Открытый урок «Путешествие в Древний Египет»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Чугуевец Надежда Васильевна

Открытый урок по истории Древнего мир "Путешествие в Древний Египет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель –Чугуевец Н.В.

Класс -5

Дата проведения-04.04.2017 года

Место проведения- ГБОУ ООШ пос. Аверьяновский

Автор урока- Чугуевец Н.В.

Тема урока: «Путешествие в Древний Египет»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Цели урока:

Образовательная:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении темы «Древний Египет»;

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по данной теме.

Развивающая:

- содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с картой, историческими источниками, самостоятельно делать выводы, выделять главное, высказать своё мнение, оперировать понятиями и терминами, логически мыслить, умение работать в группе.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.

Оборудование:

Компьютер,

компьютерная презентация,

карточки с заданиями

Учебник: А. А. Вигасин, Г. И. Годер и И. С. Свенцицкая «История Древнего мира».

 

План урока:

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

2.Актуализация субъективного опыта и совместная постановка целей урока.

3.Обобщение и систематизация знаний учащихся.

4.Физкультминутка.

5.Организация контроля и самоконтроля.

6.Подведение итогов урока.

7.Информация о домашнем задании. Рефлексия

                                                             Ход урока:

 1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, добрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе.

- Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.

  2. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с историей Древнего государства.

     - Как называется это государство? (Древний Египет.) (Слайд №1)

- А что сегодня нам предстоит сделать на уроке? (Повторить.)

- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии. (Слайд №2)

- Я предлагаю всем продолжить путешествие в историю Древнего мира.

- Все готовы к путешествию? (Да.)

- Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться.

- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2015г.)

- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5014 лет.)

- Верно! На 5014 лет назад нам нужно переместиться. Отправляемся в путь!

3. Обобщение и систематизация знаний.

- Нашими спутниками в пути будут египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Как задабривали египтяне своих богов? (Главный жрец заходил в храм, где жил бог. Он натирал статую бога душистыми маслами, одевал ее, подносил вкусные угощения, а затем удалялся, пятясь назад, чтобы не повернуться к богу спиной.) Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями, а они их оценят.

- Первый бог, который нас встречает. Как египтяне называли его?

(Амон-Ра - бог Солнца) (Слайд № 4)

- Он благословляет нас в добрый путь.

- Эта страна полна тайн и загадок. И вот первая тайна - тайна старинной рукописи. Рукопись очень старая и некоторые части текста уже стерты. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст.

     Восстановить текст: Эта страна называется (Египет.)

                                   Она расположена вдоль полноводной реки (Нил),

                                   которая впадает в (Средиземное море.)

                                   Люди этой страны занимаются (земледелием.)

                                   Чтобы попасть в эту страну, воспользуйтесь картой

Схема путешествия по станциям:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Реставрация

 

 

3

Задачкино

 

 

4

Терминово

 

 

 

1

Географическая

 

 

?

 

 

5

Тестирование

 

 

 


- Чтобы пройти все эти станции, надо приложить все ваши знания, умения, навыки – всё то, что мы изучали, чему научились за это время.

 

Станция 1 «Географическая» (Слайд № 5)

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос:

 

Всем известно и не ново:

Карта – важная основа.

Битвы, действия и страны

Вам укажет неустанно.

Если есть у вас желанье,

Приступаем. Всем внимание!

- На первой станции «Географическая» вам предстоит выбрать карту Древнего Египта из нескольких карт.

- Как вы ее опознали? (По Северо-восточной Африке несет свои воды одна из самых больших рек в мире –Нил. Течение встречало на своем пути множество порогов. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море она разделялась на несколько руковов, образуя огромный треугольник-дельту. На берегах Нила, от первого порога до Средиземного моря и располагается страна Египет,  )

     - Мы перемещаемся на следующую станцию - «Реставрация». На которой вам предстоит показать свои умения и знания. Я называю признаки предметов, а вы должны сказать, что это за предмет.

Станция «Реставрация»

(Слайд № 6)

  • это огромное здание
  • в нем никто не жил...
  • оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)
  • это сельскохозяйственное приспособление
  • оно напоминает наш колодец-журавль
  • при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки... (Шадуф.)
  • это высокое растение
  • из него изготавливали материал для письма...
  • на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)
  • это быстроходная повозка в Египте...
  • она используется как движущая сила скаковых животных...
  • использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)

- Прежде чем отправиться на станцию «Задачкино», давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

1 упражнение: показать, как плывет лодка бога-Ра по небосклону;

2 упражнение: показать необходимое положение весов на суде Осириса;

3 упражнение: показать, как управляет боевой колесницей воин;

4 упражнение: показать обязательное движение, которое жрец делает в конце обряда, выходя из храма  

- Динамическая пауза закончена, приведем себя в порядок и продолжим наше путешествие.

- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.

- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)

- Чему он научил египтян? (читать и писать)

 

Станция 3 «Задачкино» (Слайд № 6)

Решение познавательных задач:

 1 задача: В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аментис. В переводе это слово означает    «Запад». Чем объяснить подобное название? (Египтяне видели, как солнце садится на западе. Они думали, что оно умирает, а значит там находится «страна мертвых».)

2 задача: У многих народов издавна значительную роль играли собаки. В Египте же священным животным считалась кошка, из умерших кошек делали мумии, хоронили на специальных кладбищах. К собакам такого отношения не было. Почему? (В Египте люди занимались земледелием. Надо было защищать собранное зерно от грызунов. Кошки сберегали зерно от мышей.)

