Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1
учебно-методический материал по истории по теме

Марина Николаевна Степанова

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лекция 1. Культура древней Руси37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Культура Древней Руси

Дисциплина История отечественной культуры напрямую связана и с нашим учебным заведением (почему?) и с вашей специальностью (Разработка художественно- технических проектов для культурно- зрелищных мероприятий.)

Разберемся с понятием «Культура». Термин «культура» был предметом бурных научных дискуссий начиная с 18 в.  На сегодняшний день существует не менее 1 000 определений понятия «культура». В переводе с латинского Культура означает возделывание, развитие. Слово «культура», кроме этого, имеет несколько смыслов в русском языке. Пожалуй, самой простой и в то же время всеобъемлющей является следующее определение: «Культура» — это все, созданное человеком, — ибо животные не имеют культуры, продукт исключительно человеческой деятельности».

Двум основным сферам человеческой деятельности соответствуют и два понятия: материальная и духовная культура. Однако бывает очень сложно провести разграничение, т.к. Материальных ценностей, имеющих духовный компонент Здание церкви, музея, театра, филармонии, галереи, Компьютер, Телефон, Телестанция. Произведений духовной культуры, имеющих материальное воплощение Стихи- книги, живопись- картины, кино- кинопленка, музыка- ноты.

Итак культура- все, что создано человеком в каждой сфере его жизни и деятельности (культура поведения, общения, одежды, быта….)

Наша цель- изучение истории русской культуры, проявление ее в разные периоды истории нашего государства.

Существует множество версий происхождения слова Русь. Ряд ученых считают, что это было название реки, другие- название одного из славянских племен, третьи- так назывались профессиональные воины, так именовали по скандинавски гребцов, еще одна версия- византийца называли россами (рыжими, красными) варваров, нападавших на них с севера. Наиболее распространена версия Повести временных лет о призвании в 862 г. варягов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, − вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, − на Белоозере, а третий, Трувор, − в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.

Повесть временных лет монаха Нестора- главный источник, рассказывающий нам об истории и культуре славян, но есть еще незначительные сведения, оставленные нам восточными и греческими авторами.

Абул-Али-Ахмед ибн-Омар, арабский писатель начала X в., автор «Книги драгоценных сокровищ», содержащей сведения о повседневной жизни многих народов, в том числе славян.

В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Путь в их страну идет по степям, по землям бездорожным, через ручьи и дремучие леса. Страна славян - страна равная и лесистая; в лесах они и живут. Они не имеют ни виноградников, ни пашен. Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Это называется у них сидж, и один кувшин заключает в себе около 10 кружек его. Они пасут свиней наподобие овец. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Женщины их, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На следующий день по сжигании покойника отправляются на место, где оно происходило, собирают пепел и кладут в урну, которую ставят затем на холм. Через год по смерти покойника берут кувшинов двадцать мёду, иногда несколько больше, иногда несколько меньше и несут их на тот холм, где собирается семейство покойного, едят, пьют и затем расходятся. Если у покойного было три жены и одна из них утверждает, что она [особенно] любила его, то приносит она к трупу его два столба, и вбивают их стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамью и конец этой веревки завязывает вокруг своей шеи. Когда она так сделала, скамья принимается из-под нее, и она остается повисшею, пока не задохнется и не умрет, а по смерти ее бросают в огонь, где она и сгорает. Все они идолопоклонники. Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, Ты, который снабжал нас пищей [до сих пор], снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длинною в два локти (1), лютня же их восьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом. Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие [крыши] христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, отчего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.

Летописец Нестор пишет, что целыми семьями раздевались догола, брали в руки прутья и били себя до полусмерти. Потом обливались водой студеною и так по нескольку раз. И было им от этого не мучение, а одна радость.

Маврикий Стратег о славянах

Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел [какой-либо] ущерб, принимавший его раньше начинает войну [против виновного], считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси пли остаться там [где они находятся] на положении свободных и друзей?

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их: и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этою уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши и тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дольше оставаться в воде.

Особенности становления древнерусской культуры.

Образование древнерусского государства происходило в то же время, что и образование европейских государств. Славяне вместе с германцами участвуют в Великом переселении народов с 4 по 7 вв. Однако формирование русской культуры имело свои отличительные особенности. Какие же факторы влияли на нее?

По выражению историка В.О. Ключевского, колыбелью русской культуры была «стихия русской природы». Природно- климатические условия оказали значительное влияние и на тип хозяйственной деятельности и на образ жизни и образ мысли русского человека.

Ведущее место в этих процессах занимали лес, степь и река- среда обитания древних славян, к которой у них сложилось противоречивое отношение. Лес- это укрытие и защита (для места жительства выбирали густые и непроходимые места), но в то же время страх перед неведомым (разные духи, страшные истории). Степь- бесконечность, широта, но и вечная угроза приходящая со степи. И только река давала определенность, воспитывала чувство порядка, предприимчивости, привычки к совместному действию, выполняла роль посредника с другими народами.

