ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
методическая разработка по истории (6 класс)

Тамашина Ярославна Николаевна

Технологическая карта вводного урока по истории средних веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_urok_vvedenie_v_istoriyu_srednih_vekov.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ

Тема урока

ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока

Ознакомить учащихся с понятием «Средние века», с хронологическими и географическими границами Средневековья; дать представление о своеобразии путей исторического развития стран и народов в изучаемый период истории.

Личностно значимая проблема

Средние века – свет или тьма, развитие или упадок, добро или зло: правильно ли односторонне рассматривать и оценивать данную эпоху?

План урока

(основные вопросы изучения материала)

  1. Что означает термин «Средние века»?
  2. Каковы временные границы «Средневековья» и внутренняя периодизация эпохи?
  3. Типология основных источников по истории Средних веков.
  4. Что изучает история Средневековья?

Основные понятия и термины

Средние века (Средневековье), раннее Средневековье, развитое средневековье, позднее Средневековье,  хроника, исторический источник (письменный, вещественный, этнографический), феодализм.

Основные даты

V в. — начало Средних веков. XV в. — начало раннего Нового времени.

Персоналии

Рóмул Авгýстул, Одоакр, Зенон.

Методы обучения

Проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Образовательные  ресурсы

Учебник, рабочие тетради, раздаточный материал, карта.

Домашнее задание

Работа с учебником: Введение, п.1. §1.

С помощью п.1§1, карты на стр.13 учебника, карт на стр. 4-5 атласа и дополнительных источников выполнить в тетрадях:

- дать определение «Великому переселению народов».

- в форме таблицы ответить на вопросы о причинах, хронологических рамках, участниках (племена/этносы), территории (географическая локализация, названия государств, областей) и последствиях Великого переселения народов (оставить место в таблице для внесения корректив).

Работа с контурными картами: используя карту атласа на стр.4 и текст учебника выполните задания 1-3 на стр.2.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Модули урока

Время

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных)

Организация взаимодействия/контроля/оценивания образовательных результатов

I. 

Мотивационно-целевой.

10 мин.

Что изучает история?

Как изучение истории может повлиять на Личность?

Какой период истории вы изучали в прошлом году?

Что вы помните из истории Древнего мира: государства, памятники культуры, события, личности, легенды?

Какая информация для вас оказалась самой захватывающей (шокирующей)?

Какой период охватывала история Древнего мира?

Какие континенты вы «изучали»?

Чему вы предполагаете научиться при изучении истории в 6 классе?

Давать определение исторической науке.

Высказывать суждения о роли исторических знаний в развитии личности.

Называть основные регионы и хронологические рамки изученного периода.

Актуализировать наиболее «яркую» информацию из изученного периода.

Ставить и формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в познавательной деятельности.

Фронтальный опрос

II. Ориентационный

(актуализации/

повторения).

5 мин.

Прочитайте название учебника. Какой исторический период мы будем изучать?

Что вы знаете о средневековье: рыцарь, замок, турнир, Крестовый поход, арбалет, инквизиция, хроника, тамплиеры, сеньор, ратуша, викинги, минарет, герб, алхимия? Объясните значение тех слов,  которые вам знакомы.

Давайте посмотрим на ленту времени (стр.7). Что может означать термин «Средние века»:

- временной отрезок.

Давать определения терминов и понятий при помощи учителя или с  использованием учебника.

Отмечать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества.

Планировать познавательную деятельность под руководством учителя.

Использовать ранее изученный материал.

Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций.

Фронтальный опрос.

Работа с иллюстрациями учебника и словарем.

III.

Содержательно-операционный.

20 мин.

- период, характеризующийся общими (сходными) явлениями (процессами) в истории мировых цивилизаций. Так, Для Европы СВ – это время, когда складываются и расцветают феодальные отношения (феодализм). Феодализм - тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов производителей-крестьян.

Термин «Средние века» (лат. ævum medium — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в 1453 году. В XVII веке термин «Средние века» ввёл в оборот профессор Галльского университета Христофор Келлер. Он разделил всемирную историю на Античность, Средневековье и Новое время.

Как вы считаете, почему в изучении Средних веков превалирует европоцентризм?

Прочитайте абзац 3 стр.7, обратитесь к ленте времени и определите временные рамки СВ и сколько веков они длились (Келлер считал, что Средневековье длилось с 395 года до 1453).

Назовите дату гибели Западной римской империи. С чьими именами она была связана?

С помощью ленты времени попытайтесь ответить на вопросы: почему каждый последующий период короче предыдущего; существует ли связь между эпохами…

При помощи 2-го абзаца на 9 стр. назовите внутреннюю периодизацию Средневековья. Мы можем сравнить её с временами года: весна, лето, осень?

Пролистайте учебник и подумайте, какие исторические источники проливают свет на ИСВ?

Давайте вместе составим типологию ИИ:

письменные (документы, повествования (Хро́ника (греч. Χρόνος — время) — историческое описание событий в хронологическом порядке.), вещественные,

этнографические (антропологические, лингвистические, фольклорные, природно-географические (топонимические).

