Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Аннотация

Данная разработка урока посвящена проблеме развития личности в рамках поликультурного образования, она раскрывает вопросы колонизации Восточных государств Западом на протяжении нескольких столетий.

Поможет, ученикам 7 класса, в сравнении оценить ущерб, нанесенный Западными Европейскими державами, Индии и Индонезии, а так же изучить особенности развития этих двух государств XVII-XVIII вв.

Разработка урока адресована преподавателям в качестве обмена опытом, проведения такого урока на своих занятиях.

Пояснительная записка

Разработка урока «Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации» была создана в рамках культурно-общеобразовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем».

В современном образовании не рассматривается проблема колонизации Индонезии, а в школьных учебниках не упоминается и вовсе. В методических разработках, существующих по этому периоду, не проводятся параллели при изучении колонизации Востока. Данное государство было колонизировано теми же Западными колонизаторами, что и Индия, и подверглась жестокому воздействию с их стороны. Поэтому обращаясь к данным страницам истории Индонезии и Индии, мы можем оценить ужасы колониального гнета со стороны Европы, на Восточные государства, провести сравнительный анализ по воздействию одних и тех же колонизаторов на разные территории, сможем осмыслить социально-нравственный опыт предыдущих поколений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 18 имени И.Я.Илюшина»

 

РАЗРАБОТКА УРОКА

Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации.

 Автор разработки:
учитель «Истории»,

«Обществознания»
Гринёва Юлия Евгеньевна

г. Королёв

2018 год


Аннотация

Данная разработка урока посвящена проблеме развития личности в рамках поликультурного образования, она раскрывает вопросы колонизации Восточных государств Западом на протяжении нескольких столетий.

Поможет, ученикам 7 класса, в сравнении оценить ущерб, нанесенный Западными Европейскими державами, Индии и Индонезии, а так же изучить особенности развития этих двух государств XVII-XVIII вв.

Разработка урока адресована преподавателям в качестве обмена опытом, проведения такого урока на своих занятиях.

Пояснительная записка

Разработка урока «Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации» была создана в рамках культурно-общеобразовательного проекта «Россия-Индонезия: диалог образовательных систем».

В современном образовании не рассматривается проблема колонизации Индонезии, а в школьных учебниках не упоминается и вовсе. В методических разработках, существующих по этому периоду, не проводятся параллели при изучении колонизации Востока. Данное государство было колонизировано теми же Западными колонизаторами, что и Индия, и подверглась жестокому воздействию с их стороны. Поэтому обращаясь к данным страницам истории Индонезии и Индии, мы можем оценить ужасы колониального гнета со стороны Европы, на Восточные государства, провести сравнительный анализ по воздействию одних и тех же колонизаторов на разные территории, сможем осмыслить социально-нравственный опыт предыдущих поколений.

Разработка урока
Предмет История Нового времени 7 класс

Тема урока: Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель урока: изучить особенности развития Индии и Индонезии XVII-XVIII вв.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Регулятивные действия: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Познавательные действия: устанавливать причинно-следственные связи, правильно ставить и решать проблемы,  создавать обобщение и делать выводы.

Коммуникативные действия: постановка вопросов, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование урока: доска, мел (фломастер),

Этапы урока

Время

(минуты)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

2

Здравствуйте ребята! Садитесь! Давайте проверим присутствующих на уроке.

Присаживаются, слушают учителя.

Актуализация знаний

7-10

Предлагаю вам поработать с разным уровнем сложности заданий.

1-я группа – проходит тест;

1.При каком султане Османская империя достигла могущества

А) СелимеI

Б) СулейманеII

В) СелимеII

2.Болгарские и сербские партизаны, которые боролись против турок-завоевателей, назывались

А) гейзуки

Б) Гайдуками

В) гугенотами

3.Могущество империи держалось на

А) религии

Б) на прекрасно организованной армии

В) на насилии со стороны военачальников

4. Турки-османы завоевали

А) Иран

Б) Англию

В) Афганистан

5. Власть султана в Османской империи

А) ограничивалась знатью

Б) была неограниченной

В) ограничивалась религией

2-я группа – Дополнить пропущенные элементы в тексте;

Вставьте пропущенные элементы в текст.

