Тема. Вводный урок. Что изучает история Средних веков. Живое Средневековье. |
Педагогические цели | Создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода, познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
|
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты
| Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье» Метапредметные: Познавательные: Приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста. Регулятивные: Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с посталенной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя Коммуникативные: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности |
Образовательные ресурсы | Агибалова Е.В. , Г.М. Донской. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник, - М.: Просвещение, 2014 История Средних веков. 6 класс : поурочные планы по учебнику Агибаловой Е.В. , Г.М. Донского. – Волгоград: Учитель, 2011 Мартьянова О.А. Повторение и контроль знаний. Всеобщая история. Средние века. 6 класс . Методическое пособие с электронным носителем.–М.: Издательство «Глобус», 2010г. Презентация «Что изучает история Средних веков»
|
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков |
Основное содержание темы, понятия и термины | Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков. |
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты |
Формы контроля |
Предметные |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I.Организационный момент |
| Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная |
| Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности |
|
II.Постановка учебных задач | Работа с учебником | Сообщает тему урока. Знакомит с требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (внешним видом, содержанием, условными обозначениями) Предлагает сформулировать учебные цели и задачи урока | Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков | Фронтальная |
| Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу | Работа с учебником |
III.Актуализация знаний | Беседа по вопросам | - Какую историю Вы изучали в 5 классе?
- С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
- Как первые правители германских королевств укрепляли свою власть?
| Отвечают на вопросы, приводят примеры | Фронтальная | Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют | Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить изученный материал
| Беседа по воросам
|
IV.Изучение нового материала | Рассказ учителя. Презентация по теме «Что изучает история Средних веков» | Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Устанавливают связь истории Средних веков с историей Древнего мира, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье» | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в письменной форме; составляют конспект, выделяя главное в рассказе учителя Регулятивные: определяют последовательность действий в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознают свои возможности в учении
| Записи в тетради |
| Работа с лентой времени | После просмотра слайдов презентации; прочтения раздела учебника: - Начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды
- Разделите эпоху Средневековья на основные периоды
| Самостоятельная работа | Индивидуальная | Представляют длительность исторической эпохи | Познавательные: используют знаково-символические средства Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Схема в тетради |
| Презентация учителя | Предлагает изучить виды исторических источников и ответить на вопросы: - Что такое исторические источники?
( Это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства) - Какие источники по истории Средних веков вам известны?
(Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель и т.д; Письменные: рукописи, деловые документы, законы и т.д.; Произведения искусства: иконы, фрески, статуи и т.д.)
| Изучают презентацию, самостоятельно отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Характеризуют источники, рассказывающие об исторической эпохе | Познавательные: Осуществляют анализ , выделяют существенную информацию. Коммуникативные: Осознают важность сохранения исторического наследия | Устные ответы |
V.Первичное осмысление и закрепление знаний | Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?» | Задает вопрос: - Выскажите свое мнение: заслуженно ли Средневековье называют темным временем?
(Да, т.к. в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание; действовала инквизиция) - Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средневековье?
( Средние века подарили людям множество вещей: форфор, зеркало, вилки, мыло, очки, пуговицы | Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию | Фронтальная | Дают оценку исторической личности | Коммуникативные: Формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать
| Ответы на вопросы |
VI.Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | - Какая цель, задачи стояли в начале урока?
- Смогли ли вы их достичь?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что запомнилось больше всего?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная |
| Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: Проводят самооценку своей учебной деятельности
| Оценивание работы учащихся на уроке |
| Домашнее задание | Учебник, стр.7-11; записи в тетрадях | Записывают домашнее задание | индивидуальная |
| Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
|