Курс лекций "История отечественной культуры", Л.11
методическая разработка по истории

Марина Николаевна Степанова

«Серебряный век» русской культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 11. «Серебряный век» русской культуры

Конец XIX − начало XX столетия русский философ  Н.А. Бердяев назвал «Серебряным веком». Расцвет национальной культуры был логическим продолжением традиций пушкинского «Золотого века». Это было время модерна, связанное с тревожным предчувствием социальных катаклизмов − революций и войн, краха и потрясений.

В 90-е годы в России появился кинематограф, привезенный из Франции сразу после изобретения его во Франции братьями Люмьер.   В России кино началось с показа их фильмов  «Выход рабочих с завода Люмьер», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».

Первый фильм, снятый в Российской империи – дело рук француза, оператора братьев Люмьер Камилля Серфа. Предварительно получив высочайшее соизволение, он снял первый в мире репортаж – о коронации Николая Второго. Примечателен отзыв одной из московских газет на приезд оператора: «Он (Камилль Серф. – Ред.) будет снимать все торжественное шествие въезда шаг за шагом на особой движущейся ленте, на которой снимки будут, впрочем, настолько микроскопичны, что только после увеличения их можно будет утилизировать».

Первыми  работами отечественных операторов стали ряд хроникальных сюжетов Владимира Сашина и Альфреда Федецкого. 

К сожалению, ни одного фильма, снятого актером и фотолюбителем Владимиром Сашиным, до нас не дошло. Однако сохранились отзывы – в том числе эпиграмматические – о его работах, уникальных в тогдашней России: не успел представитель братьев Люмьер поразить россиян чудом синематографа, как один из наших артистов уже снял и продемонстрировал «живые фотографии», как тогда называли фильмы. И вправду, первые работы Сашина ближе к фотографии, чем к кино: он снимает повседневную жизнь Москвы и театрального закулисья. Постепенно Сашин становится избирательнее в сюжетах, изобретательнее. Берется и за игровые этюды. К примеру, делает ремейк «Политого поливальщика» Люмьеров.

Альфреда Федецкого к моменту изобретения кинематографа знали как мастера фотографии не только в России, но и за рубежом. Для Федецкого использование новой техники означало новые возможности, как творческие, так и коммерческие. Перед первым публичным показом своих киноработ он устроил (может быть, первый в мире) пресс-показ: пригласил представителей харьковских газет в свое фотоателье и продемонстрировал им ленты, премьера которых была запланирована на следующий день. Первым из снятых им фильмов было «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков». Согласно сообщению местных журналистов, длительность фильма составляла полторы минуты, однако скорость, с которой снимал хронофотограф (камера Федецкого), была 120 кадров в минуту вместо привычных для нас 25. Все фильмы Федецкого сгорели во время пожара, произошедшего в его кинотеатре. После этого события он забросил занятия синематографом.

Первые видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896 г. сначала в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», а через несколько дней- в саду «Эрмитаж» в Москве. После столичных премьер «синематограф» начал турне по другим городам России. В Нижнем Новгороде один из первых сеансов посетил журналист «Нижегородского листка» Максим Горький. Его впечатления относительно «движущихся фотографий» отражали восприятие этого явления большей частью общества той поры: необычно, сложно и оригинально.

 Первые попытки становления фильмопроизводства связаны с именем журналиста и корреспондента А.О. Дранкова, прославившегося, в первую очередь, своими документальными картинами «Лев Толстой в Ясной Поляне». На волне успеха неигровых лент Дранков снимает и первый игровой фильм – «Стенька Разин» или «Понизовая вольница», тепло встреченная зрительской аудиторией.

Довольно успешным оказалось предприятие А.А. Ханжонкова, вышедшее в 1909 г. на лидирующие позиции по выпуску игровых картин в России он построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров. Первая художественная продукция предприятия Ханжонкова появилась в самом начале 1909 года. Это был фильм «Драма в таборе подмосковных цыган».  В том же году были созданы еще несколько художественных и документальных кинолент, среди них  «Песнь про купца Калашникова», «Ванька-ключник», «Власть тьмы» и другие. Примерно в это же время ателье Ханжанкова выпускает и первый в России научный фильм - «Операция костной опухоли». Впоследствии на предприятии будет создан специальный научный отдел для съемки образовательных фильмов по этнографии, географии, медицине, ботанике и т.д.

С 1909 по 1914 гг. под эгидой его «Торгового дома » вышло более 70 фильмов, среди которых и первый полнометражный — «Оборона Севастополя». 

