Открытый урок по теме"Опричнина Ивана I V Грозного"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Материал открытого урока посвящен одному из трагических периодов истории России Опричнине при Иване Грозном в 1565-1572г. Опричнина и само правление Ивана Грозного вызывает неоднозначную оценку у историков.Она имела тяжелые последствия для России. В первую очередь она привела к развалу хозяйства страны ,к упадку культуры и торговли,к снижению обороноспособности страны, гибели многих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_istorii_rossii_v_7_klasse.docx | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории России в 7 классе.
Тема: Опричнина Ивана Грозного.
Цели урока: Раскрыть сущность опричнины, ее цели, методы проведения и последствия для страны.
Тип урока : комбинированный.
Задачи:
Образовательные. Подвести учащихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся давать определения понятиям и терминам.
Развивающие: Научить детей работать с датами , терминами, понятиями и документами. Развить познавательный интерес учащихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала.
Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины Ивана Грозного.
Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, раздаточный материал, тестовые задания.
Новые понятия и термины: опричь, земщина, опричник, самодержавие, террор.
Ход урока.
Организационный момент:
- Приветствие
- Подготовка доски
- Повесить карту « Россия в XVIв»
- Организация внимания учащихся.
- Объяснение цели и задач урока.
Актуализация знаний учащихся:
Два ученика работают у доски с карточками и выполняют индивидуальные задания.
1 карточка:( работа с датами).
- 1533-1584г
- 1547г
- 1558-1583г
- 1552,
- 1556г
- 1581-1584г
2 карточка:
Перечислить реформы Избранной рады:
-- Созыв Земского собора
-- Стоглав
-- Судебник
-- Стрелецкое войско
-- Уложение о службе
-- Создание приказов.
Один ученик вызывается к доске и показывает по карте территории присоединенные к России и утерянные после Ливонской войны при Иване Грозном.
-- Казанское , Астраханское, Сибирское ханства, кабардинские и адыгские земли.
-- Территории возле Финского залива.
Фронтальный опрос:
- Кого называли удельными князьями?
- Что такое местничество?
- Система кормлений
- Заповедные и урочные лета
- На какие группы делилось крестьянство в середине XVIвека?
- Кто в XVI веке относился к тягловым и служилым людям?
- Кого причисляли к посадским людями гостям?
- Назовите причины начала Ливонской войны.
По результатам фронтального опроса и выполненных индивидуальных заданий выставляются оценки.
Учитель подводит итог актуализации знаний учащихся и осуществляет переход к новой теме «Опричнина Ивана I V Грозного».
Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов.
Перед учащимися выдвигается проблемный вопрос «Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина Ивана Грозного?»
Слайд №1. Годы опричнины (1565—1572г).Пишут в тетрадях.
Слайд №2. Причины и цели принятия опричнины:
--Установление самодержавной власти Ивана Грозного
-- Ликвидация самостоятельности боярства
-- Убрать все преграды для ведения Ливонской войны.
--- Положить конец новгородскому самоуправлению.
Слайд №3. Декабрь1564 года. Иван I V уезжает в Александрову слободу вместе со своим двором и пишет две грамоты обращенные к боярам и посадским людям.
Слайд №4. Отправка делегации к царю с просьбой вернуться в Москву. Условия возвращения потребованные Иваном Грозным:
-- Предоставить ему право казнить всех «изменников»
-- Разделить страну на две части : опричь и земщину.
Слайд №5. Показ территорий входивших в опричь и земщину. Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия:
--земщина
--опричь
Слайд №6.Опричники и их символы. Опричное войско и их походы против неугодних им людей и городов. Опричники своим видом наводили ужас на людей, устроили настоящий террор в стране.
Слайд №7. Влияние опричнины и Ливонской войны на Московское государство.
Слайд №8. Поход Крымского хана Девлет – Гирея на Москву и ее сожжение. Поражение опричного войска. Ликвидация опричнины и расправа Ивана Грозного над главными опричниками.(Малюта Скуратов и Федор Басманов).
Слайд №9. Последствия опричнины для России.
При ответе на проблемный вопрос учащиеся заполняют таблицу:
Опричнина (1565—1572) | |
Отрицательные последствия | Положительные последствия(если они были) |
Слайд №10.
-- Разорение хозяйства
--- Террор и гибель людей
-- Ликвидация удельных княжеств
-- Ослабление обороноспособности страны
--- Укрепление власти царя.
Работа с документом из «Курса русской истории» В.О.Ключевского.
Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы так же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования.
Учащимся предлагается ответить как автор оценивает деятельность Ивана Грозного?
Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.
Закрепление темы.
Тесты.
1.Годы опричнины?
А)1533-1539; Б)1558—1583; В)1565—1572.
2. Кто составлял войско опричников?
А) Выходцы из дворян
Б) Дети князей и бояр
В)Иностранные наемники
3.Символы опричнины:
А) собачья голова
Б) Черный плащ
В) Метла
4.Кто из князей писал письма к Ивану Грозному с призывом прекратить террор?
.А).Курбский
Б) В.Старицкий
В)Адашев
Г) Сильвестр
5.На какие две территории разделил Иван Грозный страну?
А)Иосифлян и стяжателей
Б) Опричнину и земщину
В)Никониан и старообрядцев.
После выполнения задания ученики подписывают и сдают таблицу и тесты.
Дом. Задание: П 10.,задание №4 из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», стр.88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл уроков по теме "Правление Ивана Грозного"
Уроки по темам "Реформы Мвана Грозного", "Опричнина и её последствия", повторительно-обобщающий урок - суд "Иван Грозный: великий реформатор или великий тиран?"...
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»
Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...
Презентация на тему "Опричнина Ивана Грозного"
Иван Грозный в 1565-1572годы провел в России опричнину для укрепления своей власти и расправы над неугодними ему людьми. Разделил всю страну на "опричь" и "земщину. В своем владении, оп...