Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5
методическая разработка по истории на тему
Русская культура в начале Нового времени (XVII в.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_5._russkaya_kultura_v_nachale_novogo_vremeni.docx | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская культура в начале Нового времени (XVII в.)
В XVII столетии в истории России завершается период средневековья и происходит переход к Новому времени. Главным в культуре стал процесс ее «обмирщения», т.е. культура приобретает светский характер. Церковь теряет ведущую роль в формировании культурных ценностей. Происходит это во многом из-за установления более близких политических и экономических связей, культурных контактов с западноевропейскими странами. Начался этот процесс «прорубания окна в Европу» еще в правление Алексее Михайловиче (1645-1676гг .), продолжился при Софье Алексеевне (1682—1689), завершился при Петре I (1682-1725гг.).
Увеличился приток иностранцев в Россию: купцов, специалистов в различных отраслях производства, лиц, поступавших на государственную службу. В Москве появилась немецкая слобода, в которой в середине XVII века проживало уже более 1000 человек. Подобные слободы появились и в других крупных городах страны : Нижнем, Новгороде, Астрахани, Архангельске, Туле и др.
В противовес новым веяниям в культуре в середине XVII века возникает кружок ревнителей благочестия, состоявший в основном из церковных деятелей. Отсюда вышли будущий патриарх Никон и его противник протопоп Аввакум. Ревнители благочестия занимали враждебную позицию по отношению к любым новшествам, особенно идущим с «еретического» Запада.
Просвещение. Книгопечатание. Важным показателем развития культуры стало распространение грамотности. Стимулом служило развитие торговли, промышленной деятельности, появление первых мануфактур. Особенно вырос уровень грамотности у посадского (городского) населения. Так в Москве во второй половине XVII века 24% посадских людей были грамотными. Грамота была необходима не только для занятия торговлей и ремеслом, она открывала возможность поступления на государственную службу. Слабо распространялась грамотность среди женского населения. Даже в семьях знати и крупного купечества женщины, как правило, были неграмотны.
О растущем стремлении к овладению грамотой свидетельствует широкое распространение «Азбуки». Впервые она была издана в 1634 г. Василием Бурцевым- Протопоповым, несколько раз переиздавалась и продавалась по доступной цене- 1 коп. (100 р.). Ее огромные тиражи (до 2500 экземпляров) расходились за несколько дней. В 1648г. впервые в России вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1682г.- таблица умножения «Считание удобное», предназначавшаяся для «купующих и продающих».
Грамоте обучались в семье (если был грамотный человек) или у «мастеров». Учили чтению, счету, письму. Многие обучали своих детей иностранным языкам. Так дети Алексея Михайловича обучались латыни и польскому.
Увеличился выпуск книг Печатным двором, но продолжали быть в ходу и рукописные книги. Начали выходить в печати и книги светского содержания, но таких было не много. В основном печатали богослужебные книги- 85% всех изданий. Это объяснялось тем, что Печатный двор находился в ведении церкви. В России распространяются и издания украинских и белорусских типографий (после воссоединения Украины с Россией в 1654г.). Но церковные власти относились к ним с большим подозрением, подвергали строгой цензуре и запрещали продажу.
В 1664г. в Москву приехал монах Симеон Полоцкий, ставший учителем царских детей, широко образованный человек- писатель, поэт, переводчик. В 1665г. он возглавил первую государственную школу, для которой построили специальное здание. Это была школа, в которой готовили подъячих для центральных правительственных учреждений. В ней преподавали грамматику, латинский язык, риторику монахи братья Иоанникий и Софроний Лихуды, греки по происхождению. А в 1687г. был открыт первый ВУЗ в стране- Славяно-греко-латинская академия. Это учебное заведение было открыто для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалось для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Среди выпускников академии − П. В. Постников, первый русский ученый, получивший степень доктора философии и медицины в университете Падуи, великий ученый М. В. Ломоносов.
Литература. В литературе находят отражение главные исторические события этого периода. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета. Появились повести об Азовском осадном сидении казаков. Вокруг мощной фигуры Степана Разина сформировался целый цикл песен: они воспевали подвиги Разина, звала к борьбе против феодального угнетения. Воссоединение с Украиной дало толчок созданию печатного сочинения по истории. Иннокентий Гизель написал "Синопсис", содержавший рассказ о совместной истории России и Украины, в котором излагалась история с древнейших времен.
Огромный интерес у читателя стала вызывать светская литература. Отсюда появление новых жанров. Сатира- «смеховая литература», обличавшая пороки общества. В «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» обличаются порядки суда с его крючкотворством, волокитой, продажными судьями. В «Повести о Фоме и Ереме» высмеиваются не способные ни к какому труду дворянские дети.
