Урок "Путешествие в Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Повторительно-обобщительный урок по Древнему Египту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_v_drevniy_egipet.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Путешествие в Древний Египет
Путешествие в Древний Египет – это повторительно – обобщительный урок в форме игры.
Цель: повторить и закрепить материал по истории Древнего Египта.
Задачи:
- Продолжить формирование навыков логически последовательного рассказа.
- Научить анализировать исторические документы и другие исторические источники.
- Воспитать чувство ответственности за общие дела.
Оборудование:
- Карта Египта, где обозначены река Нил и шесть порогов
- Короны Северного и Южного, объединенного Египта
- Веер, борода и маленькая копия пирамиды
- «Черный ящик»
- Фишки
Начало урока: Слава тебе, Хапи
Приходящий, чтобы оживить Египет.
И напоить пустыню, отдаленную от воды,
Владыка рыб и птиц, творец зерна.
Если он медлит, то прекращается жизнь
И все люди делаются бедняками.
Если он сердиться, то приходит в беспорядок вся страна
А когда он приходит, то земля ликует.
И все люди в радости.
Вопрос к классу: Кто такой Хапи? И о чем эта легенда?
Слово учителя:
Хапи это река Нил. Именно здесь возникла одна из древнейших цивилизаций. Нил имеет опасные каменистые преграды. Нам предстоит путешествие по этой удивительной реке. Мы должны через все преграды и дойти до старого Сфинкса. На каждом пороге нас ждут трудные вопросы и сложные задачи. Лишь правильно ответив на вопрос и решив задачу можно двинуться дальше. Но по реке пешком не пойдешь. Нам предстоит путь на лодках. Каждый ряд это лодка, значит лодок всего три. Ученики – члены команды. Дойдя до порога, каждая команда получает задание. За правильный ответ ученик получает фишку. Каждый в лодке борется за свой результат, не забывая при этом, что в конце игры важен общий результат команды. Команда, набравшая наибольшее количество фишек, становится победителем. Особыми призами награждаются те учащиеся, которые набрали максимальное количество фишек.
Но если команда, не сможет ответить на свой вопрос , то право ответа переходит другой команде, той, которая первая поднимет руки.
Итак, с правилами вы познакомились, начинаем наше путешествие и сразу налетаем на первый порог.
ПОРОГ – 1
Термин новый, но знакомый
Его ты бысро угадай.
Дай определенье слову
И дорогу продолжай.
Вы получите слова, значение которых должны объяснить. За каждый правильный ответ – фишка.
Предлагаемые слова:
ПОРОГИ – каменистые преграды;
ФАРАОН – правитель Египта;
ДРОТИКИ – короткие копья;
РЕЛЬЕФ – выпуклое изображение;
ИЕРОГЛИФЫ – священные письмена;
САРКОФАГ – гроб фараона;
ПОВИННОСТИ – работы на фараона и вельмож;
ЖИВЫЕ УБИТЫЕ – пленные;
ЦИВИЛИЗАЦИЯ – исторический этап, где возникает письменность и государство.
ПОРОГ -2
Первый порог для тебя простоват,
Ну а второй посерьезнее брат.
Ты расскажи, как живут египтяне
Люди простые, вельможи, писцы,
А также важные очень жрецы.
Каждая команда получает карточку (на карточках изображены сюжеты из жизни жрецов, вельмож и писцов). Учащиеся должны догадаться, кто на ней изображен, и составить рассказ от первого лица.
ПОРОГ -3
Второй порог, дружок миновал
Уж очень порог для тебя этот мал
Посмотрим, сможешь ли третий пройти
О войске египетском нам расскажи.
Команды получают карточки.
Команды получают карточки. На первой изображено войско фараона – учащимся необходимо рассказать об этом войске, на второй – немая карта, где ученики должны обозначить государства завоеванные фараонами.
На третьей нарисованы рабы. Ребятам необходимо ответить, где использовался труд рабов.
ПОРОГ – 4
До четвертого порога вы дошли,
Сложную загадку там нашли
Вы попробуйте загадку отгадать
И предмет из ящика достать.
