Технологическая карта тема "Религия древних греков"
план-конспект урока по истории (5 класс)

План,цель,адачи,организационная часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_otkrytyy.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Религия древних греков

Дата:

23.01.2019

Цель урока

Познакомиться с древнегреческой религией  и её ролью в жизни древних греков.

Задачи урока

1.Рассмотреть вопрос о зарождении религии у древних греков.

2.Познакомить учащихся с богами Греции.

3.Подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований у греков.

4.Развивать умения самостоятельно работать с учебником, с дополнительными источниками информации.

5.Формировать уважение, бережное отношение к религии и истории других стран.

УУД

Метапредметные УУД

  1. Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
  2. Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

       3   Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности

Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами  возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.

Личностные УУД – обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории

Планируемые результаты

Учащиеся знают, как возникла религия у древних греков; владеют новыми словами: гора Олимп, Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер; умеют определять по иллюстрации имена богов и их предназначение.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Формы и методы обучения

Методы: наглядный, поисковый, практический.

Методы контроля: устный, фронтальный

Приемы: технология ИКТ, технологии критического мышления, проблемные вопросы.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины

гора Олимп, боги Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест; Цербер .

Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации «Боги и богини Греции», , таблицы для детей, учебник «История Древнего мира» А.А. Вигасин, изображения богов на листах.

ЭТАПЫ УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

УУД

1.Организационный.

Время

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания и внутренней готовности.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проводим открытый урок. Прошу вас работать активно и дружно.

Готовятся к уроку. Приветствие. Концентрация внимания.

Р. Умение организовать рабочее место.

1 мин

Оценка эмоционального состояния:

1 мин

карточки со смайликами.

У: На ваших партах карточки со смайликами.  Поднимите смайлик, который лучше всего отражает ваше настроение. Отложите их в сторону.

Оценивают свое настроение.

2. Актуализация знаний, повторение ранее изученного материала.

5 мин

У:. На протяжении нескольких последних  уроков  мы с вами говорили о Древней Греции. Давайте вспомним, что мы узнали об этой стране. Предлагаю вам поиграть в игру «Крестики-нолики». Если вы согласны с утверждением, ставьте «0», если нет – «Х»

  1. Греция располагается на Балканском полуострове
  2. Эгейское море по легенде названо в честь царя Эгея, который сбросился с обрыва и разбился насмерть.
  3. Крит – самый маленький остров Греции среди множества других островов.
  4. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» древнегреческий поэт Гомер
  5. В поэме «Одиссея» Циклопы-это злые полуптицы, полуженщины.
  6. Единственным уязвимым , «слабым» местом на теле Ахиллеса была пятка

Сделайте самопроверку и оцените свою работу.

 

Дети заполняют игровые поля, осуществляют самопроверку

Р. Умение организовать свою самостоятельную деятельность

П. Умение строить высказывание

3. Планирование деятельности учащихся

3 мин

У:.

Посмотрите на доску и расшифруйте анаграмму(на слайде зашифровано слово «религия»)

Систематизируют ранее полученную информацию

Смотрят на слайд, пытаются разгадать анаграмму.

Р. Умение анализировать, делать выводы, ставить цели.

Итак, назовите тему нашего сегодняшнего урока.Молодцы! Давайте, запишем тему на рабочих листах.

А что же такое религия?

С религией каких государств мы с вами уже познакомились?

Какие религии вы изучали в начальной школе?

Называют тему :«Религия древних греков». Записывают тему урока.

Систематизируют ранее полученные знания, высказывают свои предположения

П. Умение  делать выводы, искать пути решения проблемы

? Что нам нужно узнать, чтобы изучить религию древних греков? На какие вопросы нужно ответить?

Нам нужно обязательно узнать где жили боги, как появились боги, как выглядели боги и каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.

Высказывают предположения, формулируют цель, план урока:

- познакомиться с богами Древней Греции;

- выяснить, почему в Греции появились именно эти боги;

- ответить на вопрос: как связаны силы природы и религиозные верования.

П. Умение  делать выводы, искать пути решения проблемы

В конце урока постараемся ответить на вопрос: Как связаны религия, природные условия и занятия древних греков? (проблемный вопрос)

4. Изучение нового материала.

15  мин

2 мин

Ребята, нам пришло послание. Давайте узнаем от кого оно.Прочитайте.

Послание:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Благодарим Вас за трепетное отношение к изучению далёкого прошлого. Мы боги древней Греции. Мы живём на вершине Олимпа. Сегодня мы приглашаем вас насладиться величием этого священного места и убедиться в нашей силе и могуществе».

От кого это послание?

Что мы узнали из этого послания?

Найдите на карте г.Олимп. В какой части Греции она расположена?.

Т.о., боги жили на вершине г.Олимп. Гора Олимп -самая высокая из всех гор Эллады. Трудно подняться на эту гору, скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит вечный снег. Там в вышине- золотые дворцы бессмертных богов.. Место, посвященное всем богам, называют пантеоном. Давайте запишем в рабочий лист это понятие.
Древние греки верили во всемогущество богов.  Они строили им храмы, создавали скульптуры, изображали на вазах, воспевали в поэзии
.

А как же боги появились?

Об этом нам расскажет

(легенда о появлении богов) Саая Доржу

Итак, какие боги подели между собой власть над миром? Молодцы!