На счету предприятия Ханжонкова производство первого в мире мультипликационного фильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912 год). Режиссера В. А. Старевича

В то время проблема подбора кадров была одной из ключевых. Профессия оператора утвердилась раньше других. Не имея аналогов в остальных областях искусства, например, в театре, эта специальность обладала чисто кинематографической спецификой. Вначале среди операторов преобладали иностранные специалисты, но с 1910 г. произошло пополнение кадров российскими фотографами, которые постепенно осваивали искусство киносъемки (Левицкий, Славинский, Фролов). Тяжелее шел процесс формирования режиссерских кадров. Первые опыты на данном поприще в исполнении Гончарова и Чардынина были достаточно поверхностными. На смену им пришли более талантливые кинематографисты: Яков Протазанов,• Евгений Бауэр,• Владимир Гардин. Актеры же, как правило, набирались из артистической среды небольших театров: К. Рощина – Инсарова, В. Пашенная, П. Орленов, Н.Васильев.

Серьезные актеры кино не считали кинематограф достойным занятием и неохотно соглашались на съемки. Позже других оформилась профессия сценариста.

Образование и просвещение. Кардинальной проблемой  в начале века стало всеобщее начальное обучение. В Западной Европе уже в конце XIX века было достигнута полная грамотность населения и начался переход к всеобщему среднему образовании. В России же грамотность составляла 40%. Т.е. больше половины, в основном крестьяне, оставались неграмотными. В 1907 г. Министерство просвещения внесло в Государственную Думу законопроект О всеобщем начальном обучении. В результате обсуждения выяснилось, что даже достаточно широкая сеть церковно- приходских и земских школ не в состоянии охватить всех детей школьного возраста.

Увеличилось количество средних учебных заведений. Если в 90-е гг. XIX их количество составляло 900, то к 1915г. - 1800

Университеты сохраняли значение наиболее фундаментальных форм высшего образования. Первая мировая война внесла некоторые коррективы. Так Варшавский университет был эвакуирован, и на его основе в Ростове-на-Дону в 1915г. создан Ростовский, ныне ЮФУ. Кроме университетов  в  России было 16 высших технических учебных заведений. Получили распространение частные высшие учебные заведения: Вольная высшая школа П. Ф. Лесгафта, Психоневрологический институт В. М. Бехтерева.

В начале XX в. в стране имелось 30 высших женских учебных заведений. В 1911 г. было признано право женщин на образование. Новым явлением в образовании стали культурно-просветительские учреждения для взрослых: рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома − своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Россия на рубеже XIX–XX вв. внесла весомый вклад в развитие мировой науки − это была «революция в естествознании», которая произвела переворот в мировоззрении современников.

Получили развитие новые области науки. Ученый-самоучка, школьный учитель Константин Эдуардович  Циолковский разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро- и ракетодинамики. В своей квартире он создал первую в стране аэродинамическую лабораторию. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1898 г. он изобрел автопилот. В 1903 г. в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» ученый обосновал возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель − ракету, заложил основы нового раздела теоретической механики − механики тел переменного состава.

Работы Циолковского в области аэродинамики стали источником идей для Н. Е. Жуковского, основоположника современной гидро- и аэродинамики, профессора Московского университета и Высшего технического училища. С начала XX в. Жуковский уделял особое внимание вопросам аэродинамики. Его работы в этой области стали источником идей, на которых строится авиационная наука. Ученый создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта.

Физик-экспериментатор Пётр Николаевич Лебедев, профессор Московского университета, получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы. Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Ученый стал основоположником исследований в области ультразвука. Не ограничиваясь научно-исследовательской деятельностью, он создал первую в России научную физическую школу.

Естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский, профессор Московского университета, заложил основы новых наук: биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Ученый разработал учение о биосфере, живом веществе и эволюции биосферы в ноосферу, в которой определяющим фактором развития станет научная мысль. Значение его научного предвидения становится ясным только теперь: современное экологическое сознание сформировалось под влиянием идей Вернадского о взаимоотношении общества и природы.

Физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1934 гг.) разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования (метод «хронического» опыта). Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения. За исследования в этой области  первому из русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия (1904 г.). 

Биолог и патолог Илья Ильич Мечников открыл в 1882 г. явление фагоцитоза, в 1901 г.  изложил фагоцитарную теорию иммунитета. В 1886 г. он основал первую в стране бактериологическую станцию. Ученый создал теорию происхождения многоклеточных организмов. В 1908 г. совместно с П. Эрлихом стал Нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии.

Театр и музыка.  

В 1898 г. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко открыли Московский художественный театр (МХТ). Рождение МХТ и нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» А. П. Чехова.

За ней последовали постановки спектаклей «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова.  МХТ объединил крупнейших мастеров сценического искусства (актеры И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина, Л. М. Леонидов).

Режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд и его последователи провозгласили возврат к принципам «условного» театра, «чистой театральности» и «обнаженному актерскому мастерству», свободным от влияния драматургии. На сцене Александринского театра режиссер поставил спектакли «Дон Жуан» (1910 г.), «Маскарад» (1917 г.). В. Э. Мейерхольд- русский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика»- системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания

Под влиянием символистов оказалась выдающаяся актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Она создала в 1904 г. в Петербурге свой театр. В его репертуаре были пьесы Горького «Дачники» и «Дети солнца», которые превратили театр в один из центров общественной жизни.

Активный проводник идей К. С. Станиславского Евгений Багратионович Вахтангов в 1913г. основал Студенческую театральную студию. Стремление к поискам новых форм нашло отражение в его постановках «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци. В 1926 года его студия была преобразована в театр имени Вахтангова.

Петербургский Мариинский и московский Большой театры, частная опера С. Мамонтова и С. И. Зимина продолжали традиции российского музыкального театра. Яркие образы создали представители русского оперного исполнительского искусства Федор Иванович Шаляпин и Леонид Витальевич Собинов.

«Серебряный век» − время триумфа русского балета. Мастерство реформаторов балетного театра балетмейстеров М. М. Фокина и А. А. Горского, выдающихся артистов балета А. П. Павловой, Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского оказало большое влияние на хореографическое искусство.

  В музыкальном искусстве на первый план вышло творчество сочинителей молодого поколения на рубеже XX в.: гениального пианиста, дирижера, продолжателя традиций Чайковского, композитора С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; выдающегося пианиста и композитора А. Н. Скрябина («Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей»; композитора И. Ф. Стравинского, центральной фигуры русского и зарубежного модерна  (балеты «Жар- птица», «Петрушка», «Весна священная»).

ЛИТЕРАТУРА

В начале XX в. реалистическое направление в русской литературе развивалось в произведениях Л. Н. Толстого («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»); А. П. Чехова («Палата № 6»; «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Чайка»), Ивана Алексеевича Бунина (сб. рассказов «На край земли», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско»), Александра Ивановича  Куприна («Молох», «Олеся», «Яма»). 

Неороманти́зм — течение в искусстве (прежде всего, в литературе) рубежа XIX—XX веков, возникшее как реакция на реалистические и натуралистические тенденции.  Для этого художественного течения характерны оптимизм, вера в возможность духовной закалки человека под действием обстоятельств. Неоромантические произведения А. М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Песнь о Буревестнике» прославляли «безумство храбрых», звали к революционному подвигу. Реалистические сочинения писателя (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне», роман «Мать») отразили широкую картину русской действительности рубежа XX в. 

Новые явления в литературе были своеобразной реакцией на реализм. Среди таких явлений декаданство (фр.- упадок), отмеченное настроениями безнадежности, неприятия. Декадентство- эпоха разочарования и пересмотра эстетических норм. Тяготение к смерти, ее воспевание обнаруживаются в поэзии Федора Кузьмича Сологуба, упоение собственной личностью – в раннем творчестве Игоря Северянина, воспевание «мимолетностей» – у К. Бальмонта. 

Ф. Сологуб писал о принципиальном одиночестве человека, его «вечных» страхах:

«Мы – пленные звери,

Голосим, как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем».

Наиболее значительным модернистским течением начала XX в. стал символизм. Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности

Это течение появилось в непростое время и стало своеобразной попыткой бегства от суровой действительности в идеальный мир. Поэт выступал как шифровщик, прячущий смысл стихотворения за иносказаниями и образами.
Возникновение русского символизма в литературе связывают со стихотворениями  Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, В.Я.Брюсова, К.Д. Бальмонта и др.


В сияньи бледных звёзд, как в мертвенных очах —
Неумолимое, холодное бесстрастье;
Последний луч зари чуть брезжит в облаках,
Как память о минувшем счастье.

Дмитрий Сергеевич Мережковский

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение − акмеизм. Акмеисты (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности. Особенности акмеизма: возврат к первичному значению слова, к ясности и точности образов; изображение реального предметного мира, отказ от мистичности и туманности символизма; увлечение предметностью, внимание к деталям; стилистическое равновесие, отточенность композиции

Я спал, и смыла пена белая
Меня с родного корабля,
И в черных водах, помертвелая,
Открылась мне моя земля.

Н.С. Гумилев

Одновременно возникло другое модернистское течение − футуризм. Футуризм (от лат. futurum — будущее) - поиск нового языка искусства, соответствующего меняющимся реалиям окружающего мира: появлению новой техники, ускоренным ритмам жизни, урбанизму. Футуристы отказались от всех традиций. Героем футуризма стал новый человек с ненасытным «Я», новый буржуа, пропитанный атмосферой современного города. В Москве возникла школа футуристов («Гилея»), в которую входили Н. Д. и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, Вел. Хлебников, в Петербурге − И. Северянин, В. И. Гнедов, К. К. Олимпов. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством.

