История 9 класс. Движение декабристов
план-конспект урока по истории
для 9 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Класс 8
Урок история
Тема Общественное движение при Александре I. Восстание декабристов
(Урок № 8 – Социально-экономическое развитие России при Александре I объединяется с Николаем I (так как было 2 урока по Отечественной войне)
Цели урока:
Образовательная: на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой. Рассмотреть причины, истоки движения, конституционные проекты декабристов, ход восстания, следствие и суд над декабристами
Развивающая: развивать навыки работы с источниками, подготовки сообщений, умение выделять причинно-следственные связи
Воспитательная: воспитывать уважение к людям, отстаивающим свою позицию
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивный и частично-поисковый
Формы работы: рассказ учителя, работа с источниками, опрос
Урок истории
Тема "Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов"
Класс 8-й
Цели урока:
- выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади;
- уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение, в чем его принципиальное отличие от стихийных крестьянских бунтов;
- развивать навыки работы с документами, учить выделять главное, определять и объяснять понятия.
Новые термины и понятия: декабристы, тайные общества, династический кризис.
Даты:
1816-1818 гг. – Союз спасения.
1818-1820 гг. – Союз благоденствия.
1821-1825 гг. – Северное и Южное общества.
14 декабря 1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади.
Оборудование: слайдовая Презентация урока.
ХОД УРОКА:
I. Проверка домашнего задания
1. Какую черту общественных движений в начале XIX в. вы можете назвать определяющей?
2. В чем вы видите причины оживления общественного движения после Отечественной войны 1812 года? (Слайд 2)
3. Назовите первые тайные общества. Чем они отличались от организаций начала 20-х годов? (Слайды 3,4)
4. Общую характеристику программным документам Южного и Северного обществ мы дали на уроке и оформили это в виде таблицы. (Слайд 5)
5. Какая из программ была более прогрессивной?
6. Подумайте, какую программу было легче реализовывать в тех исторических условиях?
II. Изучение нового материала:
План
- Династический кризис.
- Выступление 14 декабря 1825 года.
- Следствие и суд над декабристами.
- Историческое значение и последствия восстания декабристов.
19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно умирает Александр I. У императора не было детей. (Слайд 6)
- Кто же должен был наследовать престол?
У Павла было четыре сына Александр, Константин, Николай и Михаил.
Информация ученика о великом князе Константине Павловиче (опережающее задание)
Константин Павлович, цесаревич и великий князь, второй сын великого князя Павла Петровича и его второй жены Марии Федоровны. (1779-1831)
Константин Павлович воспитывался вместе со старшим братом Александром под наблюдением бабушки – императрицы Екатерины II. В 1797 году Константин Павлович стал генерал-инспектором кавалерии, в 1799 году он участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова.
В 1805-1807 годах и 1812-1814 годах Константин командовал гвардией, а с конца 1814 года был главнокомандующим польской армией и наместником Царства Польского.
В связи с отсутствием сыновей у императора Александра I Константин Павлович был наследником-цесаревичем русского престола, но в 1820 году он развелся с женой – великой княгиней Анной Федоровной (Юлией-Генриэттой-Ульрикой, принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской) и женился на польской графине Жанетте Грудзинской, позже возведенной в графское достоинство под фамилией Лович.
Из-за этого брака 14 января 1822 года Константин Павлович отрекся от престола. Акт отречения держался в тайне и после смерти Александра I, с 20 ноября по 14 декабря 1825 года, до официального обнародования акта, Константин Павлович считался российским императором. Он скончался в июне 1831 года во время эпидемии холеры.
Следовательно, наследником престола был Николай. Но отказ Константина от наследования престола держался в тайне от общества.
Николай знал об этом и объявил о своих правах на престол, но против выступили генерал-губернатор Петербурга М.А.Милорадович и член Государственного совета адмирал Н.С.Мордвинов, заявившие, что отречение Константина, сделанное им в частном порядке, не имеет силы и должен быть издан манифест об этом. Значит надо присягать известному всему народу наследнику Константину. Была проведена присяга Константину.
Константин подтвердил свой отказ занять престол, но с изданием манифеста не торопился.
