Государства востока
методическая разработка по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
УРОК НА ТЕМУ:
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ
МБОУ «Черноморская СШ №3»
Ходаковской И.Н.
Тема урока: Государства востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени. (Слайд 1)
Цели: определить тенденции развития восточных государств; закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока; выделить особенные черты восточных стран.
Задачи: реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач; научиться мыслить самостоятельно, творчески; приобрести навыки критического мышления. (Слайд 2)
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебное пособие: Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2014. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М.
Поурочные разработки по Новой истории. Юдовская А.Я, Ванюшкина Л. М. М., Просвещение, 2013.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Подготовка к уроку.
II. Актуализация знаний
Какие, на ваш взгляд, общие черты характерны для традиционных обществ стран Востока – Индии, Китая, Японии? (Слайд 3)
III. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.
Это три разных государства, каждое со своей неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.
Понятие: традиционное общество (Слайд 4)
IV. Изучение нового материала
Познавательное задание: Выделите черты, характерные для обществ Востока в XVI-XVIII вв.
Существовали ли такие черты в жизни европейского общества: в X-XIII вв., XIV-XV вв., XVI-XVIII вв.?
ПЛАН УРОКА
- Роль государства в экономической жизни государств Востока.
- Сословный строй.
- Религии Востока.
Вопросы для сравнения | Индия | Япония | Китай | Общие черты, главный вывод |
1. Кто владел землёй? 2. Характерные черты крестьянской общины. 3. Какие сословия занимали господствующее положение? |
1. Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.
ИНДИЯ
- Земля должна принадлежать государству
- Право верховной власти на землю принадлежит государству
- Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.
- Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.
- Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.
- Земли никогда не передавались по наследству. (Слайд 5)
КИТАЙ
- Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)
- Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги
- Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли
- Земля должна принадлежать государству. (Слайд 6)
ЯПОНИЯ
- Основной земельный фонд в собственности князей
- Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений.
- Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.
- Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано.
- Государство верховный собственник на землю. (Слайд 7)
2. Следующей характерной чертой восточных обществ была община. ( Слайд 8)
? Назовите признаки сельской жизни.
Предполагаемые ответы учащихся.
Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу.
Учитель:
Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли.
Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.
Крестьяне зависимы от общины, но лично свободны.
Государство регулирует хозяйственную жизнь.
Ученикам раздаются карточки с характерными чертами общины. Ознакомившись с текстом, учащиеся должны кратко заполнить таблицу и выделить схожие черты.
ИНДИЯ
- Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение.
- За пределами общины, общинники становились бесправными.
КИТАЙ
- Деревня состояла из 100 дворов.
- Во главе общины стоял староста.
- Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей.
- Община была самоуправляема.
- Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы.
ЯПОНИЯ
- Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете
- Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.
- Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.
- В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.
Учитель. В нашем классе присутствуют путешественники, побывавшие в Китае и Японии. (Опережающее задание)
С их помощью раскрывается вопрос «Сословный строй в странах Востока».
(Слайд 9)
- Религии Востока. (Материал для учителя)
Конфуцианство Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.
Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.
Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).
Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять
Буддизм (Слайд 11)
Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.
Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце, но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.
Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.
Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».
Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека
Синтоизм ( Слайд 12)
Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.
Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.
Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.
Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.
V. Закрепление (Слайд 13)
Закрепление знаний и способов действий.
Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.
Закрепляют правила составления синквейна.
VI. Итоги. Рефлексия: метод «Рюкзак» (Слайд 14)
На уроке я узнал…
На уроке я научился…
Я понял…
Оценивание работы на уроке.
Домашнее задание: проработать параграф 28, составить синквейн к религиям Востока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Государства Востока"
Презентация к уроку истории в 7 классе по теме: Государства Востока:традиционное общество в эпоху раннего нового времени ...
Кроссворд для 7 класса по Истории: "Государства Востока: начало европейской колонизации"
В помощь учителям истории....
Задания к теме : "Государства Востока"
Данная тема позволяет выявить уровень усвоенности материала по данной теме...
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
Конспект урока: Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени....
Государства Востока
Презентация для 8 класса по истории...
Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации.
АннотацияДанная разработка урока посвящена проблеме развития личности в рамках поликультурного образования, она раскрывает вопросы колонизации Восточных государств Западом на протяжении нескольких сто...
7 класс Задание к уроку новая история Государства Востока
Государства Востока. Начало европейской колонизации.Политическая раздробленность и...