КОНСПЕКТ урока по Новой истории для 7 класса по теме НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Конспект урока по курсу "Новая история"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема:  НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО

Программа: Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М., Просвещение  2007г. ( Под редакцией Л.А.Соколовой)

Учебник:  Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь  с изменениями в экономике;
  • довести до понимания учащихся, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости;
  • ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.

2. Развивающие:

  • продолжить работу по  развитию логического  мышления учащихся;

 внимательности;

  • формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
  • развивать познавательный интерес учащихся.

3. Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;

      Приемы деятельности учителя: объяснение, беседа, постановка проблемных задач, комментирование иллюстраций.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 

1.Опорные листы для записи материала урока  по теме «Новые ценности преобразуют общество».

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. Выпуск 1. М.: Просвещение 2007

3. Презентация по теме «Новые ценности преобразуют общество».

Литература:

1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.

2.Агибалова   Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб.для 6 кл. сред.шк.  / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1987.

 3. Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006

4. Школьная энциклопедия «Руссика». История Нового времени.16-18 вв. – М.; Олма-Пресс Образование, 2003.

5. Юдовская А.Я., Л.М.Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. В 2-х выпусках. М.: Просвещение 2007

6. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение 1977

Электронные пособия: Бердник С. Учителю истории. Методические материалы. DVD. Благовещенск 2007

Урок имеет ряд особенностей:

  •  изучение нового строится на актуализации межкурсовых  связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья;
  •  работа над понятиями заключается не только во введении новых слов, но и в углублении уже известных понятий и терминов («сословие», «крепостная зависимость»);
  • содержание  не сложно для понимания учащимися, что позволяет  организовать самостоятельную работу в группах или парах;
  •  рационально распределить время на уроке помогает использование заранее приготовленных для каждого ученика печатных опорных листов  (Приложение 3);
  • часть нового материала давалась нескольким учащимся на предыдущем уроке в виде индивидуальных  домашних заданий (Приложение 1).

                                                       

                                                 

                                                            ХОД УРОКА

                    Этапы урока. Слово учителя. Ответы и выступления учащихся.

Этапы

Содержание

Примечание

Оргмомент.

    1 мин.

Повторение.

    10 мин.

Сообщение новых знаний.

  25 мин.

 3 мин.

5- 6 мин.

 

Физминутка

   1мин.

  16-17 мин.

Домашнее задание.

Оценка работы.

3 мин.

  1. Проверка готовности.

2.Опрос по темам предыдущего урока. Подведение к получению новых знаний.

-На прошлом уроке мы узнали о том, как в Новое время дух предпринимательства изменил экономику, как  создавались  предприятия нового типа, чем они отличались от средневековых. Сегодня узнаем о том, какие это имело последствия. Сначала повторим основные понятия предыдущего урока

    Письменный понятийный опрос с использованием слайдов:

1. Какое слово мы употребляем в данном значении? (Предпринимательство).

2.Что такое «экономика»? (Хозяйственная жизнь: производство и обмен).

3. Это казалось «малым миром, в котором соединялись все части  большого»,  и здесь можно было «купить и продать ветер». (Биржа).

4. Что означает слово «капитал»? (Средства, вкладываемые в производство с целью извлечения прибыли).

5. Название этого предприятия в переводе означает «сделанное вручную». (Мануфактура).

 Листочки с понятиями собираются и  отдаются для проверки одному или двум ученикам.

В это время остальные  устно называют признаки мануфактуры по таблице на слайдах.

После окончания устного опроса  ученики, проверяющие понятия, называют правильные ответы.

-Для возникновения капиталистического производства необходимо два условия? Какое первое?

- Наличие денежных средств.

-Второе условие вы должны были найти при выполнении домашнего задания.

-Лично свободные люди, лишенные орудий труда.

