Открытый урок по теме"Опричнина Ивана I V Грозного"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Курбанов Ибрагим Магомедович

Материал открытого урока посвящен одному из трагических периодов истории России  Опричнине при Иване Грозном в 1565-1572г. Опричнина и само правление Ивана Грозного вызывает неоднозначную оценку у историков.Она имела тяжелые последствия для России. В первую очередь она привела к развалу хозяйства страны ,к упадку культуры и торговли,к снижению обороноспособности страны, гибели многих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_rossii_v_7_klasse.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Открытый урок по истории России в 7  классе.

Тема: Опричнина Ивана Грозного.

Цели урока: Раскрыть сущность опричнины, ее цели, методы проведения и последствия для страны.

Тип урока : комбинированный.

Задачи:

 Образовательные. Подвести учащихся к пониманию целей, причин, последствий опричнины. Научить учащихся давать определения понятиям и терминам.

Развивающие: Научить детей работать с датами , терминами,  понятиями и документами. Развить познавательный интерес учащихся; выделять главное; высказывать собственное мнение и защищать ее; уметь выбирать нужную информацию из предложенного материала.

Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своему Отечеству. Ориентация учащихся на моральную оценку опричнины Ивана  Грозного.

Методы обучения: Эвристическая беседа, объяснительно – иллюстративный метод, проблемно – поисковый.

Оборудование урока: Компьютер, проектор, экран, презентация, индивидуальные карточки, раздаточный материал, тестовые задания.

Новые понятия и термины: опричь, земщина, опричник, самодержавие, террор.

Ход урока.

Организационный момент:

- Приветствие

- Подготовка доски

- Повесить карту « Россия в XVIв»

- Организация внимания учащихся.

- Объяснение цели и задач  урока.

Актуализация знаний учащихся:

Два ученика работают у доски с карточками и выполняют индивидуальные задания.

1 карточка:( работа с датами).

- 1533-1584г

- 1547г

- 1558-1583г

- 1552,

- 1556г

- 1581-1584г

2 карточка:

Перечислить реформы Избранной рады:

-- Созыв Земского собора

-- Стоглав

-- Судебник

-- Стрелецкое войско

-- Уложение о службе

-- Создание приказов.

Один ученик вызывается к доске и показывает по карте территории присоединенные к России и утерянные после Ливонской войны при Иване Грозном.

-- Казанское , Астраханское, Сибирское ханства, кабардинские и адыгские земли.

-- Территории возле Финского залива.

Фронтальный опрос:

  1. Кого называли удельными князьями?
  2. Что такое местничество?
  3. Система кормлений
  4. Заповедные и урочные лета
  5. На какие группы делилось крестьянство в середине  XVIвека?
  6. Кто в XVI веке относился к тягловым и служилым людям?
  7. Кого причисляли к посадским людями гостям?
  8. Назовите причины начала Ливонской войны.

По результатам фронтального опроса и выполненных индивидуальных заданий выставляются оценки.

Учитель подводит итог актуализации знаний учащихся и осуществляет переход к новой теме «Опричнина Ивана I V Грозного».

Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов.

Перед учащимися выдвигается проблемный вопрос «Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина Ивана Грозного?»

Слайд №1. Годы опричнины (1565—1572г).Пишут в тетрадях.

Слайд №2. Причины и цели принятия опричнины:

--Установление самодержавной власти Ивана Грозного

-- Ликвидация самостоятельности боярства

-- Убрать все преграды для ведения Ливонской войны.

--- Положить конец новгородскому самоуправлению.

Слайд №3. Декабрь1564 года. Иван I V уезжает в Александрову слободу вместе со своим двором и пишет две грамоты обращенные к боярам и посадским людям.

Слайд №4. Отправка делегации к царю с просьбой вернуться в Москву. Условия возвращения потребованные Иваном Грозным:

-- Предоставить ему право казнить всех «изменников»

-- Разделить страну на две части : опричь и земщину.

Слайд №5. Показ территорий  входивших в опричь и земщину. Учащиеся записывают в тетрадях новые понятия:

--земщина

--опричь

Слайд №6.Опричники и их символы. Опричное войско и их походы против неугодних им людей и городов. Опричники своим видом наводили ужас на людей, устроили настоящий террор в стране.

Слайд №7. Влияние опричнины и Ливонской войны на Московское государство.

Слайд №8. Поход Крымского хана Девлет – Гирея на Москву и ее сожжение. Поражение опричного войска. Ликвидация опричнины и расправа Ивана Грозного над главными опричниками.(Малюта Скуратов и Федор Басманов).

Слайд №9. Последствия опричнины для России.

При ответе на проблемный вопрос учащиеся заполняют таблицу:

                                                   Опричнина  (1565—1572)

Отрицательные последствия

Положительные последствия(если они были)

Слайд №10.

-- Разорение хозяйства

--- Террор и гибель людей

-- Ликвидация удельных княжеств

-- Ослабление обороноспособности страны

--- Укрепление власти царя.

Работа с документом из «Курса русской истории» В.О.Ключевского.

Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы  так  же, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нем и после него: важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования.

Учащимся предлагается ответить как автор оценивает деятельность Ивана Грозного?

Объективен ли в своих оценках автор? Объясните свои выводы.

Закрепление темы.

Тесты.

1.Годы опричнины?

А)1533-1539;  Б)1558—1583; В)1565—1572.

2. Кто составлял войско опричников?

А) Выходцы из дворян

Б) Дети князей и бояр

В)Иностранные наемники

3.Символы опричнины:

А) собачья голова

Б) Черный плащ

В) Метла

4.Кто из князей писал письма к Ивану Грозному с призывом прекратить террор?

.А).Курбский

Б) В.Старицкий

В)Адашев

Г) Сильвестр

5.На какие две территории разделил Иван Грозный страну?

А)Иосифлян и стяжателей

Б) Опричнину и земщину

В)Никониан и старообрядцев.

После выполнения задания ученики подписывают и сдают таблицу и тесты.

Дом. Задание: П 10.,задание №4 из раздела «Думаем, сравниваем, размышляем», стр.88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по теме "Правление Ивана Грозного"

Уроки по темам "Реформы Мвана Грозного", "Опричнина и её последствия", повторительно-обобщающий урок - суд "Иван Грозный: великий реформатор или великий тиран?"...

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"

Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...

Реферат на тему "Опричнина Ивана Грозного"

                                                    ...

План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»

Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...

Презентация на тему "Опричнина Ивана Грозного"

Иван Грозный в 1565-1572годы провел в России опричнину для укрепления своей власти и расправы над неугодними ему людьми. Разделил всю страну на "опричь" и "земщину. В своем владении, оп...