Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XII веках»
план-конспект урока по истории (6 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в 9-начале 12 веков" проходит в виде игры. Урок полностью соответствует требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-igra_v_6_klasse_rus_v_9-pervoy_polovine_12_vekov.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Русь в IX –первой половине XII веках»
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв.; повторить основные термины и понятия, установить причинно-следственные связи между деятельностью первых князей и дальнейшим развитием Руси.(Слайд 1)
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся обобщать и систематизировать материал, изученный в главе Русь в IX – первой половине XII века
Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.
Оборудование: карта «Киевская Русь», иллюстрированный материал, конверты с заданиями, анкета, презентация.
Форма урока: урок- игра
Методы и приемы: продуктивный, работа в парах и группах, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока:
Класс разбивается на 2команды; они готовят название команды ,выбирают капитанов заранее. Участники команды готовят кроссворд на 7 слов (предварительно сдав на проверку учителю).
I этап: Вводно-мотивационный.
Вступительное слово учителя
Здравствуйте ребята! Вам было дано опережающее задание, составить кроссворд, давайте вспомним, на какую тему.
Ответы учеников
Учитель, правильно ребята на тему «Русь в IX – первой половине XII века»
Организационный момент
(формулирование темы, постановка цели и задач урока).
Вспомните, на прошлом уроке вы были разделены на команды и сегодня у нас последний урок по теме. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Ответы учеников: повторять, обобщать материал по пройденной теме.
Правильно
Выход на тему и задачи урока
Итак, тема нашего урока : «Повторение и обобщение по теме "Древняя Русь в IX – первой половине XII века", но урок необычный, он будет в форме игры.
Учитель:. Напоминаю ее условия: учащиеся поделены на 2 команды, предварительно получили задания. Каждому участнику команды дается оценочный лист, за каждый конкурс учащиеся будут получать специальные жетоны-"Ум", проставлять свои баллы в оценочные листы, по результатам конкурса будут оцениваться результаты каждого и команды в целом.
II этап: Операционный / организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/.
Углубление и обобщение знаний, умений и навыков (работа в группах, парах)
Конкурсные задания
1 конкурс “Разминка” "Объясни значение слов.»
За каждый правильный ответ- 1 Ум:
1-й команде: дань, полюдье, земледелие, погосты, хазары, вервь,
2 команде: вира, уроки, люди, бортничество, повоз, , мозаика. .(Слайд 2)
2 конкурс «Найдите ошибки в тексте»
Работа в команде: Каждой команде даётся текст, нужно найти исторические ошибки в тексте.
(8 Ошибок) Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.
Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев.
После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр. .(Слайд 3-4)
3 конкурс князей.(капитанов) «На привале»
На столе у учителя в стеклянной глубокой круглой тарелке помещаются бумажные рыбки, на обратной стороне каждой записаны даты. Участник «ловит рыбку», в случае правильного ответа, получает один балл.
(На рыбках написаны следующие даты: 988, 882,912-945,945-962,962-972,980-1015гг,1019-1054,1037,1097,-113-1125,1125-1132,1073,996,) .(Слайд 5)
4 конкурс «Узнай героя» .(Слайды 6-19)
О ком идёт речь?
1. Легко и неслышно ходил он в походах как барс, не вез за собой обозов с котлами.
Не возил он и шатров расписных, спал как простой воин, подложив седло под голову. Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника: «Иду на Вы»( Святослав)
2. Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря. Но в память о муже
дань все-таки соберу. Она не велика: 3 голубя, да 3 воробья с каждого двора».(Ольга)
3. Если не прийдет кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг"(Владимир)
4. Идите с данью, а я пособираю ещё"( Игорь своей дружине).
5."На месте победы над печенегами построим и храм и назовём его Святой Софии"(Ярослав Мудрый)
6. Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека"( Владимир Мономах)
Минутка здоровьесбережения.
Поднимает руки класс - это раз,
Повернулась голова - это два,
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернулись на четыре,
С силой их к плечам прижали - это пять,
Всем ребятам тихо сесть - это шесть.
5конкурс «Древо познаний»(Игра "Да, нетка").(Слайд 20)
Для проведения этого конкурса учитель заранее готовит макет дерева, к которому прикреплены листочки на магнитах и на внутренней стороне написаны вопросы в виде «Да-нетка». По два представителя с каждой команды по очереди подходят к дереву и, оборвавши определенный листок, вслух читают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ команда получает одному балу.
Задания:
1.Жителей Скандинавии славяне называли варягами да
2.Княгиня Ольга приняла ислам нет
3.Князь Святослав заключил первый письменный договор с Византией нет
4.Князь Ярослав Мудрый написал «Поучение детям» нет
5.Князь Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор, Золотые ворота да
6.Нестор- автор «Повести временных лет» да
7.В 988 году было принято христианство да
8Князь Игорь получил прозвище «Окаянный» нет
9.Княгиня Ольга ввела погосты да
10.Князь Игорь из-за своей жадности погиб от мечей полян нет
11.Владимир Мономах внук византийского императора да
12.Митрополит - глава русской православной церкви да
6 конкурс «Реши кроссворд». Предварительное опережающее домашнее задание.