К концу 16 века ……….. превратилась в одну из крупнейших держав мира. Самые обширные завоевания были связаны с …… Могущество армии основывалось на ……Силу армии составляли….. Тем не менее к концу ….века экспансия замедлилась. В … году турок разгромили австрийские и польские войска.


3-я группа – решает кроссворд. (приложение 1)

                          1.

2.

3.

      4.

5.

6.

                          7.                

  1. Какая религия была распространена в Индии?
  2. Общество, которое регулируется традициями?
  3. Как назывался «кодекс самураев», сложившийся в XVII в.?
  4. Страна восходящего солнца?
  5. Религия Японии?
  6. Как называлось учение Конфуция?
  7. Эту страну греки называли волшебной, она знаменита сокровищами и манила завоевателей. Население в этой стране делится на касты.

Ученики выбирают себе задание, выполняют, а после могут его проверить и оценить свои знания.

  1. группа выполняет:
  1. Б
  2. Б
  3. Б
  4. А
  5. А

2-я группа выполняет:

Османская империя;

Сулейманом II Великолепным;

Армией;

Янычары;

XVI век;

1683.

3-я группа выполняет:

  1. Буддизм
  2. Традиционное
  3. Бусидо
  4. Япония
  5. Синтоизм
  6. Конфуцианство
  7. Индия

Ключевое слово: Индонезия

Постановка учебной задачи

6

Ребята, вы правильно разгадали кроссворд, а какое ключевое слово у вас получилось?

Правильно, а  как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

А только лишь Индонезию мы будем сегодня изучать или может еще одну страну?

Правильно, сегодня мы будем изучать еще одну страну, которую греки называли волшебной, знаменитой сокровищами и в которой население делится на кассы. Что это за страна?

А кто из вас помнит, что такое колонии?

А каким образом колонии связаны с Индией и Индонезией?

Правильно! Попробуйте сформулировать тему урока.

А каковы будут цель и задачи нашего урока? (учитель на доске записывает ответы обучающихся)

Как вы думаете, какой будет главный вопрос нашего урока?

Индонезия

Предполагают и приходят к выводу, что будут изучать Индонезию и Индию.

Отвечают, что колонии – это города, образованные одним государством внутри другого.

Предполагают, что они были колонизированы.

Формулируют тему урока «Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации».

Цель: изучить особенности Индии и Индонезии в 16-18 веках.

Задачи: сравнить особенности колонизации Индии и Индонезии в 16-18 веках.

Почему Индия и Индонезия были колонизированы?

«Открытие нового знания»

15

Мы с вами правильно определили задачи нашего урока, а теперь мы отправляемся в чарующие восточные земли пряностей и богатств.

Для этого нам с вами понадобится:  учебник Юдовская А.Я «История Нового времени», стр.289-290  и дополнительный материал (Васильев Л.С. История Востока. 2Т. / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1994), который находится у вас на столах (приложение 2), лекция И.А. Алейников

«Эпоха колониализма. Новая история» (приложение 3).

Нам, необходимо сравнить этапы колонизации этих двух стран, в чем были сходства, а в чем отличия.

Таблица

Линия

сравнения

Индия

Индонезия

Начало колонизации

Проникновение европейских колонизаторов в Индию началось с XVI в.

Колониальная экспансия начата была в XVI в.

Страны колонизаторы

Португалия → Голландия  → Франция  → Англия

Португалия → Голландия  → Англия

Особенности колонизации до Ост-Индской компании

Португальцы: захватили несколько баз на Малабарском побережье, но не продвинулись вглубь страны;

Голландцы: большим количеством вывозили пряности, занимались торговлей, не вмешивались в жизнь индийцев.