В Россию из Польши проникает новелла- остросюжетное занимательное произведение. Пример такого произведения «Повесть о Савве Грудцыне». Савва заключает договор о продаже души с дьяволом, который возвращает ему отвергнувшую его любимую женщину. Затем с помощью беса Савва совершает невероятные воинские подвиги. Но вот его настигает смертельная болезнь, и он кается, давая обет стать монахом. Савва вымаливает у Богородицы прощение, дьявол теряет власть над его душой, и герой, выздоравливая, исполняет свой обет.
В моду входят авантюрные повести, например «Повесть о Фроле Скобееве», бедном ловком проходимце, который обманом женится на дочери богатого стольника, а затем добивается прощения у ее отца.
Появляется и сердечная лирика. К примеру, «Повесть о Тверском Отроче монастыре», в ней дочь деревенского пономаря Ксения в день свадьбы с отроком (так называли придворных) Григорием отвергает его и выходит за прибывшего на свадьбу князя, отнявшего невесту у своего любимца. Потрясенный Григорий скрывается от людских глаз, становится отшельником, потом строит Отроч монастырь, принимает монашество в нем и умирает. В этой повести впервые в русской литературе раскрывается трагизм жизни, не связанный с внешними обстоятельствами нашествия врагов.
В первом десятилетии XVII века возникает стихотворчество как форма художественной речи, противостоящая как прозе, так и песне. В отличие от прозы в стихотворении есть рифма, в отличие от песни стихи декламируются.
Первым придворным поэтом стал Симеон Полоцкий. Раньше эта должность была неизвестна на Руси. Слово, по убеждению Полоцкого, - главный элемент культуры, а поэт- «второй Бог», т.к. в своем творчестве восходит к Богу- Творцу.
(С. Полоцкий. Стихи к осудару цару Алексию Михайловичу Великия и Малыя ы Белыя Руси самодержцу):
"Велия радость сердце просвешчает,
Егда мя Господь стати сподобает
Пред лицем твоим, православны цару,
Многих царств ы княств крепкий господарю.
Ныне ликую весело и граю,
Егда на скипетр пресветый смотраю.
И падох егда к твоима ногама,
Лобзая верно десницу устама.
Ей же усердно желаю от Бога,
Да крепка будет на лета премнога,
Победит враги, смирит супостаты,
Иже не хошчют тя за цара знати.
Сотрет их выя, ы гордую славу
Во чест всих, цару, а тебе во славу…"
Театр. По-настоящему театр появился в 17 веке. Трудно сказать, почему в начале 70-х годов у Алексея Михайловича Романова возник интерес к театру. Можно только предположить, что это было связано с влиянием ближайшего окружения в лице Артамона Матвеева и Симеона Полоцкого, рассказами послов о театральных постановках в западноевропейских странах или с интересом Алексея Михайловича ко всему новому, необычному, зрелищному.
Царь и знать присматривались к жизни в Европе, подробно выспрашивали вернувшихся из-за границы дипломатов обо всем увиденном и услышанном ими в других странах. Власти хотели лучше выглядеть перед множеством прибывавших посольств, показать, что и в России люди умеют жить.
Дворянин Лихачев в 1659 году отправился в Италию к тосканскому герцогу с дипломатическим поручением. Во Флоренции он был приглашен на придворный бал и спектакль. Все увиденное в «комедии» было со всеми подробностями описано в посольском донесении.
Устроителем первого театра стал пастор московской лютеранской церкви Иоганн Григори. Он набрал труппу из жителей Немецкой слободы и подьячих Посольского приказа. Выбрали пьесу «Артаксерсово действо», состоящую из семи продолжительных актов, в которых задействовано более 60 человек. Подготовили декорации и костюмы, «актеры» разучили роли. 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Царь так был восхищен, что 10 часов подряд не вставал с места, пока шло представление. Бояре стояли: в присутствии государя им садиться не дозволялось. Накануне монарх получил благословение своего духовника протопопа Андрея Савинова, который заверил, что еще византийские императоры устраивали театральные зрелища. Алексея пришлось долго убеждать в том, чтобы он дозволил использовать музыку, без которой нельзя устроить хора. Царь неохотно согласился.
Придворный театр не имел постоянного помещения. Власти не скупились с расходами на костюмы актеров и декорации для театральных постановок, но экономили на оплате русским актерам.
Григори, щедро вознагражденный царем, завел по его приказу театральную школу и обучал молодежь. Чтобы ученики не разбегались, их насильно держали под стражей. «Актеры» разучили несколько новых пьес, в том числе и написанные Симеоном Полоцким. В 1675 году Григори умер, и его сменил Степан Чижинский из Посольского приказа, который заставлял воспитанников зубрить текст даже по ночам.