Континентальный климат (долгая зима и короткое лето) определил не только тип хозяйства но и идеал труда как в пословице «русский мужик долго запрягает, да быстро ездит».

Отличительной особенностью древнерусской культуры была продолжительная миграция славянских племен на территорию Восточной Европы. Ключевский сказал по этому поводу: «История России есть история страны, которая колонизируется».

А философ Н.А. Бердяев добавил, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, отсутствие границ и пределов, что совершенно нетипично для европейца.

Колонизация определила еще одну особенность древнерусской культуры- полиэтничность. Отсюда в характере русского человека такие отличительные черты как терпимость, способность принимать и перенимать другие культуры.

К числу факторов повлиявших на формирование русской культуры относится и географическое положение. Ключевский называл Русь переходной страной, посредницей между двумя мирами Западом и Востоком.

Важно иметь  в виду, что складывающаяся древнерусская народность практически незнакома была с античной культурой, влияние которой испытали на себе варварские государства Западной Европы.

Еще одной особенностью Руси был общинный образ жизни русский крестьян. Объяснялось это холодным климатом и скудостью почв. Община обеспечивала защищенность и сформировала в русском человеке склонность к коллективному труду «Втроем и батьку бить легче».

Поскольку земля не могла на Руси быть достаточным источником средств к существованию как это было в Европе, русский человек вынужден был заниматься промыслами: охотой, рыбной ловлей, сбором меда и воска. Т.о. развивалась торговля, строились укрепленные города. Не случайно скандинавы называли Русь Гардарикой- страной городов. Древнейшие славянские города: Новгород, Смоленск, Киев славились красотой, богатством, развитыми ремеслами.

Правда, от города к городу тянулись огромные, трудно преодолеваемые, особенно в распутицу пространства. Отсюда не только объединяющие, но и разъединяющие начала. Русь создала не только множество городов, но и множество, разнообразие ликов культур.

Русь языческая

Древние люди, находясь в неразрывной связи с природным миром. Страх, порожденный всесилием природной стихии приводил к обожествлению природы. Так возникли тотемы-  животное или растение считалось первопредком рода или племени. Чаще всего тотемами являлись животные, поскольку древние люди находились в большей зависимости от фауны, нежели от других сфер природы. Считая какое-либо животное своим тотемом, люди полагали, что они, во-первых, находятся под его покровительством и заручаются его помощью, а во-вторых, люди смогут обладать теми же качествами, что и их тотемы: силой, ловкостью, быстротой и т.д.

У древних славян исключительным почитанием был окружен медведь. О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи.

У древних людей существовало табу на охоту на тотемное животное. Охота на медведя была запрещена и у славян. Отсюда запреты и на употребление в пищу медвежьего мяса, ношение одежды из медвежьих шкур. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Отсюда множество имен: медведь, ведмедь, бер (берлога), мишка, косолапый, хозяин, ком (первый блин комам), Михаил Потапович.  

Существовал также древний культ волка. Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри стаи напоминали древним людям их собственный коллектив. На особую почитаемость волков у славян указывает тот факт, что в сказках славянских народов из всех диких животных волк является самым частым персонажем. К тому же, по славянским поверьям, люди, обладающие даром сверхъестественного знания, могли превращаться в волков. Тема превращения людей в волков и обратно, очень широко распространена в славянском мире. Легенды об оборотнях существуют у всех славянских народов.

Не меньше, чем животных славяне почитали растения. Из деревьев наибольшей популярностью пользовались дуб и береза. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой.  В языческой мифологии славян дуб - дерево Перуна, бога грозы. Почитание берез связано с весенними праздниками воскресения сил природы, а также с почитанием Лады- богини любви и красоты.

Привязанность человека к природе объясняет и появление культа высших божеств. Бог Род- носитель мужского начала – родитель всего живого. Земля как женское рождающее начало при нем при Роде- природа. Природа- земля – матерь, рождающая все живое. Культ земли у славян был древнейшим и основополагающим. Землей они клялись, положив ком на голову. Уходя на чужбину, несли с собою горстку земли. Возвращаясь, низко кланялись прежде всего земле, припадая к ней.

Помимо земля славяне почитали небо. Небо они представляли большим прозрачным куполом, который окружает землю. Небо и земля крепко связаны друг с другом и покоятся на водах.