 ВЫВОД: Рост предпринимательской деятельности привел к изменениям в экономике - появлению нового типа предприятий (капиталистических мануфактур). Все большему количеству людей стали близки новые ценности: достижение богатства, личный успех. У них появилась новая цель - разбогатеть. И эти новые ценности изменяют (преобразуют) общество. Как это происходило,  мы узнаем сегодня.

  Тема:  НОВЫЕ  ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ  ОБЩЕСТВО.

  План:

1. Сословия средневекового общества.

2. Изменения общественного состава в Новое время:

  • рост численности буржуазии;
  • расслоение крестьянства;
  • изменения в положении дворянства;
  • «люди с дорожной обочины»;
  • формирование класса наемных рабочих.

       В процессе работы мы узнаем:

  • Что было самой дорогой «вещью» в Новое время.
  • Как «овцы пожирали  людей».
  • Кто такие «воздушные феодалы».
  • Против кого были направлены «кровавые законы».

1. Сословия средневекового общества.

   -Чтобы представить то, как изменилось общество, нужно сначала вспомнить каким оно было ранее, в Средние века.

Средневековое общество делилось на сословия. Что означает это слово? Какие сословия существовали?

 На эти вопросы отвечает ученик, готовивший индивидуальное домашнее задание.

- Сословия – большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.

 По ходу ответа заполняется таблица на опорном листе:

           СОСЛОВИЯ  средневекового общества.

«Те, кто молится»           Духовенство                     

«Те, кто воюет»              Феодалы (дворяне)

«Те, кто трудится»        Крестьяне и горожане

 

  2.Изменения общественного состава в Новое время.

   (Даются задания группам для самостоятельной работы).

ЗАДАНИЕ 1 ГРУППЕ. Рост численности буржуазии.

 -Используя материалы п.1 §5 и задания на карточках ответить на вопросы:

1. Что означает слово «буржуазия», «буржуа»?

2. Кого относили к этой  категории населения?

3.Каковы источники богатств буржуазии? (Карточка № 1).

4. Что было самой дорогой «вещью» в Новое время?

(Карточка № 2).

ЗАДАНИЕ 2 ГРУППЕ. Расслоение крестьянства.

  -Используя материалы п.2 §5 ответить на вопросы:

1.Что изменилось в положении крестьян в раннее Новое время?

2. Объясните смысл выражения: «Возблагодарим Бога: нет теперь больше в округе крепостных, и всякий сегодня может и должен служить, где пожелает! »

3.Действительно ли каждый мог служить «где пожелает»?

4.Что такое «имущественное расслоение», которое происходило в среде крестьян?

5. Какие категории крестьян  появились в деревне?

ЗАДАНИЕ 3 ГРУППЕ. Изменения в положении феодалов (дворянства).

Используя материалы п.3 §5 и задания на карточках ответить на вопросы:

1.Как «дух предпринимательства» изменил положение дворян?

2. Объясните смысл выражения: «овцы пожирали людей», «копыто овцы превращает песок в золото»? С каким явлением,  они были связаны? (Карточка № 3 и № 4).

3. Какие группы феодалов, существовавших в Новое время, вы можете назвать?

4. К какой категории феодалов вы отнесете человека, жизнь которого описана? (Карточка № 4).

 Проверка выполнения заданий. Ответы учащихся под руководством учителя.

- Рост предпринимательской деятельности увеличивал численность и богатство буржуазии.

Ответы учащихся 1 группы о росте численности буржуазии.

- Слово «буржуа» появилось во Франции еще в XII в. — так называли почтенных горожан, владеющих собственностью и ведущих достойную жизнь. Позднее словом «буржуазия» стали называть  предпринимателей-капиталистов, имевших свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере.

- Кто относился к этой категории? (ответы ученика записываются на опорном листе)

  1. Буржуазия (капиталисты)

  • Купцы
  • Владельцы предприятий
  • Банкира
  • Откупщики

- Источники богатств буржуазии?

-Ограбление колоний, торговля, прибыль от производства.