Португальцы: установили контроль на международных морских путях и создавшими на побережье многих островов свои форпосты, с помощью которых они пытались монополизировать торговлю пряностями.

Ост-Индская компания

1600 англичане основали Ост-Индскую компанию, создавшие торговые пункты в разных местах Индии. Компания приобрела большие земельные владения, которым управлял генерал-губернатор. Для их охраны строились крепости и создавались войска. Воинские части состояли из наёмных солдат-индийцев (сипаев), вооружённых и обученных на европейский лад. Эти войска находились под командованием английских офицеров. В 1757 г. англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, её владения превратились в настоящую колониальную империю.

Голландия: основание компании в 1602

На рубеже XVI–XVII вв. укрепились голландцы, а с середины XVII в. монополия голландской Ост-Индской компании на торговлю пряностями и вообще на всю индонезийскую международную торговлю стала практически общепризнанной. Ост-Индская компания быстро расширяла и свой политический контроль в стране, захватывая одни территории и ставя в вассальную зависимость от себя правителей других. Голландцы не только монополизировали торговлю пряностями, но и регулировали объем производства экспортировавшейся ими продукции, не останавливаясь перед уничтожением плантаций, если быстро возраставшее количество драгоценных экспортных продуктов грозило снижением цен на них.

В 1800 г. компания была ликвидирована, а вскоре вслед за этим Индонезия на несколько десятилетий оказалась под властью Англии.

Товары, вывозимые из стран

Малайский перец и индийские хлопчатобумажные ткани.

Гвоздика, перец, корица, мускат.

В чем сходство колонизации этих дух стран? В чем различия? Какой вывод можно сделать?

Работают самостоятельно с текстом учебника и дополнительным материалом по группам (2 группы), каждая группа заполняет информацию по той стране, которая находится у них в задании. По завершении выполнения задания, группы обмениваются результатом и дописывают недостающую информацию.

Формулируют выводы.

Первичное закрепление

8

Вы хорошо справились с заданием, а теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили изученный материал. Ответьте на вопросы:

  1. Когда началась колонизация Индии и Индонезии?
  2. Какими европейскими странами происходила колонизация Востока?
  3. Почему Индия и Индонезия были колонизованы?

Ребята, давайте с вами вспомним, что такое Синквейн и как его составлять – составить Синквейн с словами Индонезия и Индия

Отвечают на вопросы

Вспоминают правила и составляют. Пример:

1.Индия

2.Большая, загадочная.

3.Растер, процветает, завоевывается.

4.Страна незабываемых ярких впечатлений.

5. Страна контрастов.

Рефлексия      деятельности.

5

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ребята, что вы нового узнали сегодня на уроке?

Что было интересным?

Какие трудности испытывали на уроке?

Активно – неактивно.

Итог урока

3

Выставление оценок

Домашнее задание

1

П.29-30, Разобрать Китай и Япония, определись различия колонизации этих стран.

Записывают домашнее задание.


Приложение 1

                          1.

2.

3.

      4.

5.

6.

                          7.                

  1. Какая религия была распространена в Индии?
  2. Общество, которое регулируется традициями?
  3. Как назывался «кодекс самураев», сложившийся в XVII в.?
  4. Страна восходящего солнца?
  5. Религия Японии?
  6. Как называлось учение Конфуция?
  7. Эту страну греки называли волшебной, она знаменита сокровищами и манила завоевателей. Население в этой стране делится на касты.

Приложение 2

Васильев Л.С. История Востока. 2Т. / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1994.

Голландская Индия (Индонезия)

Колониальная экспансия начата была в XVI в. Португальцами, установившими контроль на международных морских путях и создавшими на побережье многих островов свои форпосты, с помощью которых они пытались монополизировать торговлю пряностями.