Вноситься «Черный ящик», где находятся предметы – отгадки.
Загадка - 1
Ее носили все фараоны. Даже мачеха Тутмоса III Хатшепсут, принимая вельмож и послов далеких стран, подвязывала этот предмет. Что это?
(борода в форме косички)
Загадка – 2
Этим складным (и весьма распространенным сегодня) предметом в Древнем Египте мог пользоваться только фараон. Что это?
(Веер)
Загадка – 3
Как утверждают ученые, его высота составляла 140 метров. А сегодня его высота составляет 137 метров. Это одно из чудес Света. Что это? Что я должна достать из ящика?
(фото пирамида Хесопса)
ПОРОГ -5
На пятом пороге мифы застряли.
А рядом научные знания стали.
Быстрее билетик тяни, не зевай
Ты мифы, науки скорее спасай.
Сложность этого порога заключается в том, что каждый участник команды в нем участвует. Первый рассказ начинает, а другие по очереди продолжают. Но при этом нельзя нарушать логическую последовательность рассказа.
Карточка №1: Миф об Осирисе
Карточка №2: Какие науки были развиты в Египте?
Карточка №3: Расскажите, каких животных почитали в Египте.
ПОРОГ 6
К шестому порогу вы подошли,
Где спрятаны личности
Кто же они?
Прочти и узнай, докажи не зевай,
И путь поскорее свой продолжай.
Личность 1
Он сам себе придумал имя.
Объявил, что существует только один Бог Атон.
Построил новую столицу – Ахетатон.
После его смерти жрецы вернулись к прежним богам.
(Эхнатон)
Личность 2
Его убил родной брат Сет, чтобы завладеть Египтом.
На день рождения в подарок он получил гроб.
Его тело было разделено на 14 кусков и разбросано по Египту.
(Осирис)
Личность 3
Самый знаменитый завоеватель Древнего Египта.
Завоевал Палестину, Финикию, Сирию, Нубию.
Сохранились сведения о его 15 походах.
(Тутмос III)
Заключение
Все пороги вы прошли
До Сфинкса старого дошли.
Он вопросы вам задаст,
Отвечайте сей же час.
Будет правильным ответ
Вас в Египте ждет презент.
ЗАГАДКИ СФИНКСА
(Команда, ответившая на загадки Сфинкса получает 10 баллов, дополнительно)
Загадка №1
В 1881 году через границу некоего государства перевезли предметы, которые вскоре оказались в музеях Франции и Англии. Самое интересное в этой истории то, что на границе за них заплатили пошлину, как за сушеную рыбу. Что это были за предметы?
(мумии)
Загадка №2
Изображение этого насекомого в Древнем Египте служили амулетами и украшениями. Что за насекомое?
(навозный жук, скарабей)
Загадка №3
Первым было пассажирское судно, потом английский лорд Карнарвон, потом археолог Артур Мейс, потом друг Карнарвона Дж. Джой-Голд, а затем несколько десятков человек, Что дало пищу для сенсации, длящейся уже много лет.О чем идет речь ?
(проклятие фараона Тутанхамона)
Подведение итогов:
Команда, набравшая наибольшее количество фишек становится победителем. Также подводятся итоги личного первенства. Учащиеся, набравшие самое большое количество фишек, поощряются маленькими сувенирами. По итогам работы выставляются оценки учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по истории древнего мира для 5 класса по теме "Древний Египет"
слайды по Древнему Египту, небольшая презентация...
Дидактический материал:тренинг по истории Древнего мира Тема: "Древний Египет"
Тренинг позволяет повторить изученный материал и осуществить контроль знаний....
Тест по истории Древнего мира 5 кл. "Древний Египет"
Данный тест выявит уровень знаний учащихся по данной теме....
Урок-презентация древний Египет (искусство древнего царства)
Урок-презентация по истории искусства преподаватель Сахно С.А. Наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого мат...
Тест по истории Древнего мира по теме «Древний Египет»
Данный тест можно использовать при проверке знаний по теме"Древний Египет"...
разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"
Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...
Тест-презентация "Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Древний Египет"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Роль декоративного искусства в жизни древне...