материал для уроков истории иобществознания
материал (обществознание , 10 класс) по теме

практические задания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_zadaniya.docx69.14 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа

Первый раздел: “Что такое деятельность?”

Задание 1. Что движет человеческой деятельностью?

Мотивы – это ________________________________________________________________

Потребности - это ____________________________________________________________

________________________________ - ориентация человека на что-либо, готовность действовать определенным образом;

_____________________ – эмоционально-целостное отношение к действительности;

_____________________ – реальная причина действий, стоящая за мотивами;

Интересы по степени общности

 

 

 

 

Интересы по сфере направленности

 

 

 

 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Дать определение понятий:

 

система взглядов на мир, на место человека в нем

 

это любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права

 

присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром

 

способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах

Субъект деятельности

 

Объект деятельности

 

Результат деятельности

 

Задание 2. Решить кроссворд

Вопросы к определениям кроссворда:

по вертикали:

1. Чувство долга за что-то или перед чем-то.

2. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

3. Создание, открытие, изобретение новых духовных и материальных ценностей.

4. Система общепринятых социальных норм.

5. Индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

по горизонтали:

1. Мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения.

2. Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты.

3. Показатель эффективности экономики.

4. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.

5. Что не смог сделать “буриданов осел”?

6. Исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения.

7. Основа любой религии.

8. Способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

Задание 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

“В труде, учении, ___________(1) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_________ (2) ее способности и характерологические черты формируются в ходе жизни.

Врожденные ___________(3) организма являются лишь ___________(4) - весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________________ (5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер”.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел:

А) особенность

Б) способности

В) личность

Г) игра

Д) общество

Е) задатки

Ж) общение

3) деятельность

И) группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ню таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Второй раздел: “Познание как деятельность”

Задание 1.

1. Соотнесите ступени познавательной деятельности человека и составляющие их элементы.

Элементы:

  1. суждение;
  2. ощущение;
  3. понятие;
  4. представление;
  5. умозаключение;
  6. восприяти.

Ступени познания

А) чувственное;

Б) рациональное.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

2. Соотнесите виды человеческих знаний и иллюстрирующие их примеры

Примеры:

  1. пословицы;
  2. поговорки;
  3. притчи;
  4. теории;
  5. законы развития общества;
  6. законы развития природы.

Виды знаний:

А) народная мудрость;

Б) научные знания.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

3. Соотнесите науки о человеке и обществе и определения, раскрывающие объект их изучения.

Определения

  1. наука о функционировании и развитии народного хозяйства, принципах хозяйственной деятельности;
  2. наука о законах становления и развития общества в целом, о возникновении общественных групп и их взаимодействии между собой;
  3. наука о поведении человека в обществе, взаимодействии людей в малых группах;
  4. наука о жизни и деятельности человека в далеком прошлом;
  5. наука о возникновении и развитии правовых норм, принципах регулирования с их помощью общественных отношений;
  6. наука о проявлении государственной власти в обществе, возникновении и деятельности партий, общественных движений.

Науки: А) история; Б) экономика; В) политология; Г) социология; Д) психология; Е) юриспруденция

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Назвать термины

 

исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире;

 

совокупность психических процессов, функций и состояний, не представленных в сознании субъекта

 

подкрепленное практикой утверждение, точно отражающее действительность

 

оценочные характеристики степени человеческих знаний действительности и совпадения содержания мысли с ее объектом;

 

высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий формирование теоретических знаний, подтвержденных практикой общества;

 

достоверное знание;

 

показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях;

 

одна из ступеней познавательной деятельности;

Задание 3. Ответить на вопросы

В познании человеком окружающего мира большую роль играют пять важнейших качеств. Пять качеств:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

Философы в разное время по-разному относились к понятию познания. В зависимости от этого образовались два лагеря философов.

 

 

Они считают, что источник знаний - чувственный опыт

Они считают, что источник знаний - разум

Процесс познания складывается из следующих этапов: (я это вижу, чувствую, обоняю) к (обдумываю, размышляю) и (применяю или не применяю в жизни).