На него дается 5 минут, после чего участники отдают его на взаимопроверку той команде, которая его составляла. За каждый правильный ответ по одному баллу.
(Слайд 21)
7 конкурс "Древнерусский торг"(Слайд 22-23)
Ниже перечислены товары:
Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.
1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам у вас купить?
2 команда: Вы, древнерусские купцы- гости, предложите к продаже свои товары
8 конкурс"Древнерусское зодчество"(Слайд 24)
Даны 4 изображения русских храмов. Учащиеся должны назвать 2храма, относящихся к изучаемому периоду, вспомнить их название, дата постройки, при ком они были построены.(Слева направо: Десятинная церковь в Киеве, Собор Василия Блаженного на Красной площади , Успенский храм Московского кремля, Храм Святой Софии в Киеве)
( При наличии времени- тест.)
III этап: Подведение итогов урока. (Слайд 25)
Рефлексия. 1.Было ли интересно на уроке? (Слайд 26-27)
2.Что больше всего понравилось?
3.Какие вопросы вызывали затруднения?
4. Изменилось ли у вас настроение к концу урока?
«Три лица»
На парте лежат смайлики с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать смайлик, который соответствует их настроению и приклеить на анкету.
Заключение. Подведение итогов и выставление оценок.
Домашнее задание: повторение материала из истории Средних веков по феодальной раздробленности;
по желанию 1)составить кроссворд;
2) напиши мини сообщение от имени князя, холопа, купца о своей жизни в древнерусском государстве"(Слайд 28)
Приложение 1.
Оценочный лист участника команды"______________"
Фамилия, имя ученика_____________________________
№ конкурса | Название конкурса | Количество баллов |
1 | Разминка” "Объясни значение слов.» | |
2 | «Найдите ошибки в тексте» | |
3 | «На привале» | |
4 | «Узнай героя» | |
5 | «Древо познаний» | |
6 | «Реши кроссворд». | |
7 | "Древнерусский торг" | |
8 | "Древнерусское зодчество" | |
Общее количество баллов |
Приложение2
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Они строили специальные ульи. Медом торговали с Византией и Волжской Болгарией.
Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь, а Владимир Мономах защищал Русь от половцев.
После принятия славянами христианства язычество исчезло навсегда. Два брата из Византии Кирилл и Мефодий придумали для славян азбуку, и это способствовало распространению грамоты. Все эти исторические факты дошли до нас благодаря летописи «Рассказ временных лет», которую написал монах Петр.
Задание к конкурсу"Древнерусский торг"
Ниже перечислены товары:
Золото, меха, паволоки, воск, вино, оружие из булатной стали, челядь, овощи, мёд, масло, книги.
1-команда:Вы, заморские купцы, что вы предложите киевлянам у вас купить?
________________________________________________
_________________________________________________
Приложение 3
Тест
1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:
А) Москва
Б) Киев
В) Чернигов
Г) Новгород
2.Крестьян на Руси называли:
А) шелом
Б) жито
В) смерд
Г) воевода
5. На Руси гостем называли:
А) родственника
Б) соседа
В) купца
6. Славяне питались:
А) картофелем
Б) кукурузой
В) помидорами
Г) рыбой
7.Основным занятием славян было:
А) ремесло
Б) торговля
В) земледелие
Г) строительство городов
8. Христианство было принято на Руси при князе:
А) Ярославе Мудром
Б) Владимире Красное Солнышко
В) Владимире Мономахе
Тест
1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:
А) Москва
Б) Киев
В) Чернигов
Г) Новгород
2.Крестьян на Руси называли:
А) шелом
Б) жито
В) смерд
Г) воевода
5. На Руси гостем называли:
А) родственника
Б) соседа
В) купца
6. Славяне питались:
А) картофелем
Б) кукурузой
В) помидорами
Г) рыбой
7.Основным занятием славян было:
А) ремесло
Б) торговля
В) земледелие
Г) строительство городов
8. Христианство было принято на Руси при князе:
А) Ярославе Мудром
Б) Владимире Красное Солнышко
В) Владимире Мономах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"
План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра: «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8 Учитель: Кузнецова Мария Алекс...
Конспект урока "Повседневная жизнь петербуржцев в первой половине 19 века"
материал к уроку...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс...
Презентация к уроку "Русь в 9-первой половине 12 веков( повторительно- обобщающий урок)
Презентация составлена к повторительно-обобщающему уроку по теме "Русь в 9- начале 12 веков"...
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Повторительно - обобщающий урок с использованием игровых технологий "Россия в первой половине 19 века"
Урок в формате игры "Брейн -ринг"...
Урок «Путешествие в прошлое» повторно- обобщающий урок по истории России в 6 классе по теме "Русь в IX- первой половине XII века"
Цели: Обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX-XII вв. (домонгольский период); дать оценку деятельности исторических личност...