Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."
методическая разработка по истории (6 класс)
Методическая разботка предназначена для проведения урока истории в 6 классе по теме "Место и роль Руси в Европе в IX-XI вв."
Учебник: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебник) / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М. Просвещение. 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_mesto_i_rol_rusi_v_evrope_6_klass.docx | 34.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: История
Класс: 6
Тема урока: Место и роль Руси в Европе
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: сформировать у обучающихся понимание, что Русь являлась одним из самых крупных государств IX-XII веков и рассматривалась другими странами как равноправный партнёр.
Задачи урока:
- образовательные - выявить место и роль Руси среди европейских государств в IX-XI вв.;
- развивающие – формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников); развитие умений анализировать, обобщать, сравнивать, формулировать выводы и аргументировать их.
- воспитательные – воспитывать уважение к историческому прошлому своей Родины, формирование компонентов информационной компетентности (умения самостоятельного поиска и обработки информации, соотнесения информации из различных источников).
План урока
- Отношения Руси с Византийской империей
- Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы
- Отношения с кочевниками и странами Востока
Методы работы учащихся:
- наглядный;
- частично-поисковый;
- практический.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная
Планируемые результаты:
предметные - умение работать с информацией, получить целостное представление о месте и роли Руси среди европейских государств в IX-XI вв., применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений;
познавательные - систематизировать исторический материал, делать выводы, решать проблемное задание и убедительно представлять результаты своей деятельности;
коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода;
регулятивные - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;
личностные - формирование устойчивого познавательного интереса, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
УМК: История России. 6 класс. В 2-х частях. (учебник) / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. / Под ред. А. В. Торкунова. М. Просвещение. 2016.
Оборудование: компьютер, проектор.
Информационное обеспечение учебного процесса: презентация «Место и роль Руси в Европе», маршрутные листы для работы в группах.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Элементы содержания |
1. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | |
2. Мотивационно-целевой этап 1) проверка домашнего задания | Заранее перед уроком разделил класс на 3 группы в зависимости от познавательных особенностей учащихся. Объясняет принцип работы в группах: - делит класс на 3 группы; - выбор руководителя, секретаря группы; - объясняет функции руководителя и секретаря группы; - правила заполнения маршрутного листа; - правила работы в группах; - правила представления результатов одним из участников группы. Объясняет процесс проверки домашнего задания участниками группы. Задания для проверки домашнего задания представлены в маршрутном листе (см. приложение 1,2,3): - на выполнение задания выделяется 5 минут; - группы меняются маршрутными листами для взаимопроверки; - выставляют количество баллов и отметку; - учитель проверяет результаты работы 3 группы. На прошлых уроках мы говорили об истории нашей страны. Какую роль и место занимала Русь в мире? Обсудим этот вопрос на уроке. | Слушают учителя, выбирают руководителя и секретаря группы. Секретарь заполняет маршрутный лист. Руководитель распределяет обязанности среди других участников группы. Выполняют задания в группах. Меняются маршрутными листами для взаимопроверки. | Ответы на задания Задание 1. 1) охота; 2) рыболовство; 3) кузнечное дело; 4) ткачество; 5) собирательство; 6) земледелие Задание 2. 1) холоп 2) Ольга 3) Киев 4) дань 5) Константинополь 6) 882 г. 7) «Путь из варяг в греки» 8) фреска Оцените себя: Менее 6 баллов – « 2» 9-7 баллов – «3» 12-10 баллов – «4» 14-13 баллов – «5» |
2. Изучение нового материала 1) отношения Руси с Византийской империей 2) отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы 3) отношения с кочевниками и странами Востока | Организует работу по изучению нового материала Историки выделяют три направления внешней политики Древней Руси: 1) южное – отношения с Византией; 2) восточное – отношения с Хазарским каганатом и кочевниками; 3) западное – отношения со странами Западной Европы. Групповая, практический, работа с текстом учебника, оформление результатов исследования Работа группы 1 (см. приложение 1) Работа группы 2 (см. приложение 2) Работа группы 3 (см. приложение 3) | Распределяют обязанности, изучают информацию, обсуждают результаты, разрабатывают план представления результатов, заполняют маршрутный лист. Самостоятельно создают способы решения проблем поискового характера, анализируют и систематизируют информацию, извлекая ее из разных источников, вступают в диалог, аргументирую позицию . | |
3. Представление результатов. Оценивание | Организует выступление групп, направляет диалог. Знакомит с критериями оценки, задает вопросы по результатам оценивания Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос. | Представляют результаты работы. Формулируют выводы Заслушивают выступление других групп. Задают вопросы. Оценивают работу групп Оценивают работу групп, объясняют оценку | - Русь рассматривалась другими государствами, как равноправный партнёр. - Русь являлась крупнейшим посредником в торговле. - Древнерусское государство было схоже по своему устройству с другими европейскими странами. |
4. Рефлексия | Организует в игровой ситуации проверку степени удовлетворенности каждым учащимся результатом урок. | С помощью знаков: ладошка с пятью пальцами – все понятно, ладошка с четырьмя пальцами – есть над чем поработать, кулак – много непонятно, надо изучить внимательно. Учащиеся оценивают степень усвоения знаний, и свою работу. | Анализируют собственную работу, эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. |
5. Домашнее задание | Подготовиться к контрольной работе по главе 2, §4-11. | Записывают домашнее задание. | Принимают учебную задачу, самостоятельно анализируют условия достижения цели, планируют выполнение задания. |
Практическая работа по теме:
«Место и роль Руси в Европе»
Маршрутный лист 1 группы
Руководитель группы: ___________________________
Секретарь группы: ______________________________
Оценка работы участников группы
Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы
Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +
ФАМИЛИИ | РАБОТАЛ | РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО | НЕ РАБОТАЛ |
I этап «Проверка домашнего задания»
Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.
