Урок в 6 классе по истории на тему "Древняя Русь" (повторительно-обобщающий).
план-конспект урока по истории (6 класс)

Водолазова Галина Юрьевна

Повторительно-обобщающий урок в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_istorii_6_kl.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русь Древняя (повторительно-обобщающий урок) 6 класс.

Форма проведения: урок-игра

Цели: 1) систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о зарождении и развитии Древнерусского государства, его характерных чертах;

2) формировать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять исторические факты, явления, а также развивать навыки работы с историческими источниками и картой, работы в группе;

3) способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать к культурному наследию прошлого, воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, патриота.

Оборудование: учебник История России.6кл., компьютер, проектор, карта «Русь в 9 - первой половине 12 веков», дидактический материал – карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (объяснение правил игры, представление жюри).

II. Презентация команд (название, эмблема, девиз).

III. Разминка.

Каждой команде задаётся по пять вопросов поочерёдно. За каждый правильный ответ - 1 балл). Если команда не отвечает, вопрос передаётся сопернику.

Вопросы для 1 команды

Вопросы для 2 команды

1. Назовите основные занятия восточных славян.

1. Назовите три ветви восточных славян.

2. Какую религию исповедовали восточные славяне в  IX веке?

2. Кто такие варяги?

3. Назовите столицу Древней Руси.

3. За что древляне убили князя Игоря?

4. Как называлось народное собрание у восточных славян?

4. При каком князе произошло крещение Руси?

5. Как звали летописца, автора «Повести временных лет»?

5. Какой город восточные славяне называли Царьградом?

IV.  Историческая карта.

1 команда

2 команда

Покажите на карте территорию расселения восточных славян. Перечислите восточнославянские племена, жившие на территории нашей страны в IX веке?

Какие народы были соседями восточных славян в древности? Показать на карте. Какие взаимоотношения сложились у восточных славян с ними?

V. История в лицах.

Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.

1 команда

2 команда

Именно этот человек провёл первую в истории России налоговую реформу, установив размеры дани и места её сборов; этот правитель первым принял личное крещение, которое произошло в Византии; соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощрённо отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; это первый факт в истории России, когда на престоле сидела женщина.

Этому князю летописец уделял очень много внимания на страницах «Повести временных лет»; от своего отца он получил в управление Новгород, где ему помогал княжить его дядя Добрыня; киевский престол он отвоевал у своего старшего брата, что считают первой межкняжеской усобицей на Руси; этот князь создал первую оборонительную линию на южных рубежах государства, куда отправил служить воинов из северных земель; с именем этого князя связаны первые религиозные реформы в стране.

VI. Исторический словарь.

Команды получают карточки с написанными на них понятиями, дают им определение.

Былина                                                                 Вече

Дань                                                                     Летопись

Митрополит                                                        Погосты

Боярин                                                                  Политика

Усобицы                                                               Холоп  

VII.  История в камне.

Каждая команда получает репродукцию скульптуры. За 2 минуты необходимо назвать, кто изображён и что о нём известно? Чем знаменит?

( Нестор-летописец, Ярослав Мудрый).

VIII. Даты и события.

Для 1 команды:

1)  988 г.                                                      а) смерть Рюрика

2) 912 – 945 гг.                                           б) правление Ярослава Мудрого

3) 1019 – 1054 гг.                                       в) правление князя Игоря

4) 879 г.                                                       г) крещение Руси

                                                                     д) правление князя Олега    

               

Для 2 команды:

1) 882 – 912 гг.                                          а) смерть Святослава

2) 945 - 957 гг.                                           б) поход Игоря на Византию

3) 988 г.                                                       в) правление княгини Ольги

4) 944 г.                                                       г) крещение Руси

                                                                     д) правление князя Олега                    

IX. Вычеркни лишнее (объясни).

1 команда

2 команда

1. Поляне, кривичи, вятичи, хазары, древляне.

2. Киев, Новгород, Чернигов, Итиль, Смоленск, Полоцк.

3. Былины, летописи, фрески, житие.

1. Холоп, рядович, закуп, тысяцкий, смерд.

 2. Перун, Ярило, Стрибог, Мокошь, Зевс, Велес.

3. Мозаика, фреска, икона, миниатюра.

X. Работа над ошибками.

Учащиеся получают текст с ошибками, находят и исправляют все ошибки.

XI. Кто быстрее.

Определите последовательность правления древнерусских князей:

1) Игорь         2) Олег             3) Ольга            4) Рюрик          5) Святослав

XII. Выберите причины…

1) … образования государства у древних славян

а) необходимость организации обороны и торговли с соседями;

б) необходимость организации завоевательных походов;

в) развитие рабства;

г) развитие феодальных отношений;

д) призвание варягов.

2) …крещения Руси

а) Русь была завоёвана христианами;

б) русские не имели другого выбора;

в) христианство укрепляло государственную власть;

г) христианская вера объединяла разноплеменное население;

д) христианство обещало рай не богатым и знатным, а праведникам.

XIII. Конкурс «Найди слово».

В выделенных клетках должно получиться слово, означающее преданность и любовь к своему Отечеству. 

XIV. Подведение итогов. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 6 классе по истории средних веков.Тема: "Завоевание Англии".

Зрительный ряд урока истории средних веков в 6 классе. Тема: "Норманны. Завоевание Англии"....

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Презентация к уроку 5 класса по истории Древнего мира :"Древние Афины"

Презентация к ранее опубликованному конспекту урока в 5 классе по истории Древнего мира: "Древние Афины"...

Разработка урока,5 класс, предмет -история. Тема: Индийские касты

Тема урока :       Индийские кастыТип урока. Урок открытия новых знанийЦели :Предметные:·        познакомить учащихся с кастами в древн...