Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности
статья по истории
Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования рассматривается как совокупность знаний, умений и личных ценностных ориентаций учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tsennostnyh_orientatsiy.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности.
Ценности- это некоторые черты, характеристики реальности относительно которых существует установка глубокого приятия, крайней желательности их воплощения.
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее выступают как цель или средство удовлетворения потребностей.
Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования рассматривается как совокупность знаний, умений и личных ценностных ориентаций учащихся.
Ценности- это некоторые черты, характеристики реальности относительно которых существует установка глубокого приятия, крайней желательности их воплощения.
Ценностные ориентации - это относительно устойчивое социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые для нее выступают как цель или средство удовлетворения потребностей.
Индивидуальная система ценностных ориентаций человека является важнейшей подсистемой личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет направленность потребностей и интересов.
Система образования, в рамках которой становящийся человек, проводит большую часть своего времени, не может находиться в стороне от процесса становления личной системы ценностей. Хотя в основании современного общества лежит право каждой личности на собственную систему ценностей, нельзя сбрасывать со счетов общепринятые, направленные на нравственные идеалы.
Результат образования – это совокупность ЗУН (компетентностей) и личных ценностных ориентаций учащихся.
Ценностные ориентации – относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным благам, которые выступают целью и средством удовлетворения потребностей.
А.Маслоу «Пирамида потребностей»
На что обращает внимание историческое и
обществоведческое образование
Человек
(Личность)
Индивидуальная система Общественная
ценностей- система ценностей-
создается и закрепляется общечеловеческие ценности,
всем жизненным опытом выработанные историей
человека человеческого общества
У подростков – ценностные ориентации незрелые, неоформленные, малоосознаваемые.
Задача образования: создание условий для узнавания ценностей, понимания и осознанного выбора.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направлений и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям и себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.
Навязывание ценностей невозможно, поэтому современное образование должно создавать условия для узнавания ценностей, понимания и осознанного выбора, стимулировать этот выбор и последующую внутреннюю работу ученика над своими действиями и поступками.
Можно выделить следующие уровни ценностей (в основе субъекты ценностных отношений (конкретные люди, небольшие и большие группы людей, нации, п/п и т.д.)
Учителю необходимо четко дозировать материал, учитывать особенности обучающихся.
Уровни ценностей
Личностные Этнокультурные Региональные Общенациональные
Общечеловеческие
Ценности класса
Правовые политические религиозные нравственные
эстетические экзистенциальные художественные
Технология социализации
- структурные элементы учебного занятия
- вовлечение учащихся во внеурочную деятельность
- особенности становления и развития межличностного общения
- сотрудничество с учреждениями окружающего социума
Образование
- Воспитание – целенаправленное влияние на развитие мотивационно -ценностной сферы человека.
- Обучение – целенаправленное влияние на развитие злаково-операционной сферы человека
- Социализация – управляемая (1 и 2) и стихийная свободное время, соц группы, подражание
- Взросление – прохождение возрастных этапов (традиции школы – учет возрастных особенностей) Инновация – перевод из одного возраста в другую, конструирование возраста посредством образования)
Эффективность социализации личности определяется не только качеством знаний – этот факт стал уже очевидным. Одним из ключевых критериев успешности социализации становится конкурентоспособность, основы которой закладываются в школе. Вот почему важно уделять внимание воспитанию способности преодолевать трудности, вступать в соперничество на олимпиаде. В спорте, на различных конкурсах.
Конкурентоспособность
- направленность на профессию: интерес к профессии, устойчивая цель овладеть профессией, стремление к профессиональному росту;
- общеобразовательные компетенции – знаний, умений, особенно по предметам, профильным для будущей профессии. Способность к творческому решению задач, к рефлексам, к самореализации, работоспособность.
- Социально и профессионально значимые качества: коммуникативная культура, организаторские способности, предприимчивость, включая и способность к разумному риску.
Новое качественное состояние выпускника можно отнести к числу стратегических ценностей.
Мониторинг: учебно-познавательной деятельности учащихся, профессионально-педагогическая деятельность учителя.
- выявление положительного или отрицательного (проблемы, затруднения). Эффективно корректировать учебный процесс, помощь в преодолении.
Менделеев Д.И. «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
в России воспитывать – издавно означало поучать. В последние годы трагически обострилась проблема обесценивания человека
Достоинство любого государства измеряется двумя обстоятельствами – отношением к старикам и детям.
Школа – это разновозрастная общность людей, которая может жить по другим законам, нежели в повседневной жизни.
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Нет духовности – нет воспитания,
Нет воспитания – нет Человека,
Нет человека – нет Народа
Жизнь существует в нескольких ипостасях. Есть объективная реальность, данная нам в восприятии. Есть жизнь, отраженная в сознании, воображении человека и она имеет ничуть не меньше значение. Люди во все времена, когда им было очень плохо, придумываем лучшую жизнь, где было то, чего хотелось иметь в реальности.
Ценностное отношение к миру, к другим людям, самому себе
Обществознание:
Федеральный компонент государственного стандарта по обществознанию предлагает одной из целей «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям».
История
Развитие ценностных ориентации в курсе истории реализуется через ценностно-гуманистический и ценностно-деятельностный подходы.
Ценностно-гуманистический подход рассматривает различные конфликты в истории через поведение не только больших масс людей ими властных структур, но и отдельного человека. Важно показать, какая система ценностей, понимания добра и зла, милосердия и нетерпимости определяла поведение людей. В связи с деятельностным подходом продуктом учебной деятельности является умение решать нравственные задачи, умение строить свои поступки в зависимости от своих знаний, навыков и ценностных ориентиров.
Учащийся проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение для развития общества, личности и т.д. Основным этапом организации учебной деятельности при таком подходе является мотивационный ( проблемное задание – ситуации – внутренний интерес (актуализация личных ценностей). Обязательный этап - коллективная познавательная деятельность, где отрабатывается умение самостоятельно формировать свою позицию по той или иной проблеме, с защитой и аргументацией.
Ценностно-ориентированный портрет (по Ковалеву С.В.)
Главное в моей жизни – 1, 2 если конечно, будут 3 и 4, 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя это не самое главное. Что касается 8,9 и 10, то это было бы очень желательно, однако это не всем удается. 11,12,13,14,15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17,18 - ничего не стоят. Делать этого цель своего существования просто недостаточно.
С.В.Ковалев. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тест- опросник, ролевая игра. М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения в процессе преподавания истории и обществознания
Работа по теме самообразования....
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
материал для уроков истории иобществознания
практические задания...
Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в условиях модернизации и развития профильной школы
Удостоверение - 2008 год, 72 часа....
"Технология развития критического мышления как средство повышения эффективности преподавания истории и обществознания"
В статье описывается опыт работы по применению ТРКМ на уроках в рамках ФГОС....
Преподавание истории и обществознания как предметов, формирующих личность ученика
Применение педагогических технологий и методик на основе гуманитарно-личностной ориентации педагогического процесса. За основу была взята система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, форм...
Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый пок...