Урок истории . 6 класс. тема: " Введение в средневековье"
методическая разработка по истории (6 класс)
Введение в историю Средних веков
Урок – открытие новых знаний
Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с понятием «Средневековье», дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений учащихся об этапах развития истории, многообразии и неоднозначности истории; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_srednevekove_6_klass.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №1 ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Методическая разработка урока по истории
6 класс по теме
«Введение в историю Средних веков»
(§ 1, УМК Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. Всеобщая история.
История Средних веков. 6 класс. Учебник.
ФГОС / Агибалова Е.В., Донской Г.М./Под ред. Сванидзе А.А.
– М.: Просвещение, 2016.)
Разработала
учитель истории и обществознания
высшей категории
Самарина Ирина Вячеславовна
г. Южно-Сахалинск
2021
Введение в историю Средних веков
Урок – открытие новых знаний
Цель: используя исторический материал познакомить учащихся с понятием «Средневековье», дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений учащихся об этапах развития истории, многообразии и неоднозначности истории; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
3. Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
4. Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование и средства обучения: Презентация «Введение в историю Средних веков», проектор, ПК для учителя, экран.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока: мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, дети! Рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста. Начинаем наш урок. В прошлом году вы изучили…..А какой период вы изучили? (слайд 3).
Предполагаемый ответ обучающихся: История древнего мира.
Верно. А с историей каких государств мы познакомились в прошлом году? Предполагаемый ответ обучающихся: с историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима. (слайд 4)
Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
В шестом классе будет изучаться самый загадочный и самый таинственный период истории человечества. Атмосфера этого периода хорошо передана в фильме «Малифисента». (Слайд 5) Что мы с вами видим на слайде?
Предполагаемый ответ обучающихся: готический замок, всадника, волшебницу, магию.
А когда происходили эти события?
Предполагаемый ответ обучающихся: мы не знаем (в сказке, в игре и тд).
Этап урока: выявление причины затруднения
Почему мы не может это сделать?
Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией .
Этап урока: построение проекта выхода из затруднения
Какова же цель нашего урока?
Предполагаемые ответы обучающихся: познакомиться с новым периодом истории который будем изучать в 6 классе.
Какая тема нашего урока?
Предполагаемые ответы обучающихся: введение в Средневековье.
Записываем в тетрадь тему: «Введение в средневековье» (слайд 6).
Каков план нашей работы по получению новых знаний?
Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение иллюстрации, изучение исторических текстов.
Этап урока: реализация построенного проекта
Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к изучению материала давайте решим несколько ребусов и узнаем, что мы будем изучать в курсе истории Средних веков. (слайд 7-10)
Сегодня мы с вами переходим к изучению нового большого раздела в истории: периоду Средних веков или Средневековью. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим материал по истории Средних веков, с которым нам предстоит работать в течение учебного года. Так же определимся с хронологическими рамками этого периода. Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века». ( слайд 11)
Постепенно понятие «Средние века» стали использовать и историки. Но, в отличие от людей XV–XVI веков, современные учёные не разделяют мнения о Средневековье как о мрачной эпохе. Они знают, что наряду с кровопролитными войнами, страшными эпидемиями, сожжением на кострах заподозренных в вероотступничестве людей происходили и совсем другие события: строились величественные соборы, слагались великолепные песни и стихи, возникали новые государственные учреждения, совершались научные открытия. Культура и невежество, свет и мрак удивительным образом сочетались в эту необычную эпоху.
Этап урока: физкультминутка
Давайте, выполним несколько не сложных упражнений (слайд 12)
«Оружие рыцаря». Давайте встанем и представим себя рыцарями.
Стреляем из лука.
Метаем копьё.
Сражаемся мечом.
Защищаемся щитом.
Этап урока: первичное закрепление во внешней речи.
На слайде представлена лента времени. (слайд13).
Определите, каковы границы Средневековья?
Предполагаемый ответ обучающихся: Средневековье - период в истории с конца v века (476г.- с даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств) — ДО КОНЦА XV ВЕКА.
(14 слайд). В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии. Как вы думаете какие?
