Курс лекций "История отечественной культуры", Л.10
методическая разработка по истории

Марина Николаевна Степанова

Лекция 10. Культура пореформенного времени (2-я половина XIX в.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция 10. Культура пореформенного времени (2-я половина XIX в.)

Культура 2-й половины XIX века формировалась после либеральных реформ Александра II- отмены крепостного права и ряда других прогрессивных преобразования, во многом подвигнувших Россию на дальнейшее следование идеалам западноевропейского общества.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости привело к быстрому росту городов- городское население с 1863 по 1897 гг. увеличилось почти вдвое.

Во второй половине XIX века отмечается бурный рост промышленности и торговли: строятся фабрики и заводы, железные и шоссейные дороги, идет промышленное освоение Сибири и юга России (Кавказ). На верх социальной лестницы поднимаются промышленники, коммерсанты, финансисты. Из них выходят крупные меценаты- много сделавшие для русской культуры.

 Павел Михайлович Третьяков - предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы.  Его дедушка по материнской линии экспортировал в Англию сало. Семья отца, перебравшаяся в Первопрестольную в 1774 году из Малоярославца, торговала полотняными изделиями. Если Михаил Третьяков владел пятью лавками, то его сыновья стали настоящими промышленниками. Через 16 лет на паях с еще двумя купцами Павел и Сергей Третьяковы открыли оснащенную по последнему слову техники льняную мануфактуру в Костроме. Третьяков вкладывал деньги не только в предприятия, сулившие материальную выгоду. В 1869 году он возглавил Попечительское о глухонемых общество и стал основным благотворителем Арнольдовского училища для глухонемых детей. Позже открыл клинику для тяжелобольных, где работало психиатрическое отделение. Вероятно, на этот шаг его подвигла личная трагедия: в 1871 году у Третьякова родился неизлечимо больной сын. Купец помогал многим учебным заведениям, внес свою лепту в финансирование экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. При этом он считал, что так исполняет свой гражданский долг: «Я не меценат, и меценатство мне совершенно чуждо».

Алексей Александрович  Бахрушин-  потомственный почетный гражданин Москвы, купец, промышленник, почетный член Императорской Академии Наук, основатель первого театрального музея в России, носящего его имя, меценат, владелец кожевенной и суконных мануфактур. Семья Бахрушиных была известна не только большим и современным производством, умением вести дела, но и любовью к благотворительности. Братья построили больницу,  родильный дом, дом презрения для неизлечимо больных, дом с бесплатными квартирами для вдов и учащихся девушек и колонию для беспризорников. Мать Алексея Александровича, Елена Михайлова Бахрушина, в девичестве Постникова, была тоже из купеческой семьи. Она любила театр и музыку. Елена Михайловна часто посещала Большой и Малый театры, и, чтобы не было скучно,  брала с собой детей. Маленький Алеша выезжал с матерью в театры с шести лет. Из этих поездок и выросла его любовь к искусству Мельпомены. Алексей Александрович Бахрушин собирал все, что имело отношение к театру: программки, афиши, фотокарточки, сценические костюмы, маски, автографы, письма, портреты, личные вещи актеров, подарки зрителей и многое другое.  Будущие экспонаты музея он находил в лавках антикваров, у старьевщиков, многое приносили сами актеры, что-то удавалось выкупить у родственников. 

Савва Иванович Мамонтов- Русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых. Им построена железная дорога Москва – Архангельск. Основатель Частного театра оперы.  Учился на юридическом факультете Московского университета. Азы предпринимательской деятельности осваивал в Закаспийском торговом товариществе, Шахруде, Милане. В 1869 году, получив по наследству от отца, Ивана Фёдоровича Мамонтова, акции принадлежавшей ему железнодорожной компании, начал активно заниматься железнодорожным строительством. Пик предпринимательской деятельности Саввы Мамонтова пришёлся на последнее десятилетие XIX века, когда он начал осуществлять Северный железнодорожный проект. В 1897 году было закончено строительство дороги Москва - Архангельск... 