Этой заминкой и решили воспользоваться дворяне-революционеры, ускорив свое выступление (они намечали выступление на 1826 год) (Слайд 7)
“Переприсяга” новому императору Николаю I была назначена на 14 декабря. На этот день и было назначено выступление членов Северного общества. По разработанному декабристами плану восстание должно было начаться в Петербурге и почти одновременно на юге.
Было решено Николаю не присягать, поднять гвардейские полки и собрать их на Сенатской площади. (Иногда ее называли Исаакиевской или Петровской) Принудить Сенат обнародовать “Манифест к русскому народу”, в котором объявлялось об отмене крепостного права, о созыве Великого собора для решения вопроса о форме правления. До созыва собора власть переходила к Временному правительству. В его состав предполагалось пригласить наиболее уважаемых и заслуженных людей: адмирала Н.С.Мордвинова, М.М.Сперанского, сенатора И.М.Муравьева-Апостола и др. Эти люди о планах декабристов не имели никакого представления. Тогда же диктатором (руководителем) восстания был назначен полковник гвардии С. П. Трубецкой, как старший по званию. Предполагалось также занять Петропавловскую крепость и Зимний дворец, арестовать царскую семью, не исключалось и убийство Николая.
Но в несколько дней обстановка круто изменилась. Путем обещаний и угроз Николай перетянул на свою сторону подавляющую часть высших сановников и генералов. Другие, как Мордвинов, оказались в изоляции. Предупрежденный о готовящемся выступлении, Николай провел присягу Государственного совета, Сената и Синода ночью. П.Г.Каховский, которому было поручено в случае необходимости убить Николая, отказался это сделать. Диктатор восстания С.П.Трубецкой вовсе не прибыл к войскам, и они оказались без руководства.
На Сенатскую площадь утром 14 декабря 1825 года был выведен Лейб-гвардии Московский полк Александром и Михаилом Бестужевыми, к середине дня подошли моряки Гвардейского морского экипажа и 6 рот лейб-гренадерского полка (чуть более 3-х тысяч человек). Солдаты выстроились в каре. Они не подозревали об истинных целях выступления. Им было сказано, что Николай хочет завладеть престолом вопреки законному наследнику Константину. Солдаты, таким образом, выступали не за отмену крепостного права, а за соблюдение законности при вступлении на престол нового царя. Тем временем остальные войска в столице присягнули Николаю I.
Собравшиеся на площади декабристы отнюдь не считали, что их дело проиграно. На стороне Николая было численное превосходство, на их стороне – моральное. Их сила была в неприменении силы, ибо Николай, видимо, как раз и ожидал от них активных действий, чтобы обрушиться на них всем своим войском.
Новый царь предпринял попытку с помощью духовенства и военачальников мирным путем ликвидировать выступление. Декабристам удалось почти безупречно выстоять в этом моральном поединке. И только когда подъехал Милорадович и начал уговаривать солдат присягнуть Николаю. Генерал граф Милорадович был любимцем Суворова. Его широкую грудь покрывали ордена чуть ли не всех европейских стран. Солдаты не только знали, но и уважали генерала. Не выдержали нервы у Каховского… Он выстрелил и смертельно ранил его.
Восставшие надеялись, что войска, присягнувшие Николаю, не будут стрелять в своих братьев по оружию, и компромисс будет достигнут.
Николай I не хотел идти ни на какие уступки, но противостояние затягивалось. Время работало не на Николая. В рядах его войск стояло немало членов тайного общества, не сумевших или не рискнувших поднять своих солдат. Через народ, столпившийся у строящегося Исаакиевского собора, солдаты присягнувших полков передавали своим товарищам на площади, что перейдут к ним, как только стемнеет. В сумерках многое могло смешаться. Убийство Милорадовича сторонники Николая использовали как повод к решительным действиям. “Ваше превосходительство, – грубовато сказал генерал К.Ф.Толь, – прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола”. Николай приказал стрелять. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали. Число жертв с обеих сторон составило, по разным данным, от 200 до 300 человек. В срочно пробитые проруби в Неву сбрасывали не только убитых, но и раненых участников восстания.
