Урок дебаты по Петру 1
план-конспект урока по истории (7 класс)

Туманова Екатерина Вячеславовна

Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Д ебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия , в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме , с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений (пууд, рууд, кууд) , культуры ведения коллективного диалога. Карл Поппер Дебаты дают возможность анализировать бесспорные истины и усомниться в их правильности ( вырабатывть критическое мышление ) , на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию (лууд). 

В основе дебатов, лежит спорный тезис-утверждение , который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве таких тезисов могут стать утверждения: " Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным "; Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например: " Обучение мальчиков и девочек не должно быть раздельным». В качестве темы дебатов может быть выбрано вариативное высказывание , объединяющее две точки зрения, например: « Охрана окружающей среды или экономическое процветание государства». Формулируем тему

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_debaty_po_petru_1.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок повторения и обобщения материала по истории России в 7 классе.

Тема: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?

Форма проведения урока – дебаты.

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания учащихся о реформах Петра I.
  2. Развивать умения аргументировать, выстраивать причинно-следственные связи.
  3. Закрепить навыки самостоятельной работы с историческими и художественными источниками, интернет-сайтами и другой справочной литературой.
  4. Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, умение правильно оценивать «уроки» прошлого минувшего времени.
  5. Формировать отношение сотрудничества и взаимоуважения к оппонентам, умений работать в команде.
  6.  Познакомить с этикой проведения дебатов и нормами их организации.

Оборудование:

1. Презентация с:           1) правилами проведения дебатов;

                        2) тезисами команды;

                        3) репродукциями картин и иллюстрациями по теме «Реформы Петра I».

2. Листы дебатов для зрителей.

Подготовительный этап:

  1. Формирование двух команд «Утверждение» - «Отрицание».
  2. Подготовка выступлений капитанов и членов команд.
  3. Разработка аргументов своего тезиса и вопросов оппонентам.
  4. Сбор и оформление иллюстративного материала.

Ход урока:

  1. Организационный этап:

распределение участников по местам, организация внимания, напоминание «Правил дебатов».

  1. Дебаты:

Спикер: Мы приветствуем всех участников дебатов, членов команд и зрителей. Команды приветствуют друг друга. Сегодня мы проводим дебаты на тему: «Реформы Петра I: величие преобразований или величие потрясений?» Вниманию аудитории предлагаются две точки зрения на проблему. На своих листах зрители записывают, а потом анализируют выступление команд, делают выводы. Слово капитану команду, утверждающей величие преобразований Петра Первого.

  1. Выступление капитана команды «Утверждение»:

Тезис: «Реформы Петра I - величие преобразований».

Петра Первого по праву называют Великим «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник», - эти слова А. С. Пушкина подтверждают величие преобразований, проведенных Петром Первым. Определим  самые значимые из них:

1) Петр понимал, что России не жить без выхода к морю. Победа в Северной войне позволила взяться за решение этого вопроса. Была проведена военная реформа, в результате которой были созданы регулярная армия и военно-морской флот. Это и определило разгром шведов под Полтавой в 1709 году, а также последующие блестящие морские победы при Гангуте в 1714 году и у острова Гренгам  1720 году.

Для нас, жителей Воронежского края, рождение русского военно-морского флота особенно значимо, потому что Воронеж – колыбель российского флота. Город был выбран неслучайно. Здесь росли вековые леса – дубовые, сосновые, липовые. Близко была липецкая руда. Реки Воронеж и Дон судоходны. А местные жители имели уже опыт строительства речных судов. Строительством кораблей руководил сам Петр, приехавший в Воронеж. Со дня его приезда до спуска первых кораблей прошло чуть больше месяца!

        2) Огромной страной управлять сложно. Петр Первый, понимая это, делает решительные шаги, проводя реформу государственного аппарата.

В 1711 году на смену «консилии» министров принят новый высший государственный орган – сенат. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу государственного аппарата на местах.  На смену «приказам», отличавшимся медлительностью и нечеткостью функциональных обязанностей, пришли коллегии, т. е. по словам петровского указа, «собрания многих персон…, в которых председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали, что хотели». Теперь же коллегии – их было 12 – имели четко определенные функции.

А в 1722 году была создана должность генерал-прокурора Сената –«ока государства», в обязанности которого входило «хранить государев интерес», то есть контролировать действия государственного аппарата и пересекать должностные правонарушения.

3)  Одно из важнейших направлений  в деятельности государства - экономика.  Для петровских преобразований в этой области характерна политика протекционизма, то есть поддержка развития отечественной промышленности и вывоза товаров за границу, и меркантилизма, то есть преобладания вывоза товаров из страны над вывозами с целью концентрации денежных средств внутри страны. Кроме этого, в государстве Петра I успешно развивалось мануфактурное производство. В конце 17 века в стране было 30 мануфактур, а к 1725 году их насчитывалось более 200 - почти в десять раз больше! Поэтому главным итогом экономической политики Петра стал значительный скачок в развитии страны в первой четверти 18 века. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать. Росли обороты внешней торговли. Увеличился товарооборот внутри России. Отечественная экономика успешно набирала обороты.

