Урок по теме: "Опричнина"
методическая разработка по истории (10 класс)
Урок по ФГОС. Разработан в учётом современных требований к уроку, с учётом прогнозирования формирования многоуровневых компетенций у обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_oprichnina.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: история, 10 класс
Тема урока: Опричнина
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: "аквариум"
Цели урока:
Развивающие:
Продолжить работу по формированию:
- речевых умений,
- практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками,
- способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей,
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- умения организовывать свою работу в группе;
- развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;
- умение систематизировать материал.
Образовательные:
- Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.
- Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.
- Способствовать созданию условий для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.
Воспитательные:
- Возбудить интерес учащихся к прошлому;
- Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений;
- Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие навыков сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; умение делать выводы, формирование культуры мышления и речи.
Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим источником, овладение понятиями сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, самодержец, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники, земщина, террор.
Методические приёмы:
- дискуссия,
- заполнение рабочего листа,
- мозговая атака.
Форма организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная
Средства обучения:
- презентация,
- учебник,
- исторические документы
Основные понятия: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, самодержец, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники, земщина, террор.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствие, организация внимания школьников. Деление класса на группы. Создание эмоционального фона. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Демонстрация учителем алгоритма работы, распределение ролей ("ведущий", "спикер", "аналитик", "протоколист", "наблюдатель") | Подготовка класса к работе. Эмоциональный настрой на работу. Представление знаний, полученных на предыдущих уроках. | Личностные: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Регулятивные: прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
2. Постановка проблемной задачи | Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | Подготовка учащихся к построению нового способа действий. Озвучивание проблемной задачи. Показ эпизода из фильма "Иван Грозный" | Слушают учителя. Осмысливают проблемную задачу. Просматривают эпизод фильма | Познавательные: принятие задач урока, анализ информации, понимание роли истории Личностные: формирование личного отношения к историческому деятелю. Регулятивные: определяют собственную цель учебной деятельности Коммуникативная – развитие умения слушать и воспринимать информацию |
3. Решение проблемной задачи | Учитель предлагает материал для изучения и анализа. | Учитель контролирует время работы на каждом из этапов, организовывает перекорректировку учащихся. Помогает учащимся сохранить доброжелательный атмосферу и психологический комфорт в ходе решения проблемы. | Работа в группах. I этап: работа с документами. Поиск в источниках информации о положительных и отрицательных проявлениях и последствиях опричнины; II этап: дискуссии в группах. Выработка общего решения с целью его представления на дискуссии "спикеров" III этап: дискуссия "спикеров". Представление своего материала | Коммуникативные: совершенствование и развитие навыков совместной работы в группах, формирование уважения и доброжелательного отношения к участникам дискуссии, умение слушать других. Познавательные: представляется характеристика изменений жизни России в период опричнины; Личностные: развитие доброжелательности, личностного смысла изучения данного периода; Регулятивные: корректировка своей деятельности, самоконтроль |
4. Рефлексия | Коррекция и закрепление полученных знаний и умений | Организация и корректировка приобретённых учащимися знаний. Осуществление проверки соответствия поставленных целей и результатов, достигнутых учащимися на уроке. | Ответы учащихся в опросных листах: 1) сегодня я узнал… 2) было интересно… 3) было трудно… 4) я выполнял задания… 5) я понял, что… 6) теперь я могу… 7) я почувствовал, что… и т.п. | Коммуникативные: соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в группе, Личностный: учебно-познавательный интерес к изучаемому периоду и к способу решения проблемы; Регулятивные: планирование своих будущих учебных действий в соответствии приобретённым на уроке знаниям, умениям. |
5. Подведение итогов. Домашнее задание | Осознание обучающимися значимости дискуссии как одной из форм учебной деятельности. Озвучивание результатов работы участников групп. Оценка результатов своей деятельности и всего класса по представлению "наблюдателей" | Констатация факта приближения окончания урока. Озвучивание домашнего задания, ориентированного на осмысление значения изученного периода истории и на демонстрацию приобретённых знаний об опричнине. Сбор оценочных листов "наблюдателей". | Оценочная деятельность. Записывание домашнего задания - написать историческое эссе на тему: "Опричнина: благо или зло?" "Наблюдатели" предоставляют оценочные листы учителю. | Познавательные: соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке. Личностные: осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин. Регулятивные оценка, саморегуляция, прогнозирование выполнения домашнего задания с учётом приобретенных на уроке знаний; Коммуникативные: объяснение во внутренней речи действий, совершаемых в ходе учебной деятельности.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Опричнина"
Разработка урока и презентация к нему. Можно использовать в 6 и 10 классах...
Урок по теме "Опричнина" для учащихся 10-го класса
Материал урока позволяет учителю поддержать познавательный интерес обучающихся посредством погружения в решение исторической проблемы и интерактивного включения в образовательный процесс....
Открытый урок истории в 6 классе по теме: "Опричнина".
Открытый урок истории в 6 классе по теме: "Опричнина"....
разработка урока по теме "Опричнина 1565-1572 г."
Получение знаний о причинах введения опричнины, дать представление о её сущности и роли в истории нашего Отечества...
Презентация к уроку истории в 7 классе по теме "Опричнина"
Презентация составлена на основе методических рекомендаций к уроку...
Открытый урок по теме"Опричнина Ивана I V Грозного"
Материал открытого урока посвящен одному из трагических периодов истории России Опричнине при Иване Грозном в 1565-1572г. Опричнина и само правление Ивана Грозного вызывает неоднозначную оценку ...
Сценарий урока по теме «Опричнина»
Данную методическую разработку можно использовать в процессе подготовки и проведения урока по истории России в 10-м классе....