Савва Тимофеевич Морозов- Управлял, унаследованной от отца Никольской хлопчатобумажной мануфактурой.  Был директором Трехгорного пивоваренного товарищества в Москве, возглавлял комитет Нижегородской ярмарки, был членом московского отделения Совета торговли и мануфактур.  На своих фабриках Морозов ввёл оплату по беременности женщинам-работницам. Имел своих стипендиатов в технических вузах страны, а некоторые из его стипендиатов обучались за границей. Морозовские рабочие были более грамотны, чем рабочие других российских промышленных предприятий. Оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 году вошёл в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью,

Система образования. Преобразования в этой сфере связаны с именем министра А.В. Головнина- представителя либеральной бюрократии. Он в 50-е годы был одним из редакторов журнала «Морской сборник», на страницах которого и обсуждались проблемы образования. Представители прогрессивной педагогической общественности высказывались за отмену сословных ограничений, критически оценивали действовавшие учебные программы, отмечая их неправильное построение и перегруженность. Началось изучение западно-европейских систем образования. С этой целью Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, Константин Дмитриевич Ушинский едут за границу.

Константин Дмитриевич Ушинский - Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России. Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. «Сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья».

В 1861 г. в Петербурге при Вольном экономическом обществе создан Комитет грамотности. Он ставил своей задачей распространение грамотности среди крестьян, вышедших из крепостной зависимости. Реформа образования 1864г. открыла доступ к начальному образованию женщинам и бывшим крепостным.

Основной формой средней школы по-прежнему была гимназия. Создавалось два типа гимназий- классические с преподаванием гуманитарных наук и языков и реальные гимназии, где обучались естественным и техническим наукам. Окончившие классические гимназии поступали в университеты, а реальные- в технические ВУЗы.

В пореформенную эпоху продолжалось развитие высшей школы. Были открыты университеты в Одессе, Томске. В 1865 г. открылась Петровская земледельческая и лесная академия (совр. им. К. А. Тимирязева). В ряде городов были учреждены политехнические и технологические институты; преобразованы в гражданские ранее закрытые учебные заведения: Институт инженеров путей сообщения, Горный и Лесной институты. В конце XIX в. в России насчитывалось 63 высших учебных заведения с 30 тыс. студентов.

В результате деятельности пореформенной школы повысилась грамотность населения. По переписи 1897г., среднее число грамотных достигло 21,4%, в городах грамотная молодежь составляла 40-50%.

До середины XIX века среднее образование девушки могли получить только в единичных закрытых пансионах, цель которых была, прежде всего, воспитать «добрых супруг, хороших матерей и хозяек». Во второй половине XIX века было открыто 25 женских бессословных гимназий. Было утверждено Положение о женских гимназиях. В программе большое внимание уделялось предметам, необходимым будущим воспитательницам детей: педагогика, гигиена, литература, история.

Устав 1863 г. закрыл доступ в университеты женщинам, они могли быть лишь вольнослушательницами. Для получения высшего образования девушки уезжали за границу. В защиту женского образования выступили Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, А. Н. Бекетов, Н. И. Пирогов и другие передовые ученые, что привело к созданию на рубеже 1860–1870-х гг. высших женских курсов. Врачебные женские курсы в 1872 г. в Петербурге, с 1876- высшие педагогические курсы, затем агрономические, строительные, инженерные. И, хотя они давали образование, приближенное к университетскому, окончившие их слушательницы диплома о высшем образовании не получали.

Наука. Серьезным научным открытием мирового масштаба была периодическая система Дмитрия Ивановича Менделеева, в которой ученый не только систематизировал все уже существующие химические элементы, но и предсказал существование элементов, которые были еще неизвестны, но в последствии действительно были открыты.

Были сделаны исключительно важные достижения в физиологии. В 1863г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга», заложившая основы физиологии и психологии, учения о высшей нервной деятельности. В 70-е годы началась деятельность ученого- физиолога И.П.Павлова, учившегося на трудах Сеченова. Иван Петрович Павлов создал учение о высшей нервной деятельности животных и человека, разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающие познание деятельности организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой.

Пафнутий Львович Чебышёв сделал крупные открытия в математическом анализе, теории чисел и теории вероятностей.

Развитие математики в это время связано с именем Софьи Васильевны Ковалевской, первой в России женщиной-профессором и первой в мире женщиной − профессором математики.

Достигнуты успехи в области технических наук. Павел Николаевич Яблочков изготовил первую дуговую электрическую лампу, а Александр Николаевич Лодыгин создал лампу накаливания, применив для этой цели вольфрам.

 В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества Александр Степанович  Попов выступил с докладом об использовании электромагнитных волн для передачи сигналов. Созданный им грозоотметчик являлся первой приемной радиостанцией.

Развитие физики было связано с Александром Григорьевичем Столетовым. Ему принадлежит ряд исследований в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных при создании современной электронной техники.

