Урок по теме "Опричнина" для учащихся 10-го класса
план-конспект урока (история, 10 класс) по теме
Материал урока позволяет учителю поддержать познавательный интерес обучающихся посредством погружения в решение исторической проблемы и интерактивного включения в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oprichnina_10_klass.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Лицей №1» г. Петрозаводска Автор – Добродеева Наталья Евгеньевна
Тема урока «Опричнина»
Оборудование:
- Портреты Ивана Грозного и Петра I;
- Линия времени с указанием периода опричнины: 1565–1572 гг.;
- Карты в учебниках, контурные карты (на партах);
- Тексты документов для работы в парах и в группах;
- Все необходимое для медеомы;
- Видеозапись к/ф «Иван Грозный»;
- Распечатки определений «опричнина» и «земщина».
Цели и задачи урока:
1) способствовать повышению уровня коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся;
2) развивать у школьников способность ставить новые вопросы, вырабатывать систему аргументов;
3) развивать умения и навыки самостоятельной работы с историческими документами;
4) развивать критическое мышление учащихся путем их интерактивного включения в образовательный процесс;
5) посредством погружения в решение исторической проблемы, поддержать интерес учеников к изучению курса истории Отечества;
6) на примере судеб русского народа во второй половине XVI века показать проблему ответственности государственного деятеля за принимаемые им решения.
В уроке используются элементы коллективной мыслительной деятельности (работа в группах), элементы мастерской, технологии критического мышления и структурно-логической технологии.
План урока
Этапы | Действия преподавателя | Действия учащихся |
Стадия деления на группы | 1) Предлагает учащимся разделиться на группы | 1) Рассаживаются в группы |
Стадия «Вызов» (актуализация субъектного опыта) | 1) Обращает внимание учащихся на доску, где расположена линия времени с указанием периода опричнины: 1565 – 1572 гг. Задает вопрос: «Что вы знаете об этом периоде?». 2) Говорит о том, что тема урока «Опричнина». Цель урока: изучить явление «опричнина» и оценить значимость этого периода в истории страны. 3) Подчеркивает, что в указанный период в стране существовало 2 понятия: «опричнина» и «земщина». Записывает эти слова на доску. Предлагает ученикам выстроить ассоциации, связанные с данными понятиями: а) «опричнина» - прилагательные; б) «земщина» - существительные. 4) Предлагает озвучить все варианты. Выражает просьбу к учащимся не повторяться(!). Заслушивает детей. Ведет запись на доске. 5) Дает задание сформулировать определения понятий «опричнина» и «земщина» на основе ассоциаций. 6) Предлагает озвучить определения понятий каждому. Заслушивает детей. 7) Вывешивает на доску распечатки с определениями понятий «опричнина» и «земщина», предлагая сравнить варианты учащихся с культурно-историческим аналогом определений данных понятий. | 1) Рассматривают линию времени и вспоминают, с чем связан указанный на ней период: 1565 – 1572 гг. 2) Записывают в тетради тему урока. 3) Работают индивидуально, выстраивая ассоциации со словами «опричнина» и «земщина». Записывают их в тетради. 4) Озвучивают свои варианты. Слушают друг друга. В случае необходимости дополняют свои записи. 5) Формулируют определения понятий «опричнина» и «земщина» на основе ассоциаций. 6) Озвучивают свои определения. 7) Знакомятся с определениями понятий «опричнина» и «земщина», предложенными учителем. Сравнивают со своими вариантами и делают выводы, насколько точно удалось в самостоятельной работе раскрыть определения понятий «опричнина» и «земщина». |
Стадия «Осмысление» (работа с текстами документов – проводится поэтапно) | 1) Учитель предлагает глубоко и серьезно погрузиться в проблему: «Что есть «опричнина» и «земщина»? Дает задание нарисовать в тетради таблицу, в которой «опричнина» и «земщина» сравниваются по трем основным параметрам: территория; население; положение (система управления, привилегии, обязанности, степень защищенности) – см. Приложение № 2. 2) Раздает тексты документов для работы в парах. Предлагает выделить главное и занести информацию в нужные графы таблицы. (Проводит работу поэтапно с остановками на обобщение информации и занесение ее в таблицу). 3) Предлагает на основании изученных материалов сформулировать более глубокое понятие «опричнина» – см. Приложение № 3. Вывешивает на доску распечатку с другим определением понятия «опричнина». 4) Предлагает учащимся, работая в группах, создать медеому (т.е. модель, художественный образ «опричнины» и «земщины»); затем - продемонстрировать и объяснить. 