Скандальную известность получило требование футуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода Современности» (сборник «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.). Футуристы были склонны к эпатажу. Использовались хлесткие выражения: «Дохлая луна» − для сборника произведений, «Идите к черту!» − для литературного манифеста.

Курок аж палец свел... 
Суньтеся - кому охота! 
Думал ли, что через год всего 
встречусь я с тобою - с пароходом.

В.Маяковский

В литературе «серебряного века» особое место занимали яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению − М. А Волошин, М. И Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Б. Л. Пастернак. 

Архитектура

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX–XX вв. ознаменовалась переворотом в строительстве. В инфраструктуре городов все большее место занимали вокзалы, банки, магазины, кинотеатры. Среди архитектурных стилей этого времени выделяют неорусский стиль, модерн и конструктивизм.

Неорусский стиль- направление в архитектуре, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства. В традициях новгородского, псковского и раннемосковского зодчества в 1906 гг. был сооружен главный фасад Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке под руководством В. М. Васнецова. Ее выделяют украшенный в древнерусском стиле фасад и белокаменный портал с выразительными элементами. Другими архитектурными шедеврами древнерусского стиля стали храм Сергия Радонежского (1917 г.), построенный на Куликовом поле архитектором А. Щусевым, здание Казанского вокзала в Москве (1913–1924 гг.).

Модерн- архитектурный стиль с использованием асимметричных композиций, здания с огромными арками, пространствами, плоскими стенами и криволинейными деталей на основе сверхпрочных материалов (железобетона, металлоконструкций). Архитектор модерна Ф. О. Шехтель при возведении особняка С. П. Рябушинского у Никитских ворот в Москве  применил асимметричный принцип планировки. Самым крупным общественным зданием эпохи модерна являлось здание гостиницы "Метрополь", сооруженное по проекту В. Ф. Валькота, Л. Н.Кекушева, П. П. Висневского, Елисеевский магазин, Санкт-Петербург, 1903,  Г. В. Барановский.

ЖИВОПИСЬ

На рубеже веков в русской живописи наблюдается отход от реалистических тенденций. От жанровой живописи, утратившей ведущую роль, художники обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни. Спектр интересов был обширен: тема раскола крестьянской общины (С. А. Коровин, «На миру»), проза изматывающего труда (А. Е. Архипов, «Прачки») и революция 1905–1907 гг. (С. В. Иванов, «Расстрел»).

Немало интересных имен русской живописи связано с усадьбой Абрамцево. В 1870 г. имение купил С. И. Мамонтов, тонкий ценитель искусства. Он основал творческое объединение, которое вошло в историю под названием «Абрамцевский художественный кружок». Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. Н. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов.

В этот период в живописи появился историко-бытовой жанр. Полотна А. П. Рябушкина передают эстетику русского быта XVII в. Лучшие картины художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», "Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века», «Московская девушка XVII века») воссоздают московский быт XVII в.

В жанре исторического пейзажа создана серия картин, посвященных старой Москве А. М. Васнецова: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Рассвет у Воскресенских ворот». Ретроспективный пейзаж стал призванием М. В. Нестерова. Мастер передает высокую духовность героев, превращение русского мира в подобие «земного рая» в осеннем пейзаже («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Создателем «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения», стал И. И. Левитан. Его работам присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», «Озеро») до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем»).

В духе французского импрессионизма К. А. Коровин создает серию городских пейзажей: «Париж», «Париж вечером», "Париж. Бульвар капуцинок». В 1900-х гг. художник много работал в театре, оформлял спектакли Большого и Мариинского театров, театра Ла-Скала в Милане. 

В. А. Серов, один из самых крупных художников, новатор русской живописи «серебряного века», начал писать в Абрамцеве («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Первые картины были написаны в духе «реализма поэтического». Замечательна серия портретов знаменитых личностей, властителей дум своего времени: К. Коровина, М. Ермоловой. 

Замечательными мастерами живописного символизма рубежа веков стали М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М. А. Врубеля многогранна. Она проявилась в разных видах искусства: в монументальном декоративном панно («Испания») и станковой картине («Царевна-лебедь»), портрете (С. И. Мамонтов) и театральной декорации (к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова»). Главным образом творчества Врубеля являлся Демон, воплотивший мятежный порыв и страдание, который художник отразил в своих современниках («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»).

Творчество Н. К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности, Древней Руси («Гонец», «Заморские гости»).  Стиль модерн и увлечение культурой Древней Индии обусловили особенности творчества Рериха.

Представители второго поколения «мирискусников» Б. М. Кустодиев в ироничной манере стилизовал народный лубок («Купчиха»); З. Е. Серебрякова исповедовала эстетику неоклассицизма («Пьеро. Автопортрет в костюме Пьеро»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...