Предполагаемый ответ обучающихся: христианство (православное, католическое), ислам.
Люди стали пользоваться предметами первой необходимости, соблюдать гигиену, появились механические часы. В военном деле стали применять порох и огнестрельное оружие. Средневековые люди научились строить корабли, применять компас, стали открывать и исследовать новые части света. В Средние века люди узнали и убедились, что Земля – круглая.
(15 слайд). В средневековье, также как и в вашей жизни есть ключевые события, и Средние века делятся на три периода. Ра̀ннее – с V по XI век, Высо̀кое (или Зрелое) – с XI по XIV век и По̀зднее Средневеко̀вье – с XIV по XV век.
(16 слайд). Решить анаграмму и объяснить слово. (1.история,2.этнография,3.археология,4.исторический источник)
(17 слайд). Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Но следы времени нужно уметь читать. Эти следы в науке называются, как?
Предполагаемый ответ обучающихся: историческими источниками.
Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Разделяются исторические источники на вещественные, устные, письменные. Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. В отличие от истории Древнего мира, Средние века изучены гораздо лучше. Это объясняется тем, что до нашего времени дошло больше предметов быта, книг и народных преданий той эпохи. Тщательно сопоставляя эти исторические источники друг с другом, учёные трудятся над воссозданием картины прошлого. До сих пор историки совершают новые открытия, стирают «белые пятна», стремясь сделать далёкое Средневековье близким и понятным. Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.
Этап урока: самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Молодцы вы хорошо справились с заданием. Конечно, письменные источники это: дневники, договоры. Устные это: предания, притчи, баллады. Вещественные источники: одежда, монеты, оружие. Мы с вами уже довольно много знаем о Средневековье поэтому решим тест.
(18- 20 слайд). Решить тест.
- Сколько лет продолжалась эпоха средневековья?
Предполагаемый ответ обучающихся: 1000 лет.
- В средние века были изобретены
1) Телефон, телеграф, компьютер
2) Печатный станок, часы, вилка
3) Телевизор, радио, паровоз
4) Стекло, бумага, алфавит
Предполагаемый ответ обучающихся : стекло, бумага, алфавит.
- Отметьте в списке те вещи, которые появились в средние века и существуют до сих пор: солнечные часы, компас, радио, римские цифры, ножницы, алфавит, автомобиль, гербы знатных родов, порох, колесо, бумага, папирус, пергамент, брюки, электричество, календари, христианская религия, очки, пирамиды.
- К какому веку относится: 843 г.? 1453 г? 1054 г.?
Предполагаемый ответ обучающихся: 9 век, 15 век, 11 век.
(слайд 21) Молодцы вы справились с заданием, а теперь давайте придумаем рекламу, рекламный слоган предмета «История средних веков». Работа в парах и на выполнения у вас 5 минут.
Работа в парах составление слогана.
Итак, 5 минут закончилось какая пара желает показать свою работу.
Ответ обучающихся.
Молодцы.
Этап урока: включение в систему знаний и повторение
Итак, какой период в истории называется Средневековье и почему?
Предполагаемый ответ обучающихся: средневековье – это ступень между Древним миром и Новым временем, которая заняла огромный период истории человечества. Это время возникновения новых знаний, наук, государств, выборно-представительных органов в форме парламентов, генеральных штатов, кортесов и т. д. Без этой ступени невозможно было бы дальнейшее развитие человечества.
Домашнее задание: § 1. Нарисуйте средневековые изобретения, которые до сих пор используются в повседневной жизни. (слайд 22).
Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке. ( слайд 23)
Утверждения рефлексии:
Я узнал…
Меня удивило…
Я научился….
Было трудно….
Я понял..
Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в контексте введения стандартов второго поколения.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов
Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урока Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманнов Сформировать предста...
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня
Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1. Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...
Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).
Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели: Формирование и развитие у ребят ...
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
План- конспект урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....
Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса.
Презентация урока истории по теме «Средневековая деревня и её обитатели» для 6-го класса....
Урок истории в 5 классе. Тема:"Введение как заглянуть в прошлое"
Урок истории в 5 классе. Тема:"Введение как заглянуть в прошлое"презентация...