29 декабря началось восстание Черниговского полка на юге страны. Восстание возглавил С.И. Муравьев-Апостол (опережающее задание)
Оно началось в тот момент, когда членам Южного общества стало уже известно о разгроме восстания в Петербурге, и когда уже были арестованы руководители Южного общества. В течение недели С.И. Муравьев-Апостол с 970 солдатами и 8 офицерами ходил по заснеженным полям Украины, надеясь на присоединение к нему других воинских частей. Однако эта надежда не оправдалась. Военному командованию удалось изолировать Черниговский полк. Одновременно к району восстания стягивались верные правительству войска. В результате восстание также было подавлено.
Подумайте! Восстание декабристов – это “революция”, “государственный переворот” или “военный переворот”?
(На партах у учащихся карточки, где даны определения вышеназванных терминов)
Какое из определений вам кажется наиболее верным? Почему? (Слайд 8)
Многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов “Отчизны верные сыны” – это сказано о них. (Слайд 9)
Заслушать краткие сообщения о наиболее известных представителях движения декабристов: К.Рылееве, С.Волконском, П.Пестеле, С. Муравьеве-Аппостоле, П. Каховском, С. Трубецком.
Мордовский край никогда не был оторван от тех событий, которые потрясали центральные губернии России. Многие видные деятели общественного движения родились или жили на территории Мордовии, имели здесь друзей и родственников. Среди участников восстания декабристов особое место занимают братья Аполлон и Алексей Веденяпины. Краткое сообщение о них. (Опережающее задание) Из других участников декабристского движения можно отметить Н.И.Тургенева, Г.А.Римского-Корсакова, А.А.Тучкова, Н.Р.Цебрикова, А.И.Одоевского, долгое время живших в своих имениях на территории мордовского края. Сообщение о Н.И. Тургеневе, который долгие годы жил в имении отца в с. Тургенево Ардатовского уезда. (Опережающее задание) (Слайд 10)
- Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?
Давайте сравним оценку восстания А.И.Герцена и историка В.О.Ключевского.
А.И. Герцен “…Люди 14 декабря, фаланга героев, вскормленная, как Ромул и Рем, молоком дикого зверя… Это какие-то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины-сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение и очистить детей, рожденных в среде палачества и раболепия”.
В.О.Ключевский “Декабристы – историческая случайность, обросшая литературой”.
Какая из этих оценок вам кажется верной? (Слайд 11)
После подавления восстания в Петербурге и на Украине была образована Следственная комиссия. Это был первый в истории России широкий политический процесс. К следствию было привлечено 579 человек, из которых 80% были военными. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. Работу Следственной комиссии направлял сам император. Виновными были признаны 289 человек, из них 121 был предан Верховному уголовному суду. Пять декабристов П. Пестель, С. Муравьев-Аппостол, М.Бестужев-Рюмин, К. Рылеев, П. Каховский – были приговорены к смертной казни четвертованием, замененной повешением. 13 июля 1826 года они были казнены в Петропавловской крепости. Свыше ста декабристов были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же был направлен весь Черниговский полк. (Слайд 12)
Вслед за сосланными в Сибирь декабристами последовали их жены и невесты. Петербургские аристократки, они разделили с мужьями тяготы ссылки, оставшись на вечное поселение в дальних сибирских городах и поселках.
Мария Николаевна Волконская, Александра Григорьевна Муравьева, Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Васильевна Ентальцева, Мария Каземировна Юшневская, Наталья Дмитриевна Фонвизина, Прасковья Егоровна Анненкова, А.И.Давыдова, Нарышкина, Камила Ле-Дантю (Ивашева) (Слайд 13)
“Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен. Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества, твердости, при всей вашей юности, нежности и слабости вашего пола…” – написал о них декабрист А.П.Беляев.
А теперь, подводя итог урока, ответим на проблемный вопрос:
Как могло пойти развитие страны, если бы декабристы одержали победу? (Слайд 14)
(Примерный ответ. Россия стала бы конституционной монархией или даже республикой, правовым демократическим государством, где все люди – свободные, равноправные граждане, где существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную)
Декабристы были храбрыми и решительными людьми.