Какова же цель познания? Цель познания –

Третий раздел: “Духовный мир человека и деятельность”

Задание 1. Заполнить таблицу

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

По предназначению

Название культуры

Элитарная

Народная

Массовая

Универсальная

Содержание

 

 

 

 

Примеры

 

 

 

 

 

Культура по охвату людей

Культура большинства населения

Это культура малых групп: молодые профессии, возрастное

Секты

 

 

Духовные ценности (добавить перечень)

Музыка, ______________________________________________________

Ритуалы, ________________________________________________ гипотезы, ценностные ориентиры

Назвать проблемы духовной культуры: _________________________

_____________________________________________________________

Задание 2. Составить кроссворд, используя следующие термины:

Наука, культура, искусство, знание, религия, христианство, мусульманин, язычество, монотеизм, секты, физика, история.

Задание 3. Заполнить пропуски в таблице.

Понятие

Определение понятия

ГУМАНИЗМ

 

 

результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его формах

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ

 

 

часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты

КУЛЬТУРА ЭЛИТАРНАЯ

 

 

феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования

НАУКА

 

 

мировоззрение, совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения

2. Заполни пропуски

Основные мировые религии ___________________________________

Основные виды искусства______________________________________

Основные виды науки_________________________________________

Задачи морали: _______________________________________________

Четвертый раздел: “Материально-производственная деятельность человека”

Задание 1. Выполнить тест

1. Что такое производство?

а) процесс взаимодействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества;

б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта;

в) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные продукты (блага)

2. Как называется процесс обесценивания денег:

а) кредит;

б) инфляция;

в) действие закона стоимости

3. Что составляет основу экономики любого общества?

а) материальные и духовные ресурсы;

б) процесс производства, совершающийся при исторически определенных отношениях собственности на средства производства;

в) совокупность матер 

4. Основными измерителями экономики являются

а) прибыль, рента, ВВП;

б) % ВНП, валовые капиталовложения;

в) прибыль, ВВП, валовый оборот;

г) ВВП, ВНП

5. Верны ли суждения об экономической жизни общества?

А) Характер экономических отношений между людьми оказывает серьезное влияние на развитие производства;

Б) Проявлением экономической жизни общества является взаимодействие различных социальных групп и общественных отношений

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба не верны

6. Какое слово пропущено в схеме?

7. К практической деятельности относится

а) производство материальных благ; б) познание законов развития природы; в) формирование религиозных представлений о мире; г) сочинение музыки

Задание 2. Выполнить задания

1. Ответить на вопросы.

1. Каким должен быть современный работник?

2. Назовите особенности трудовой деятельности в материальном производстве.

3. Чем измеряется результат труда?

4. Как защитить свои сбережения от инфляции?

5. О чем свидетельствует показатели внутреннего валового продукта?

2. Проанализируйте ситуацию, предложенную на странице 214 учебника в задании 4 и на странице 193 задание 2 (выбери одну из пословиц).

Задание 3. Объяснить понятия

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

 

ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

 

ТРУД

 

Пятый раздел: “Социально-политическая деятельность и развитие общества”

Задание 1. Выполнить задания

1. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.

Базовые ценности

Идеологии

индивидуальные права и свободы личности;

неприкосновенность частной собственности;

общественная солидарность;

поддержка неимущих слоев за счет высоких налогов на богатых.

А) либерализм;

Б) социал-демократия.

 

1

2

3

4

 

 

 

 

2. Установите соответствие между политическими идеологиями и их базовыми ценностями.

Базовые ценности

Идеологии

выделение привилегированной элиты;

индивидуальные права и свободы личности;

равные стартовые возможности для всех граждан;

уважение к традициям и обычаям предков

А) Либерализм;

Б) Консерватизм

 

А

Б

 

 

Задание 2. Практическая работа с историческим документом

О политическом влиянии.

В. Гавел общественный и политический деятель, в 1989–1992 гг. Президент Чехословакии, с 1993 г. Президент Чехии.