  1. Вопросы капитана команды «Отрицание» капитану команды «Утверждение».
  1. Хотелось бы уточнить взаимосвязь военной реформы и Прутского похода, т.е. почему, несмотря на проведенную военную реформу, русская армия потерпела поражение от турецкого войска?

(Ответ капитана «Утверждение»)

  1. Несомненна прогрессивность введения прокурорского надзора – «ока государева», но при этом вызывает недоумение деятельность фискалов и форма их поощрения (50 % штрафа, наложенного на преступника), хотя ответственности за ложный донос не было. Выскажите Ваше отношение к этому «нововведению».

(Ответ капитана «Утверждение»)

  1. Выступление капитана команды «Отрицание»:

Тезис: «Реформы Петра I – время потрясений России».

Перт Первый – безусловно, крупный исторический деятель. В годы его правления проведены значимые реформы, определившие исторический путь развития России. Но при этом нам хотелось бы уточнить «цену» этих реформ, поразмышлять над знаменитым изречением «Цель оправдывает средства».

  1. Итак, реформы Петра требовали постоянного пополнения казны. Поэтому налоги росли и росли, даже была введена должность «прибыльщиков», обязанностью которых являлось «придумывание» новых и новых налогов. Стоит ли уточнять, на чьи плечи они ложились? В 1718 – 1724 годах была введена подушная подать. Ею облагались лишь мужчины. Государственный крестьянин платил 1 рубль 14 копеек, крепостной – 74 копейки в год. Эта подать дала 55 % всех налогов, поступавших в казну. Как платил эти налоги крестьянин? Вопрос можно считать риторическим.
  2. Финансовая реформа, проведенная Петром, тоже имела свою «оборотную» сторону. Петр Первый вводит в обращение новые виды мнет, включая медные. А в 1711 году царь проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах примерно на 20 % снижено содержание серебра. Кого в данном случае пытался «обхитрить» Петр: себя, государство, народ? Вероятнее всего, именно народ…
  3. Мы, живущие близ Дона, особенно заинтересованы в судьбе донского казачества. Издавна Дон привлекал беглых крестьян и посадских людей из разных районов России. Став казаком, человек мог не бояться сыска, потому что незыблем был принцип: «С Дону выдачи нет». А Петр Первый в 1707 году отправляет на Дон воинский отряд князя Долгорукого, приказав переписать беглых и вывезти с Дона. Это нарушало традиции казачества, к тому же Долгорукий действовал крайне жестоко. В ответ вспыхивает восстание Кондрата Булавина. Лишь к осени 1708 года правительственным войскам удалось одолеть повстанцев, и поплыли вниз по Дону плоты с виселицами...
  4. Добавлю к вышесказанному известные восстание в Астрахани, «Соляной» бунт, башкирское восстание.

  1. Вопросы капитана команды «Утверждение» капитану команды «Отрицание».
  1. Денежная реформа проводилась Петром Первым в условиях начавшейся Северной войны, когда финансовое положение страны было крайне тяжелым. На месте государя какие меры, кроме непопулярных, приняли бы Вы для решения вопроса?

(Ответ капитана «Отрицание»)

  1. Народные волнения начала 18 века подавлялись с крайней жестокостью – это признанный историей факт. Но разве действия бунтовщиков были более гуманными? Хотелось бы узнать подобные примеры милосердия, если они известны истории.

(Ответ капитана «Отрицание»)

  1. Выступление помощника капитана команды «Утверждение»

Существует еще немало доказательств величия времени правления Петра Алексеевича.

  1. Реформы Петра Первого – великие преобразования не только в области экономики, политики, государственного устройства. Весьма значительны они и в образовании, науке, культуре. Достаточно сказать, что при Петре началась формироваться система профессионального образования, созданы артиллерийская, навигацкая,  инженерная школы, морская академия.  В России появился первый естественно – научный музей – Кунсткамера, где хранились собрания минералов, медицинских препаратов, был зоологический музей, этнографическая коллекция. В 1714 году открыта (теперь старейшая в стране!) библиотека.
  2. Кроме того, Петра Первого можно смело назвать «родителем» средств массовой информации. С 1703 года начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая своим читателям о ходе войны, событиях за рубежом, строительстве заводов и поиске минералов. Складывалась система пользования официальными источниками информации.
  3. Петр Первый произнес и великие слова: «Знатное дворянство по годности считать». Он перестал обращать внимание на происхождение человека, а отбирал достойнейших. Источником благополучия становилась не знатность, а служба, причем начинали ее с низов – сразу стать генералом было невозможно. В 1722 году была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории, каждая из них делилась на 14 рангов. Эта табель давала возможность сделать карьеру выходцам из податных сословий, причем, достигнув определенного ранга, они получали потомственное дворянство.

