Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для 7 класса
рабочая программа по истории (7 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой, Москва « Просвещение»,2013 г.
История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете «История» заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных (при умственной отсталости) высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.
Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.
Программа по истории включает:
7 класс — «История Отечества» (Древняя Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю; 68 часов в год.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционно-педагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов:
- принцип цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- принцип экзистенциальности, позволяющий обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- принцип объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень
Учащиеся должны знать:
- Названия древних городов Руси (3—6 названий);
- Основные события периодов:
IX в. — первое Древнерусское государство (Киевская Русь);
X в. — Крещение Руси;
XI в. — Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром;
XI—XIII вв. — расцвет культуры Древней Руси;
XI – XV - вв. Раздробленность русских земель. Монгольское нашествие. Свержение Золотой Орды.
XVI – XVII – Объединение земель вокруг Москвы, эпоха Ивана IV. Смутное время. Земский собор 1613 г. Развитие сословных отношений. Культура и духовность России.
Учащиеся должны уметь:
• Объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
возникновения языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремесел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX—XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
Возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
• описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц (Игорь, Ольга, Владимир, Иван Грозный, Борис Годунов, Лжедмитрий и др.);
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры;
2-й уровень
(предполагает сокращение объема сведений по сравнению с 1-м уровнем). Учителю для осуществления контроля за усвоением знаний рекомендуется использовать опорные вопросы, словарные слова, перечень конкретных заданий, например:
- Как возникла Золотая Орда?
- Объясни, почему монгольские племена покорили Россию и соседние с ней государства?
- Назови причины упадка Киевской Руси после правления Ярослава.
- Подчеркни, в каком веке началось образование единого Московского государства: X в., XII в., XVI в.
- Какие реформы провел Иван Грозный в период своего правления (используй для ответа слова: судебник, присоединение, продвижение, расширение связей с...)?
- Объясни, чем занимались купцы, служилые люди, крепостные крестьяне, священники.
Назови главные торговые и культурные города России XVI—XVII вв.
Учащиеся должны знать:
- названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль;
- исторические имена (3—5 имен);
- главные исторические события от Крещения Руси до Куликовской битвы.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять значение слов и понятий в контексте изучаемых тем;
• устанавливать (по вопросам учителя) причины:
- возникновения верований на основе явлений природы;
- возникновения разнообразных видов труда;
- возвышения среди племен отдельных личностей;
- объединения соседних племен;
- возникновения государства;
- Крещения Руси;
- распада Киевской Руси.
Тематический план
Перечень разделов и тем | Количество часов |
Раздел I. Древняя Русь | 38 ч |
Повторение | 2 ч |
Тема 1. Происхождение славян | 4 ч |
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) | 3 ч |
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян | 4 ч |
Тема 4. Культура и верования восточных славян | 3 ч |
Тема 5. Создание Древнерусского государства | 6 ч |
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) | 4ч |
Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) | 4 ч. |
Тема 8. Феодальная раздробленность русских землях (XI – XV вв.) | 5 ч |
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) - 3 часа. | 3 ч. |
РазделII. Русь в борьбе с завоевателями (XIII–XVвв.) | 13ч |
Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь | 5 ч |
Тема 2. Объединение русских земель против монголо – татарского нашествия | 4 ч |
Тема 3. Образование единого Московского государства. | 4 ч. |
Раздел III. Единое Московское государство | 17 ч. |
Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) | 6 ч |
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых | 6 ч |
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. Итого: | 5 ч 68 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Содержание урока | Словарь | Дата проведения урока | |||||||||
по плану | по факту | ||||||||||||
Раздел I. Древняя Русь – 38 часов. Повторение – 2 часа | |||||||||||||
Повторение. Что изучает история. | Повторение. Начальные представления об истории. | ||||||||||||
Повторение. Счёт лет в истории. | Повторение. Счёт лет в истории. Лента времени. | ||||||||||||
Тема 1: Происхождение славян – 4 часа | |||||||||||||
Славяне и их предшественники на рубеже III-IIтыс. до н.э. | Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. | Славяне. Коренные народы. Предшественники. | |||||||||||
Ветви славян и славянских языков. Переселение народов в VI—VIII вв. | Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.).Переселение народов в VI—VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и ВосточнойЕвропы. | Племена. Переселение. | |||||||||||
Характеристика мест проживания славян | Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазар. | ||||||||||||
Славяне-воины. Борьба славян со степными кочевниками. Походы на Византию. | Славяне-воины. Борьба славян со степными кочевниками. Походы на Византию. | Кочевники. | |||||||||||
Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) – 3 часа | |||||||||||||
Особенности проживания восточных славян. Соседи восточных славян. | Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен. | ||||||||||||