При князе Владимире (980-1015гг.) оформляется пантеон богов во главе с Перуном. В княжеском подворье поставили идолы 5 божеств: Перун- громовержец. Семаргл —бог Огня, Даждьбог- бог солнечного света, Стрибог- бог ветра, Мокошь- единственное женское божество, пряха, считалось, что она прядет судьбы, Хорс- бог солнечного диска, на колеснице везет но небу солнце. Всем богам приносили жертвы в том числе человеческие (в основном пленных и детей)

Низшие божества. Берегини - духи, оберегающие людей от злых сил, упырей. Упыри - злые духи (позднее «живые мертвецы»), пьющие кровь у людей и животных. Но обычно вампирами становились «заложные покойники» - люди умершие неестественной, насильственной смертью в молодом возрасте, колдуны, люди, родившиеся от нечистой силы. Такие мертвецы не погребались на кладбище, так как считалось, что земля не принимает нечистое тело, а возвращает его живым людям, сколь бы раз его не хоронили. Для предотвращения появления «живых мертвецов» их не закапывали в землю, а оставляли где-нибудь на пустынном месте, заложенного сучьями - отсюда название «заложные покойники». Чтобы окончательно «упокоить» упыря следовало пронзить его осиновым колом.

Баба-Яга- возможно, Яга- в переводе ведьма, лесная баба

Банник- старичок с бородкой, живущий в бане

Домовой, водяной, леший, кикимора (маленькая старушка, живет за печью или на чердаке), Кащей, Лихо одноглазое предстаёт в образе худой одноглазой великанши-людоедки, русалки (утопленники).

Существовал также культ умерших предков. Славяне считали, что родные и близкие, которых хоронили под порогом со временем становились охранными духами и помощниками по хозяйству.

Языческие обряды.

Рождение ребенка с помощью повивальных бабок или без них являлось важным славянским обрядом. Пуповина ребенка обрывалась только специальными предметами, символизирующими его пол и назначение. Языческий ритуал рождения мальчика подразумевал перерезание пуповины на стреле, топорище или просто охотничьим ножом, появление на свет девочки обряда – перерезания пуповины на веретене или на широкой тарелке. Все это делалось Предками, чтобы с первых минут дать понять детям свои обязанности и прикоснуться к Ремеслу.

С рождения языческие традиции позволяли дать детям только Прозвища, то есть известные всем имена. До 12 лет, а потом и далее могли называть его так, ребенок ходил под этим прозвищем и был защищен от сглазов и наветов. (Иванов, Косой, Рыбаков- потом из прозвищ и пошли фамилии). Настоящим же именем называли его при совершении славянского обряда имянаречения. Языческие Жрецы, Волхвы, призывали ребенка к себе и начинали ритуал. В проточной воде они посвящали его как Потомка Богов Родных, окуная несколько раз в реку с головой и, наконец – тихонько сообщали ему посланное Богами Имя.

Славянский свадебный обряд на самом деле включает в себя множество ритуалов и традиций, языческие корни многих из которых остались в современности до сих пор.  Обычно свадебные действия продолжались в течение года.

- Сватовство

- Смотрины

- Обручение (руки связывались свадебным рушником)

- Венкоплетения

- Девичники и Молодецкие вечера

- Сажень- прощание виновников торжества с родителями

- Умывание молодых отварами целебных трав для очищения их от наносного перед созданием семьи.

- Бгание – готовка караваев различных видов.

- Запросины – официальное обрядовое приглашение на свадебный ритуал и празднование родственников, знакомых и друзей

- Выпроваживание молодого из семьи матерью

- Выкуп за невесту

- Покрытие – невесту расплетали или вообще отрезали косу как символ привязки к Старому и покрывали ее голову платком. С той поры девушка становилась женой.

- Надевание колец со славянской обережной символикой 

- Приданое – передача Родителями Невесты приданого . Все предметы славянского быта: от полотенец до кухонной утвари начинали собираться еще с рождения девочки.

- Комора – цикл обрядов первой брачной ночи и проверка невесты на Чистоты и Девственность

- Гостины – языческие традиции угощения и благодарения Родственников, Братьев и Сестриц по Духу и Сердцу – торжественные пиры и подарки со всех сторон молодоженам и ими для всех пришедших поЗдравить.

Древние языческие обряды погребения славян включали в себя обычай сожжения умершего, чтобы душа его с дымом оторвалась от тела и отправилась на небеса. Либо подготавливали лодку для переправления покойника через реку Смородину в другой Мир. На ней устанавливали костер из бревен, окруженный снопами травы или просто сухими ветками,  в него помещали тело и дары богам.  Либо  полученный пепел собирали в горшок и хоронили в курганах. После устраивали тризну – пир в помин усопшего.

Литература

  1. Березовая, Л.Г., Берлякова, Н.П. История отечественной культуры. [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник для СПО, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 452с.
  2. Горелов, А.А. История русской культуры [Электронный ресурс]: учебник.- Учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Издательство Юрайт, 2018.- 387с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной культуры "

Рабочая программа Элективного курса " История Отечественной  культуры "...