 

  1. Вопросы помощнику капитана команды «Утверждение» от помощника капитана команды «Отрицание».
  1. Открытие школ – шаг вперед в государственном развитии. Но давайте вспомним поучительный пример, когда Петр Первый принимал экзамены у «выпускников»: из 72 отучившихся дворян сдали экзамены лишь 4 человека. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
  2. Как нам кажется, преобразования в области культуры были достаточно жесткими, если не сказать, жестокими. Я говорю о потерянной русской национальной самобытности. Что Вы можете сказать по этому поводу?

  1. Выступление помощника капитана команды «Отрицание».
  1. В годы петровских реформ жестокий удар получило духовенство, церковь превратилась в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. В 1721 году был опубликован «Духовный регламент», в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку в патриархе видится второй государь. Была определена «норма» священников. «Лишние»  священнослужители признавались тяглыми людьми и становились крепостными.

Церковь стала орудием государственной пропаганды, она принуждала принимать православие. Священники, узнавшие на исповеди об антигосударственных намерениях, обязаны были доносить на прихожанина. Не удивительно, что в последующие годы терялось уважение к церкви.

  1. Несмотря на реформы государственного аппарата при Петре Первом наблюдался рост бюрократизма. В 1704 году было создано особое ведомство – Кабинет – и любое ходатайство или доклад могли попасть к царю только через это ведомство, имевшее немалый и постоянно растущий штат. Чиновники этого учреждения нередко использовали данную им власть в личных целях, представляя государю дело в свете, выгодном для «просителя».
  2. С появлением и ростом мануфактур в стране требовалось все больше рабочих рук. Выход власть нашла в ссылке на уральские заводы «гулящих и беглых людей, а также в приписке к предприятиям целых деревень. Порой приписные крестьяне должны были ехать на работу за 200-300 верст почти полгода. Многие не выдерживали тяжелейшего труда и погибали. Торопясь создать в стране мощную промышленность, Петр Первый пожертвовал вольным трудом в пользу принудительного, тем самым обрек промышленность России после мощного рывка в начале 18 века на длительное отставание впоследствии.

  1.  Вопросы помощнику капитана команды «Отрицание» от помощника капитана команды «Утверждение».
  1. Рост бюрократического аппарата явление отрицательное. Но можно ли в истории России назвать периоды, когда подобное явление отсутствовало бы?
  2. Прошу Вас назвать возможные, по вашему мнению, источники пополнения рабочей силы для работах на мануфактурах в условиях господства крепостного права.

  1. Заключительное слово капитана команды «Утверждение».

Значение петровских реформ трудно переоценить. Они укрепили Российское государство, Россия стала империей и вошла в ряд великих Европейских держав. Не случайно, время петровских преобразований  привлекало своей значимостью и своим величием многих талантливейших людей, которые видели во времени правления Петра Великого образец для подражания будущих правителей. Вспомним знаменитую картину художника В. Серова «Петр Великий» и оценку петровских преобразований как времени, когда, по словам А. С. Пушкина,

… Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с именем Петра…

Не случайно образ Петра был включен в ТВ – проект «Великие личности истории» и долгое время удерживал в нем лидирующие позиции.  

  1. Заключительное слово капитана команды «Отрицание».

Время петровских преобразований нельзя оценивать однозначно: реформы определили как будущую мощь России, так и спровоцировали ее грядущие беды и трагедии. Да и сами реформы имели слишком высокую цену, основная тяжесть которой легла на плечи русского народа. Человеческая жизнь практически обесценилась. На людских трагедиях выстроен Петербург – «город на костях». Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой смертности среди крестьян и посадских, возводивших будущую столицу Российской империи.

Петровские реформы нередко вызывали яростное сопротивление народа: стрелецкий бунт, астраханское восстание, восстание Кондрата Булавина. Самые трагедийные моменты правления Петра нашли отражение в искусстве и литературе, где акцент сделан на величине потрясений и высочайшей цене, заплаченной Россией в 18 веке. До сих пор потрясает картина В. Сурикова  «Утро стрелецкой казни» и звучат строки поэта Н. Белянского :

Загнусят скоморохи:

Власть пришла сатаны,

Коль дела нынче плохи

У сермяжной страны.

Люд сгоняют насильно

Из насиженных мест.

И кому-то могильный

Часто видится крест…

  1. Голосование зрителей
  2. Рукопожатие участников команд.

                Литература:

  1. Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: - Мирос, Вентана-граф, 1995. – 424 с.: ил.
  2. Ершова А. В., Жуковская Н. В., Никитина Т. Н. под общей редакцией Табачникова Б. Я.Уроки мастерства: Методические разработки по истории и обществознанию учителей – победителей конкурса в рамках национального проекта «Образование» (2006). – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 124 с.
  3. Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, «Родная речь», 1995
  4. Загоровский В. П. Воронежская историческая энциклопедия. – Истоки, 1992
  5. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))

Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...

Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»

Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»

Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....