Роды и племена восточных славян. | Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. | Община. Старейшина. | |||||||||||
Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. | Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. | Град. Знать. Старейшина. Вече. Полюдье. | |||||||||||
Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян – 4 часа | |||||||||||||
Занятия восточных славян. | Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. | Бортничество. | |||||||||||
Быт и ремесла восточных славян. | Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. | Быт.Ремесла. | |||||||||||
Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». | Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». | Обмен. Торговый путь. | |||||||||||
Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. | Возникновение городов – центров ремёсел, торговли, административного управления. Киев и Новгород - развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. | ||||||||||||
Тема 4. Культура и верования восточных славян - 3 часа. | |||||||||||||
Верования восточных славян. | Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. | Язычество. | |||||||||||
Обряды и языческие праздники восточных славян. | Обряды восточных славян; культ предков.Свадебные и похоронные традиции.Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. | Культ. Традиции. | |||||||||||
16. | Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи. | Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи. | Фольклор. | ||||||||||
Тема 5. Создание Древнерусского государства – 6 часов. | |||||||||||||
17. | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов. | Государство. | ||||||||||
18. | Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. | Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». | Вотчина. Смерд. Холоп. | ||||||||||
19. | Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). | Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). | |||||||||||
20. | Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород. | Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др.
| |||||||||||
21. | Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве. | Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию. | Колония. Караван. | ||||||||||
22. | Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. | Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир.Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен | Князь. | ||||||||||
Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) – 4 часа. | |||||||||||||
23. | Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. | Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв.Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. | Религия. Ислам. Иудаизм. Христианство. | ||||||||||
24. | Крещение Руси. | Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. | Крещение. | ||||||||||
25. | Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития. | Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развития культуры. | |||||||||||
26. | Отличия католической и православной ветвей христианства. | Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси. | |||||||||||
Тема 7: Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978 – 1054) – 4 часа. | |||||||||||||
27. | Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. | История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. | Могущество. | ||||||||||
28. | Киев — один из крупнейших городов Европы. | Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. | Зодчество. | ||||||||||
29. | Внешняя политика Ярослава Мудрого. | Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Европы. | Наречение. Дипломатия. | ||||||||||
30. | Начало русского законодательства. | Законотворчество в Киевской Руси. Русская Правда — свод древнерусского феодального права. | |||||||||||
Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) – 5 часов. | |||||||||||||
31. | Владимир Мономах- последний правитель единого древнерусского государства. | Великий князь Владимир Мономах. Мероприятия Владимира Мономаха. Поучения Владимира. Память о Мономахе в истории Киевской Руси (1113 – 1125). | Завещание. Престолонаследие. Междоусобица. | ||||||||||
32. | Русская летопись «Повесть временных лет». | Словарная работа: летопись, летописец. Летописец Нестор. «Повесть временных лет». | Летопись. | ||||||||||
33. | Раздробленность русских земель. | Раздробленность Руси. Причины распада. Положительные и отрицательные стороны распада. | Раздробленность. | ||||||||||
34. | Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика. | Географическое положение Новгорода. Занятия и торговые пути новгородцев. Новгородская республика. | Вече. Посадник. Республика. | ||||||||||
35. | Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. | Князь Юрий Долгорукий. Ростово – Суздальское княжество в XII веке. Деятельность Юрия Долгорукова. История возникновения Москвы. | Пограничная застава. | ||||||||||
Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) – 3 часа. | |||||||||||||
36. | Русская культура в XII -XIII веках. Развитие письменности. Литературные памятники. | Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами). | Письменность. Памятники. | ||||||||||
37. | Русская культура в XI – XIIIвеках. Ремесло и архитектура. | Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др. Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др. | Церковь. Собор. | ||||||||||
38. | Русская культура в XII - XIII веках. Развитие русской иконописной школы. | Первые иконописцы. Творчество Андрея Рублёва. | Икона. Иконопись. Духовная культура. | ||||||||||
Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) – 13 часов. Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь - 5 часов. | |||||||||||||
39. | Образование государства монголо- татар. | Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русско-половецкого войска от кочевников. | Пастбища. Каган (каганат). | ||||||||||
40. | Нашествие монголо- татар на Русь. | Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. | Вторжение. Разорение. Осада. | ||||||||||
