Разработка урока на тему "Опричнина"
методическая разработка по истории (7 класс)

Ворожбит Светлана Николаевна

Разработка урока на тему "Опричнина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_istoriya.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Районный дистанционный конкурс профессионального мастерства

«Лучшая методическая разработка учителя истории»

Разработка урока по учебному предмету «История России»

Тема: «Опричнина»

Работу выполнила: Ворожбит Светлана Николаевна,

учитель истории и обществознания

МОБУ СОШ № 2 р.п. Октябрьский

2023 год, р.п. Октябрьский

Разработка урока по предмету «История России»

Учитель: Ворожбит Светлана Николаевна

Класс: 7

Дата проведения: 25 февраля 2023 года

Тема урока: «Опричнина»

Предмет: История России

УМК: учебник «История России 1 часть». Учебник для общеобразовательных организаций авторы-составители: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева - под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2018.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: раскрыть сущность опричнины, её цели, методы проведения и последствия для страны.

Задачи:

Образовательные: подвести обучающихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины; научить обучающихся давать определения понятиям и терминам.

Развивающие: научить детей работать с датами, терминами, понятиями и документами; развить познавательный интерес обучающихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала.

Воспитательные: способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству; ориентировать обучающихся на моральную оценку опричнины Ивана Грозного.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: давать определение изучаемых понятий; раскрывать смысл понятий (опричнина, земщина); высказывать и аргументировать мнение о причинах введения опричнины; выявлять умения и навыки работы текстом, документом (называть и раскрывать хронологические рамки опричнины, последствия опричнины).

Личностные УУД: воспитывать интерес к историческому прошлому; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; умение управлять своей познавательной деятельностью; оценивать поступки современников Ивана Грозного (митрополита Филиппа, Андрея Курбского); формирование установки на здоровый образ жизни; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; учиться высказывать своё предположение на основе коллективной (групповой) работы; умение работать с исторической картой (показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; сравнивать расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины); саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге, выдвигать гипотезу и доказательство; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; давать определения понятиям; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Методы обучения: проблемно – поисковый, эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный, наглядный, словесный.

Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, тестовые задания, карта Россия в XVI веке.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Мотивационно-целевой этап и актуализация знаний (14 мин.)

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне и повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося

  1. Приветствие учителя:

Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас на моём уроке!

  1. Проверка готовности к уроку
  2. Проверка знаний обучающихся

(фронтальный опрос): ответим на вопросы устно (приложение 1).

  1. Выполните задание № 1

самостоятельно (приложение 2).

  1. Обменяйтесь работами с соседом

по парте и оцените работу соседа оценкой.

  1. Сейчас я Вам зачитаю 2 фрагмента

из документа (приложение 3), а Вы предположите, что могло бы произойти в стране? Что изменилось в стране?

  1. Как вы понимаете слова

летописца?

«Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец (слайд 1).

8. Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? 9. Знаете ли Вы, что такое опричнина?

Опричнина совершенно новое для нас явление, что мы должны узнать о нём?

10. Сегодня мы с Вами разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, которая ухудшила экономическую и политическую ситуацию в России, узнаем, чем закончилось жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного.

Проблемный вопрос:

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина Ивана Грозного?

  • Ученики приветствуют учителя, показывают свое настроение

  • Открывают тетради, записывают число
  • Ребята устно отвечают на вопросы учителя.
  • Выполняют задание № 1
  • Дети объединяются в пары.
  • Проверка – взаимоконтроль, обмен тетрадями, выставление оценки

  • Ребята предполагают, что могло произойти в стране и что изменилось.

  • Выдвигают предположения, отвечают устно

  • Ребята устно отвечают на вопросы, рассуждают

  • Выход на тему урока.
  • Формулируют тему и цель урока.
  • Определяют для себя задания на урок, выяснить:

- что такое опричнина;

-цель опричнины;

- основные события;

- последствия опричнины.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: структурирование знаний

Личностные: саморегуляция

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: целеполагание, планирование выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

  1. Процессуальный этап (20 мин.)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысление и закрепление обучающимися знаний

  1. Ребята, давайте запишем тему урока

«Опричнина» (слайд 2).

  1. Учитель рассказывает о падении

Избранной рады.

  1. Беседа. Какие события повлияли на

падение Избранной рады? Выслушав ответы обучающихся, предлагает записать в тетрадь события, повлекшие падение Избранной рады (слайд 3).

4. Сейчас откройте учебник и прочитайте пункт 2 «Расправа царя с приближёнными» (стр. 81) и пункт 3 «Опричнина и опричники» (стр. 82) и ответьте на следующие вопросы:

-Куда уехал Иван IV в воскресный день 3 декабря 1564г.? (слайд 4)

-На каких условиях он согласился вернуться в Москву? (слайд 5)

- Что такое опричнина?

- Причины и цели принятия опричнины?

5. Учитель и ребята ведут беседу, обсуждают ответы на заданные вопросы.

6. Учитель предлагает записать в тетрадь определение слов опричнина и земщина, период опричнины, причины и цели опричнины (слайд 6).

  1. Физкультминутка: «Разминка» (приложение 4)
  2. Работа с картой

Учитель показывает на исторической карте «Россия в 16 веке» территории, входившие в опричнину и земщину.