-Что же было самой дорогой «вещью» в Новое время?

Ответ на этот вопрос ученик может дать своими словами, но лучше прочитать.

- Цель жизни торговцев и предпринимателей – получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. Содержанием их жизни и  главной ценностью стал  профессиональный труд, ради него следовало жертвовать отдыхом, даже сном и едой. Такая деятельность заставляла ценить время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало  ускорения в делах.

 В этой среде говорили: «Делайте свои дела вовремя, потому что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время — нет».

    Ответы учащихся 2 группы о  расслоении крестьянства.

- Основная масса населения  по-прежнему жила в деревне и занималась сельским хозяйством. Что изменилось в положении крестьян в раннее Новое время?

-В Средневековье крестьяне  были лично-зависимыми (крепостными), а в  XVII веке большинство из них стали лично-свободными. Один из жителей Австрии прославлял свое время: «Возблагодарим Бога: нет теперь больше в округе крепостных, и всякий сегодня может и должен служить, где пожелает! ».

-Действительно ли каждый мог служить «где пожелает»?

-Нет. Крестьянин стал свободным, но земля оставалась в  собственности бывшего господина, и крестьянин ею мог пользоваться, но не мог продать или купить.  Крестьянин получал землю  во временное держание — в аренду. За это нужно было нести в пользу господина  повинности, денежные и натуральные. Чтобы получить  деньги, крестьянину-арендатору все чаще отправлялся на рынок — продавать свои продукты.

 -Что такое «имущественное расслоение», которое происходило в среде крестьян?

 - В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись. Зажиточные крестьяне  опутывали долгами и разоряли своих менее удачливых соседей, скупали их наделы, нанимали для работы батраков. В их хозяйствах появилась техника — двухколесные плуги, сеялки, молотилки. Таких крестьян, использующих наемный труд и технику, называют фермерами. 

 Запись на опорном листе.

                       

               

                                   Крестьянство

       арендаторы                                         фермеры

____________________                ___________________

                          Имущественное расслоение

                  зажиточные                    бедняки                                      

Ответы учащихся 3 группы об изменениях в положении феодалов (дворянства).

-В XVI веке в Англии говорили, что «овцы пожирают людей». Цены на шерсть  росли, так как увеличивалось производство сукна. Разводить овец стало выгоднее, чем выращивать хлеб. В Англии даже сложилась поговорка: «Копыто овцы превращает песок в золото».

Для выпаса овец нужны пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Чтобы  крестьянам трудно было вести хозяйство, дворяне приказывали перекапывать дороги, ведущие к водопоям, штрафовали крестьян, если их скот случайно выходил за границы участка, увеличивали плату за землю. Доведенные до нищеты, крестьяне бросали свои хозяйства и уходили в города. Часто дворяне силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. На картах того времени появились надписи: «Здесь была деревня, а ныне здесь пастбище».

 -Дворян, которые вели  хозяйство по-новому:  сгоняли крестьян с их наделов, а для работы нанимали батраков, называли новыми дворянами (джентри).  

- Оставалось старое дворянство (чаще всего это были крупные землевладельцы- аристократы), не желавшее перемен и ведущее хозяйство по-старому.

 -  Обедневших дворян, которые земли свои  распродали, называли «воздушными» феодалами: ведь больше им ничего не принадлежало.

- Были дворяне не родовитые, купившие себе  дворянские титулы

3.      Феодалы (дворянство)

  • Старые дворяне (землевладельцы- аристократы)
  • Новые дворяне (джентри)
  • «Воздушные»  феодалы
  • Купившие  титулы

    «Люди с дорожной обочины».  Формирование класса наемных рабочих.

-После огораживаний появилось много свободных людей, не имевших земли и орудий труда.  Куда они могли отправиться?

Ответы учеников, выполнивших индивидуальные домашние задания:

 -Они покидали родные места и становились бродягами и нищими. Не находя работы бездомные  бродили по дорогам Англии, выпрашивая милостыню, многие гибли от голода и болезней.