Но дело не только в этом. Они были удивительно бескорыстны и благородны.
Ведь многие из них принадлежали к знатным фамилиям. Многие из них могли стать крупными чиновниками или генералами. А они поступили иначе. Вместо того, чтобы спокойно и богато прожить жизнь, они стали революционерами, выступили против царя и многие годы провели на каторге и в ссылке. А их вожди пошли на эшафот.
Почему это? А потому, что они не могли быть счастливы, когда несчастны другие.
И это самое прекрасное, что было в декабристах.
Их бескорыстие, благородство и смелость сделали день 14 декабря одним из славных дней нашей истории.
Значение движения декабристов Движение декабристов было первым в России оппозиционным политическим выступлением XIX в. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Декабристские традиции вдохновляли последующие поколения борцов за свободу, многие из которых видели в декабристах своих духовных наставников, и считали себя продолжателями их дела. (Слайд 15)
Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: параграф 9, вопросы к нему. Подготовить ученику сообщение о Николае I.
Тема "Общественное движение при Александре I".
Урок истории
класс 8-ой
Цели урока:
- выяснить причины возникновения тайных организаций будущих декабристов, цели участников;
- развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, сравнивать, определять и объяснять понятия;
- воспитывать навыки работы в группе на основе толерантности и добрососедства.
Оборудование: тексты документов, таблица для заполнения, тесты, атласы, карта России, пригласительные билеты, цветные таблицы с названием обществ, учебник истории, фрагмент фильма «Империя» (9 серия), презентация.
Новые термины и даты: декабристы, Союз спасения (1816-1817), Союз благоденствия (1818-1820), Северное и Южное общество (1821-1825).
Статс-секретарь на входе раздает пригласительный билеты красного и синего цвета. Учащиеся занимают места.
Ход урока
I. Орг. момент.
Готовность класса. Представление учителя.
II. Актуализация знаний.
Беседа с учащимися.
– Ребята, вспомните, какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?
– Почему в это время Александр I отказывается от реформ?
– Как можно оценить внутреннюю политику Александра I в этот период?
III. Изучение нового материала
1. Беседа о возникновении тайных обществ.
– Результат нерешительных действий Александра I не заставил себя долго ждать. Посмотрите фрагмент фильма. Ребята, кто понял о ком идет речь? Да, именно о них, людях, обращаясь к которым А.С.Пушкин писал: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!...» Представьте себе, что они, самые богатые и знаменитые люди России пошли против власти. Какие вопросы вы бы задали, если бы встретились с ними?
Сегодня мы должны получить ответы на наши вопросы, проанализировав исторический материал. Бездействие и нерешительность властей в реформировании государства подтолкнула сторонников преобразований к созданию тайных обществ и кружков. Какова будет тема нашего урока?
2. Объявление темы урока, постановка цели.
Запись темы урока на доске.
– Откройте атласы, найдите территории, где зародились первые тайные общества?
– Сейчас эта территория относится к российскому государству? Каковы последние политические события на Украине? Чего добивается любой народ, принимая участие в выборах? Первые тайные общества тоже хотели преобразований? Почему они существовали тайно, как вы думаете?
3. Сообщение учителя с элементами беседы.
Первые тайные общества, ставившие своей целью подготовку и осуществление преобразований, появились почти сразу после окончания заграничного похода русской армии. Первым крупным тайным обществом стал «Союз спасения» (1816–1818), принявший после утверждения своего устава наименование «Общества истинных и верных сынов отечества».
Его основателем был молодой полковник Генерального штаба А.Н. Муравьев, а членами — С.П. Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, Н.М. Муравьев, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др. (всего 30 человек). Своими целями участники организации считали уничтожение крепостного права и ограничение самодержавия. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства, хотя время от времени в их рядах звучали и призывы к заговору и цареубийству.
Осознание важности широкой общественной поддержки планов либеральных преобразований привело к роспуску «Союза спасения» и созданию на его основе «Союза благоденствия» (1818–1821). Он насчитывал уже около 200 членов, во главе его были те же лица. Программа «Союза» была изложена в его уставе, получившем название «Зеленая книга». По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены «Союза» более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей.
Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, открывать школы и т. д. Этот союз был распущен, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ. Они впервые задумались о военном перевороте. На это их наталкивали известия об успешных военных переворотах в странах Западной Европы, которые произвели там сторонники перемен. В 1821 -1822 гг. были созданы 2 новых общества – Южное и Северное.
4. Работа с документами в форме заседания.
– Я приглашаю вас на открытое заседание представителей Северного и Южного обществ. Исходя из необходимости переустройства России, к которому пришли представители дворян, предлагаю для обсуждения два рабочих документа.
(Инструктаж по заполнению, рабочие документы прилагаются). <Приложение>
Выступления учащихся с вариантами программ.
– Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
5. Работа в группах.
– Составьте собственную программу переустройства современной России.
Защита программы группой. Оппонирование.
IV. Закрепление.
Выполнение индивидуальных тестовых заданий. Взаимопроверка.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание по выбору учащихся.
Ответьте письменно на один из предложенных вопросов:
- Как вы считаете, можно ли назвать этих деятелей «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от людей своего времени?
- Почему я стал членом тайного общества? (от имени одного из участников)
Рабочий документ №1
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ Н.М. МУРАВЬЕВА
ГЛАВА I. О НАРОДЕ РУССКОМ И ПРАВЛЕНИИ
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
3. Правление России есть уставное и союзное.
ГЛАВА П. О ГРАЖДАНАХ
4. Гражданство есть право участвовать в общественном управлении, определенном в сем уставе порядком, посредственно т.е. выбирать чиновников или их избирателей, или непосредственно — т.е. быть избранным в какое-либо общественное звание, по законодательной, исполнительной или судебной части...
6. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: 1-е. Лета — не менее 21-го года возраста. 2-е. Местопребывание — известное и постоянное жительство. 3-е. Здравие ума. 4-е. Личная и по имению независимость. 5-е. Исправность платежа общественных повинностей. 6-е. Непорочность перед лицом закона. 7-е. Собственность отдельная на свое имя, а оной:
1-е. Недвижимость на 500 р. серебром или — 2-е. Движимой (вещей или капитала) на 1000 руб. серебром.
ГЛАВА Ш. О СОСТОЯНИИ, ЛИЧНЫХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ РУССКИХ
13. Все русские равны перед лицом Закона.
14. Русскими признаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшие совершеннолетия, если они объявили желание остаться в России.
15. Каждый русский обязан носить общественные повинности - повиноваться Законам и властям Отечества — быть всегда готовым к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того Закон. \
16. Крепостное состояние и рабство отменяются. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается — поелику оно; изображение гордости и высокомерия и противно христианской вере — по которой все люди братья, все рождены благо, ибо рождены по воле Божией и все просто люди, ибо перед ним слабы. <,..>
21. В судах безопасность, жизнь и собственность обеспечиваются присяжными...
24. Право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно. Церковные земли остаются навсегда за ними. <...>
25. Земли помещиков остаются за ними. Особый закон определит вознаграждение,' которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место — за временное прерывание в порядке получения доходов с возделываемой сими поселянами земли. <...>
30. Военные поселения немедленно уничтожаются...
32. Разделение людей на 14 классов отменяется. Гражданские чины, заимствованные у немцев и ничем не отличающиеся между собой, отменяются сходственно с древними постановлениями народа русского.
Рабочий документ №2
«РУССКАЯ ПРАВДА» П.И. ПЕСТЕЛЯ
ГЛАВА О СОСЛОВИЯХ, В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ
§ 4. Все должны быть перед законом равны. <...> § 6. Дворянство... Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный конец сему гнусному и неистовому распорядку вещей. <...>
§ 11. Рабство должно быть совершенно в России уничтожено: 1) освобождение крестьян от рабства не должно лишить дворян дохода, ими от поместий своих получаемого; 2) освобождение сие не должно произвести волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается Верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; 3) освобождение сие должно доставить крестьянам лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать...
