КОНСПЕКТ урока по Новой истории для 7 класса по теме НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Конспект урока по курсу "Новая история"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-uroka-istorii-v-7-klasse-novye-cennosti-preobrazuyut-obshhestvo.docx | 721.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
Программа: Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М., Просвещение 2007г. ( Под редакцией Л.А.Соколовой)
Учебник: Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.
Цели урока:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь с изменениями в экономике;
- довести до понимания учащихся, что дух предпринимательства и развитие капиталистического уклада меняют структуру общества: увеличивается численность буржуазии и наемных работников, крестьянство освобождается от зависимости;
- ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.
2. Развивающие:
- продолжить работу по развитию логического мышления учащихся;
внимательности;
- формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
- развивать познавательный интерес учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке;
Приемы деятельности учителя: объяснение, беседа, постановка проблемных задач, комментирование иллюстраций.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
1.Опорные листы для записи материала урока по теме «Новые ценности преобразуют общество».
2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. Выпуск 1. М.: Просвещение 2007
3. Презентация по теме «Новые ценности преобразуют общество».
Литература:
1. Юдовская А.Я. Новая история, 1500-1800: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 10 изд. – Просвещение, 2005.
2.Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учеб.для 6 кл. сред.шк. / Е.В. Агибалова, Г.М.Донской. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1987.
3. Соловьев К.А. Поурочные разработки по новой истории: 8 класс. – М.: ВАКО, 2006
4. Школьная энциклопедия «Руссика». История Нового времени.16-18 вв. – М.; Олма-Пресс Образование, 2003.
5. Юдовская А.Я., Л.М.Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. В 2-х выпусках. М.: Просвещение 2007
6. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение 1977
Электронные пособия: Бердник С. Учителю истории. Методические материалы. DVD. Благовещенск 2007
Урок имеет ряд особенностей:
- изучение нового строится на актуализации межкурсовых связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья;
- работа над понятиями заключается не только во введении новых слов, но и в углублении уже известных понятий и терминов («сословие», «крепостная зависимость»);
- содержание не сложно для понимания учащимися, что позволяет организовать самостоятельную работу в группах или парах;
- рационально распределить время на уроке помогает использование заранее приготовленных для каждого ученика печатных опорных листов (Приложение 3);
- часть нового материала давалась нескольким учащимся на предыдущем уроке в виде индивидуальных домашних заданий (Приложение 1).
ХОД УРОКА
Этапы урока. Слово учителя. Ответы и выступления учащихся.
Приложение 1.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ К ДАННОМУ УРОКУ
ЗАДАНИЕ 1. Задание по материалам учебника «История средних веков» (издание 2005 г.)
Прочитать в § 15 «Могущество папской власти» пункт 1 «Первое сословие» (стр.123-124) и ответить на вопросы:
1.Что такое сословие?
2.Какие сословия существовали в средневековом обществе?
Заполнить таблицу:
СОСЛОВИЯ- |
СОСЛОВИЯ средневекового общества.
«Те, кто молится» |
«Те, кто воюет» |
«Те, кто трудится» |
ЗАДАНИЕ 2. Задание по материалам учебника «История средних веков» (издание 1987 г.)
Прочитать в § 46 «Огораживания и их последствия» пункт 3 «Кровавые законы против бродяг и нищих» (стр.211-212) и ответить на вопросы:
1. Почему разорившиеся крестьяне становились нищими?
2. Что предписывали законы против бродяг?
3.Почему эти законы назывались «кровавыми»?
4.Какую цель преследовало правительство, применяя эти законы?
ЗАДАНИЕ 3. Задание по материалам учебника «Новая история».
Прочитать в § 5 «Новые ценности преобразуют общество» пункт 3 «Люди с дорожной обочины» (стр. 46-47) и подготовь краткий рассказ о жизни наемных рабочих.
Приложение 2.
КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ НА УРОКЕ
КАРТОЧКА № 1.
Назовите источники богатств буржуазии.
КАРТОЧКА № 2.
Цель жизни торговцев и предпринимателей – получить наибольшую прибыль с наименьшими затратами. В их среде содержанием жизни и главной ценностью стал считаться профессиональный труд, ради него следовало жертвовать отдыхом, даже сном и едой. Такая деятельность заставляла ценить время, которое стало исчисляться не религиозными праздниками, а сроками платежа, часами или днями работы или путешествия. Время требовало постоянного ускорения в делах.