3 задача: Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову. Один Египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок? Кем был этот египтянин? (Речь идет о фараоне, с чьим именем связано объединение Северного и Южного Египта и создание двойной короны.)(В дельте Нила располагался Северный Египет, а выше по течению- Южный. Царь Южного носил белую корону, как шлем, а Северного- красную, высокую сзади. Примерно 3000 лет до нашей эры царь Южного Е. подчинил Северный и объединил всю страну. Он стал носить двойную корону, как бы одна вставлена в другую.)

4 группа: Говорят, на вкус и цвет товарища нет. А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему? (Любимые-черный и зеленый. Это цвета плодородной земли и оазиса; нелюбимый цвет-желтый. Это цвет пустыни, песка.)

Мы отправляемся дальше на станцию «Термины». Здесь поджидает нас очень красивая богиня.

- Почему именно такой представляли ее древние египтяне? ( Бастет - гибкая кошка, покровительница женщин и красоты.)

- Бастет поручает вам поработать с терминами и выполнить задания на соответствие.

 

     Много терминов мы знаем,

Ключи быстро подбираем!

Станция 4 «Терминово» (Слайд № 7)

О каком термине идёт речь? Найти соответствие.

Работа в группах.

   1. Выпуклое изображение на камне.                            А. Саркофаг

    2. Каменистые преграды по течению реки.                     Б.  Рельеф                     

3. Сплав меди и олова.                                                  В.  Пороги

4. Самые грамотные жители Египта.                            Г.  Вельможи

5. Гроб, в который клали мумию.                                    Д. Бронза      

6. Островки зелени в пустыне .                                               Е.    Жрецы

7. Служители богов и хранители знаний.                               Ж. Писцы

8. Знаки-рисунки.                                                                    З.     Налоги

9. Сбор в пользу государства.                                                  И.   Иероглифы

10. Наиболее богатые и знатные люди.                                   К.    Оазисы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Организация контроля самоконтроля знаний.

Наше путешествие подходит к концу, и на последней станции нас встречает бог.

Он является сторожем загадочной дверцы.

- Как древние жители Египта называли этого бога? (Анубис – помощник Осириса)

Он обещает нам открыть потайную дверцу, если мы выполним тестовую работу.

 

Раз хлопок-два хлопок,

тест мы знаем назубок.

                                  Станция «Тестирование» (Слайд № 8)

Задача учащихся выбрать 2 самых сильных игрока. Один отвечает, другой ему помогает.

- А сейчас, ребята, каждый из вас решит тест, и кто будет первым, у кого все будет правильно, тот и получит первое чудо света –пирамидку- подставку для ручек.

Тест по теме «Древний Египет» (5 класс)

1. Где находится Египет?

а) в северо-восточной части Африки;   б) в Центральной Азии;    в) в Центральной Африке.

2. Приспособление для полива садов и огородов в Египте

а) рельеф;                                б) оазис;                                        в) шадуф.

3. Что ввозили торговцы в Древний Египет?

а) папирус;                              б) древесину;                               в) хлеб.

4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?

а) объединение Южного и Северного царств;  б) союз богов неба и земли; в) царство мертвых и царство живых.

5. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?

а) из шкур животных;          б) из пальмовых листьев;           в) из тростника.

6. Как называлась первая столица египетского государства?

а) Мемфис;                           б) Фивы;                                      в) Атон.

7. Как назывался древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну?

а) жрец                                 б) вельможа                                в) писец

8. Сплав меди и олова, из которого изготавливали наконечники копий, лезвия топориков и клинки:

а) мельхиор                         б) бронза                                    в) лазурит

9. Египетский фараон, совершивший самые крупные завоевательные походы:

а) Хеопс                              б) Тутанхамон                           в) Тутмос

10. Самая высокая пирамида в Древнем Египте была воздвигнута в честь фараона:

а) Хеопса                            б) Тутанхамона                        в) Тутмоса

11. Как египтяне называли своего бога Солнца:

а) Ра                     б) Амон                              в) Амон-Ра                      г) употреблялись оба названия

12. Кто из богов, по верованиям древних египтян, вершил суд в царстве мертвых:

а) Анубис                         б) Гор                                                            в) Осирис

5. Подведение итогов урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось или понравилось в истории Древнего государства? (Ответы учащихся.)

- Верно! Путешествуя по Древнему Египту мы повторили географическое положение страны, основные занятия египтян, религию, культуру Древнего Египта.

- Вот теперь мы можем открыть эту загадочную дверцу. (Слайд № 9)

- Вы видите надпись: «Добро пожаловать в Древнее Двуречье», историю которого мы начнём изучать на следующем уроке. Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать. (выставление оценок с обоснованием).

6. Информация о домашнем задании. Рефлексия

- Домашнее задание: выполнить задания в тетради

- (Слайд -памятка № 10) Если еще раз захочется вернуться в Древний Египет.

- Ребята, поднимите тот смайлик, который описывает ваше настроение в конце проведенного урока:)

     - Урок закончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «МАТЕМАТИКА - История» Тема урока «Деление натуральных чисел – Путешествие в Древний Египет»

В ходе совершенствования навыков выполнения действия деления натуральных чисел, и навыков решения текстовых задач, привести учащихся к пониманию роли и значения математических знаний в становлен...

Урок "Путешествие в Древний Египет"

Повторительно-обобщительный урок по Древнему Египту....

урок-путешествие в Древний Египет

laquo;Действия с натуральными числами» (урок – путешествие)...

Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."

Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают ...

Открытый урок по истории "Путешествие в Древний Египет"

Урок обобщения и систематизации знаний, и способов деятельности....