Место и роль Руси в Европе
план-конспект урока по истории (6 класс)

Создать у учащихся представления о геополитическом положении Руси в IX-XI веках 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl.konspekt_mesto_i_rol_rusi_v_e_1_1.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Истории России для 6 класса

( учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева под ред. А.В. Торкунова)

Тема урока: Место и роль Руси в Европе

Педагогические цели

Образовательные цели:

1. Создать у учащихся представления о геополитическом положении Руси в IX-XI веках

2. Подвести учащихся к восприятию,что Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства
3.Раскрыть характерные черты торговых отношений Руси со странами Европы и Востока.

Развивающие цели:

1. Продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой, а также и историческим временем (хронологией)

2. Продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

3. Продолжить развитие навыков написания исторического эссе

 

Воспитательные цели:

1. Содействовать осуществлению творческого потенциала в учебной деятельности

2. Способствовать воспитанию уважения к иным традициям, верованиям, религии, духовному обогащению личности учащихся.

Тип урока

Повторительно-обобщающий

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Знания, представления,умения

1.выявляют исторические процессы, события во времени, применяют основные хронологические понятия (век, тысячелетие)

2. устанавливают синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии в IX-XIвв

3. используют знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Руси во всемирно-историческом процессе изучаемого периода

4. используют сведения из исторической карты как источника информации о расположении древних народов и государств

5. излагают информацию о расположении древних народов и государств

6. понимают взаимосвязь между природными и социальными явлениями, их влияние на жизнь человека

7. используют приемы исторического анализа для раскрытия причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей

8. систематизируют информацию в ходе проектной деятельности, представляют ее результатов (текст эссе) по тематическому блоку.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

1. формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности

2. планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий

3. соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи

Коммуникативные УУД

1. логически строят рассуждение, выстраивают ответ в соответствии с заданием, целью

2. организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают индивидуально и в группе

Познавательные УУД

1. работают с учебной и внешкольной информацией (анализируют графическую, художественную, текстовую информацию, обобщают факты, формулируют и обосновывают выводы)

2. собирают и фиксируют информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивая ее достоверность с помощью педагога

3. используют ранее изученный материал для решения познавательных задач

4. с помощью учителя выбирают основания и критерии для классификации и обобщения

5. решают творческие задачи, представляют результаты своей деятельности в виде письменных работ

Личностные результаты:

Личностные УУД

1. излагают свою точку зрения, ее аргументируют в соответствии с возрастными возможностями;

2. формулируют свою позицию по изучаемой проблеме, проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимания чувств других людей и сопереживания им;

3. проявляют уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох

3.демонстрируют уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира

4.демонстрируют следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями

5. обсуждают и оценивают свои достижения и достижениядругих обучающихся под руководством педагога

- проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении

Основные понятия, содержание урока

Политическая карта Европы в IX-XI веках; Отношения Руси с Византийской империей;  Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы; Отношения с кочевниками и странами Востока; Русь в международной торговле.

Дидактический материал:

1. Учебник. История России. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под.ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2019. – 128 с.

2. карта «Торговые связи Руси в XI-XII веках»

3. мультимедийная презентация «Место и роль Руси в Европе»

Ход урока

Этапы урока

Методические приемы

Планируемые  результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Быстрое включение в деловой ритм.

Проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

2. Мотивационно-целевой Организация эвристической беседы

Постановка проблемного вопроса

- определяют исторические процессы, события во времени, применяют основные хронологические понятия (век, тысячелетие)

- устанавливают синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии в IX-XIвв

- излагают информацию о расположении древних народов и государств

- формулируют при поддержке учителя новые для себя задачи в учебе и познавательной деятельности

- излагают свою точку зрения, ее аргументируют в соответствии с возрастными возможностями;

Актуализирует знания учащихся по ранее пройденному материалу.

В IX-XI вв. Русь была частью единого европейского политического и экономического пространства.

- Как можно доказать этот вывод?

- Какие стороны деятельности правителей Руси следует рассмотреть?

Формулирует вместе с учениками тему урока.

Объявляет план изучения темы

План

1. Политическая карта Европы в IX-XI веках

2. Отношения Руси с Византийской империей

3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы.

4. Отношения с кочевниками и странами Востока

5. Русь в международной торговле

Вопрос: Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

описывают по карте геополитическое положение Руси, называют соседние государства

- внешнюю политику, торговые отношения

формулируют учебную задачу урока, планируют ее выполнение

записывают план  в тетрадь.

3. Ориентационный (актуализация/повторение)

1. Политическая карта Европы в IX-XI веках

Организация работы с текстом учебника и заполнение таблицы

Работа с исторической картой

-определяют исторические процессы, события во времени, применяют основные хронологические понятия (век, тысячелетие)

-устанавливают синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии в IX-XIвв

- используют сведения из исторической карты как источника информации о расположении древних народов и государств

-Заполните таблицу «Внешнеполитическая деятельность русских князей в IX-XI вв.: направления, основные факты, итоги/значение»

направления

Основные факты

Итоги

- Покажите на карте торговые пути из Руси в страны Западной Европы, Востока.