В этой среде принято было говорить: «Делайте свои дела вовремя, потому что время — самая дорогая из всех вещей, которыми мы обладаем... Перед тем как заснуть, вспомните, что было сделано за день, и, если в чем-то обнаружили небрежность, сейчас же примите меры, ибо лучше потерять сон, чем упустить время... Сон, еду и прочее всегда можно наверстать, и только упущенное время — нет».
КАРТОЧКА № 3.
В XVI веке в Англии говорили, что «овцы пожирают людей». Цены на шерсть росли, так как увеличивалось производство сукна. Разводить овец стало выгоднее, чем выращивать хлеб. В Англии даже сложилась поговорка: «Копыто овцы превращает песок в золото».
Для выпаса овец нужны пастбища. Поэтому землевладельцы захватывали пустоши и выгоны, запрещали крестьянам пасти там скот. Чтобы крестьянам трудно было вести хозяйство, дворяне приказывали перекапывать дороги, ведущие к водопоям, штрафовали крестьян, если их скот случайно выходил за границы участка, увеличивали плату за землю. Доведенные до нищеты, крестьяне бросали свои хозяйства и уходили в города. Часто дворяне силой сгоняли крестьян с земли, разрушали их дома, сносили целые деревни. На картах того времени появились надписи: «Здесь была деревня, а ныне здесь пастбище».
Карточка № 4. Сравните два плана поместья и назовите различия, которые показывают происшедшие изменения.
Феодальное поместье.
Поместье после проведения огораживания.
КАРТОЧКА № 5.
Представитель одного из древних дворянских родов шевалье де Прад вынужден был заниматься ремеслом угольщика. Он добывал уголь и сам же развозил его для продажи. Шевалье нагружал на осла корзину с углем, а также вешал шпагу на его шею. Прибыв к городской заставе, дворянин надевал шпагу и совершал торжественный въезд в город, держа руку на эфесе почетного оружия.
Собрание провинциальных штатов становилось праздником для этой разорившейся знати — тогда можно было на парадных обедах вознаградить себя за долгие дни питания всухомятку, по-крестьянски.
Приложение 3.
ОПОРНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ
Дата___________
Тема: НОВЫЕ ЦЕННОСТИ ПРЕОБРАЗУЮТ ОБЩЕСТВО
План: 1.Сословия средневекового общества
2.Изменение общественного состава в Новое время.
1.
СОСЛОВИЯ- |
СОСЛОВИЯ средневекового общества.
«Те, кто молится» |
«Те, кто воюет» |
«Те, кто трудится» |
2.Развитие хозяйства (производства и торговли), рост предпринимательской деятельности меняли состав и занятия европейского населения.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.________________________________________________________
___________________________ __________________________
_________________________ ________________________
2. ______________________________________________________
________________________________ ________________________________
Имущественное расслоение
________________________________ ________________________________
3. _____________________________________________________
______________________________ ________________________________
______________________________ ________________________________
ОГОРАЖИВАНИЯ- _____________________________________________________________
|
4. _____________________________________________________
ВЫВОД: ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
ОПОРНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ ЗАПИСЕЙ СОДЕРЖАВНИЯ ТЕМЫ
(МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ)
Разработка данного урока является одним из примеров серии занятий по курсу «Новая история. 7 класс». Благодаря использованию компьютера стало возможным создание опорных печатных листов для записей содержания уроков по Новой истории для учащихся. Применение данного вида пособия продиктовано необходимостью вместить огромный объем достаточно сложного, но важного и интересного материала в рамки урока, сэкономив время на записях. Если на занятиях по истории Отечества есть возможность решить эту проблему благодаря использованию рабочих тетрадей, входящих в УМК, то по Новой истории подобные тетради рассчитаны в большей степени на повторение. Подобные листы по курсу «Новая история.7 класс» составлены для каждой темы урока, собраны в своеобразную рабочую тетрадь-папку, которая имеется у каждого ученика и представляет для него набор схем для конспекта. Это позволяет рационально использовать время урока, делает запись наглядной и читаемой, дает возможность ученику на последующих уроках построить по данному конспекту рассказ. В составлении отдельных фрагментов страниц принимали участие ребята, используя в качестве образца опорные листы предыдущих тем. Такой вид работы способствует формированию умений самостоятельно работать с текстом, выделять главное, формулировать вопросы по тексту, конспектировать.