...Политика самыми различными способами стремится как бы поглотить любую чужую позицию, впитать, интегрировать или усмирить ее, а тем самым и уничтожить ее в самобытности. Политик просто старается втянуть нас в свой мир, он всегда от нас добивается, чтобы мы его “понимали” (не считая, однако, необходимым понимать нас); он всегда утверждает, что вынужден делиться своей властью с нами, и с наибольшим удовольствием внушил бы нам всем чувство общей ответственности за свои решения (не дав при этом, разумеется, права участвовать в принятии этих решений).

В действительности все вновь и вновь подтверждает, что единственный путь к подлинному и действенному политическому влиянию — это, наоборот, именно последовательное отражение и обдумывание собственных позиций, создание собственной позитивной программы, исходящей из собственного толкования действительности в духе собственных предрасположений и интересов. Программа поддержки правительства — сама по себе — столь же беззуба и негативна, как и выступления против него; позитивная политическая программа всегда требует быть за что-то, а точнее — за себя, еще точнее — за свои подлинные интересы. Всю ситуацию необходимо повернуть так, чтобы “следующий ход” принадлежал... второй стороне: с нашей точки зрения, речь идет не столько о том, стоим ли мы на стороне правительства и какими “непредвиденными последствиями” грозят, по его мнению, наши действия, а о том, стоит ли само правительство на нашей стороне и какие труднопредсказуемые последствия, по нашему мнению, могли бы последовать за его действиями.

Речь идет, таким образом,— если говорить иными словами — о том, чтобы не отвечать на вопросы, которые задают нам политики, а, наоборот, задавать свои вопросы и заставлять политиков, чтобы они на них отвечали; не разделять с политиками их заботы, а требовать, чтобы они с нами делили наши; не стараться понимать их и вживаться в их положение; не соглашаться с тем, что ответственность за политические решения, которые касаются нас, ложится на “объективные условия”, в которых оказались те, кто их принимал, а подчеркивать обратное, что наши объективные условия создают те, кто принимает решения, касающиеся нас, а значит, их и надо считать ответственными за то, как на свои условия реагируем мы.

Гавел В. Фальшивая дилемма//Новое время. - 1990. - № 47.

Вопросы и задания: 1. Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Что значит создать свою собственную позитивную программу

Задание 3. Практическая работа

Заполни пропуски:

Исторический процесс

- это

Он состоит из ________________________________________________

Отличительная особенность исторического процесса то, что в нем есть ___________________, те, кто делают его и

________________ то на что направлены действия

(Привести примеры их проявлений) ______________________________________________

Кто является движущей силой истории?__________________________________________

Элита – это __________________________________________________________________

Историческая личность – это ____________________________________________________

Народ – это __________________________________________________________________

Культ личности – это ___________________________________________________________

Какие факторы делают возможным складывание культа личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к уроку истории в 6 классе "Древнерусское государство при князе Владимире"

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть историю  Древнерусского государства при князе Владимире, причины;процесс и итоги крещения Руси....

Исследование стратегий запоминания хронологического материала на уроках истории в 6 классе.

Работая с познавательными стратегиями запоминания хронологического материала на уроках истории, можно не только выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, но и помочь им преодолеть их....

Материал к уроку истории Древнего мира в 5 классе по теме "Греки и критяне"

Папка содержит красочную презентацию к уроку, конспект урока, карты и рабочий лист с двумя заданиями. На первых слайдах презентации ученики могут проверить свои знания по истории изученных государств ...

Обобщение опыта "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"

Обобщение опыта по теме самообразования "Активизация познавательной активности учащихся через использование краеведческого материала на уроках истории"...

Дополнительный материал к уроку истории России 9 класс «СССР в 1930-е гг. Культурная революция»

Дополнительный материал к региональному компоненту истории России (9 класс ) по теме«СССР в 1930-е гг. Культурная революция». Рассказывает о особенностях реализации программы большевиков по  ликв...

Методический материал к урокам истории и обществознания Это интересно: «Русские меры»

Данный материал будеет интересен как на уроках истории так и обществознания...

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....