Урок дебаты по Петру 1
план-конспект урока по истории (7 класс)
Дебаты – это технология (форма), предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Д ебаты – форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия , в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме , с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений (пууд, рууд, кууд) , культуры ведения коллективного диалога. Карл Поппер Дебаты дают возможность анализировать бесспорные истины и усомниться в их правильности ( вырабатывть критическое мышление ) , на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию (лууд).
В основе дебатов, лежит спорный тезис-утверждение , который является темой "игры" и определяет позиции двух соревнующихся команд. Например, в качестве таких тезисов могут стать утверждения: " Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным "; Важно, чтобы простым добавлением частицы "не" тема могла быть превращена в свой антипод, например: " Обучение мальчиков и девочек не должно быть раздельным». В качестве темы дебатов может быть выбрано вариативное высказывание , объединяющее две точки зрения, например: « Охрана окружающей среды или экономическое процветание государства». Формулируем тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_debaty_po_petru_1.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок повторения и обобщения материала по истории России в 7 классе.
Тема: Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?
Форма проведения урока – дебаты.
Цели и задачи:
- Обобщить знания учащихся о реформах Петра I.
- Развивать умения аргументировать, выстраивать причинно-следственные связи.
- Закрепить навыки самостоятельной работы с историческими и художественными источниками, интернет-сайтами и другой справочной литературой.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, умение правильно оценивать «уроки» прошлого минувшего времени.
- Формировать отношение сотрудничества и взаимоуважения к оппонентам, умений работать в команде.
- Познакомить с этикой проведения дебатов и нормами их организации.
Оборудование:
1. Презентация с: 1) правилами проведения дебатов;
2) тезисами команды;
3) репродукциями картин и иллюстрациями по теме «Реформы Петра I».
2. Листы дебатов для зрителей.
Подготовительный этап:
- Формирование двух команд «Утверждение» - «Отрицание».
- Подготовка выступлений капитанов и членов команд.
- Разработка аргументов своего тезиса и вопросов оппонентам.
- Сбор и оформление иллюстративного материала.
Ход урока:
- Организационный этап:
распределение участников по местам, организация внимания, напоминание «Правил дебатов».
- Дебаты:
Спикер: Мы приветствуем всех участников дебатов, членов команд и зрителей. Команды приветствуют друг друга. Сегодня мы проводим дебаты на тему: «Реформы Петра I: величие преобразований или величие потрясений?» Вниманию аудитории предлагаются две точки зрения на проблему. На своих листах зрители записывают, а потом анализируют выступление команд, делают выводы. Слово капитану команду, утверждающей величие преобразований Петра Первого.
- Выступление капитана команды «Утверждение»:
Тезис: «Реформы Петра I - величие преобразований».
Петра Первого по праву называют Великим «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник», - эти слова А. С. Пушкина подтверждают величие преобразований, проведенных Петром Первым. Определим самые значимые из них:
1) Петр понимал, что России не жить без выхода к морю. Победа в Северной войне позволила взяться за решение этого вопроса. Была проведена военная реформа, в результате которой были созданы регулярная армия и военно-морской флот. Это и определило разгром шведов под Полтавой в 1709 году, а также последующие блестящие морские победы при Гангуте в 1714 году и у острова Гренгам 1720 году.
Для нас, жителей Воронежского края, рождение русского военно-морского флота особенно значимо, потому что Воронеж – колыбель российского флота. Город был выбран неслучайно. Здесь росли вековые леса – дубовые, сосновые, липовые. Близко была липецкая руда. Реки Воронеж и Дон судоходны. А местные жители имели уже опыт строительства речных судов. Строительством кораблей руководил сам Петр, приехавший в Воронеж. Со дня его приезда до спуска первых кораблей прошло чуть больше месяца!
2) Огромной страной управлять сложно. Петр Первый, понимая это, делает решительные шаги, проводя реформу государственного аппарата.
В 1711 году на смену «консилии» министров принят новый высший государственный орган – сенат. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу государственного аппарата на местах. На смену «приказам», отличавшимся медлительностью и нечеткостью функциональных обязанностей, пришли коллегии, т. е. по словам петровского указа, «собрания многих персон…, в которых председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали, что хотели». Теперь же коллегии – их было 12 – имели четко определенные функции.
А в 1722 году была создана должность генерал-прокурора Сената –«ока государства», в обязанности которого входило «хранить государев интерес», то есть контролировать действия государственного аппарата и пересекать должностные правонарушения.
3) Одно из важнейших направлений в деятельности государства - экономика. Для петровских преобразований в этой области характерна политика протекционизма, то есть поддержка развития отечественной промышленности и вывоза товаров за границу, и меркантилизма, то есть преобладания вывоза товаров из страны над вывозами с целью концентрации денежных средств внутри страны. Кроме этого, в государстве Петра I успешно развивалось мануфактурное производство. В конце 17 века в стране было 30 мануфактур, а к 1725 году их насчитывалось более 200 - почти в десять раз больше! Поэтому главным итогом экономической политики Петра стал значительный скачок в развитии страны в первой четверти 18 века. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать. Росли обороты внешней торговли. Увеличился товарооборот внутри России. Отечественная экономика успешно набирала обороты.