  1. Откройте учебник на стр. 83 пункт

3 и устно ответьте на вопросы:

Кто такие опричники? Символы опричников?

  1. Учитель рассказывает об

опричниках и их символах.

11. Ребята, из перечня представленных слов (слайд 7) выберите те, которые относятся к опричникам.

12. Учитель задаёт вопрос ребятам:

Как повлияли опричнина и Ливонская война на Московское государство? (слайд 8).

А теперь ребята откройте учебник на стр. 84, прочитайте пункт 4 «Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины» (слайд 9). Беседует по данному вопросу.

13. Учитель предлагает заполнить таблицу (слайд 10), пользуясь учебником на стр. 85 «Последствия опричнины для России», и ответить на проблемный вопрос урока.

  • Ребята записывают в тетрадь тему урока.

  • Внимательно слушают учителя.

  • Предполагают, отвечают на вопрос.

  • Записывают в тетрадь события, повлекшие падение Избранной рады.

  • Ребята внимательно читают и стараются найти ответы на поставленные вопросы.

  • Ребята беседуют, работают в тетради.

  • Ребята записывают новые слова: опричнина и земщина и их определение.

  • Выполняют упражнения

физкультминутки.

  • Ребята изучают карту.

  • Читают и устно отвечают на вопросы

  • Слушают, отвечают, беседуют.

  • Самостоятельно работают, выбирают нужные символы (черные монашеские одеяния, метла, собачья голова).

  • Ребята внимательно читают текст, устно отвечают на вопросы, ведут беседу с учителем.

  • Просматривают и обсуждают информацию на слайдах 8 и 9, беседуют, высказывают свое мнение

  • Заполняют таблицу в тетради.
  • Устно формулируют ответ на проблемный вопрос урока.

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, извлечение необходимой информации

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, извлечение нужной информации

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемных вопросов

  1. Рефлексивно-оценочный этап (6 мин.)

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  1. Теперь ребята мы с Вами можем

ответить на вопрос поставленный в начале урока:

Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

  1. Учитель задает вопросы (слайд 11).

После всего сказанного обучающимися делается вывод.

Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

  1. А теперь подведём итоги нашего

урока. Вам необходимо ответить на вопросы «Рефлексия» (приложение 5). (Распечатанные карточки с вопросами находятся на столе у каждого ученика). Несколько учеников, по усмотрению учителя, зачитывают свои ответы.

  1. Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки.

Рефлексия. Я благодарю…

Исследование какой темы вели на уроке? Какие получили результаты?

Подведение итогов урока.

Оцените свою работу на уроке.

Выставление оценок за урок.

  1. Домашнее задание

Прочитать параграф 10. Подготовить сообщение: «Итоги правления Ивана Грозного»

  • Дают устные ответы.

  • Ребята отвечают устно на вопросы, делают выводы.

  • Ученики самостоятельно

анализируют свою деятельность, участвуют в обсуждении результатов и самооценке, выявляют индивидуальные затруднения.

  • Отвечают на вопросы «Рефлексия»

  • Записывают домашнее задание.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения знаний

Приложение 1

Фронтальный опрос

  1. Кого называли удельными князьями?
  2. Что такое местничество?
  3. Объясните «систему кормлений»
  4. Заповедные и урочные лета
  5. На какие группы делилось крестьянство в середине XVIвека?
  6. Кто в XVI веке относился к «тягловым» и «служилым» людям?
  7. Кого причисляли к посадским людями гостям?
  8. Назовите причины начала Ливонской войны.

Приложение 2

Задание № 1. Письменно ответьте на вопросы.

  1. Сословно-представительный орган при царе (Земский собор)
  2. Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным (приказы)
  3. Сборник законов (судебник)
  4. Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года (Стоглавый).
  5. Священник, деятель Избранной рады (Сильвестр).

Приложение 3

ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 1553 – 1554 гг.

Страна между Ярославлем и Московской изобилует маленькими деревнями, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным. Каждое утро вы можете встретить от 700 до 800 саней, едущих туда с хлебом, а некоторые с рыбой. Иные везут хлеб в Москву, другие везут оттуда … Едущие хлебу – так он жесток. Они привозят в Москву рыбу, меха, шкуры животных.

ИЗ ОПИСАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 1571 г.

Деревня Кумола, надел пуст Маковейка Никитина. Маковейка умер, дети безвестно сбежали от царевых подателей… В той же деревне надел пуст Марка Михайловича. Марка опричники убили, дети безвестно сбежали… двор сожгли. Надел пуст Якушка Максимова. Якуша опричники замучали, дети безвестно сбежали…Надел пуст Иевка Федотова. Иевка сбежал безвестно от опричнины. В деревни Тивроли… Полнадел пустые Сеньки Луцкьянова. Сенька умер, дети от голода примерли…двор опричные сожшли…опричнина имущество пограбила, двор сожгла.

Приложение 4

Физкультминутка: «Разминка»

Мы сейчас все вместе встанем

И руками поболтаем!

А потом согнемся вниз

И исполним свой каприз:

Захотелось сразу нам

Пробежать по облакам,

Вниз на землю поглядеть

Тихо сесть и песню спеть.

Приложение 5

«Рефлексия». Ответьте на вопросы.

  1. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
  2. Что представляло наибольшую трудность?
  3. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные; предстоит осознать; неосознанные)?
  4. С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...