5) Подчеркивает, что продемонстрированные учащимися макеты – это образ каждого из них или группы. В 40-е годы XX века кинорежиссер Сергей Эйзенштейн по-своему «прочел» историю жизни И.Грозного, историю опричнины. Предлагает посмотреть отрывок из к/ф «Иван Грозный». 6) Говорит, что И.Сталин любил этот к/ф, характеризовал И.Грозного как великого и мудрого правителя, отмечая прогрессивную роль опричнины. Задает вопрос: «Согласны ли вы с этой точкой зрения?». 7) Ставит вопросы: - Какое значение этот период – опричнина – имел для России? - Что есть «опричнина» в истории России? - Как в общем и целом можно охарактеризовать этот период? (Вопросы записаны на доске). - Если опричнина – отрицательный, негативный период в русской истории, то какие доказательства тому мы можем привести? (Предлагает обсудить эти вопросы в парах и группах). Ведет запись предлагаемых учащимися вариантов ответов на доске. – см. Приложение № 4. | 1) Рисуют таблицу в тетрадях. 2) Читают тексты документов, выделяют главное, озвучивают и заносят информацию в нужные графы таблицы. 3) На основании изученных материалов формулируют другое понятие «опричнины». Записывают в тетради. 4) Работая в группах, создают образы «опричнины» и «земщины». Затем группы демонстрируют свои работы и объясняют их. 5) Смотрят кинофрагмент. 6) Анализируют кинофрагмент. Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в обсуждении. 7) Обсуждают поставленные вопросы и в парах и в группах. Предлагают свои варианты ответов. Ведут записи в тетрадях. |
Стадия «Рефлексия» | 1) Подчеркивая отрицательные последствия опричнины («Опричнина» и Ливонская война поставили страну на грань катастрофы»); предлагает поразмышлять над вопросом: - Зачем нужна была такая политика Ивану Грозному? Заслушивает детей. Ведет запись на доске. – см. Приложение № 5. 2) Задает риторический вопрос: «Откуда в Иване IV такая нестерпимая жажда власти?» Зачитывает отрывок из книги «Исторические портреты» (автор -В.О.Ключевский), подводя к мысли о том, что корни того, что происходило; корни жестокости царя уходят в его детство. Вывешивает на доску портрет Петра I. Зачитывает отрывок о детстве Петра I (автор - С.М.Соловьев) и предлагает сравнить 2-х правителей России: Ивана IV и Петра I. ------------------------------------------------- Иван IV Петр I ------------------------------------------------ Трудное детство и у одного, и у другого. Результаты правления для России различны. Упадок Процветание Ставит вопрос: «Почему так случилось?». 3) Подводит итог: «В жизни каждого из нас есть какие-то шаги, поступки, действия, о которых мы не хотим вспоминать… Но мы возвращаемся к ним, как к урокам жизненной борьбы между «я» и «мы»; понимая, что это – неудачи, ошибки… Ошибки правителей вписаны в историю России, отражаются на судьбах тысяч и миллионов людей! Об этом должен помнить каждый правитель. Он не имеет права в своей деятельности руководствоваться эмоциями. Все его решения должны быть максимально взвешенными и ответственными». | 1) Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты. Ведут запись в тетрадях. 2) Слушают учителя. Участвуют в обсуждении. 3) Слушают учителя. |
4) Предлагает тест по теме. | 4) Выполняют тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра для учащихся 4-х классов "Турнир роботлашек"
Урок - закрепление материала по теме "Логика". Данный урок можно провести как в декаду информатики, так и в конце учебного года или четверти. В конце урока можно вручить призы или грамоты победителям....
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов
Учебно-тематическое планирование уроков психологии для учащихся 5-8 классов...
Урок мужества для учащихся 10-11 классов
На уроке учащиеся знакомятся с законодательными документами по вопросу, связанному с военной службой по призыву....
Повышение познавательного интереса на уроках математики среди учащихся 9-х классов с помощью дифференцированного обучения
Перед общеобразовательной школой стоит цель обеспечить разностороннее развитие ребенка. Эффективности учебный процесс достигнет, если у детей будет сформирован познавательный интерес к учению.Развитие...
Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.
В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...
«Космическое путешествие» (урок – игра для учащихся 6-ого класса).
Цели:Образовательная: повторить тему «Имя существительное».Развивающая: развивать творческое мышление, память.Воспитывающая: воспитывать чувство ответственности; воспитание сотрудничества,...
Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)
Урок 3. «Здравствуйте»Цель: воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...