КОНСТИТУЦИЯ - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАВЕТ
4) Весь российский народ составляет одно сословие — гражданское; все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие — гражданское. Все различные племена, составляющие Российское государство, признаются русскими и, слагая различные свои названия, составляют один народ русский. Все русские расписаны по волостям...
5) Вся земля, в каждой волости принадлежащая, разделяется на две части: волостную и частную. <...>
8) ...Верховная власть разделяется на законодательную и верховно-исполнительную. Первая поручается Народному вече, вторая — державной Думе. Сверх того нужна еще власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов. Власть блюстительная поручается Верховному собору.
9) Народное вече состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет... Народное вече есть одно целое и на каморы не разделяется. Вся законодательная власть в ней обретается. Она объявляет войну и заключает мир... Никто не может распустить Народное вече.
10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет...
11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном, ни в исполнительном порядке...
Рабочий документ №3
ФИО ____________________________________дата заседания «11.02.2010»
Программа работы заседания :
- Определение позиций
- Выработка собственной программы переустройства России
- Прения по итогам
Вопросы для сравнения | Северное общество. «Конституция» Н.Муравьева | Южное общество. «Русская правда» П.И.Пестеля |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
ТЕСТ.
- Союз благоденствия был создан
а) 1818
б) 1816
в) 1814
2. Уничтожение самодержавия предусматривала
а) «Русская правда» П.Пестеля
б) конституция Н.Муравьева
3. Северное и Южное общество возникли
а) 1821-1822 гг.
б) 1823-1824 гг.
в) 1824 – 1825 гг.
4. Первые декабристские организации были созданы
а) в Киеве
б) в Петербурге
в) в Москве
5. По проекту Н.Муравьева Россия должна была стать
а) конституционной монархией
б) демократической республикой
в) самодержавной монархией
ТЕСТ.
1.Союз благоденствия был создан
а) 1818
б) 1816
в) 1814
2. Уничтожение самодержавия предусматривала
а) «Русская правда» П.Пестеля
б) конституция Н.Муравьева
3. Северное и Южное общество возникли
а) 1821-1822 гг.
б) 1823-1824 гг.
в) 1824 – 1825 гг.
4. Первые декабристские организации были созданы
а) в Киеве
б) в Петербурге
в) в Москве
5. По проекту Н.Муравьева Россия должна была стать
а) конституционной монархией
б) демократической республикой
в) самодержавной монархией
Уважаем___ ___________________________________
Приглашаем Вас на открытое заседание
представителей Северного и Южного обществ.
Начало заседания __.__.201_ года в __.__
Уважаем___ ___________________________________
Приглашаем Вас на открытое заседание
представителей Северного и Южного обществ.
Начало заседания __.__.201_ года в __.__
Уважаем___ ___________________________________
Приглашаем Вас на открытое заседание
представителей Северного и Южного обществ.
Начало заседания __.__.201_ года в __.__
Уважаем___ ___________________________________
Приглашаем Вас на открытое заседание
представителей Северного и Южного обществ.
Начало заседания __.__.201_ года в __.__
Уважаем___ ___________________________________
Приглашаем Вас на открытое заседание
представителей Северного и Южного обществ.
Начало заседания __.__.201_ года в __.__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по истории. Тема "Движение декабристов".
Разработка урока....
Тема: «Причины и характер движения декабристов.» 8 класс.
Урок с элементами лабораторной работы по составлению систематизирующей таблицы. Предполагаемая интеграция с курсом...
Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"
При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....
Урок в 10 классе "Движение декабристов"
Представлен урок с презентацией по теме "Движение декабристов"...
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади.
Технологическая карта урока истории. 8 класс. Движение декабристов и восстание на Сенатской площади....
Урок истории в 8 классе по теме "Движение декабристов" (технологическая карта урока)
Данный урок знакомит учащихся с событиями 1825 г. Обучающиеся узнают о восстании на Сенатской площади, рассмотрят причины поражения восстания и его значение, а также узнают о судьбе декабристов в Сиби...
Конспект урока истории на тему: "Движение декабристов"
Тема урока: Движение декабристовконспект урока по истории (10 класс)Образовательные задачи:На основе знаний учащихся о экономическом развитии России в начале XIX века, особенностях политического строя...