Преподавание истории и обществознания как предметов, формирующих личность ученика
статья
Применение педагогических технологий и методик на основе гуманитарно-личностной ориентации педагогического процесса. За основу была взята система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека и перенесена на уроки истории и обществознания, поскольку предметы гуманитарного цикла оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка, приобщают учеников к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями, формируют личностные универсальные учебные действия и социально значимые компетенции обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prepodavanie_istorii_i_obshchestvoznaniya_kak_predmeta_formiruyushchego_lichnost.docx | 15.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание истории и обществознания как учебных предметов,
формирующих личность ученика
Применение педагогических технологий и методик на основе гуманитарно-личностной ориентации педагогического процесса позволяет учителю достигнуть высоких результатов в процессе обучения. Ведь в процессе обучения учитель ориентируется на личность ученика, его индивидуальные особенности и образовательные потребности, что позволяет раскрыть сильные стороны личности обучающегося и достигнуть поставленных целей наиболее результативно. При формировании своей авторской педагогической технологии мною за основу была взята система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Рассмотрим подробнее данную технологию. Евгений Николаевич Ильин являлся учителем русского языка и литературы одной из школ города Санкт-Петербурга. Будучи педагогом, он разработал свою уникальную педагогическую концепцию – преподавание литературы как учебного курса, в основе которого лежит нравственно-этическая составляющая, которая позволяет учителю при взаимодействии с учеником на уроках сформировать в ученике всесторонне развитую, осознанную личность – человека. Основной метод, использовавшийся Е.Н.Ильиным это метод духовно-нравственного контакта и общения с обучающимися, который базируется на понятиях личность человека, нравственность, мораль, духовность. Тем самым учащийся на уроках литературы воспринимает произведения и героев не как абстрактных персонажей, а как личностей, поступки и слова которых он может оценить, сопоставить с собственными убеждениями и делами и прийти к соответствующим выводам. Урок литературы, по мнению Евгения Николаевича Ильина, – это процесс, формирующий человека (т.е. личность ребенка). Урок – это общение, своего рода искусство и приобщение ученика к реальной жизни через призму изучения литературных героев, это так же новые открытия, это совместное творчество писателя и преподавателя – в виде своеобразного спектакля; это совместная деятельность на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Роль учителя в соответствии с концепцией автора не сводится к простой трансляции общих фактов, учитель – человек творческий, он выступает в общении с ребенком на уроке в качестве сценариста и режиссера урока, исполнителя и взыскательного литературного критика.
В данной системе уроки выстраиваются как общение между учеником и учителем, в рамках которого происходит коммуникативный обмен мыслями, рефлексия, устанавливается отношение ребенка к собственным словам и поступкам. В результате учитель ведет урок в форме риторической беседы с обучающимися, выстраивая диалог и вопросы к ученикам таким образом, чтобы ученики сделали выводы, пришли к определенной оценке поступков и поведения литературных героев. Во время урока важное значение имеет поиск и установление связей изучаемого литературного произведения с другими текстами и источниками, проведение параллелей и сравнений.
Узнав об авторской педагогической системе Е.Н.Ильина, я заинтересовалась ею. Изучив данную технологию, я решила использовать ее в своей педагогической практике учителя. В соответствии с идеями Ильина я разрабатывать свои уроки истории и обществознания.
Данная концепция, на взгляд, может эффективно использоваться и на уроках истории и обществознания, поскольку предметы гуманитарного цикла оказывают значительное влияние на формирование личности ребенка, приобщают учеников к социальному опыту, накопленному предыдущими поколениями, формируют личностные универсальные учебные действия и социально значимые компетенции обучающихся. Ведь литература и история это одни из самых важных учебных предметов, в процессе изучения которых формируется мировоззрение ученика. Ведь каждому литературному герою, каждому историческому деятелю мы даем определенную оценку в процессе изучения темы на уроке, оцениваем сильные и слабые стороны их личностей, сопоставляет с собой и современностью.
Педагогическая система Ильина позволяет так же реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ведь, по мнению Евгения Николаевича, учитель и ученик исполняют не пассивные роли, а становятся активными участниками урока. Учитель, используя различные педагогические приемы, организует работу на уроке таким образом, что ученики включаются в образовательный процесс, дают ответы на проблемные вопросы, поставленные учителем, находятся в процессе активного поиска истины, привлекают свой социальный опыт и знания, чтобы дать оценку сюжету, действиям литературных героев, а применительно к урокам истории – исторических личностей. Ильин считал необходимым поставить перед учащимися такой проблемный вопрос или учебную задачу, которая бы позволила с позиций нравственности и морали оценить изучаемый материал. Важной составляющей является эмоциональная вовлеченность учащихся, их сопереживание изучаемым героям, сопоставление с собственным опытом и проведение параллелей с реальной жизнью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная технология как одно из средств совершенствования качества преподавания истории и обществознания.
Статья об организации проектной деятельности на уроках истории и обществознания, в краеведческой деятельности....
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».
Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...
Материал выступления на городском семинаре учителей истории и обществознания «Проектируем урок, формирующий УУД» Козюриной О.Г
Характеристика линии УМК по истории основной школы авт. А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. (5—9 классы) и линия учебно-методических комплексов (УМК) под редакцией Л. Н. Боголюбова. Обществознание...
Использование технологий проблемного обучения и личностно-ориентированного подхода на уроке литературы как предмета,формирующего личность человека (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")
Цели: 1.Формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла;о месте человека в мире и его ответственности ха этот мир.2.Развитие чувства милосердия и сострадания , неприятие ...
Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности
Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования ...
Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.
Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый пок...