- Вопросы капитана команды «Отрицание» капитану команды «Утверждение».
- Хотелось бы уточнить взаимосвязь военной реформы и Прутского похода, т.е. почему, несмотря на проведенную военную реформу, русская армия потерпела поражение от турецкого войска?
(Ответ капитана «Утверждение»)
- Несомненна прогрессивность введения прокурорского надзора – «ока государева», но при этом вызывает недоумение деятельность фискалов и форма их поощрения (50 % штрафа, наложенного на преступника), хотя ответственности за ложный донос не было. Выскажите Ваше отношение к этому «нововведению».
(Ответ капитана «Утверждение»)
- Выступление капитана команды «Отрицание»:
Тезис: «Реформы Петра I – время потрясений России».
Перт Первый – безусловно, крупный исторический деятель. В годы его правления проведены значимые реформы, определившие исторический путь развития России. Но при этом нам хотелось бы уточнить «цену» этих реформ, поразмышлять над знаменитым изречением «Цель оправдывает средства».
- Итак, реформы Петра требовали постоянного пополнения казны. Поэтому налоги росли и росли, даже была введена должность «прибыльщиков», обязанностью которых являлось «придумывание» новых и новых налогов. Стоит ли уточнять, на чьи плечи они ложились? В 1718 – 1724 годах была введена подушная подать. Ею облагались лишь мужчины. Государственный крестьянин платил 1 рубль 14 копеек, крепостной – 74 копейки в год. Эта подать дала 55 % всех налогов, поступавших в казну. Как платил эти налоги крестьянин? Вопрос можно считать риторическим.
- Финансовая реформа, проведенная Петром, тоже имела свою «оборотную» сторону. Петр Первый вводит в обращение новые виды мнет, включая медные. А в 1711 году царь проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах примерно на 20 % снижено содержание серебра. Кого в данном случае пытался «обхитрить» Петр: себя, государство, народ? Вероятнее всего, именно народ…
- Мы, живущие близ Дона, особенно заинтересованы в судьбе донского казачества. Издавна Дон привлекал беглых крестьян и посадских людей из разных районов России. Став казаком, человек мог не бояться сыска, потому что незыблем был принцип: «С Дону выдачи нет». А Петр Первый в 1707 году отправляет на Дон воинский отряд князя Долгорукого, приказав переписать беглых и вывезти с Дона. Это нарушало традиции казачества, к тому же Долгорукий действовал крайне жестоко. В ответ вспыхивает восстание Кондрата Булавина. Лишь к осени 1708 года правительственным войскам удалось одолеть повстанцев, и поплыли вниз по Дону плоты с виселицами...
- Добавлю к вышесказанному известные восстание в Астрахани, «Соляной» бунт, башкирское восстание.
- Вопросы капитана команды «Утверждение» капитану команды «Отрицание».
- Денежная реформа проводилась Петром Первым в условиях начавшейся Северной войны, когда финансовое положение страны было крайне тяжелым. На месте государя какие меры, кроме непопулярных, приняли бы Вы для решения вопроса?
(Ответ капитана «Отрицание»)
- Народные волнения начала 18 века подавлялись с крайней жестокостью – это признанный историей факт. Но разве действия бунтовщиков были более гуманными? Хотелось бы узнать подобные примеры милосердия, если они известны истории.
(Ответ капитана «Отрицание»)
- Выступление помощника капитана команды «Утверждение»
Существует еще немало доказательств величия времени правления Петра Алексеевича.
- Реформы Петра Первого – великие преобразования не только в области экономики, политики, государственного устройства. Весьма значительны они и в образовании, науке, культуре. Достаточно сказать, что при Петре началась формироваться система профессионального образования, созданы артиллерийская, навигацкая, инженерная школы, морская академия. В России появился первый естественно – научный музей – Кунсткамера, где хранились собрания минералов, медицинских препаратов, был зоологический музей, этнографическая коллекция. В 1714 году открыта (теперь старейшая в стране!) библиотека.
- Кроме того, Петра Первого можно смело назвать «родителем» средств массовой информации. С 1703 года начала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая своим читателям о ходе войны, событиях за рубежом, строительстве заводов и поиске минералов. Складывалась система пользования официальными источниками информации.
- Петр Первый произнес и великие слова: «Знатное дворянство по годности считать». Он перестал обращать внимание на происхождение человека, а отбирал достойнейших. Источником благополучия становилась не знатность, а служба, причем начинали ее с низов – сразу стать генералом было невозможно. В 1722 году была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории, каждая из них делилась на 14 рангов. Эта табель давала возможность сделать карьеру выходцам из податных сословий, причем, достигнув определенного ранга, они получали потомственное дворянство.
- Вопросы помощнику капитана команды «Утверждение» от помощника капитана команды «Отрицание».
