские княжества в XII и в начале XIIIв.»                                                                                                    

3. Таблица “Русские княжества в XII и начале XIII в”.

Вопросы

Великий Новгород

Галицко-Волынское княжество

Владимиро-Суздальское княжество

 Природно-климатические условия.

 

 

 

 Хозяйство. Занятия

 

 

 

 Политическое устройство

 

 

 

 Князья

Технологическая карта урока

Этапы учебного

занятия

УУД,  формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Ожидаемый результат

1. Самоопределение к  деятельности (2мин)

Настрой на работу      -самоопределение    -смыслообразование – целеполагание планирование учеб-ного сотрудничест-ва с учителем и сверстниками

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстрое включение в деловой ритм.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности

2. Актуализация  знаний и пробные учебные действия (5мин)

- анализ, синтез, сравнение;                         -извлечение необходимой информации из текста. Выполнение пробного действия; фиксирование затруднения в пробном действии. Аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

Актуализирует знания учащихся по ранее пройденному материалу.

Известный академик Б.Рыбаков определил период в истории Киевской Руси, датируемый XII – XIII вв. так: “Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств”. Мы называем этот период феодальной раздробленностью.

Он же считает, что феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный. Прав ли академик Б.Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси? Формулирует вместе с учениками тему урока.                                         Предлагает выполнить тест                          - сверяем с ключом                                      - самопроверка                                                       - выставление оценок

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Выполняют тест          

Осуществляют самоконтроль

(оценку в оценочный лист )                             Ключ

1) в
2) б
3) а
4) в
5) б
6) б
7) а

выставление оценок в контрольный лист

“5”-7 баллов  “4”-5-6 баллов

“3”-4 балла “2”-меньше 4 баллов

В ходе выполнения работы:

1) вспоминают  материал прошлых уроков;

2) отвечают на вопросы теста;

3) сверяются с ключом.

4) формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности

- излагают свою точку зрения, аргументируют её

3. Освоение новых знаний и нового способа действия с ними.

(5 мин)

-анализ, обобщение, аналогия; -опреде-ление основной и второстепенной информации, выра-жение своих мыслей с достаточной пол-нотой и точностью. –учет разных мнений, координирование и сотрудничество.

Феодальная раздробленность – это обособление русских земель в XII – XIII веках.

Сравните две карты Что видим? Почему это произошло?      Называем причины феодальной раздробленности:                  1. Развитие феодальных отношений:                1. натуральное хозяйство;                                            2. междоусобицы;                                                        3. Закон о престолонаследии;                                    4.  Борьба с кочевниками;                                                 5. Падение роли Киева.

Работают в парах.                           Сравнивают карты.                              Записывают в таблицу причины политической раздробленности систематизируют информацию на основе анализа карты

Осуществляют взаимопроверку выполненной работы.

-определяют исторические процессы, события во времени, применяют основные хронологические понятия (век, тысячелетие)

- используют сведения из исторической карты как источника информации о расположении древних народов и государств

4. Первичное закрепление учебного материала(15 мин)

Физ. Минутка(3мин)

-извлечение из исто-рических текстов необходимой инфо-рмации; -установле-ние причинно-след-ственных связей; -выполнение дейст-вий по алгоритму; -достижение договоренностей и согласование общего решения.

Организует работу учащихся в парах

-Вам необходимо работая по парам на основе текста учебника ответить на вопросы и  заполнить таблицу:

Природно-климатические условия.

Хозяйство. Занятия.  Политическое устройство.  Князья обособившихся земель. Анализирует работу пар и помогает в выборе наиболее удачных решений

Организует проведение                                  физ. минутки

1.пара Владимиро-Суздальское княжество 

2. пара Великий Новгород                                  3. пара.  Галицко-Волынское княжество

По результатам работы в парах заполняют таблицу , раскрывают роль природно-климатического фактора,аргументируют выводы с опорой на материалы параграфа

заслушивают результаты работы каждой группы. Оценивают.

Выполняют упражнения

- планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий

- организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками,

5. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

- анализ, синтез, сравнение, обобщение. Использование знаково-символических средств.

-доказательство; -контроль; -коррекция; -оценка; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Предлагает  в ходе групповой работы:

1) выявить “плюсы” и “минусы” влияния феодальной раздробленности на развитие Киевской Руси, опираясь на изученный материал.

Работают в парах, выясняя плюсы и минусы политической раздробленности. Результаты записывают в таблицу.

“плюсы”

- развитие хозяйства;

- развитие культуры;                                                - сохранение единого языка, религии; - сохранение великокняжеской власти.

“минусы”:

- усобицы; - конфликты между боярами и князьями; - дробление княжеских владений между наследниками; - ослабление обороноспособности и политического единства страны. Проверяют работу по эталону

- устанавливают плюсы и минусы политической раздробленности

- соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи

6. Включение знаний в систему и повторение(10мин)

Нравственно-эти-ческое оценивание усваиваемого содер-жания; самостоятельное создание алгоритма деятельности; -доказательство; -контроль, коррекция, оценка.

Предлагает проверить результаты усвоения основных вопросов темы ответив на вопросы.

Ключ:

Мешало: а,в,е

Помогало: б,г,д

Оценивает ответы обучающихся.

Работая индивидуально , отвечают на вопросы : 1) Что мешало, а что помогало установлению феодальной раздробленности:

а) дружина существовала за счет дани и полюдья; б) дружинники получали во владение землю; в) установлен порядок продвижения князей к Киевскому престолу; г) князья нарушали установленный порядок; д) господство натурального хозяйства; е) во всех землях действовал закон “Русская правда”.                 2) Перечислите самые известные русские земли и отметьте их на карте.                       3) Почему князья боролись с боярами? 4) Почему феодальная раздробленность это закономерный, относительно прогрессивный период в истории Руси? 5) В чем главное отличие Новгородской земли от других русских земель? 6) Каковы, на ваш взгляд, главные последствия феодальной раздробленности на Руси?

- обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога

- проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении

7. Рефлексия деятельности(5мин)

Рефлексия способов и условий действия; -контроль и оценка процесса и резуль-татов деятельности. Самооценка на основе критерия успешности; -планирование учебного сотрудничества; -адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

- Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

Я попрошу вас составить синквейн:  

-подсчитайте в оценочных листах количество полученных баллов.

Комментирует домашнее задание.

Базовый уровень: Используя текст учебника создать генеалогическое древо от Рюрика до Юрия Всеволодовича

Повышенный уровень: используя Интернет составить хронику жизни князя Данилы Галицкого.

Высокий: используя  Интернет и дополнительные источники подготовить сообщение о возникновении Москвы и происхождении её названия.

составляют синквейн. 

Вспомни!

Синквейн – стихотворная форма из пяти строк, которая строится по правилам:

Первая  строка -это любое слово (существительное)

Вторая - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова

Третья -три глагола, которые говорят о действиях

Четвертая - фраза, к которая говорит о смысле стихотворения

Пятая - заключение, обычно это слова, имеющие ассоциации со всем стихотворением

Подсчитывают количество баллов в оценочных листах. Сравнивают с шаблоном. Записывают домашнее задание в соответствии с индивидуальным уровнем.

- обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога

- проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении

Список литературы:

  1. Учебник. История России. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под.ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
  2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1990.
  3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М 1993-1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII - начале XIII в."

Повторительно - обобщающий урок по теме "Русь в середине XII-XIII в." (6 класс) к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. Опубликовано 5.05. 2018 г. - Николаева Аида Николаевна. Урок...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!»(урок-ода)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ФИЗИКИ: «ЕЁ  ВЕЛИЧЕСТВО, МЕХАНИКА!», 9 класс...