Данное пособие используется второй год. Начатая в прошлом году работа в 7 классе была продолжена учащимися в 8 классе. Таким образом, у этих ребят в «рабочей тетради» собраны листы по двум курсам Новой истории, и записи, сделанные учащимися в первый год работы, стали основой для изучения новых тем, позволяя организовать повторение. Продолжение работы планируется в 9 классе при изучении Новейшей истории.
И еще одно наблюдение, которое, на первый взгляд, кажется не очень важным: большинство ребят, отсутствовавших на уроках по какой-либо причине, позже сами, без напоминания учителя, стараются заполнить пропущенные опорные листы, обращаясь за помощью к одноклассникам.
Данное пособие не является полностью завершенным, что-то будет дополняться или изменяться в процессе дальнейшей работы, но польза от его применения заметна. Кроме экономии времени и выработки навыков самостоятельной образовательной деятельности применение таких опорных листов позволяет на уроке включить в работу практически всех учащихся.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
I. Каков был замысел, план урока и почему?
- Место урока в курсе.
Данный урок является шестым по счету в курсе Новой истории, он тесно связан с предшествующим занятием по теме «Дух предпринимательства преобразует экономику», является его логическим продолжением и опирается на изученные в нем новые понятия, которые будут встречаться ребятам на протяжении всего курса Новой истории (мануфактура, капитал, капитализм, предпринимательство). В то же время полученные на данном уроке сведения служат основой для изучения последующей темы «Повседневная жизнь европейцев».
2. Особенности урока.
Изучение нового материала строится на актуализации межкурсовых связей, на основе использования имеющихся знаний по истории Средневековья.
3.Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к
уроку. Более подготовленным ученикам в качестве домашнего задания дается
подготовка ответа по некоторым пунктам плана новой темы («Сословия
средневекового общества», «Огораживания и их последствия»).
4.Задачи урока:
Образовательные (ставились с учетом программных требований к изучению
темы):
- познакомить учащихся с новыми процессами, происходившими в обществе европейских стран в раннее Новое время, показав их связь с изменениями в экономике;
- ввести новые исторические понятия, опираясь на ранее изученные и известные учащимся термины и понятия.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию логического мышления учащихся;
внимательности;
- формировать умение выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, использовать ранее полученные знания для приобретения новых, самостоятельно работать с учебником, документами и другими источниками (рисунками, схемами) выделять главное в тексте, конспектировать, образно излагать исторический материал.
- развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать наблюдательность и привычку к самопроверке.
- способствовать формированию коммуникативных качеств.
- Обоснование хода урока, деятельности учителя и учащихся.
Содержание темы не сложно для понимания учащимися, что позволяет организовать самостоятельную работу в группах или парах по предложенному учителем плану. В качестве основного источника используется учебник и карточки-задания.
Подробный опрос домашнего задания по предыдущей теме урока не планируется, повторяются лишь основные понятия. Это объясняется тем, что произошло только первое знакомство с материалом о развитии капиталистического хозяйства, к которому семиклассники будут обращаться в течение всего времени изучения истории 16-18 вв.
6. Дифференцированный подход к учащимся на уроке.
Задания для самостоятельного изучения новой темы даются группе, но между учащимися они распределяются по уровню сложности.
II. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные
задачи урока?
Задачи урока были решены, основной объем запланированной работы выполнен, что стало возможным благодаря экономии времени за счет применения опорных листов для записей и использования ИКТ.
Ш. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на
будущее? Разнообразить виды заданий для самостоятельной работы в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"
Разработка урока по истории 7 класс по теме "Новый быт Петровской эпохи"...
Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от...
Сценарий урока истории 7 класс по теме "Новые явления в экономике России в XVII веке. Царские мануфактуры".
Данный урок разработан с использованием материалов школьного краеведческого музея. Исследование уникальных экспонатов поможет учащимся сделать выводы об особенностях мануфактурного про...
Тесты по новой истории 7 класс по теме"Мир в начале Нового времени.ВГО. Возрождение.Реформация"
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать на разных этапах изучения темы, для организации разных видов работы учащихся на уроке....
Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Первые революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)"
метериал содержит тестовые задания разного уровня сложности, которые можно использовать для организации работы учащихся на уроке. контроля знаний по отдельным темам...
Тесты по Новой истории 7 класс по теме"Эпоха Просвещения. Время преобразований"
Материал содержит тестовые задания ко всем урокам темы....
Тесты по Новой истории 7 класс по теме "Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации"
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности к каждому уроку темы и итоговый тест по курсу....