Португальское господство в Индонезии продолжалось, Однако, недолго. На рубеже XVI–XVII вв. здесь укрепились голландцы, а с середины XVII в. монополия голландской Ост-Индской компании на торговлю пряностями и вообще на всю индонезийскую международную торговлю стала практически общепризнанной.

 Как то было и в Индии, голландская Ост-Индская компания быстро и достаточно энергично расширяла и свой политический контроль в стране, захватывая одни территории и ставя в вассальную зависимость от себя правителей других. Голландцы не только монополизировали торговлю пряностями, но и регулировали объем производства экспортировавшейся ими продукции, не останавливаясь перед уничтожением плантаций, если быстро возраставшее количество драгоценных экспортных продуктов грозило снижением цен на них.

С XVIII в. голландская Ост-Индская компания начала слабеть и приходить в упадок. В 1800 г. компания была ликвидирована, а вскоре вслед за этим Индонезия на несколько десятилетий оказалась под властью Англии, ведшей войну с Наполеоном и с союзной с ним Батавской (на территории Нидерландов) республикой.

Захват англичанами голландских колоний в Индонезии в 1811 г. привел к ряду реформ, ставивших своей целью создать благоприятные условия для проникновения в Индонезию частного капитала, в том числе английского. Однако упразднение монополий и налоговые реформы не привели к заметному изменению положения, во всяком случае с точки зрения промышленно-торгового освоения Индонезии частным европейским капиталом.

Приложение 3

Эпоха колониализма. Новая история.

Лекция И.А. Алейников, преподавателя истории и права Кропивницкого экономико-правового лицея НВК №34

В 17 веке пришел конец Испанских и Португальских купцов безраздельно владевшими торговыми путями в Атлантике и Индийском океане. Это произошло вследствие проникновения в Индию колонизаторов из других стран, главным образом из Голландии, которая после приобретения независимости стала крупнейшей морской и торговой державой Европы.

Голландцы отобрали у португальцев ряд колоний в Индии, в том числе и остров Цейлон, кроме того, голландцы создали собственные поселения в Америке и Юго-Восточной Азии. Вслед за голландцами в Индию проникли и англичане, создавшие специально для этой цели Ост-Индскую компанию.

В первой половине 17 века они захватили несколько городов на восточном побережье острова Индостан, основали там фактории, начали активную борьбу за проникновение вглубь страны. А с конца 17 столетия в борьбу за колонии вступили и французы.

К середине 18 века им удалось подчинить своей власти в Индии территорию равную по площади самой Франции. Однако не только Индия привлекала Европейские державы. С середины 17 века очень обострилось положение в Северной Америке, которая продолжала оставаться  объектом колониальной экспансии сразу нескольких государств…

Всего за сто лет Голландия и Португалия утратили свой статус главных колониальных держав мира. Им на смену пришли могущественные колониальные империи не стеснявшиеся захватывать чужие территории, и даже развязывавшие войны в старом свете для того, чтобы получить чужие колонии, расположенные в новом.

17 век стал временем решающего поворота Голландии и Англии к заокеанской торговле, которая не только дополнила, но и превзошла по огромным прибылям экспортную и импортную торговлю по старым маршрутам.

В своей колониальной политике Голландцы и англичане не были похожи на испанцев и португальцев, они не отправляли за море на завоевателей, ни миссионеров, ни земледельцев, они стремились расширить свои владения и распространить на них свои порядки и вероисповедание. Голландцев и англичан занимали чисто практические задачи торговли. Они разрушали отнятые у соперников крепости, но не ставили на их месте новых, они не вмешивались в местные политические споры или войны, как это делали португальцы, а старались заключить выгодный торговый договор.

Не захватывая территории, они ограничились устройством контор на пересечении важных торговых дорог. В начале 17 века англичане и голландцы настроили свои пути на Восток. Однако установить связи с Японией и Китаем им  не удалось, т.к. эти древние и высокоразвитые цивилизации попросту закрыли свои границы, почти полностью запретив въезд иностранцам, а вот в политически раздробленную Индию, где пришла в упадок некогда сильная держава Великих Моголов, им удалось проникнуть без особого труда. Вытеснив из Индии слабеющих португальцев, англичане постепенно расширяли свою торговлю в Азии.