Стала функционировать первая железная дорога, соединившая в 1837 г. Петербург с Царским Селом, вторая проложена между Петербургом и Москвой в 1840г.

Александр Фёдорович Можайский в 1884–1885 гг. построил при поддержке военного ведомства аэроплан. Самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России и один из первых в мире самолётов, предназначавшихся для подъёма человека. Хотя из-за недостатка средств эксперименты пришлось свернуть, его по праву считают пионером авиации.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в. их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии. Географ П. П. Семенов совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тяньшань.  В ходе двух экспедиций 1856 и 1857 годов он обследовал 23 горных перевала, определил высоты 50 вершин, собрал 300 образцов горных пород, коллекции насекомых и моллюсков и 1000 экземпляров растений, в том числе ранее неизвестных науке, и, наконец, опроверг старые представления о вулканическом происхождении Тянь-Шаня. В честь 50-летия экспедиции на Тянь-Шань император Николай II повелел добавить к фамилии Семенова титулование Тян-Шанский, которое передалось потомкам. Возглавив Русское географическое общество, он разрабатывал планы новых экспедиций. По его инициативе был издан многотомный учебник отечественной географии «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».

С Русским географическим обществом была связана деятельность Петра Алексеевича Кропоткина и Николая Михайловича Пржевальского. Кропоткин в 1864–1866 гг. совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью. Пржевальский исследовал Уссурийский край, несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, изучил пустыню Гоби, Тяньшань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. 

Н. Н. Миклухо-Маклай совершил путешествия на Канарские острова и в Северную Африку. В начале 1870-х гг. он посетил ряд островов Тихого океана, где изучал быт местных народов. Более года ученый прожил среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи. Составленные им описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании были опубликованы после его смерти.

Художественная культура. Основным направлением этого времени стало искусство критического реализма. Это отображение реальной жизни, в том числе бытовой жанр.

Критическое отношение к действительности было характерно для произведений русских писателей этих лет. Показательным в этом отношении является роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в журнале «Современник» в 1863 г. Это произведение о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. Под его влиянием формировались во многом идеологи освободительного движения.

60-70-е гг.- время расцвета русского классического романа и повести. В 1859г в «Современнике» был опубликован роман И.А. Гончарова «Обломов», в котором  в лице главного героя писатель представил общий образ русского дворянства этого времени.

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева (1862) образно показана идейная борьбы основных общественных сил второй половины 19 столетия. В лице Базарова Тургенев создал образ нигилиста, сделав его выразителем демократической идеологии.

Драматические произведения Александра Николаевича Островского заложили основы национального репертуара русского театра. В комедиях и драмах Островский создал галерею разных образов: от жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Бедность не порок», 1853 г.; «Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859; «Бешеные деньги», 1869 г.). Он правдиво изображает нравы, типичные для купцов, стремление к стяжательству, цинизм и бездушие. Характерным примером подобного подхода автора является пьеса «Бесприданница», считавшаяся современниками лучшим творением Островского.

Тема народа, его исканий и надежд занимала центральное место в творчестве Н. А. Некрасова. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он создал реалистическую картину жизни русского крестьянства.

Вершиной русской литературы этого периода стало творчество Л.Н. Толстого. В своих романах, повестях, драмах он ставил «великие вопросы». Писателя волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея «Война и мир», 1869). Одним из острых социальных романов стала «Анна Каренина» (1877), в котором он, изображая жизнь русского общества, выносит беспощадный приговор его морали, нравственности, устоям.

В 1880 г. вышли первые юмористические рассказы А.П. Чехова в журнале «Стрекоза». Затем первый сборник его рассказов. Критика, признав талант Чехова, увидела в его рассказах лишь внешний комизм. Но наиболее чутким читателям было понятно, что небольшие рассказы Чехова дают чрезвычайно широкую картину жизни России.

Один из самых крупных писателей- сатириков Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин. Был редактором «Отечественных записок»- одного из самых читаемых журналов. Через сатиру глубоко отобразил русскую действительность того времени.

С начала XIX в. в изобразительном искусстве развивалась эстетика академизма, чему в главной степени способствовала деятельность Академии художеств. В 1863 г. 14 лучших художников выпускников Академии потребовали от академического начальства права свободного выбора темы конкурсной картины. Получив отказ, «бунтари» покинули академию и организовали петербургскую «Артель художников». Это был первый шаг к организации независимого нового искусства. Идея создания «Товарищества передвижных художественных выставок», предложенная Г. Г. Мясоедовым, В. Г. Перовым, Н. Н. Ге и И. Н. Крамским, получила поддержку столичных художников.

Передвижничество идейно противостояло академизму. Они внесли новые элементы в разные жанры: бытовой, пейзаж, портрет, историческую живопись.

С наибольшей полнотой атмосферу этих лет отразило творчество В. Г. Перова (картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка» и др.).

Часто обращались передвижники к теме родной природы. Они сумели раскрыть ее внутреннюю гармонию, запечатлеть красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги (Ф. А. Васильев «Оттепель», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», И. И. Левитан «Март»). Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», передающая настроение наступающей весны, на первой выставке передвижников в 1871 г. была признана образцом пейзажной живописи.

Новым явлением в русской живописи было жанровое произведение И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» (1873 г.). Став обобщающим изображением современной жизни, раскрывающим противоречия действительности, картина утверждала положительную силу народа, зреющий протест. Успешно работал он в области портретного жанра, создал серию блистательных образов людей своей эпохи. Вершиной его мастерства является портрет М. П. Мусоргского (1881 г.).

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, используя в качестве сюжетов реальные события, переломные моменты русской истории (В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 г.; «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», 1899 г.; «Покорение Сибири Ермаком», 1895 г.). Они показали отечественную историю через психологическую драму выдающейся личности (Н. Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея», 1871 г.; И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», 1885 г.; В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1887 г., «Меншиков в Березове», 1883 г.; и др.).

Архитектура. Развитие капитализма в пореформенный период привело к появлению в архитектуре новых типов сооружений: вокзалов, пассажей, крытых рынков, доходных домов, новых по характеру больниц и школ. В это время господствовала эклектика − смешение стилей. Элементы разных стилей механически смешивались в одном здании.

Архитектура второй половины XIX в.  расценивается в художественном отношении как архитектура упадка. Частично это объясняется возраставшей материальной зависимостью архитекторов от частных предпринимателей. Русская буржуазия, выступавшая основным заказчиком сооружений, не отличалась тонким вкусом. 

Разновидностью эклектики в русской архитектуре второй половины XIX в. был псевдорусский стиль, обязанный своим возникновением увлечению народным декоративным искусством, крестьянской деревянной архитектурой, резьбой, вышивкой. В этом стиле были построены И. Ропетом «Терем» в Абрамцеве под Москвой (1873 г.)

«Ропетовщина» распространилось не только в строительстве временных павильонов, дач и небольших  городских домов, но и перекочевала в каменную архитектуру, положив начало так называемому русскому стилю.

Сооруженные в «русском стиле» храм Спаса-на-Крови (1883–1907 гг., архитектор − А. А. Парланд) в Петербурге, Исторический музей (1875–1883 гг., В. О. Шервуд, Московская городская дума. Архитектор − Д. Н. Чичагов 

Музыка. В конце 1850-х и начале 1860-х гг. в Петербурге сложилось  творческое объединение русских композиторов «Могучая кучка» (Балакиревский кружок), в состав которой входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи. Идейным вдохновителем кружка стал критик, литератор и архивист В. В. Стасов, первым назвавший в 1867 г.  творческое содружество «Могучей кучкой». Сами музыканты, считавшие себя наследниками М. И. Глинки, предпочитали название  «Новая русская музыкальная школа».   Основной чертой  эстетики и музыкального  творчества  композиторов  «Могучей  кучки» являлось  стремление передать  в  музыке «правду  жизни»,  национальный  характер.  Они  увлекались музыкальным фольклором, тяготели к историческим  сюжетам  и развивали жанр  народно-музыкальной  драмы («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина)

Развитие русской  музыки  во второй половине XIX  в. связано  с  именем величайшего композитора  П. И. Чайковского. Его музыкальный талант был многогранен, Чайковский оставил богатейшее творческое наследие  в  области  балетного,  оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое  озеро», «Спящая  красавица», «Щелкунчик»; оперы  «Евгений  Онегин», «Пиковая  дама»;  симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года»  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по историии в 9 классе "История отечественной культуры X-XVIII вв.

В работе представлена программа элективного курса, ее цели и задачи, поурочное планирование....

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.1

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.2

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.3

Курс лекций  "История отечественной культуры" содержит учебный материал для студентов СПО по подготовке к дифференцированному зачету по дисциплине...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.4

Московское царство как культурная эпоха...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.5

Русская культура в начале Нового времени (XVII  в.)...

Курс лекций "История отечественной культуры", Л.6

Культурные преобразования первой половины XVIII века...