Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XII веках»
план-конспект урока по истории (6 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в 9-начале 12 веков" проходит в виде игры. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_v_6_klasse_rus_v_9-pervoy_polovine_12_vekov.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя  Русь в IX –первой половине XII веках»

Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.(Слайд 1)

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XII века

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Метапредметные УУД:

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные УУД:

Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, конверты с заданиями, анкета, презентация.

Форма урока: урок- игра

Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

Класс разбивается на 2команды; они готовят название команды ,выбирают капитанов заранее. Участники команды готовят кроссворд на 7 слов (предварительно сдав на проверку учителю).

I этап: Вводно-мотивационный.

Вступительное слово учителя

Здравствуйте ребята! Вам было дано опережающее задание, составить кроссворд, давайте вспомним, на какую тему.

Ответы учеников

Учитель, правильно ребята на тему «Русь в IX – первой половине XII века»

Организационный момент

(формулирование темы, постановка цели и задач урока).

Вспомните, на прошлом уроке вы были разделены на команды и сегодня у нас последний урок по теме. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме.

Правильно

Выход на тему и задачи урока

Итак, тема нашего урока : «Повторение и обобщение по теме  "Древняя Русь в IX – первой половине XII века", но урок необычный, он будет в форме игры.

Учитель:. Напоминаю ее условия: учащиеся поделены на 2 команды, предварительно получили задания. Каждому участнику команды дается оценочный лист, за каждый конкурс  учащиеся будут получать специальные жетоны-"Ум", проставлять свои баллы в оценочные листы, по результатам конкурса будут оцениваться результаты каждого и команды в целом.

II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.

Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)

Конкурсные задания

1 конкурс “Разминка” "Объясни значение слов.»

За каждый правильный ответ- 1 Ум:

 1-й команде: дань, полюдье, земледелие, погосты, хазары, вервь,

2 команде: вира, уроки, люди, бортничество, повоз, , мозаика. .(Слайд 2)

2 конкурс «Найдите ошибки в тексте»

Работа в команде: Каждой команде даётся текст, нужно найти исторические ошибки в тексте.

(8 Ошибок)         Жили  восточные  славяне   родовыми  общинами,  а  затем  соседскими. Главным  занятием  славян  было  бортничество.  Они  строили  специальные  ульи.   Медом  торговали  с  Византией  и  Волжской  Болгарией.

       Первым    киевским  князем  был  варяг  Владимир.  Княжили  в  древней  Руси  и  женщины  -  это  Ольга  и  Анна  Ярославна.   Много хорошего  было  сделано  князьями.  Например,  Ярослав  Мудрый  окрестил  Русь,     а   Владимир  Мономах  защищал   Русь  от  половцев.

После  принятия  славянами  христианства  язычество  исчезло  навсегда. Два  брата  из  Византии   Кирилл  и  Мефодий  придумали  для  славян  азбуку,  и  это  способствовало распространению  грамоты.  Все  эти  исторические  факты  дошли  до  нас  благодаря  летописи  «Рассказ  временных  лет»,  которую  написал монах  Петр. .(Слайд 3-4)

3 конкурс князей.(капитанов) «На привале»

 На столе у учителя в стеклянной глубокой круглой тарелке помещаются бумажные рыбки, на обратной стороне каждой записаны даты. Участник «ловит рыбку», в случае правильного ответа, получает один балл.

(На рыбках написаны следующие даты: 988, 882,912-945,945-962,962-972,980-1015гг,1019-1054,1037,1097,-113-1125,1125-1132,1073,996,) .(Слайд 5)

4 конкурс «Узнай героя» .(Слайды 6-19)

О ком идёт речь?

1. Легко  и  неслышно  ходил  он  в походах  как  барс,  не  вез  за  собой  обозов  с  котлами.  

Не  возил  он  и  шатров  расписных,  спал  как  простой  воин,  подложив  седло  под  голову.  Отправляясь  на  войну,  всегда  предупреждал  противника:  «Иду  на  Вы»( Святослав)

2. Прощу  жителей  Полоцка  за  смерть  мужа  моего  князя  Игоря.  Но  в  память  о  муже

  дань  все-таки  соберу.  Она  не  велика:  3  голубя,  да  3  воробья  с  каждого  двора».(Ольга)

3. Если не прийдет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг"(Владимир)

4. Идите с данью, а я пособираю ещё"( Игорь своей дружине).

5."На месте победы над печенегами построим и храм и назовём его  Святой Софии"(Ярослав Мудрый)

6. Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека"( Владимир Мономах)

Минутка здоровьесбережения.

Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

5конкурс «Древо познаний»(Игра "Да, нетка").(Слайд 20)

Для проведения этого конкурса учитель заранее готовит макет дерева, к которому прикреплены листочки на магнитах и на внутренней стороне написаны вопросы в виде «Да-нетка». По два представителя с каждой команды по очереди подходят к дереву и, оборвавши определенный листок, вслух читают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ команда получает одному балу.

Задания:

1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами  да

2.Княгиня Ольга приняла ислам нет

3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет

4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет

5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да

6.Нестор- автор «Повести временных лет» да

7.В 988 году было принято христианство  да

8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет

9.Княгиня Ольга ввела погосты  да

10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян  нет

11.Владимир Мономах внук византийского императора да

12.Митрополит - глава русской православной церкви да

6 конкурс «Реши кроссворд». Предварительное опережающее домашнее задание.