1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________
2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________
3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________
4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________
5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________
6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________
Задание 2. Ответьте на вопросы.
- Как на Руси называли рабов? _______________________
- Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________
- В каком городе находился старший из князей? ________________________
- Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________
- Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________
- В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________
- Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________
- Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________
Количество баллов: _________________________
Оценка: ___________________
II этап «Изучение нового материала»
Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси с Византийской империей» отвечая на представленные ниже вопросы.
Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 78, п. 2.
1) При каких князьях были заключены договоры с Византией?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Какое значение имело для Византии и Руси подписание данных договоров?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Каково было значение династических браков во взаимоотношениях Византии с Русью?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как складывались военные и отношения Руси с Византией?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Как складывались торговые отношения Руси с Византией? Выпиши, какие товары вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?
Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Оцените какой характер отношений, был у Руси с Византией?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»
Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.
Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?
1. _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по теме:
«Место и роль Руси в Европе»
Маршрутный лист 2 группы
Руководитель группы: ___________________________
Секретарь группы: ______________________________
Оценка работы участников группы
Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы
Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +
ФАМИЛИИ | РАБОТАЛ | РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО | НЕ РАБОТАЛ |
I этап «Проверка домашнего задания»
Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.
1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________
2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________
3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________
4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________
5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________
6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________
Задание 2. Ответьте на вопросы.
- Как на Руси называли рабов? _______________________
- Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________
- В каком городе находился старший из князей? ________________________
- Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________
- Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________
- В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________
- Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________
- Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________
Количество баллов: _________________________
Оценка: ___________________
II этап «Изучение нового материала»
Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы» отвечая на представленные ниже вопросы.
Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 78-79, п. 3.
1) Выпишите государства Европы, с которыми у Руси были тесные торговые отношения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) За счёт, какого внешнеполитического шага Русь налаживала отношения со странами Европы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Перечислите основные династические браки, заключенные между правящими семьями Руси и стран Европы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Как складывались торговые отношения Руси со странами Европы? Выпиши, какие товары вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?
Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78-79. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Оцените какой характер отношений, был у Руси со странами Центральной, Западной и Северной Европы?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»
Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.
Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?
1. _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по теме:
«Место и роль Руси в Европе»
Маршрутный лист 3 группы
Руководитель группы: ___________________________
Секретарь группы: ______________________________
Оценка работы участников группы
Примечание: заполняется секретарём и руководителем группы
Заполните графу «фамилии», поставьте в соответствующей графе +
ФАМИЛИИ | РАБОТАЛ | РАБОТАЛ ЧАСТИЧНО | НЕ РАБОТАЛ |
I этап «Проверка домашнего задания»
Задание 1. Определите занятие славян по ключевым словам.
1) лук, стрелы, капкан, западня, сеть, рогатина, медведь, белка ______________
2) сом, осётр, судак, щука, налим, сети, невод _________________
3) горн, коваль, мех, молот, наковальня, руда, щипцы _______________
4) конопля, лён, веретено, прялка, гребень, ткацкий станок _______________
5) малина, туесок, земляника, грибы, шишки, корзина, зверобой ____________
6) соха, цеп, палка, серп, коса, зерно, овес, поле, пшено, амбар _______________
Задание 2. Ответьте на вопросы.
1. Как на Руси называли рабов? _______________________
2. Кто из князей первый упорядочил сбор дани на Руси? ___________________
3. В каком городе находился старший из князей? ________________________
4. Как называется натуральный или денежный сбор с покорённых племен и народов? __________________
5. Откуда на Русь приезжало высшее духовенство? __________________________
6. В каком году образовалось Древнерусское государство? __________________
7. Как назывался торговый путь, проходивший по Волхову, Ловати, Днепру? _______________________________
8. Как называется техника живописи по сырой штукатурке? ________________
Количество баллов: _________________________
Оценка: ___________________
II этап «Изучение нового материала»
Подготовьте выступление по теме «Отношения Руси с кочевниками и странами Востока» отвечая на представленные ниже вопросы.
Для подготовки ответа, изучите текст учебника с. 79-80, п. 4.
1) О каких взаимоотношениях с кочевниками повествуют данные изображения
с. 79?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Какую новую религию приняли на Востоке? Какое влияние оказало принятие новой религии странами Востока на Русь?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Как князья боролись с набегами кочевников?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Почему некоторые князья призывали кочевников на Русь?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Заключались ли династические браки? Перечисли названия стран Востока, с которыми Русь имела отношения.
Как складывались торговые отношения Руси с кочевниками и странами Востока? Выпиши, какие товары вывозили из Руси, а какие товары ввозили на территорию Руси?
Для ответа используй карту в учебнике на с. 81-82 и текст на с. 78-79.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Оцените какой характер отношений, был у Руси с кочевниками и странами Востока?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III этап «Подведение итогов урока, ответ на проблемный вопрос»
Сделайте вывод по теме урока, используя полученные знания и вывод в учебнике на с. 81.
Какова роль Руси в IX – XII вв. среди европейских государств?
1. _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....