Планирование по истории средних веков
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников. Выпускник XXI века должен непросто владеть информацией, он должен быть всесторонне развитой, эрудированной личностью. Уметь свободно ориентироваться в потоке информации, систематизировать и анализировать ее. Безусловно, важную роль играет в этом история.
Историческое образование на ступени основного общего образования важна с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена для преподавания курса истории Средних веков в 6-х классах в объеме 34 часов в год, 2 часа в неделю.
Календарно – тематическое планирование по Истории Средних веков составлено в соответствии с:
- Сборником нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008.
- государственным стандартом;
- национально – региональным компонентом;
- программой по всеобщей истории 5-9 классов для общеобразовательных школ и гимназий. М.2002. Данная программа выбрана в связи с тем, что она разработана на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний, Допущена Департаментом общего и среднего образования Российской Федерации. Особенностью программы является то, что она предусматривает многофакторный подход к изучению истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность мировой истории; уделяет внимание личностно-психологическим аспектам истории; ориентируется на проблемное изложение курса.
Цель курса: ознакомление учащихся с совокупность знаний об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в прошлом.
Программа составлена исходя из следующих задач обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения истории ученик должен:
- знать основные этапы и ключевые события из истории Средних веков и выдающихся деятелей;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
Программа:
- Агибалова Е.В. История Средних веков : учеб. для 6 кл. / Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. – М. : Просвещение, 2008. – 272 с.
Методическая литература:
1) История средних веков. 6 класс : поурочные планы по учебнику Е.В Агибаловой, Г.М. Донского / авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2010. – 203 с.
Раздел, тема | Цели, задачи раздела | Блоки уроков в разделе | Виды уроков | Технология | Техническое обеспечение | Понятийный аппарат | Домашнее задание |
Введение (1 ч.) | Формирование представлений об источниках изучения истории, о непрерывности исторического процесса | Происхождение понятия средневековье | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Средневековье, средневековая цивилизация | С. 6-11 (вопр.) | |
Становление средневековой Европы (7 ч.) | Формирование знаний о становлении многих европейских государств, закрепление навыков ведения диалога и дискуссии | Древние германцы и Римская империя | Комбинированный урок | Использование наглядного материала | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Родовая община, соседская община, знать, вожди, религия, миграция. | Параграф 1 (пересказ) |
Королевство франков | Комбинированный урок | Составление опорного конспекта | Династия, титул, зависимые крестьяне, майор-дом , феодал, феодализм, папская область, духовенство, миряне, проповедь, приход, трапеза, монастырь, аббат, келья. | Параграф 2 (пересказ) | |||
Возникновение и распад империи Карла Великого. | Изучение нового материала | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Империя | Параграф 3 (п.1-4) | |||
Феодальная раздробленность | Школьная лекция | Использование наглядного материала | феодальная лестница, раздробленность, сеньор, вассал, граф, герцог, междоусобицы | Параграф 3 (п.5-7) | |||
Западная Европа в 9-11 веках | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника | Фронтальный опрос, дискуссия | Рыцарь круглого стола, норманы | Параграф 4 (п.1-5) | |||
Культура Западной Европы и раннее средневековье | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Каролингское Возрождение. Философия, хроники | Параграф 5 (пересказ) | ||
Проверочная работа по теме: Западная Европа в Средние века | Закрепление | Практическая работа | |||||
Византийская империя и славяне в VI – XI веках (3 ч.) | Формирование представлений о Византийской империи и славянах. Осознание важности темы из-за близости по генетическому признаку | Византийская империя при Юстиниане | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Реформа, император | Параграф 6 (пересказ) | |
Культура Византии | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Икона, фреска, мозаика, смальты, крещение, канон, пророк, апостол | Параграф 7 (пересказ) | ||
Образование славянских государств | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника | Фронтальный опрос, дискуссия | Параграф 8 (пересказ) | ||||
Арабы в VI – XI веках (2 ч.) | Формирование представлений об Арабской цивилизации, знакомство с основными достижениями науки и искусства стран Арабского халифата | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Бедуины, ислам, мусульмане, шариат, кади, халифы, эмират | Параграф 9 (вопр.2, 3, 4, 5 письменно) | |
Культура стран халифата | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Мечеть, медрес, фарси | Параграф 10 (пересказ) | ||