41. | Монгольские завоевания в Европе. Завоевание Киева. | Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. | Завоевание. | ||||||||||
42. | Последствия монгольских завоеваний для Руси. | Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. | |||||||||||
43. | Борьба с рыцарями-крестоносцами. | Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги. | Рыцари – крестоносцы. | ||||||||||
Тема 2. Объединение русских земель против монголо – татарского нашествия – 4 часа | |||||||||||||
44. | Восстановление сельского и городского хозяйства на Руси. | Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. | Десятина. | ||||||||||
45. | Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). | Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. | |||||||||||
46. | Начало объединения русских земель. | Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. | |||||||||||
47. | Куликовская битва. | Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. | |||||||||||
Тема 3. Образование единого Московского государства - 4 часа | |||||||||||||
48. | Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. | Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. | |||||||||||
49. | Освобождение Руси от иноземного ига. | Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. | |||||||||||
50. | Государственное устройство Московской Руси. | Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). | Централизованное государство. Бояре Дума. Судебник. | ||||||||||
51. | Роль Русской православной церкви в объединении русских земель. | Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа. | |||||||||||
Раздел III. Единое Московское государство – 17 часов. Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) - 6 часов. | |||||||||||||
52. | Первый русский царь-Иван IVГрозный. | Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. | Самодержец. | ||||||||||
53. | Опричнина Ивана Грозного. | Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. | Опричнина. | ||||||||||
54. | Характер уклада жизни в городе.Зарождение казачества. | Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. | |||||||||||
55. | Местничество. Роль Земских соборов. | Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. | Местничество. | ||||||||||
56. | Реформы Ивана Грозного. | Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. | Стоглавый собор. | ||||||||||
57. | Присоединение к Российскому государству Поволжья и Сибири. | Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская война за выход в Балтийское море. | Казачество. Земский собор. Реформатор. | ||||||||||
Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых -6 часов. | |||||||||||||
58. | Крепостные крестьяне. | Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. | Крепостные крестьяне. | ||||||||||
59. | Правление Бориса Годунова. | Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. | |||||||||||
60. | Смутное время. Семибоярщина. Освободительная борьба русского народа против польского засилья. | Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. | Престол. Заговор. Смутное время. | ||||||||||
61. | Начало правления династии Романовых. | Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. | |||||||||||
62. | Возникновение сословий. Укрепление церкви, монастырей. | Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. | Сословие. | ||||||||||
63. | Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). | Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). | Кризис. Патриарх. Монастырь. | ||||||||||
Тема 3. Культура в Российском государстве XVI–XVII вв. – 5 часов. | |||||||||||||
64. | Завершение формирования русской народности и единого русского языка. | Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии. Распространение рукописных книг. | Народность. Просвещение. | ||||||||||
65. | Иван Федоров. Развитие книгопечатания. | Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». | |||||||||||
66. | Развитие науки. Великие географические открытия. | Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). | Первопроходцы. | ||||||||||
67. | Развитие архитектуры и живописи. | Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества. | Архитектура. Живопись. Искусство. Шедевр. | ||||||||||
68. | Быт народа и высшего сословия. | Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Литература (основная):
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. История Отечества. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва « Просвещение», 2017 г.
Пузанов Б.П., Бородин О.И., Сековец А.С., Редькина Н.М. История России.7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Владос», 2015 г.
- Литература(дополнительная):
Пузанов Б.П., Бородин О.И., Сековец А.С., Редькина Н.М. Учебно – методическое пособие. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Москва «Владос», 2015 г.
В.М. Мозговой, О.Ю. Вишневская, В.С. Деришева, Т.П. Журавлёва. Разноуровневые тестовые задания по истории
в 7 – 9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, Киров,2016 г.
- Карта: « Киевская Русь в IX – XIII вв.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Истории Отечества 9 класс
Програма разработана в соответствии образовательных сатндартов второго поколения. Базовый уровень 35 часов....
рабочая программа по истории отечества 7 класс
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изу...
рабочая программа по истории отечества 9 класс
Рабочая программа по истории России составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронко...
Рабочая программа по истории отечества 8 класс
Рабочая программа по истории в 8 «б» кл. разработана в соответствии· с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 2...
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества 9 класс
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества для учащихся с нарушением интеллекта. 9 класс....
Адаптированная рабочая программа курса "История Отечества"
Адаптированная рабочая программа курса "История Отечества" для учащихся 7-9 классов с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)...
Адаптированная рабочая программа по истории Отечества, 8 класс
Рабочая программа...