- Открытие школ – шаг вперед в государственном развитии. Но давайте вспомним поучительный пример, когда Петр Первый принимал экзамены у «выпускников»: из 72 отучившихся дворян сдали экзамены лишь 4 человека. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
- Как нам кажется, преобразования в области культуры были достаточно жесткими, если не сказать, жестокими. Я говорю о потерянной русской национальной самобытности. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- Выступление помощника капитана команды «Отрицание».
- В годы петровских реформ жестокий удар получило духовенство, церковь превратилась в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. В 1721 году был опубликован «Духовный регламент», в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку в патриархе видится второй государь. Была определена «норма» священников. «Лишние» священнослужители признавались тяглыми людьми и становились крепостными.
Церковь стала орудием государственной пропаганды, она принуждала принимать православие. Священники, узнавшие на исповеди об антигосударственных намерениях, обязаны были доносить на прихожанина. Не удивительно, что в последующие годы терялось уважение к церкви.
- Несмотря на реформы государственного аппарата при Петре Первом наблюдался рост бюрократизма. В 1704 году было создано особое ведомство – Кабинет – и любое ходатайство или доклад могли попасть к царю только через это ведомство, имевшее немалый и постоянно растущий штат. Чиновники этого учреждения нередко использовали данную им власть в личных целях, представляя государю дело в свете, выгодном для «просителя».
- С появлением и ростом мануфактур в стране требовалось все больше рабочих рук. Выход власть нашла в ссылке на уральские заводы «гулящих и беглых людей, а также в приписке к предприятиям целых деревень. Порой приписные крестьяне должны были ехать на работу за 200-300 верст почти полгода. Многие не выдерживали тяжелейшего труда и погибали. Торопясь создать в стране мощную промышленность, Петр Первый пожертвовал вольным трудом в пользу принудительного, тем самым обрек промышленность России после мощного рывка в начале 18 века на длительное отставание впоследствии.
- Вопросы помощнику капитана команды «Отрицание» от помощника капитана команды «Утверждение».
- Рост бюрократического аппарата явление отрицательное. Но можно ли в истории России назвать периоды, когда подобное явление отсутствовало бы?
- Прошу Вас назвать возможные, по вашему мнению, источники пополнения рабочей силы для работах на мануфактурах в условиях господства крепостного права.
- Заключительное слово капитана команды «Утверждение».
Значение петровских реформ трудно переоценить. Они укрепили Российское государство, Россия стала империей и вошла в ряд великих Европейских держав. Не случайно, время петровских преобразований привлекало своей значимостью и своим величием многих талантливейших людей, которые видели во времени правления Петра Великого образец для подражания будущих правителей. Вспомним знаменитую картину художника В. Серова «Петр Великий» и оценку петровских преобразований как времени, когда, по словам А. С. Пушкина,
… Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с именем Петра…
Не случайно образ Петра был включен в ТВ – проект «Великие личности истории» и долгое время удерживал в нем лидирующие позиции.
- Заключительное слово капитана команды «Отрицание».
Время петровских преобразований нельзя оценивать однозначно: реформы определили как будущую мощь России, так и спровоцировали ее грядущие беды и трагедии. Да и сами реформы имели слишком высокую цену, основная тяжесть которой легла на плечи русского народа. Человеческая жизнь практически обесценилась. На людских трагедиях выстроен Петербург – «город на костях». Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой смертности среди крестьян и посадских, возводивших будущую столицу Российской империи.
Петровские реформы нередко вызывали яростное сопротивление народа: стрелецкий бунт, астраханское восстание, восстание Кондрата Булавина. Самые трагедийные моменты правления Петра нашли отражение в искусстве и литературе, где акцент сделан на величине потрясений и высочайшей цене, заплаченной Россией в 18 веке. До сих пор потрясает картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и звучат строки поэта Н. Белянского :
Загнусят скоморохи:
Власть пришла сатаны,
Коль дела нынче плохи
У сермяжной страны.
Люд сгоняют насильно
Из насиженных мест.
И кому-то могильный
Часто видится крест…
- Голосование зрителей
- Рукопожатие участников команд.
Литература:
- Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: - Мирос, Вентана-граф, 1995. – 424 с.: ил.
- Ершова А. В., Жуковская Н. В., Никитина Т. Н. под общей редакцией Табачникова Б. Я.Уроки мастерства: Методические разработки по истории и обществознанию учителей – победителей конкурса в рамках национального проекта «Образование» (2006). – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 124 с.
- Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, «Родная речь», 1995
- Загоровский В. П. Воронежская историческая энциклопедия. – Истоки, 1992
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»
Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))
Один из ликов Петра I в изображении А.С. Пушкина (по поэмам «Полтава», «Медный всадник» и стихотворениям «Стансы» (1826), «Пир Петра Первого» (1835))...
Презентация «Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого «Петр I»
Данная презентация поможет показать становление личности в эпохе; возрастание роли отдельного человека в истории; дать художественный анализ образа Петра Первого....
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)
Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....
Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " «345 лет Петру Великому»
Внеклассное мероприятие "О, Первый Петр! Во всем ты первый, "-посвящено 345 летию Петра Великого. "О, Первый Петр! Во всем ты первый, " Цели внеклассного мероприятия • расширять кругозор учащихся...
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".
Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....