Правительство издавало жестокие законы против бродяг и нищих, которые предписывали привязывать пойманного бродягу к тачке и бить кнутом, «пока кровь не заструится по телу».  Если он попадался вторично, ему отрезали уши, ставили на лице раскаленным железом клеймо, заключали в тюрьму. Пойманных в третий раз вешали как  злодеев на главных дорогах и базарных площадях. В первой половине XVI века в Англии было казнено более 70 тысяч человек.

Боясь такой участи, разоренные крестьяне нанимались на работу за самую низкую плату. Это было выгодно владельцам мануфактур и новым дворянам.

Кровавыми законами правительство стремилось превратить бывших крестьян в наемных рабочих.

 - Но и  положение наемных работников было тяжелым. Зарплата была невелика, а причин для нищеты  много: болезни, потеря работы,  смерть одного из супругов...

 На мануфактурах часто работали мужчины, женщины и дети. Женщинам платили в два раза меньше, чем мужчинам, детям — еще меньше. Рабочий день продолжался от восхода до заката солнца, широко применялись  штрафы и вычеты из зарплаты. Рабочие  зачастую должны были жить на самих мануфактурах, за ворота которых они могли выходить только в праздничный день и только для посещения  церкви.

ВЫВОД: В начале Нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Это приводит к изменениям в обществе, в занятиях и образе жизни различных слоев населения.

Ту информацию, которую вы получили на уроке, можете еще раз повторить и углубить, выполнив домашнее задание: §5, тестовое задание № 1.4. стр. 23       в рабочей тетради.

                 

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайды № 8,  9, 10, 11,  12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд  №16

Приложение № 1

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Приложение № 2

Приложение № 2

Приложение № 2

Приложение № 4

Слайд№20

Слайд №21

Слайд № 22

Слайд № 23

Слайд № 24

Слайд № 25

Приложение

№ 1

Слайд № 26

                                                                                                                 Приложение 1.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ К ДАННОМУ УРОКУ

ЗАДАНИЕ 1. Задание  по материалам учебника «История средних веков»  (издание 2005 г.)

Прочитать в  § 15 «Могущество папской власти» пункт  1 «Первое сословие» (стр.123-124) и ответить на вопросы:

1.Что такое  сословие?

2.Какие сословия существовали в средневековом обществе?

 Заполнить таблицу:

СОСЛОВИЯ-

СОСЛОВИЯ  средневекового общества.

«Те, кто молится»

«Те, кто воюет»

«Те, кто трудится»

ЗАДАНИЕ 2. Задание  по материалам учебника «История средних веков»  (издание 1987 г.)

Прочитать в  § 46 «Огораживания и их последствия» пункт  3 «Кровавые законы против бродяг и нищих» (стр.211-212) и ответить на вопросы:

       1. Почему разорившиеся крестьяне  становились нищими?

       2. Что предписывали законы против бродяг?

       3.Почему эти законы назывались «кровавыми»?

       4.Какую цель преследовало правительство, применяя эти законы?

ЗАДАНИЕ 3. Задание  по материалам учебника «Новая история».

 Прочитать в  § 5 «Новые ценности преобразуют общество» пункт  3 «Люди с дорожной обочины» (стр. 46-47) и подготовь краткий рассказ о жизни наемных рабочих.

Приложение 2.

КАРТОЧКИ   ДЛЯ  РАБОТЫ  В  ГРУППАХ  НА  УРОКЕ

КАРТОЧКА № 1.

Назовите источники богатств буржуазии.

 img390

КАРТОЧКА № 2.

          Цель жизни торговцев и предпринимателей – получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и  главной ценностью стал считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать отдыхом, даже сном и едой. Такая деятельность заставляла ценить время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.

В этой среде принято было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время — нет».

КАРТОЧКА № 3.