На него дается 5 минут, после чего участники отдают его на взаимопроверку той команде, которая его составляла. За каждый правильный ответ по одному баллу.

(Слайд 21)

7 конкурс "Древнерусский торг"(Слайд 22-23)

Ниже перечислены товары:

Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.

1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам у вас купить?

       2 команда: Вы, древнерусские купцы- гости, предложите к продаже свои товары

8 конкурс"Древнерусское зодчество"(Слайд 24)

Даны 4 изображения русских храмов. Учащиеся должны назвать 2храма, относящихся к изучаемому периоду, вспомнить их название, дата постройки, при ком они были построены.(Слева направо: Десятинная церковь  в Киеве, Собор Василия Блаженного на Красной площади , Успенский храм Московского кремля, Храм Святой Софии в Киеве)

( При наличии времени-  тест.)

III этап: Подведение итогов урока. (Слайд 25)

Рефлексия. 1.Было ли интересно на уроке? (Слайд 26-27)

        2.Что больше всего понравилось?

                       3.Какие вопросы вызывали затруднения?

                      4. Изменилось ли у вас настроение к концу урока?

«Три лица»

На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/07/3b2435b942b6943beaaf.jpg http://graphnet.ru/images/390066_neitralnyi-smailik-kartinki.jpg http://prikolnye-smeshnye.ru/kartinky/kartinky/634/3.jpg

Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание:  повторение материала из истории Средних веков по феодальной раздробленности;

 по желанию               1)составить кроссворд;

                                      2) напиши мини сообщение от имени князя, холопа, купца о своей жизни в древнерусском государстве"(Слайд 28)

Приложение 1.

Оценочный лист  участника команды"______________"

Фамилия, имя ученика_____________________________

№ конкурса

Название конкурса

Количество баллов

1

Разминка” "Объясни значение слов.»

2

«Найдите ошибки в тексте»

3

 «На привале»

4

«Узнай героя»

5

«Древо познаний»

6

«Реши кроссворд».

7

"Древнерусский торг"

8

"Древнерусское зодчество"

Общее количество баллов

        Приложение2

Жили  восточные  славяне   родовыми  общинами,  а  затем  соседскими. Главным  занятием  славян  было  бортничество.  Они  строили  специальные  ульи.   Медом  торговали  с  Византией  и  Волжской  Болгарией.

       Первым    киевским  князем  был  варяг  Владимир.  Княжили  в  древней  Руси  и  женщины  -  это  Ольга  и  Анна  Ярославна.   Много хорошего  было  сделано  князьями.  Например,  Ярослав  Мудрый  окрестил  Русь,     а   Владимир  Мономах  защищал   Русь  от  половцев.

        После  принятия  славянами  христианства  язычество  исчезло  навсегда. Два  брата  из  Византии   Кирилл  и  Мефодий  придумали  для  славян  азбуку,  и  это  способствовало распространению  грамоты.  Все  эти  исторические  факты  дошли  до  нас  благодаря  летописи  «Рассказ  временных  лет»,  которую  написал монах  Петр.

Задание к конкурсу"Древнерусский торг"

Ниже перечислены товары:

Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.

1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам  у вас купить?

________________________________________________

_________________________________________________

Приложение 3

Тест

1.Столицей  русского  государства  в 9-10  веках  была:

А)  Москва

Б)  Киев  

В)  Чернигов

Г)  Новгород

2.Крестьян  на  Руси  называли:

А)  шелом

Б)  жито

В)  смерд

Г)  воевода

5.  На  Руси  гостем  называли:

А)  родственника

Б)  соседа

В)  купца

6.   Славяне  питались:

А)  картофелем

Б)  кукурузой

В)  помидорами

Г)  рыбой

7.Основным  занятием  славян  было:

А)  ремесло

Б)  торговля

В)  земледелие

Г)  строительство  городов

8.  Христианство  было  принято  на  Руси  при  князе:

А)  Ярославе  Мудром

Б)  Владимире  Красное  Солнышко

В)  Владимире  Мономахе

        Тест

1.Столицей  русского  государства  в 9-10  веках  была:

А)  Москва

Б)  Киев  

В)  Чернигов

Г)  Новгород

2.Крестьян  на  Руси  называли:

А)  шелом

Б)  жито

В)  смерд

Г)  воевода

5.  На  Руси  гостем  называли:

А)  родственника

Б)  соседа

В)  купца

6.   Славяне  питались:

А)  картофелем

Б)  кукурузой

В)  помидорами

Г)  рыбой

7.Основным  занятием  славян  было:

А)  ремесло

Б)  торговля

В)  земледелие

Г)  строительство  городов

8.  Христианство  было  принято  на  Руси  при  князе:

А)  Ярославе  Мудром

Б)  Владимире  Красное  Солнышко

В)  Владимире  Мономах

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"

План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Алекс...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины  XIX века 8 класс...

Презентация к уроку "Русь в 9-первой половине 12 веков( повторительно- обобщающий урок)

Презентация составлена к повторительно-обобщающему уроку по теме "Русь в 9- начале 12 веков"...

Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"

Цели:  Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в  IX-XII  вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...