Что изучает ИСВ? Сферы жизни СВ общества:

Экономическая (хозяйство, ремесло, торговля, орудия труда, города); Политическая (государственное устройство, права граждан, государственные институты); Социальная (сословия, права сословий, иерархия, община); Духовная (религия, образования, научные знания, мораль, искусство).

Выдвигать гипотезы.

Строить догадки.

Называть периоды всемирной истории, хронологические границы Средневековья.

Объяснять происхождение термина Средние века.

Характеризовать источники знаний об истории Средневековья.

Работать с учебником, ориентироваться в материале, самостоятельно извлекать информацию.

Под руководством схематически отвечать на вопрос о том, что изучает Средневековье.

Использовать образное мышление для периодизации СВ.

Лекция.

Фронтальный опрос.

Работа с иллюстрациями учебника.

Совместная работа над составлением схем.

IV. Контрольно-оценочный (в том

числе рефлексивный).

10 мин.

Совместное определение термина СВ (эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V век) и до начала Великих географических открытий (конец XV века), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений).

Раздача материала: на основании изложенной информации о плодах Средневековья ответьте на вопрос: «СВ – свет или тьма, добро или зло, развитие или упадок»?

1). Именно в Средние века сформировался европейский мир в современных границах, именно тогда было положено начало освоению мира вне европейского континента; получили развитие мировые религии: христианство (католическое и православное), ислам; возникли представительные учреждения: парламент, Генеральные штаты, а также суд присяжных и византийское право; сформировались языки европейских народов и многие европейские города; возникли университеты; сложилось понятие сословной чести и идеал рыцарского служения даме; научились ходить под парусом против ветра, применять компас, стали пользоваться механическими часами, порохом и огнестрельным оружием, удобрениями; появились пуговицы, очки и основные элементы современного костюма (юбка и брюки).

2). В начале СВ было забыто античное наследие; многие народы, государства, города перестали существовать; во времена Крестовых походов было убито и разграблено огромное количество людей; людей жгли на костре только лишь за подозрение в неверии…

Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения? Почему нельзя односторонне оценивать явление/событие/эпоху?

Почему автор учебника назвал С-е живым?

Выставление оценок и комментарии.

Вместе с учителем «конструировать» определение СВ на основе изученного материала.

На основе имеющейся информации отвечать на методологически важные и личностно значимые вопросы.

Выявлять недостаток, пробелы в собственных знаниях.

Участвовать в выставлении оценок (в комментариях).

Дискуссия.

В конце III в. император Диоклетиан для удобства управления разделил империю на две половины - восточную и западную, каждая из которых имела своего императора. Формально империя считалась единой. Император Константин (307-337) в 326 г. перенёс столицу империи из языческого старого Рима в новый Рим. Для новой столицы он выбрал старую греческую колонию, Византúю. Она стала называться Константинополем, то есть городом Константина. Созданием новой столицы - Константинополя, перемещением главной резиденции императора из Рима в Константинополь завершается разделение государства. Греческий Восток и латинский Запад утрачивали сознание своего единства. В конце IV в. в 395 г. произошло окончательное разделение империи на две самостоятельные империи - Западную и Восточную, когда император Феодосий I передал управление восточной частью Империи сыну Аркадию, а западной - Гонорию.

Предводители германских дружин - войск, состоявшие на военной службе империи, в V в. распоряжались титулом императора на Западе. Ставленники германских дружин часто менялись на императорском престоле, пока в 476 г. последний из них, Рóмул Авгýстул (маленький Август, августёнок), не был свергнут с престола вождём германской дружины Одоáкром, не захотевшим назначать для Запада нового императора. Он основал в Италии своё королевство, послав сказать восточному императору Зенóну, что для империи довольно одного императора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

своя игра "Живое Средневековье"

презентация для повторения в 6 классе...

Живое Средневековье

Это обобщающий урок по блоку "Раннее Средневековье", который проводится в форме игры. Такие занятия вызывают у детей особый интерес, так как войство состязания присуще детскому возрасту.Таким образом ...

Вводный урок. Что изучает история Средних веков.Живое Средневековье

Технологическая карта урока по истории Средних веков, тема " Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье."...

Презентация " Что изучает история Средних веков.Живое Средневековье"

Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков....

Живое средневековье. Введение

Разработка урока, конспект урока, презентация, дополнительный материал к уроку, технологическая карта...

Презентация по истории Средних веков на тему "Живое Средневековье. Введение", 6 класс

Средневековье - это обширный период развития европейского общества, охватывающий 5-15-й века нашей эры. Началась эпоха после падения великой Римской империи, закончилась - началом промышленной революц...

Урок истории . 6 класс. тема: " Введение в средневековье"

Введение в историю Средних вековУрок – открытие новых знанийЦель: используя исторический материал познакомить учащихся с понятием «Средневековье», дать общие представления о хронолог...