          В XVI веке в Англии говорили, что «овцы пожирают людей». Цены на шерсть  росли, так как увеличивалось производство сукна. Разводить овец стало выгоднее, чем выращивать хлеб. В Англии даже сложилась поговорка: «Копыто овцы превращает песок в золото».

Для выпаса овец нужны пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Чтобы  крестьянам трудно было вести хозяйство, дворяне приказывали перекапывать дороги, ведущие к водопоям, штрафовали крестьян, если их скот случайно выходил за границы участка, увеличивали плату за землю. Доведенные до нищеты, крестьяне бросали свои хозяйства и уходили в города. Часто дворяне силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. На картах того времени появились надписи: «Здесь была деревня, а ныне здесь пастбище».

Карточка № 4. Сравните  два плана поместья и назовите различия, которые показывают происшедшие  изменения.

img387

Феодальное поместье.

img386

Поместье после проведения огораживания.

               КАРТОЧКА № 5.

Представитель одного из древних дворянских родов шевалье де Прад вынужден был заниматься ремеслом угольщика. Он добывал уголь и сам же развозил его для продажи. Шевалье нагружал на осла корзину с углем, а также вешал шпагу на его шею. Прибыв к городской заставе, дворянин надевал шпагу и совершал торжественный въезд в город, держа руку на эфесе почетного оружия.

Собрание провинциальных штатов становилось праздником для этой разорившейся знати — тогда можно было на парадных обедах вознаградить себя за долгие дни питания всухомятку, по-крестьянски.

                                                                                             

                                                                                                                                          Приложение 3.

               ОПОРНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ  СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

 Дата___________

                            Тема:  НОВЫЕ  ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ  ОБЩЕСТВО

План: 1.Сословия средневекового общества

     2.Изменение общественного состава в Новое время.

1.

СОСЛОВИЯ-

СОСЛОВИЯ  средневекового общества.

«Те, кто молится»

«Те, кто воюет»

«Те, кто трудится»

2.Развитие хозяйства (производства и торговли), рост предпринимательской деятельности меняли состав и занятия европейского населения.

                                   ОСНОВНЫЕ  ГРУППЫ  НАСЕЛЕНИЯ

                   1.________________________________________________________

___________________________                                          __________________________

                   _________________________              ________________________

 

                    2. ______________________________________________________

________________________________                             ________________________________

                                                   

                                                    Имущественное расслоение

________________________________                             ________________________________

                                                         

                   

                    3. _____________________________________________________

______________________________                                 ________________________________

______________________________                                 ________________________________

ОГОРАЖИВАНИЯ- _____________________________________________________________

 

                      4. _____________________________________________________

ВЫВОД: ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                     

  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  НА УРОКАХ ИСТОРИИ  

ОПОРНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СОДЕРЖАВНИЯ ТЕМЫ

                                   (МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ИДЕЯ)

      Разработка данного урока является одним из примеров серии занятий по курсу «Новая история. 7 класс». Благодаря использованию компьютера стало возможным создание опорных печатных листов для записей содержания уроков по Новой истории   для учащихся. Применение  данного вида пособия  продиктовано необходимостью вместить огромный объем достаточно сложного, но важного и интересного материала в рамки урока, сэкономив время на записях. Если на занятиях по истории Отечества есть возможность решить эту проблему благодаря использованию рабочих тетрадей, входящих в УМК, то по Новой истории подобные тетради рассчитаны в большей степени на повторение. Подобные листы по курсу «Новая история.7 класс» составлены для каждой темы урока, собраны в своеобразную рабочую тетрадь-папку, которая имеется у каждого ученика и представляет для него набор схем для  конспекта. Это позволяет рационально использовать время урока,  делает запись наглядной и читаемой, дает возможность ученику  на последующих уроках построить по данному конспекту рассказ. В составлении отдельных фрагментов страниц принимали участие  ребята, используя в качестве образца  опорные листы предыдущих тем. Такой вид работы способствует формированию умений самостоятельно работать с текстом, выделять главное, формулировать вопросы по тексту, конспектировать.