В 1600 г была создана Ост-Индская компания, которая покупала малайский перец и индийские хлопчатобумажные ткани за серебро и продавала их в Европе тоже за серебро, но при этом повышая цену в несколько раз. Отношение компании и английской монархии были взаимовыгодными, компании нужны были королевские хартии и дипломатическая поддержка на Востоке, а взамен она предоставляла крупные взаймы короне.

В 1602 г возникла Голландская Ост-Индская компания, однако она никогда не имела той силы и мощи, которой обладала ее английская конкурентка. Голландцы никогда не контролировали столь обширных территорий как англичане.  Голландская Ост-Индская компания взяла в свои руки добывание пряных продуктов: гвоздики, перца, корицы, муската, которые так высоко тогда ценились в Европе. Они направляли все усилия, чтоб поддержать огромные цены на редкие продукты. Компания внедряла свою монополию самым беспощадным образом, все европейцы мыли удалены с Молуккских и Зондских островов, названных «Островами пряностей». Туземцев, не соглашавшимся на условия, которые предоставляли им колонизаторы, голландцы жестоко убивали. На всех островах вырубили гвоздичные деревья, кроме острова Серам, жители которого были обязаны обрабатывать ценные растения и отдавать продукт по определенной цене компании. Чтобы исключить возможность контрабанды, всю торговлю пряностями сосредоточили во вновь основанном городе Батавии (Джакарта) на острове Ява. Корабли компании не останавливались на длинном пути между Амстердамом и Батавией, они не могли ни забирать, ни выгружать товары не в одном пункте на дороге.

С начала 17 века, Англия, Франция и Голландия, возобновили давно ушедшую в прошлое работорговлю, темнокожих захватывал на западном побережье Африки или покупали за бесценок у местных вождей и перевозили в Америку, где требовались рабочие руки. Работорговля стала одним из постоянных и очень важных источников обогащения английских и голландских купцов и негоциантов.


Самоанализ

Предлагаемая мной разработка урока на тему «Государства Востока: Индия и Индонезия. Начало европейской колонизации» поможет коллегам сформировать общую картину у обучающихся по колонизации Восточных стран, раскрыть все аспекты колониализма в период XVII-XVIII вв., проявить уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям жителей традиционного общества, дать оценку историческим событиям начала европейской колонизации Востока.

 

Список литературы и Интернет-источников

  1. Васильев Л.С. История Востока. 2Т. / Л.С. Васильев. – М.: Высшая школа, 1994.
  2. Лекция И.А. Алейников, преподавателя истории и права Кропивницкого экономико-правового лицея НВК №34 «Эпоха колониализма. Новая история».
  3. Поздеев В.А. Поурочные разработки по всеобщей истории / В.А. Поздеев. – М.: ВАКО, 2016.
  4. Стандарты второго поколения: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени 1500 – 1800, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по кубановедению в 5 классе "Начало древнегреческой колонизации".

Данная разработка относится к разделу "История Кубани, археология, мифология"....

Урок кубановедения "Начало древнегреческой колонизации", 5 класс

урок  изучения  нового  материало  с  использованием  игровых  моментов...

Внеклассное мероприятие «Путешествие по странам Древнего Востока, Индии и Китая» для учащихся 5 класса

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через внеурочную деятельность.Задачи мероприятия:Активизировать познавательный интерес к исторической на...

Тесты по Новой истории 7 класс по теме "Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации"

Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности к каждому уроку темы и итоговый тест по курсу....

Государства Востока.Начало европейской колонизации.

Данный урок разработан  в технологии обучения "перевернутый класс".Учащиеся получают видеоматериал для подготовки домашнего задания,знакомятся с новым материалом самостоятельно,на уроке...