Мир Европейского средневековья (4 ч.) | Формирование представлений о европейских странах во времена средневековья, о повседневной жизни | Феодалы и крестьяне | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Параграф 11 (пересказ) | ||
Средневековый город | Комбинированный урок | Использование наглядного материала | Параграф 13 (пересказ) | ||||
Католическая церковь и еретики | Комбинированный урок | Составление опорного конспекта | Параграф 15 (пересказ) | ||||
Крестовые походы | Изучение нового материала | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Параграф 16 (пересказ) | ||||
Средневековый Запад в 11-15 вв. (7 ч) | Формирование представлений о развитии средневековой западной Европы, закрепление навыков обобщения. | Как происходило объединение Франции. | Изучение нового материала | Эвристическая беседа | Централизованное государство, генеральные штаты, парламент, сословная монархия. | Параграф 17 (пересказ) | |
Что англичане считают началом своих свобод. | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Великая хартия вольностей, парламент | Параграф 18 (пересказ) | ||
Столетняя война | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника | Фронтальный опрос, дискуссия | Столетняя война, партизанская война | Параграф 19 (пересказ) | |||
Крестьянские восстания во Франции и в Англии | Изучение нового материала | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Восстание, жакерия | Параграф 20 (пересказ) | |||
Государства южной и центральной Европы | Школьная лекция | Использование наглядного материала | Золотая гвельфы, гибеллины, тирания булла, курфюрст | Параграф 24 (пересказ) | |||
Гуситские движения в Чехии | Комбинированный урок | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Империя, индульгенция, гуситские войны, табориты, умеренные | Параграф 25 (пересказ) | ||
Повторительно-обобщающий урок по теме: Средневековый Запад в 11-15 вв. | Закрепление | Практическая работа | |||||
Культура Западной Европы в средние века (4 ч) | Формирование представлений о развитии средневековой науки и искусства, «проживание» этого этапа развития человечества | Образование и философия | Изучение нового материала | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Корпорация, землячества, факультет, декан, ректор, магистр, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика | Параграф 27 (пересказ) | |
Культура раннего Возрождения в Италии. | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов, фронтальный опрос | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Возрождение, гуманисты, палаццо | Параграф 29 (пересказ) | ||
Научные открытия и изобретения. | Комбинированный урок | Дискуссия | Астрология, алхимия, домна, книгопечатание. | Параграф 30 (пересказ) | |||
Повторительно-обобщающий урок по теме: Культура Западной Европы в средние века | Закрепление | Практическая работа | |||||
Земледельческие цивилизации за пределами средневековой Европы (3 ч) | Формирование представлений о развитии государств за пределами Европы. Закрепление навыков ведения дискуссии | Средневековый Китай | Изучение нового материала | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов | Великий шелковый путь, улусы, восстание красных повязок | Параграф 31 (пересказ) | |
Индия. Государства и культура. | Школьная лекция | Использование наглядного материала | Раджа, брахманы, каста, индуизм | Параграф 32 (пересказ) | |||
Государства и народы доколумбовой Америки и Африки | Комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника | Эвристическая беседа с использованием наглядных материалов, фронтальный опрос | Электронная презентация (компьютер, проектор) | Майя, ацтеки, инки, пигмеи, бушмены | Параграф 33 (пересказ) | ||
Итоговое повторение (3 ч.) | Закрепление знаний | Практическая деятельность | Все изученные ранее понятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России в 6 классе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»Пояснительная запискаКласс – 6.Количество часов в неделю – 1, в год – 34Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних в...
Календарно-тематическое планирование курса История Средних веков. 6 класс. 25 часов
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение...
календарно-тематическое планирование по истории средних веков 6 класс
составлено на основе примерной программы по истории в основной школе...
Планирование уроков истории средних веков.
Планирование составлено по учебнику Агибаловой Е.В. и Г. М. Донского и рассчитано на 30 часов (2 часа в неделю)...
Календарно - тематическое и поурочное планирование курса.«ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»,6 класс,Программа В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова. История. Средние века, 6 класс. 28 ч., 2 ч. в неделю.
КТП составлено с позиции ФГОС ООО. ...
календарно поурочно-тематическое планирование по истории средних веков
планирование предусматривает технологию обучения,ожидаемый результат. Планирование составлено к учебнику Е.В.Агибалова и Г.М.Догского...
поурочные планирование по истории Средних веков
поурочные планирование 6 клаксса по истории...