     Данное пособие используется  второй год. Начатая в прошлом году работа в 7 классе была продолжена  учащимися в 8 классе. Таким образом, у этих ребят  в «рабочей тетради» собраны  листы по двум курсам Новой истории, и записи, сделанные учащимися в первый год работы, стали основой для изучения новых тем,  позволяя организовать повторение. Продолжение работы планируется в 9 классе при изучении Новейшей истории.

    И еще одно наблюдение, которое, на первый взгляд,  кажется не очень важным: большинство ребят, отсутствовавших на уроках по какой-либо причине, позже сами, без напоминания учителя, стараются заполнить  пропущенные опорные листы, обращаясь за помощью к одноклассникам.

    Данное пособие не является  полностью завершенным, что-то будет дополняться  или изменяться в процессе дальнейшей работы, но польза от его применения заметна. Кроме экономии времени и выработки навыков самостоятельной образовательной деятельности применение таких опорных листов позволяет на уроке включить в работу практически всех учащихся.

                           

      САМОАНАЛИЗ УРОКА

I. Каков был замысел, план урока и почему?

  1. Место урока в курсе.

         Данный урок является  шестым по счету в курсе Новой истории,  он тесно связан с предшествующим занятием по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику», является его логическим продолжением и опирается на изученные в нем новые понятия, которые будут встречаться ребятам на протяжении всего курса Новой истории (мануфактура, капитал, капитализм, предпринимательство). В то же время полученные на данном уроке сведения служат основой для изучения последующей темы «Повседневная жизнь европейцев».

           2. Особенности   урока.

            Изучение нового  материала строится на актуализации межкурсовых  связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья.

              3.Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к
    уроку.
 Более подготовленным ученикам в качестве домашнего задания  дается    

      подготовка  ответа по некоторым пунктам плана новой темы  («Сословия  

      средневекового общества», «Огораживания и их последствия»).

     

 4.Задачи урока:

     Образовательные (ставились  с учетом программных требований к изучению    

     темы):

  • познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь  с изменениями в экономике;
  • ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.

      Развивающие:

  • продолжить работу по  развитию логического  мышления учащихся;

 внимательности;

  • формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
  • развивать познавательный интерес учащихся.

      Воспитательные:

  • воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
  • способствовать  формированию коммуникативных качеств.

  1. Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся.

            Содержание  темы  не сложно для понимания учащимися, что позволяет  организовать самостоятельную работу в группах или парах по предложенному учителем плану. В качестве основного источника используется учебник  и  карточки-задания.    

        Подробный опрос домашнего задания  по предыдущей теме урока не планируется, повторяются лишь основные понятия. Это объясняется тем, что произошло только первое знакомство с материалом о развитии капиталистического хозяйства, к которому семиклассники будут обращаться в течение всего времени изучения истории 16-18 вв.


           
6. Дифференцированный подход к учащимся на уроке. 

              Задания для самостоятельного изучения новой темы даются группе, но между учащимися  они распределяются по уровню сложности.

             

II.        Удалось    ли решить на необходимом уровне поставленные
задачи урока?

Задачи урока были решены, основной объем запланированной работы выполнен, что  стало возможным благодаря экономии  времени за счет применения опорных листов для записей и использования ИКТ.

             Ш. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать   на
будущее?
 Разнообразить виды заданий для самостоятельной работы в группах.

                                                                                             

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"

Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".

Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов  поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...

Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах  изучения темы, для организации разных видов работы учащихся  на уроке....

Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)"

метериал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать для организации работы учащихся на уроке. контроля знаний по  отдельным темам...

Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Эпоха Просвещения. Время преобразований"

Материал содержит тестовые задания ко всем урокам темы....

Тесты по Новой истории 7 класс по теме "Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации"

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности к каждому уроку темы и итоговый тест по курсу....