Если вначале играли сцены из священной истории, то затем царь разрешил театральные представления, состоящие из танцев, отважился смотреть балет «Орфей».
Посещение спектаклей считалось важнейшим государственным делом, иногда на них приглашались и послы других стран.
После смерти царя театр прекратил своё существование.
Архитектура. Архитектурные объекты XVII в. отличает живописность. Здания любили украшать рельефами, "солнечными плитками" - изразцами и украшениями из резного камня, окна - наличниками. Такое обилие украшений называли "дивным узорочьем". В Московском Кремле по приказу царя Михаила Федоровича был построен в 1635–1636 гг. Теремной дворец каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Это были первые каменные покои в царском дворце. В архитектуре Теремного дворца отразились традиционные черты русского деревянного зодчества, украшения выполнены с соблюдением канонов русского деревянного зодчества, несмотря на то, что изготовлены из камня. Темно-красный цвет стен в сочетании с белокаменными украшениями придает Теремному дворцу очень «московский» и в то же время нарядный, праздничный вид. Всего в нем три этажа. Теремной дворец служил жилыми покоями членов царской семьи. Верхний ярус дворца, так называемый «Верхний Теремок», представляющий собой отдельный домик всего одно помещение, использовавшееся как своего рода «игровой зал» для царских детей. Внутренние помещения устроены новым для того времени анфиладным построением.
В XVII в. каменное строительство получило развитие не только в городах, но и в сельской местности. Появилось немало каменных зданий гражданского назначения. Обычно это были двух- или трехэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Таковы, например, Поганкины палаты, построенные в Пскове местными мастерами по заказу купца С. Поганкина, палаты Коробова в Калуге, принадлежавшие купцу К. Коробову.
В архитектуре каменных церквей долгое время преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с одной или пятью главами. Наружные стены церквей, как правило, украшались каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников, разноцветных изразцов.
Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в., позже они остались достоянием русского Севера с его деревянным зодчеством: Владимирская церковь в с. Белая Слуда Архангельской области. В этих традициях был сооружендеревянный дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском, названный С. Полоцким восьмым чудом света.
В конце XVII в. появляется новый стиль, получавший название «нарышкинского барокко», потому что шедевры этой архитектуры были созданы зодчими в усадьбах бояр Нарышкиных. Храмы получили крестовидную форму, их главы стали располагать крестовидно вместо традиционной расстановки по углам, необыкновенно эффектной была внешняя декорировка, преобладала двуцветность (красный кирпич и белый камень). Прекрасным образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях (1690–1694 гг.). Стройные, богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля положили начало эпохе «русского барокко» в архитектуре.
Живопись. В XVII в. огромное влияние на иконопись оказало портретное искусство. Лучший мастер-живописец Симон Ушаков, деятельность которого развернулась в Оружейной палате, стремился отойти от иконописного лика и писать реалистические образы. Он хотел, чтобы живопись имела свойства зеркала. Иконы и роспись такого «фряжского письма» были связаны с намерением русских художников приблизиться к жизни.
Однако новые веяния в искусстве враждебно встречались поборниками старины. Так, протопоп Аввакум отмечал, что на новых иконах «Спас милостивый» изображен будто пьяный иноземец с румянцем на щеках.
Мастера Оружейной палаты первыми обратились к жанру парсуны, для которого характерно условное портретное сходство. Парсуны второй половины XVII в. писались в основном на холсте в технике масляной живописи.
Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где работали лучшие мастера, выполнявшие заказы царского двора. В XVII веке Оружейная палата ведала изготовлением, закупкой и хранением оружия, драгоценностей, предметов дворцового обихода. Пополнение казны происходило благодаря подношениям ценностей русскими боярами и состоятельными людьми, иностранными послами. С 1640 по 1683 г. при ней работали иконописная и живописная мастерские, велось обучение живописи и ремеслам.
Д.З. Прочитать сатирические повести: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»
Литература:
- Вагнер, Г.К. Искусство Древней Руси/ Г.К. Вагнер, Т.Ф. Владышевская.-М., 1993.
- История русской литературы XI- XVII вв. / по ред. Д.С. Лихачева.- М., 1975.
- Келдыш, Ю.В. История русской музыки: в 10 т./ Ю.В. Келдыш Т.1.-М., 1983.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т./П.Н. Милюков.- М.1994-1995.-Т.2. –Ч.2.
- Хрестоматия по истории Росии: в 4 т./сост. И.В.Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова.- М., 2001.- Т.2: XVII- начало XVIIIвв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.
В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....
Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1
Курс лекций "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...
Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2
Курс лекций "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...
Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3
Курс лекций "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...
Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4
Московское царство как культурная эпоха...
Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6
Культурные преобразования первой половины XVIII века...
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "
Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "...