поурочные планирование по истории Средних веков
план-конспект урока по истории (6 класс)
поурочные планирование 6 клаксса по истории
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ*
Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье |
Тип урока | Постановочный (вводный) |
Планируемые | Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье». Метапредметные: Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать. Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности |
Образовательные | Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016. Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организаци- онный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Постановка учебных задач | Работа | Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями). – Найдите в учебнике и назовите основные темы курса. – Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета | Записывают тему урока | Фронтальная | Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике. Регулятивные: принимают учебную Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Работа | |
III. Актуализация знаний | Беседа по вопросам | – Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.) – С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира? (Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют | Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Беседа по вопросам |
IV. Изучение нового материала | Презентация «Что изучает история Средних веков» | Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Устанавливают связь истории Средних веков | Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии | Записи |
Работа времени (с. 7**) | – Опираясь на текст в учебнике, начер-тите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды. – Разделите эпоху Средневековья на основные этапы | Самостоятельная работа | Индивидуальная | Представляют длительность изучаемой исторической эпохи | Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Схема | |
Работа (с. 9–11) | Предлагает прочитать о том, по каким – Что такое исторические источники? (Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.) – Какие источники по истории Средних веков вам известны? (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки | Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Характеризуют | Познавательные: выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения. Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия | Устные ответы | |
V. Первичное осмысление | Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?» (см. Приложение 2) | После рассказа задает вопросы: – Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.) – Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю- дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.) | Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная, индивидуальная | Дают характеристику изучаемой эпохи | Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать | Ответы на вопросы |
VI. Итоги урока. Реф-лексия | Обобщающая беседа | – Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь? – Что нового вы сегодня узнали? – Что запомнилось больше всего? – Довольны ли вы своей работой? | Отвечают | Фронтальная | Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание | |
Домашнее за-дание | Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях | Записывают домашнее задание, уточняют его |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.
Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:
1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;
2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;
3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.
Приложение 2
МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?
Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».
Господство религиозного сознания позволило появиться и просуществовать несколько веков такому явлению, как инквизиция (учреждения римско-католической церкви, предназначенные для борьбы с инакомыслием), внесшему множество кровавых страниц в и без того насыщенный войнами период. Для примера можно привести несколько фактов. В Средние века весьма распространенным явлением была так называемая охота на ведьм. По последним данным, в Европе было сожжено приблизительно 100 тысяч женщин и девушек, считавшихся ведьмами. Чтобы попасть на скамью подсудимых, достаточно было иметь, например, зеленые глаза или рыжие волосы – это считалось знаком дьявола; или просто чихнуть во время проповеди… такие простые вещи могли повлечь за собой судебное разбирательство, которое сопровождалось применением разнообразных пыток, и последующее публичное сожжение на центральной городской площади. Основной же удар инквизиции был направлен на подавление многочисленных еретических учений, получивших широкое распространение в этот период и подрывавших авторитет католической церкви.
Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.
Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено.
Предварительный просмотр:
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI–XI века)
Урок 2. ОБРАЗОВАНИЕ ВАРВАРСКИХ КОРОЛЕВСТВ. ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ В VI–VIII вв.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об общественном устройстве древних германцев, о государстве франков VI–VIII вв.; познакомить с понятиями династия, титул, феодалы, граф, майордом |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые | Предметные: знают понятия династия, титул, феодалы; знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков; показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв.; получают историческую информацию из различных источников, составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника. Метапредметные: Познавательные: структурируют учебный материал, осознано и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, находят необходимую информацию, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям, применяют знаково-символические средства. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи; составляют план и последовательность действий в соответствии с ними; осуществляют пошаговый контроль деятельности; оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: строят монологические высказывания, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, заинтересованность в решении учебной задачи |
Образовательные | Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла», подготовленная учителем. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/ Салическая правда [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.hrono.ru/dokum/0500dok/salpravda.php |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, карты «Римская империя и Великое переселение народов», «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» |
Основное содержание темы, понятия и термины | Завоевание Галлии франками. Образование государства франков. Рост земельных владений знати. Военная реформа Карла Мартелла. Формирование королевской власти. Термины династия, титул, феодалы, граф, майордом |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Актуализация знаний | Опрос | На доске изображена лента времени с ошибками. – Найдите и исправьте ошибки на ленте времени. – Дайте определение понятий Средние века, исторические источники. – Дайте краткую характеристику историческим источникам Средних веков | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Устанавливают последовательность и длительность исторических событий | Познавательные: структурируют Коммуникативные: строят монологические высказывания | Устный опрос, работа |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя (см. Приложение 1) | На экране во время рассказа изображена карта «Римская империя и Великое переселение народов» | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях | Индивидуальная | Знают о Великом переселении народов; имеют представление о формировании раннефеодального государства; выявляют причины возникновения государства у франков | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей | Записи |
Работа (с. 18) | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите границы Франкского государства при Хлодвиге. – Покажите первоначальную территорию владений франков. – Покажите границы франкского государства к концу правления Хлодвига | Изучают карту, выполняют задания | Индивидуальная | Показывают на карте территорию, где расселялись и образовывали свои государства древние германцы в V–VI вв. | Познавательные: осознано и произвольно строят речевое высказывание Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устный опрос | |
Работа (с. 14) | Задание: прочитайте отрывок из работы франкского историка VI века, который повествует о случае с драгоценной чашей, и ответьте на следующие вопросы: – Почему Хлодвиг не взял чашу сам, – Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»? (Потому что его власть была еще недостаточно сильна, а воин действовал согласно традициям.) – Что изменилось через год в поведении короля и войска? Что объясняет случай с драгоценной чашей? (Через год король отомстил воину. Случай с драгоценной чашей наглядно демонстрирует перерождение военной власти вождя в королевскую власть, при которой полновластный правитель, опираясь на свое войско, вправе в любой момент расправиться со своим подданным.) Таким образом учитель подводит класс | Читают отрывок исторического документа, аргументированно отвечают на вопросы | Фронтальная | Получают историческую информацию из различных источников; составляют описание исторического события на основе текста и иллюстраций учебника | Познавательные: находят необходимую информацию, используя материалы учебника. Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения | Ответы на вопросы | |
Работа с текстом учебника (с. 15–16) | Формулирует задание: – Прочитайте текст, проанализируйте, | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, в том числе заполняют таблицу в тетрадях | Работа | Проводят сравнение государственного и племенного управления. Раскрывают смысл понятий король, вождь | Познавательные: находят необходимую информацию для выполнения учебной задачи, используя материалы учебника, проводят сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: учитывают мнение партнера и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве | Таблица | |
Составление схемы «Государственное управление во Франкском госу-дарстве» | Рассказывает, как управлялось Франкское государство. Предлагает составить схему «Государственное управление во Франкском государстве» (см. Приложение 3). – Хлодвиг стал единоличным правителем образованного государства. Все решения он принимал сам, без созыва народного собрания. Его опорой была дружина, которая содержалась за счет налогов и военной добычи. Вся территория Франк-ского королевства делилась на области, во главе которых Хлодвиг назначал графов. Их задачей было управление доверенными им землями, что включало в себя сбор налогов, суд, руководство обороной в случае необходимости | Слушают рассказ учителя, составляют схему в тетради (самостоятельно или вместе с учителем) | Фронтальная, индивидуальная | Раскрывают смысл понятий династия, титул, граф, дружина | Познавательные: используют знаково-символические средства. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности. Коммуникативные: вступают в коллективное учебное сотрудничество | Схема | |
Презентация «Салическая правда. Военная реформа Карла Мартелла» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – «Салическая правда» – важнейший источник для изучения общественного строя франков в меровингский период. Она представляет собой запись судебных обычаев. Этот исторический документ свидетельствует, что хотя люди не были равны перед законом, однако введение писаных законов способствовало установлению единых порядков в стране. Реформа Карла Мартелла способствовала появлению наследственных земельных владений – феодов, которые были связаны с обязанностью несения военной службы. Владельцы феодов назывались феодалами | Просматривают презентацию, делают записи в тетради | Фронтальная, индивидуальная | Знают смысл понятий феодалы, майордом. Рассказывают об общественном строе германских народов | Познавательные: структурируют учебный материал. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умеют с достоточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Записи | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | – Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Аргументируйте свой ответ. (В ответах должно прозвучать понимание того, что Хлодвиг ради получения королевской власти шел на убийство не только рядовых воинов, но и близких родственников. Это был хитрый, расчетливый и жестокий правитель. Оценки могут быть разными: одни могут осудить его действия, другие оправдать их, объясняя условиями средневековой жизни, так как нравы людей были достаточно суровыми и человек более мягкий не смог бы добиться поставленной цели.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Проводят оценку исторической личности | Личностные: проявляют заинтересованность в решении проблемной задачи. Коммуникативные: аргументируют свою позицию, допускают возможность существования у людей различных точек зрения | Устный опрос |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруд-нения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу | Отвечают | Фронтальная | Регулятивные: оценивают свою работу, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную за-дачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 1; записи в тетрадях. Ё Подготовить сообщение «Салическая правда»* | Записывают |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Германцы к VI в. заняли всю территорию Западной Римской империи. К этому времени происходит разделение некогда единого народа на племена: вандалов, вестготов, остготов, франков, англов и саксов. Многие из них создали свои государства.
В результате завоевания Галлии сложилась первоначальная территория Франкского королевства. Во главе нового политического образования стоял вождь франков Хлодвиг, который основал правящую династию Меровингов. При нем территория королевства расширилась сначала за счет присоединения Аквитании, в последующем были захвачены Бургундия и Прованс.
После смерти Хлодвига Франкское государство было разделено между его сыновьями, которые все время враждовали между собой. Постоянные военные конфликты негативно отражались на благосостоянии простого народа. Все чаще земледельцы вынуждены были обращаться за помощью к богатым соседям, результатом чего становилась потеря ими свободы и собственности. Так постепенно начал формироваться слой зависимых крестьян, которые вели свое хозяйство, работая на земле своего покровителя и отдавая ему часть своего урожая.
Одновременно с этим процессом шел захват свободных земель преемниками и приближенными Хлодвига. Так к концу VI в. из франкской знати и верхушки галло-римского населения начинает формироваться класс крупных землевладельцев.
Приложение 2
Критерии сравнения | Вождь | Король |
Основа власти | Всеобщее уважение и доверие племени | Применение силы |
Получение власти | Выборы на военный период | По наследству |
Распространение власти | В пределах племени | Вся территория государства |
Приложение 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО ФРАНКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Предварительный просмотр:
Урок 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о роли христианства в раннем Средневековье; познакомить с понятиями духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые | Предметные: знают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье, доказывают, что союз короля и христианской церкви был взаимовыгоден; сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство); описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Метапредметные: Познавательные: анализируют и осознают факты и явления, самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга, строят логическое рассуждение. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, строят понятные высказывания для участников образовательного процесса, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, принимают ответственность за общее дело, следуют в поведении моральным нормам |
Образовательные | Христианская церковь и франкское королевство [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13087/13088/13119/13127/13137 Презентация «Христианская церковь в раннее Средневековье», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Значение принятия христианства Хлодвигом и франками. Духовенство и миряне. Организация монастырей. Духовенство, папа римский, епископ, монах, монастырь, миряне, аббат, пергамен, скрипторий |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Акту-ализация и проверка знаний | Опрос | – Покажите на карте место расселения франков. – Дайте характеристику системе государственного управления при Хлодвиге. – Какие законы существовали при Хлодвиге? – Каким образом рядовой свободный человек мог попасть в зависимость от знати? – Объясните смысл военной реформы Карла Мартелла. К каким изменениям – Как возникла Папская область? | Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Характеризуют систему государственного управления при Хлодвиге, читают историческую карту с опорой на легенду, дают оценку военной реформе Карла Мартелла | Личностные: проводят осмысление социально-нравст-венного опыта предшествующих поколений. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Ответы на вопросы |
Терминологический диктант | Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение. Термины: династия, титул, феодалы | Письменно дают определение историческому понятию | Индивидуальная | Дают определение терминам | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Терминологический диктант | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | Тезисный план | |
IV. Изучение нового мате- | Презентация по теме «Христианская церковь Средне- вековье» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах: – Церковь в эпоху раннего Средневековья представляла собой не только огромную политическую и экономическую, но и духовную силу. Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был папа римский. Областями управляли епископы и архиепископы. Аббаты были руководителями монастырей. Богослужение в храмах вели священники. Служители церкви составляли особый слой в средневековом обществе – духовенство, все остальное население называлось мирянами. В этот период большое распространение получают монастыри. Монастыри – это религиозные общины. Во Франкском государстве их было около 250. Все монахи занимались хозяйственной деятельностью и молились. Долгое время монастыри были главными центрами науки, культуры и искусства. | Слушают учителя, ведут записи в тетради | Фронтальная | Понимают смысл понятий и терминов духовенство, монах, монастырь, аббат, пергамен, скрипторий; имеют представление о роли христианства в раннем Средневековье | Познавательные: анализируют и осознают факты и явления. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Личностные: проводят нравственно-этическую оценку изучаемого материала | Записи |
Работа с текстом учебника (с. 22–24) | – Кто в Средние века мог стать монахом? (Любой христианин мог посвятить жизнь только служению Богу, уединиться в пустынном месте и создать свою обитель.) – Что такое черное и белое духовенство? Каковы отличия между ними? (Белое духовенство – это священники, которым разрешалось иметь семью. Черное духовенство – это монахи, которые давали обет безбрачии. Свои названия эти категории людей получили по цвету своих одеяний.) – Каким образом у монастырей появились огромные земельные владения? (Часто верующие завещали монастырю свое имущество, чтобы там читали молитвы за упокой души завещавшего.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно | Индивидуальная | Сравнивают положение и образ жизни служителей церкви (черное и белое духовенство) | Познавательные: самостоятельно сопоставляют факты, в том числе взаимно исключающие друг друга. Коммуникативные: строят понятные высказывания для участников образовательного процесса | Устные ответы | |
Работа (с. 23) | Предлагает изучить иллюстрацию в учебнике и ответить на вопросы: – Где, по вашему мнению, на этом плане находятся дворик, трапезная, кельи, хозяйственный двор с мастерскими, амбарами, конюшнями, птичником? Найдите и покажите сад, приют для странников, больницу, школу, библиотеку. Контролирует выполнение заданий | Показывают | Работа | Описывают средневековый монастырь на основе текста и иллюстративного материала учебника. Знают смысл понятий келья, трапезная | Личностные: принимают ответственность за общее дело. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Устные ответы | |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | – Сохранилось предание о том, что | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Проводят доказательство тезиса, что союз короля | Познавательные: строят логическое рассуждение. Коммуникативные: выслушивают мнения других, аргументируют свою позицию | Аргументированные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают | Фронтальная | Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 2; записи в тетрадях | Записывают | Индивидуальная |
Предварительный просмотр:
Урок 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ КАРЛА ВЕЛИКОГО
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого; познакомить с понятиями граф, император, империя |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые | Предметные: усвоят понятия и термины граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат; применяют навыки работы с картой, показывают направления походов франков и завоеванные ими территории; составляют характеристику Карла Великого. Метапредметные: Познавательные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проводят волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, составляют план действий для оптимального решения учебной задачи, адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других; умеют вести дискуссию. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности |
Образовательные | Карл Великий. Жизнеописание [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vivl.ru/karl/karl.php Карл Великий [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Карл_Великий Франкское государство при Карле Великом [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.world-history.ru/countries_about/121/148.html Презентация «Империя Карла Великого», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Карл Великий. Внешняя политика при Карле I. Образование и распад империи Карла Великого. Граф, император, империя |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II. Акту-ализация знаний | Беседа по пройденному материалу | – Что такое империя? – Какие империи Древнего мира вы знаете? – Как первые правители германских королевств укрепляли свою власть? – Объясните причины распространения христианства в Европе. – На основе иллюстрации опишите устройство монастыря | Отвечают | Фронтальная | Познавательные: умеют осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал | Ответы на вопросы | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Рассказ учителя | – Роль Карла Великого в истории настолько значительна, что от его имени правители европейских государств стали называть себя королями, а династия, основанная еще его отцом, стала Каролингской. По свидетельствам современников, Карл обладал крепким телосложением и высоким ростом. По моде того времени он достаточно коротко стриг волосы, брил бороду и носил длинные усы. У него были светлые волосы и длинный нос. В быту он был непривередлив. Любил заниматься наукой, в совершенстве владел не только родным языком, но также латинским, знал и греческий язык, правда его он лучше понимал, чем изъяснялся на нем | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Составляют характеристику Карла Великого | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание Регулятивные: определяют последовательность дей- ствий с учетом конечного результата. Личностные: осознают свои возможности в учении | Записи |
Работа (п. 2, с. 27–28) | Предлагает прочитать о военных походах Карла Великого, после чего ответить на следующие вопросы: – Какие цели ставил перед собой Карл Великий? – Какими личными качествами он об-ладал? – Каких результатов он добился? (см. Приложение 1) | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результат | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения | Устные ответы | |
Презентация по теме «Империя Карла Великого» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 2). – Где происходила коронация Карла Великого? Кто совершал обряд? (Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону.) – Почему Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей? (Новый титул Карла делал его равным императору Восточной Римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи.) | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Раскрывают смысл понятий и терминов граф, император, империя; знают основные события данного периода и их результат | Познавательные: устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект | Записи | |
Работа с картой (с. 18) | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания: – Покажите на карте направления основных походов Карла Великого в 768–814 гг. – Каким цветом на карте обозначены завоевания франков при Карле Великом? Покажите эти территории. – Насколько выросла территория Франкского государства за время правления Карла Великого? (По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи.) | Изучают карту, отвечают | Работа | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению | Самостоятельная работа | |
Работа (п. 4, с. 30–31) | Предлагает прочитать о Каролингском возрождении, после чего ответить на следующие вопросы: – Что такое Каролингское возрождение? (Подъем культуры, который переживало Франкское государство во время правления Карла Великого, историки назвали Каролингским возрождением.) – Каким образом Карл Великий пытался возродить культуру? (Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей, приказал строить школы при больших монастырях, при его дворе было со-здано общество для научных занятий – «Дворцовая академия», велось строительство каменных дворцов и церквей.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Индивидуальная | Знают, что такое Каролингское возрождение | Регулятивные: составляют план действий для оптимального решения учебной задачи | Ответы на вопросы | |
Рассказ учителя «Как и почему распалась империя Карла Великого» (см. Приложение 3) | – На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло? (Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей.) | Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, составляют конспект | Фронтальная | Знают основные события данного периода и их результат | Коммуникативные: умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Ответы на вопросы | |
V. Первичное осмысление | Дискуссия | Задает вопрос: – Выскажите свое мнение: заслуженно ли франкский король Карл получил прозвище Великий? Аргументируйте свой ответ | Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию | Фронтальная | Дают оценку исторической личности | Коммуникативные: слушают мнение других, умеют вести дискуссию | Устный опрос |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Что мы изучали сегодня на уроке? – Какие вопросы вызвали у вас затруднения? – Каким образом вы их преодолели? – Что в новом материале вас заинтересовало? – Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние. Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 3; записи в тетрадях | Записывают | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Карл Великий расширял территорию своего государства за счет ближайших соседей, хотя оправдывал свои завоевательные походы расширением христианского мира.
При Карле Великом государство франков пережило свой наивысший расцвет. Его территория значительно увеличилась за счет захваченных земель – Италии, области к югу от Пиренейских гор до реки Эбро и Саксонии.
Карл Великий, наряду с такими положительными качествами как трудолюбие, неприхотливость в быту, усердие, энергичность и настойчивость, был достаточно жестоким человеком. Всю жизнь он провел в завоевательных походах, где не проявлял снисхождения к местному населению. В подтверждение сказанному можно привести пример его жестокой политики по отношению к саксам:
• он принуждал население принимать христианство;
• ввел жестокие законы;
• за малейшее неподчинение королю, отказ от крещения или отречение от христианской веры грозила смертная казнь;
• в ответ на очередное восстание саксов Карл Великий приказал казнить 4500 пленных.
Он был хитрым политиком и в случае необходимости действовал с помощью лести и подкупа. Так, удержать Саксонию он смог лишь после того, как подкупил наградами и подарками знатных саксов.
Приложение 2
К концу правления Карла Великого франкское государство охватывало огромную территорию. Оно простиралось от среднего течения реки Эльбы, Богемских гор и Венского леса на востоке до Пиренеев на Западе, от границы Ютландии на севере до Средней Италии на юге.
В 800 г. Карл был провозглашен императором.
Для того чтобы удерживать в повиновении все расширяющийся слой зависимых крестьян, теряющих свои земли и свободу, а также многочисленные завоеванные народы, крупным землевладельцам необходима была сильная центральная власть. Именно этими причинами объясняется заметное усиление королевской власти.
Карл Великий дважды в год собирал совет, состоящий из высшей знати. С их согласия он издавал указы, касающиеся государственного управления. Контроль за работой органов местного управления (графами) осуществлялся с помощью «государевых посланцев», которые ездили по всей империи и следили за надлежащим выполнением королевской воли.
При Карле Великом была проведена военная реформа. Теперь служить в армии обязаны были лишь относительно зажиточные свободные землевладельцы, крестьяне же, объединив усилия, выставляли одного вооруженного воина от каждой деревни. Таким образом, крестьянство постепенно отстраняется от несения военной службы, это становится прерогативой высшего класса.
Приложение 3
КАК И ПОЧЕМУ РАСПАЛАСЬ ИМПЕРИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО
Империя Карла Великого была весьма непрочным политическим образованием. Объединенные племена подчинялись лишь силе оружия, внутри страны не существовало никаких экономических, культурных, этнических связей.
Карл Великий перед смертью разделил свою империю между сыновьями. Однако между наследниками не существовало согласия. В стране царили междоусобицы. Поэтому в 843 г. внуки Карла Великого в городе Вердене заключили договор о разделе империи на три части. По условиям подписанного документа Карл Лысый получал территории современной Франции, Людовик Немецкий – Германии, а старший внук – Лотарь – сохранял за собой императорский титул и территорию Италии.
Однако эти земли недолго сохраняли свое единство. Усиление крупных землевладельцев постепенно привело к тому, что они перестали нуждаться в сильной центральной власти и поддерживать власть королей.
В IX–XI вв. в Европе наступает период феодальной раздробленности.
Предварительный просмотр:
Урок 5. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX–XI вв.
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах, сути и последствиях феодальной раздробленности; познакомить с понятиями феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари |
Тип урока | Комбинированный |
Планируемые | Предметные: знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн; определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период; составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала о нарушении вассальной клятвы. Метапредметные: Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют современные источники информации, выделяют существенную информацию из текста, формулируют и обосновывают выводы, осознанно строят речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выбирают способ и результат действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своей деятельности, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнером. Личностные: понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации |
Образовательные | Презентация «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX–XI вв.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://lesson-history.narod.ru/sv.htm |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Причины феодальной раздробленности. Феодальная лестница. Слабость королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи. Феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры, междоусобные войны, герцог, граф, барон, виконт, рыцари |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: понимают необходимость учения, стремятся хорошо учиться | |||
II. Акту-ализация и проверка знаний | Беседа по пройденному материалу | – Что изменила во Франкском обществе военная реформа Карла Мартелла? – Почему распалась империя Карла Великого? – Что такое феодальная раздробленность? | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений | Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач | Устный опрос |
Терминологический диктант | Класс делится на три варианта, каждому из них дается исторический термин, изученный на прошлом занятии, которому необходимо дать определение. Термины: граф, император, империя | Письменно выполняют задание | Индивидуальная | Дают определение терминам граф, император, империя | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Терминологический диктант | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Презентация на тему «Феодальная раздробленность…» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение 1) | Слушают учителя, составляют конспект | Индивидуальная, фронтальная работа | Знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, фео-дальная лестница, вассалы, сеньоры; выявляют сущность и причины междоусобных войн | Познавательные: умеют работать Регулятивные: выбирают способ и результат действий | Записи |
Беседа во Франции» | Формулирует проблемный вопрос: – Если король при феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим положение Франции в этот период (см. Приложение 2). Основной вывод: королевская власть была необходима феодалам для организации обороны от внешних врагов, а также выступала в роли верховного судьи во всевозможных спорах | Слушают рассказ учителя. Высказывают свое мнение и формулируют ответ на проблемный вопрос. Делают записи в тетрадях. Подводят итог | Индивидуальная | Определяют, в чем проявлялась слабость королевской власти во Франции в данный период | Познавательные: формулируют и обосновывают выводы. Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Записи | |
Работа с учебни- ком (п. 5, с. 38–39) | Предлагает прочитать о том, каким образом произошло образование Священной Римской империи, и письменно ответить на вопрос: – Как образовалась Священная Римская империя? (В 962 г. Оттон I был провозглашен императором. Его власть распространялась на Германию и часть Италии. Позднее это политическое образование стали называть Священной Римской империей германской нации.) | Формулируют ответы, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Знают, как образовалась Священная Римская империя | Познавательные: умеют выделять существенную информацию из текста, осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии деятельность | Письменный опрос | |
V. Первичное осмысление | Игра | Предлагает задание: – Составьте в паре с одноклассником диалог сеньора и вассала, разбирающих спорную ситуацию о нарушении вассальной клятвы. Какие аргументы приведут обе стороны в подтверждение своей правоты? Чем закончится спор? Аргументируйте свой ответ. Несколько пар у доски разыгрывают сценки диалога | Составляют диалог, формулируют ответы, приводят примеры | Работа | Составляют в паре с одноклассником диалог сеньора и его вассала о нарушении вассальной клятвы | Личностные: осо-знают ответственность за общее дело. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль. Коммуникативные: определяют способы взаимодействия с партнером | Игра |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | – Закончите предложения: • Самым интересным на уроке было… • Мне понравилось… • Сегодня я не понял… • Хотелось бы подробнее узнать о… | Отвечают на уроке | Фронтальная | Регулятивные: осознают качество материала. Личностные: проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации | Оценивание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 4; записи в тетрадях | Записывают | Индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX–XI вв.
В IX–XI вв. в Западной Европе каждый крупный феод (земельное владение) был как маленькое независимое государство, а феодал для простого населения был не просто землевладельцем, но и государем – сеньором.
В руках феодала находились суд, администрация, военные и политические силы.
Отношения между феодалами строились по принципу строгой иерархии, или проще – лестницы. На вершине феодальной лестницы находился король, он считался главным сеньором всех феодалов. Ниже располагалась титулованная знать (духовная и светская): герцоги и графы, а также архиепископы, епископы. Фактически каждый из них был независим от короля: на своих землях они чеканили свою монету, имели свое войско, вершили суд, объявляли войны. Дальше стояли бароны – они были вассалами герцогов и графов. (Вассал – это феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.) Бароны, в свою очередь, были сеньорами рыцарей, которые не всегда обладали собственными вассалами.
Крестьяне не входили в феодальную лестницу, они считались простолюдинами, в отличие от феодалов, которые образовывали класс благородных людей.
Благодаря существованию «феодальной лестницы» феодалы были фактически независимы от короля.
Особенностью феодальных отношений был принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал», при котором феодалы, стоящие на низшей ступени, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их собственные сеньоры.
Приложение 2
СЛАБОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В IX–XI вв.
Как мы с вами уже знаем, в период феодальной раздробленности королевская власть постепенно ослабевает. Это наглядно видно по именам французских королей, которым современники давали унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. С конца IX в. династия Каролингов правит лишь номинально, а фактическая власть находится в руках наиболее влиятельных феодалов. С пресечением королевской династии в 987 г. на трон был возведен богатый и влиятельный граф Парижский Гуго Капет (это прозвище он получил из-за любимого им головного убора – капюшона). Он стал основателем новой правящей династии – Капетингов, которая находилась у власти до 1848 г.
Некогда единое государство в этот период было раздроблено на 14 частей, и многие из них значительно превышали королевские владения. Король считался лишь первым среди равных. К тому же смена династии плохо отразилась на авторитете королевской власти, нового правителя признали далеко не все и не сразу, а когда это произошло, то было только формальным. Королевский домен (владение) был сравнительно небольшим – это территория между Парижем и Орлеаном.
Не обладая реальной властью, король не издавал общегосударственных указов, законов, не мог собирать налоги в свою казну. Соответственно, у него не было сильного наемного войска, его армию составляли лишь собственные вассалы, получившие земли в его владениях.
Предварительный просмотр:
Урок 6. АНГЛИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о возникновении государственности в Англии; познакомить с терминами англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые | Предметные: понимают разницу между историческими фактами и мнениями; знают термины англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги; умеют правильно локализовать исторические события и явления в пространстве. Метапредметные: Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме, структурируют учебный материал, выделяют логические части текста и определяют в них главное. Регулятивные: осознают качество и уровень усвоенного материала, адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: понимают необходимость учения, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений |
Образовательные | Презентация «Норманны», подготовленная учителем |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Основное содержание темы, понятия и термины | Легенда и быль в истории Англии. Норманны. Завоевание Англии норманнами. Альфред Великий. Англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы | Планируемые результаты | Формы контроля | |
предметные | формируемые умения (универсальные | ||||||
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: понимают необходимость учения | |||
II. Акту-ализация и проверка знаний | Беседа по пройденному материалу | – Назовите причины феодальной раздробленности в Европе IX–XI вв. – Докажите, что каждый феодал в своих владениях был не просто землевладельцем, а государем. – Что такое феодальная лестница? Дайте характеристику основным обязанностям сеньоров и вассалов. – Как образовалась Священная Римская империя? | Формулируют ответы, приводят примеры | Фронтальная | Называют характерные, существенные признаки исторических событий и явлений | Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач | Устный опрос |
Терминологический диктант | Класс делится на три варианта, каждому из них дается по два исторических термина, изученных на прошлом занятии, которым необходимо дать определение. Термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры | Письменно выполняют задание | Индивидуальная | Дают определение терминам феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Терминологический диктант | |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | ||
IV. Изучение нового материала | Работа с картой (с. 41) | Предлагает изучить карту «Англия в раннее Средневековье» и выполнить следующие задания: – Как на карте обозначены границы королевств англосаксов в VII в.? Покажите на карте эти государства. (Учащиеся должны показать Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс, Восточную Англию, Эссекс, Суссекс и Кент.) – Какие народы проживали в Англии – Сколько англосаксонских королевств образовалось в Англии? Какое из них было самым большим? (В Англии образовалось семь англосаксонских королевств. Самыми большими были Мерсия и Нортумбрия.) | Изучают карту, формулируют ответы | Фронтальная | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме, умеют ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: владеют культурой речи | Ответы на вопросы, работа с картой |
Рассказ учителя | – Англия в древности была населена кельтскими племенами – бриттами, которые, по предположениям историков, пришли сюда из Галлии и подарили свое имя Британским островам. До наших дней дошли сказания о легендарном правителе бриттов короле Артуре и его сподвижниках – рыцарях Круглого стола. (Учитель может провести небольшую беседу о том, что учащимся известно о короле Артуре. Возможно, кто-то смотрел художественный фильм, где героем был этот правитель.) Бритты долгое время сражались против завоевателей – англов и саксов, однако в конце концов были частично уничтожены, частично оттеснены на запад, еще часть из них вернулась в Галлию и дала имя полуострову Бретань. Англы и саксы на завоеванных территориях образовали свои королевства, которые постоянно воевали между собой | Слушают рассказ учителя. Делают краткие записи | Фронтальная | Понимают разницу между историческими фактами | Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу. Познавательные: структурируют учебный материал, владеют умением составлять конспект, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | Записи | |
Презентация «Норманны» | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах (см. Приложение) | Слушают учителя. Делают записи в тет-ради | Индивидуальная | Усваивают новые понятия и термины: норманны, викинги | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Записи | |
Работа с учебником (п. 4, с. 43–44) | Предлагает прочитать о том, как проходила борьба англосаксов с норманнами, и ответить на следующие вопросы: – Кто возглавил борьбу англосаксов против датчан? (Борьбу англосаксов против датчан возглавил Альфред Великий (871–899 гг.).) – В чем сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого? (Сходство военных реформ этих правителей в том, что они создали в своих армиях конное войско. Кроме того, Альфред для обороны от датчан сооружал крепости, строил морской флот.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий. Дают аргументированные ответы на вопросы | Работа | Знают о борьбе англосаксов с норманнами, определяют сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого | Познавательные: выделяют логические части текста и определяют в них главное. Личностные: учатся осознавать социальный опыт предшествующих поколений | Устный опрос | |
V. Первичное осмысление | Беседа | – Почему норманны смогли в течение такого долгого времени держать в страхе население Европы? Аргументируйте свой ответ. (В ответах должно прозвучать понимание того, что норманны были воинственным и суровым народом, а остальная Европа в это время была ослаблена феодальной раздробленностью. Раздираемые на части внутренними конфликтами, многие европейские государства просто не могли оказать достойного сопротивления норманнам, которые были великолепными мореходами и воинами.) | Формулируют ответы, приводят примеры | Работа | Излагают причины неспособности населения Европы противостоять нападениям норманнов | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание Коммуникативные: обмениваются мнениями, учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Устный опрос |
VI. Итоги урока. Реф-лексия | Обобщающая беседа | – Закончите предложения: • Я приобрел… • Я научился… • Я смог… • Меня заинтересовало… • Мне захотелось… | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Регулятивные: адекватно оценивают собственные познания, свою работу на уроке, анализируют свое эмоциональное состояние; принимают учебную задачу для | Оцени-вание работы учащихся на уроке | |
Домашнее задание | Учебник, § 5; записи в тетрадях. ♦ Создать презентацию «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел» (6–7 слайдов). ♦ Подготовить информационный проект «Средневековый монастырь» (с. 46–47). ♦ Создать историческую реконструкцию «Путешествие викингов» (с. 47) | Записывают | Индивидуальная |
Ресурсный материал к уроку
НОРМАННЫ
Норманны (викинги) – участники морских походов и военных экспедиций скандинавских народов в конце VIII – середине XI вв. Так называли северных германцев – норвежцев, шведов и датчан, которые занимали территории Скандинавского и Ютландского полуостровов, острова Северного моря и западной Балтики.
Родные места норманнов были малопригодны для земледелия, поэтому основными занятиями местных жителей были скотоводство, рыболовство, а также военные морские походы.
На Руси норманны были известны как варяги. Один из них – Рюрик – основал здесь свою династию Рюриковичей, которая долгое время правила нашим государством.
В IX–XI вв. в Скандинавии образуются королевства Дания, Швеция и Норвегия.
На севере Франции норманны образовали герцогство Нормандию, а в южной Италии и на Сицилии – Сицилийское королевство.
Оседая на новых землях, норманны прекращали разбои и начинали заниматься торговлей.
Один из главных водных торговых путей того времени назывался «Путь из варяг в греки» и проходил от Балтийского моря в Византию через территорию Древней Руси.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...
Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков. 6 класс. 25 часов
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение...
Планирование по истории средних веков
поурочное планирование...
календарно-тематическое планирование по истории средних веков 6 класс
составлено на основе примерной программы по истории в основной школе...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
календарно поурочно-тематическое планирование по истории средних веков
планирование предусматривает технологию обучения,ожидаемый результат. Планирование составлено к учебнику Е.В.Агибалова и Г.М.Догского...
Поурочные разработки по истории средних веков
Материал разработан учителем истоии и содержит коннспекты уроков по истории средних веков, документы скоторые можно использовать как раздаточный материал для учащихся, а тек же тестовую часть дл...