На рабочих листах вы должны заполнить таблицу (Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят)

Три брата – Зевс, Посейдон и Аид – поделили между собой власть над миром. Олимпийские боги проводят время в пирах и развлечениях, вмешиваются в дела людей.

Действиями богов греки объясняли дождь и засуху, морские бури, смену времен года, болезни, неурожаи…

А как же выглядели боги древней Греции?

Откройте учебник на стр. 135 (130) и внимательно рассмотрите картинки.О чем рассказывают рисунки

На кого были похожи олимпийские боги? Почему? Чем они отличались от людей?

Выключить проектор

Физминутка

Встали дружно, потянулись,
Богу солнца улыбнулись!
Богу
 ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине
НУТ,
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг,
Повтори
АМОНА  путь,
Готовы из знаний,
Плести сотни сот,
Поможет нам в этом
Бог мудрости
ТОТ.

? Богов из какой страны  мы вспомнили в нашей разминке?

? Какие занятия древних греков вы знаете?

Основные занятия греков имели своих покровителей. Давайте выясним, какие боги существовали в Древней Греции и чему они покровительствовали.

Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет самостоятельно изучать мифы о греческих богах, затем сообщит эту информацию одноклассникам. А в ходе ваших сообщений мы будем заполнять таблицу.

1 группа стр 136 – 137(129-130) «Миф о Деметре и её дочери Персефоне»

2 группа стр 136(130) «Миф о Дионисе и морских разбойниках» 

3 группа стр 131-132 «Миф о Прометее»

Вопросы(1 группа)

Какие природные явления отражает этот миф?

Почему греки именно так объясняли это явление?

Кто такая Деметра? Чему она покровительствовала?

Кто такой Гермес?

Кого охранял Цербер?

Вопросы (2 группа)

Кто такой Дионис?

Чему покровительствовал он?

Каким он предстаёт в этом мифе?

А теперь давайте обратимся к мифу о Прометее.

Вопросы:

Что можно узнать о взаимоотношении богов и людей из этого мифа?

Какие порядки царили у богов?

Читают послание

Работают с картой

делают вывод, где жили боги

Записывают в рабочий лист, что такое пантеон – место, посвящённое всем богам

Сообщение ученика

Отвечают на вопрос. Начинают заполнение таблицы

П. Умение извлекать необходимую информацию для выполнения задания.

Работают с учебником, высказывают свои предположения.

На доску крепятся изображения богов Зевса, Посейдона и Аида

В Древней Греции единого бога не было.

Греки поклонялись Олимпийским богам во главе с Зевсом.

Они похожи на людей

Древнего Египта

Называют основные занятия древних греков. Примерные ответы:

Земледелие

Виноградарство

Кораблестроение

Регулятивные:

Принимают задачу, проявляют  открытость своих действий в формировании ЗОЖ.

Регулятивные:

Принимают учебную  задачу.

Коммуникативные6полно и точно выражают  свои мысли  в соответствии с задачами  и условиями коммуникации

Работают с учебником, читают, анализируют мифы, заполоняют таблицу, на доску крепят изображения богов

Примерные ответы:

- Смену времен года

- не могли объяснить это другим способом, не было достаточных научных знаний

-богиня плодородия и земледелия

-вестник богов

-вход в царство мертвых

Заполняют таблицу

-бог

-бог виноделия

Отвечают на вопросы, обсуждают их

5.Закрепление изученного материала

5мин

Итак, сегодня мы познакомились с религией древних греков. Назовите черты древнегреческой религии.

Назовите богов, о которых мы сегодня с вами говорили.

А теперь вернёмся к вопросу, который мы поставили в начале урока: как связаны религия, природные условия и занятия древних греков?

Называют черты религии древних греков и имена их богов.

отвечают на проблемный вопрос

При помощи религии греки объяснили различные силы природы. Выбирали себе покровителей для каждого занятия.

6. Подведение итогов

3 мин

Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.

7.Рефлексия

8.Домашнее задание

3 мин

Продолжи фразу:

- я узнал…

- меня удивило…

- мне понравилось…

Мне не понравилось…

Оценивают  себя

1 мин

д/з : П.28, рисунки богов, «Миф о Геракле», стр 137(132) + найти чему покровительствовали оставшиеся в таблице боги

.Записывают в дневники

Оценка эмоционального состояния.

1 мин

Возьмите в руки карточки со смайликами. Поднимите смайлик который соответствует вашему настроению. Изменилось? В какую сторону?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ.

До свидания.

Оценивают свое эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"

технологическая карта урока "Древнее Двуречье"...

Технологическая карта урока Древняя Индия

Технологическая карта урока Древняя Индия...

Технологическая карта "Религия древних Египтян"

Технологическая карта урока по истории за 5 класс "Религия древних Египтян"...

Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"

Технологическая карта "Искусство Древнего Египта"...

Технологическая карта урока "Древняя Спарта". ФГОС

Урок - семинар, основанный на изучении источников....

Технологическая карта урока "Древние Олимпийские игры"

Разработка урока физической культуры по теме "Древние Олимпийские игры". Расчитана на учащихся 5 классов, обучающихся в системе ФГОС....

Технологическая карта урока "Древнейший Рим"

Технологическая карта урока истории 5 класс тема: "Древнейший Рим"...