Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности
статья по истории

Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования рассматривается как совокупность знаний, умений и личных ценностных ориентаций учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tsennostnyh_orientatsiy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ценностных  ориентаций  учащихся в преподавании истории и    обществознания как фактор  социализации   личности.

Ценности- это некоторые черты, характеристики реальности относительно которых существует установка глубокого приятия, крайней желательности их воплощения.                          

Ценностные ориентации  - это относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее выступают как цель или средство удовлетворения потребностей.        

Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования рассматривается как совокупность знаний, умений и личных ценностных ориентаций учащихся.    

Ценности- это некоторые черты, характеристики реальности относительно которых существует установка глубокого приятия, крайней желательности их воплощения.

Ценностные ориентации  - это относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее выступают как цель или средство удовлетворения потребностей.

Индивидуальная система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов.

Система образования, в рамках которой становящийся человек, проводит большую часть своего времени, не может  находиться в стороне от процесса становления личной системы ценностей. Хотя в основании современного общества лежит право каждой личности на собственную систему ценностей, нельзя сбрасывать со счетов общепринятые, направленные на нравственные идеалы.

 Результат образования – это совокупность ЗУН (компетентностей) и личных  ценностных ориентаций учащихся.

Ценностные ориентации – относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают целью и средством удовлетворения потребностей.

                       А.Маслоу  «Пирамида потребностей»

              На что обращает внимание историческое и

                                                                  обществоведческое образование

        Человек

       (Личность)

Индивидуальная система                                    Общественная

ценностей-                                                            система ценностей-

создается и закрепляется                                    общечеловеческие ценности,

всем жизненным опытом                                     выработанные историей

человека                                                               человеческого общества

У подростков – ценностные ориентации незрелые, неоформленные, малоосознаваемые.

Задача образования: создание условий для узнавания ценностей, понимания и осознанного выбора.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направлений и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям и себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Навязывание ценностей невозможно, поэтому современное образование должно создавать условия для узнавания ценностей, понимания и осознанного выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу   ученика над своими действиями и поступками.

Можно выделить следующие уровни ценностей (в основе субъекты ценностных отношений (конкретные люди, небольшие и большие группы людей, нации, п/п и т.д.)

Учителю необходимо четко дозировать материал, учитывать особенности обучающихся.

                                            Уровни ценностей

Личностные          Этнокультурные   Региональные       Общенациональные                      

                                             Общечеловеческие

                                             Ценности класса

Правовые         политические      религиозные      нравственные  

эстетические     экзистенциальные                      художественные

Технология социализации

  1. структурные элементы учебного занятия
  2. вовлечение учащихся во внеурочную деятельность
  3. особенности становления и развития межличностного общения
  4. сотрудничество с учреждениями окружающего социума

Образование

  1. Воспитание – целенаправленное влияние на развитие  мотивационно -ценностной  сферы человека.
  2. Обучение – целенаправленное влияние на развитие злаково-операционной сферы человека
  3. Социализация – управляемая (1 и 2) и стихийная свободное время, соц группы, подражание
  4. Взросление – прохождение возрастных этапов (традиции школы – учет возрастных особенностей) Инновация – перевод из одного возраста в другую, конструирование  возраста посредством образования)

Эффективность социализации личности определяется не только качеством знаний – этот факт стал уже очевидным. Одним из ключевых критериев успешности социализации становится конкурентоспособность, основы которой закладываются в школе. Вот почему важно уделять внимание воспитанию способности преодолевать трудности, вступать в соперничество на олимпиаде. В спорте, на различных конкурсах.

Конкурентоспособность

  • направленность на профессию: интерес к профессии, устойчивая цель овладеть профессией, стремление к профессиональному росту;
  •  общеобразовательные компетенции – знаний, умений, особенно по предметам, профильным для будущей профессии. Способность к творческому решению задач, к рефлексам, к самореализации, работоспособность.
  • Социально и профессионально значимые качества: коммуникативная культура, организаторские способности, предприимчивость, включая и способность к разумному риску.

Новое качественное состояние выпускника можно отнести к числу стратегических ценностей.

Мониторинг: учебно-познавательной деятельности учащихся, профессионально-педагогическая деятельность учителя.

  • выявление положительного или отрицательного (проблемы, затруднения). Эффективно корректировать учебный процесс, помощь в преодолении.

Менделеев Д.И. «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»

в России воспитывать – издавно означало поучать. В последние годы трагически обострилась проблема обесценивания человека

Достоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами – отношением к старикам и детям.

Школа – это разновозрастная общность людей,  которая может жить по другим законам, нежели в повседневной жизни.

Без памяти -  нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Нет духовности – нет воспитания,

Нет воспитания – нет Человека,

Нет человека – нет Народа

Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть  жизнь, отраженная в сознании, воображении человека и она имеет ничуть не меньше значение. Люди во все времена, когда им было очень плохо, придумываем лучшую жизнь, где было то, чего хотелось иметь в реальности.

Ценностное отношение к миру, к другим людям, самому себе

Обществознание:

Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию предлагает одной из целей «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям».

  История

Развитие ценностных ориентации в курсе истории реализуется через ценностно-гуманистический и ценностно-деятельностный подходы.

Ценностно-гуманистический подход рассматривает различные конфликты в истории через поведение не только больших масс людей ими властных структур, но и отдельного человека. Важно показать, какая система ценностей, понимания добра и зла, милосердия и нетерпимости определяла поведение людей. В связи с деятельностным подходом продуктом учебной деятельности является умение решать нравственные задачи, умение строить свои поступки в зависимости от своих знаний, навыков и ценностных ориентиров.

Учащийся проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение для развития общества, личности и т.д. Основным этапом организации учебной деятельности при таком подходе является мотивационный ( проблемное задание – ситуации – внутренний интерес (актуализация личных ценностей). Обязательный этап  - коллективная познавательная деятельность, где отрабатывается умение самостоятельно формировать свою позицию по той или иной проблеме, с защитой и аргументацией.

Ценностно-ориентированный портрет (по Ковалеву С.В.)

Главное в моей жизни – 1, 2 если конечно, будут 3 и 4, 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя это не самое главное. Что касается 8,9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11,12,13,14,15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17,18 - ничего не стоят. Делать этого цель своего существования просто недостаточно.

С.В.Ковалев. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тест- опросник,  ролевая игра. М.: Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Преподавание истории и обществознания как предметов, формирующих личность ученика

Применение педагогических технологий и методик на основе гуманитарно-личностной ориентации педагогического процесса. За основу была взята система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, форм...

Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый пок...