- С какими странами Русь вела торговлю?

составляют таблицу по материалам темы II

систематизируют информацию на основе анализа карты

4. Содержательно-операционный

Организация работы в группах

Организация работы с текстом учебника

2. Отношения Руси с Византийской империей

3. Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы.

4. Отношения с кочевниками и странами Востока

5. Русь в международной торговле

- планируют при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирают наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивают правильность выполнения действий

- организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работают индивидуально и в группе

- устанавливаютсинхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии в IX-XIвв

- используют знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Руси во всемирно-историческом процессе изучаемого периода

- понимают взаимосвязь между природными и социальными явлениями, их влияние на жизнь человека

- используют приемы исторического анализа для раскрытия причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей

- излагают свою точку зрения, ее аргументируют в соответствии с возрастными возможностями;

Организует работу учащихся в группах

-Вам необходимо работая по группам на основе текста учебника ответить на вопросы:

- На каких условиях Русь торговала с другими странами и народами?

- Какие товары Русь предлагала другим странам, а какие ввозила?

-Какое влияние оказывали географические и климатические условия на развитие торговли Руси?

1.группаОтношения Руси с Византийской империей

2. группаОтношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы.

3. группа. Отношения с кочевниками и странами Востока

- Выберите из текста учебника цитаты, подтверждающие равноправный характер отношений Руси с соседями.

приводят примеры для подтверждения суждения или вывода

раскрывают роль природно-климатического фактора

аргументируют выводы с опорой на материалы параграфа

аргументируют выводы с опорой на материалы параграфа

Физ. минутка

Организует проведение физ.минутки

Выполняют упражнения

5. Контрольно-оценочный

Организация работы с картой

Организация эвристической беседы

- работают с учебной и внешкольной информацией (исследывают графическую, художественную, текстовую информацию, обобщают факты, формулируют и обосновывают выводы)

- используют данные из исторической карты как источника информации о расположении древних народов и государств

- устанавливают синхронистические связи истории Руси и стран Европы и Азии в IX-XIвв

- соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивают правильность решения учебной задачи

- демонстрируют уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира

-Нанесите на контурную карту основные торговые пути Руси.

- А теперь давайте ответим на вопрос поставленный в начале урока:

- Каково было положение и влияние Древнерусского государства в современном ему мире?

представляют  графически информацию на карте,

дают оценку роли Руси в международной торговле

раскрывают роль геополитического фактора в истории России.

6. Рефлексивный

- обсуждают и оценивают свои достижения и достижения других обучающихся под руководством педагога

- проявляют расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении

- Итак, сегодня мы рассмотрели с вами очень сложную и большую тему. А теперь пришло время подвести итоги.

- Как считаете, смогли ли мы ответить на вопрос, поставленный в самом начале урока?

Я попрошу вас составить синквейн:  Русь, Европа и Азия

Вспомни!

Синквейн – стихотворная форма из пяти строк, которая строится по правилам:

Первая  строка -это любое слово (существительное)

Вторая - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова

Третья -три глагола, которые говорят о действиях

Четвертая - фраза,к которая говорит о смысле стихотворения

Пятая - заключение,обычно это слова, имеющие ассоциации со всем стихотворением

Пример: Задача…
Занимательная, сложная.
Координирует, привлекает, осуществляет.
Век живи, век учись.
Творение(Созидание).

составляют синквейн.

7. Домашнее задание

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Систематизируют информацию в ходе проектной деятельности, представляют ее результатов (текст эссе) по тематическому блоку.

Комментирует задание.

Изучить материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности «Место и роль Руси в Европе»

Написать эссе «Роль Руси в международной торговле IX-XIIвеков»

Памятка по написанию эссе:

1.Вступление

2.Тезис(то, о чем хочешь рассказать)

3.Аргументы (доказательство тезиса):доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты.

4.Выводы

Воспринимают задание, уточняют.

Список литературы:

  1. Учебник. История России. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под.ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
  2. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1990.
  3. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М 1993-1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

«Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»

laquo;Место и роль Руси в международной торговле в IX – XII веке»Урок – систематизация и обобщение знаний.Форма проведения урока: систематизация и обобщение знаний.Цели:Содержательн...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."

Методическая разботка предназначена для проведения урока истории в 6 классе по теме  "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."Учебник: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебни...

Место и роль Руси в Европе IX-XI век

Технологическая карта урока истории России в 6 классе по теме "Место и роль Руси в Европе IX-XI век" УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В....

Место и роль Руси в Европе IX-XI век

Презентация - задание по истории России в 6 классе для самостоятельного изучения темы "Место и роль Руси в Европе IX-XI век"...