Урок по истории "Начало правления Ивана Грозного".
план-конспект урока по истории (7 класс)

Урок для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_pravleniya_ivana_groznogo_.docx989.88 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

 Начало правления Ивана Грозного.

ЦЕЛИ:

1.Образовательные:

Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича

2.Развивающие:

Развивать навыки работы с историческим источником, углубить навыки устно-монологической речи при составлении устного ответа, развивать  умение сопоставлять факты, анализировать и делать  выводы

3.Воспитательные:

Прививать интерес к историческому прошлому России.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, проектор, раздаточный материал, вкладки для доски.

ХОД  УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ

  1. Подготовительный этап к изучению нового материала.

Актуализация знаний.

А) СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (слайд 1)

- Ребята, сегодня мы вновь встречаемся с историей нашей страны. А начать я хотела  бы не с озвучивания темы урока, а со строк из произведения

М.Ю. Лермонтова « Песня про купца Калашникова»: 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

- Определите по этому отрывку, о ком сегодня пойдет речь. Как бы вы сформулировали тему нашего урока?  ( Правление Ивана Грозного)

Учитель: Сегодня на уроке:

  • мы постараемся выделить, что повлияло на становление личности Ивана Васильевича,
  • оценим  роль  реформ, проводимых Иваном IV совместно с Избранной радой.

   Прежде  чем начнем проводить  исследование  «Начало государственной деятельности Ивана Грозного» предоставляю слово выступающим.

Б ) Слово  детей …

 

Дети рассказывают о Иване Грозном.

    Кто же он – Иван IV? Иван Грозный – величайшая загадка русской истории. Личность, о которой уже более 400 лет не умолкают споры. Одни считают его личностью прогрессивной для своего времени и даже гениальной, удвоившей владения России и впервые создавшей на славянских землях крепкую государственную власть. Другие, наоборот, считают его душевнобольным человеком, превзошедшим по своей жестокости Нерона и Калигулу. Третьи, говорят о том, что это была личность, не понятая своим временем.

   Внук Ивана Ш, потомок Александра Невского. Князь Иван Васильевич прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту рождения Иоанна были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда  Иоанн будет у власти. Рано оставшись сиротой, Иван IV рос в Кремле среди бояр, князей и вельмож, которые управляли страной от его имени. Мальчик жил в атмосфере ссор, вражды между боярами, которые заботились только о своем богатстве, а не о судьбе страны.  Это было время Боярского правления.

     Итак, ребята, нам необходимо проанализировать характер Ивана Грозного от имени историков.

Класс разбивается на группы, каждая из которых получает свое задание.

ЗАДАНИЕ: проанализировать характер Ивана Грозного от имени историка. (Слайд)

Алгоритм работы в группе:

  1. Прочитать текст.
  2. Определить основные черты характера Ивана Грозного по мнению историков.
  3. Что повлияло на становление личности первого русского царя?

Анализ документов учащимися в группе:

Первая группа анализирует документ:

Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».

Вторая группа анализирует документ:

Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:

«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».

Третья группа анализирует документ:

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).

«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»

ВОПОС: Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества характера отмечают русские историки?  (Слайд)

 ( Ответы учащихся)

( Учитель подводит микро-итог)

-Да, действительно безобразные сцены боярское своеволия,  насилий развили в нем подозрительность, ненависть к боярам, робость и в тоже время приступы яростного гнева. Так царь рос до 16 лет.

    ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ: (во время ответов демонстрируются портреты историков) (Слайды)

3. Основной ход урока:

   И вот, когда  Иоанну исполняется 16 лет, он принимает очень важное для себя и России решение. Стать царем всея Руси.

   Иван Грозный  понимал, что России необходимо укрепление централизации русского государства, сильная монархическая власть, так как бояре своей деятельностью мешали продвижению государства.

   Юное, пылкое сердце его хотело открыть себя перед лицом России: он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву избранных людей, всякого чина, для важного, государственного дела. Они собрались – и в день воскресный после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, боярами, дружиною воинской на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Государь поклонился на все четыре стороны и начал говорить: «Люди Божии и нам Богом дарованные!  Молю вашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от притеснений, грабительства. Оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия вам и защитник!»

   16 января 1547 г.  состоялось венчание Ивана Васильевича на царство.

Ребята, вашему вниманию предоставляется отрывок из кинофильма «Иван Грозный». Во время просмотра необходимо быть внимательными, так как затем вам предстоит ответить на те вопросы, которые находятся у вас на карточке красного цвета.

( Показ отрывка венчания на царствование  из кинофильма « Иван Грозный»)

  1. Что такое венчание на царство?      

( Венчание на царство — церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III) (Слайд)

  1. Перечислите символы царской власти.

Скипетр – украшенный жезл

Держава – золотой шар с крестом наверху.

Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь  царь великий князь Иван Васильевич всея Руси».  Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха»,  скипетр, держава.

  1.  Как вы думаете,   какое значение  имело такое событие, как венчание на царство?

  ( Ответы учащихся)

  ( Учитель подводит микро-итог)

  • Теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся  царю Ивану IV.
  •  Европейские монархи относились к нему как к равному себе.
  • Те, кто выступал против его воли, подвергались немилости царя и расправе.

 Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его советники, которых стали называть Избранной радой (совет).

 Что же такое Избранная рада? Ребята, нам необходимо обратиться к словарю учебника на  стр. 49.

Избранная Рада (словарь - стр. 49) – неофициальное правительство, созданное из кружка приближенных к Ивану Грозному людей.

 Работа с книгой. (слайд)        

А теперь нам нужно определить персональный состав Избранной рады

Для этого мы обращаемся к тексту учебника на стр.44 и выделяем всех тех, кто входил в Избранную раду.

ИЗБРАННАЯ РАДА (1549)

  • 1. священник Сильвестр
  • 2. князь Андрей Курбский
  • 3. боярин Иван Висковатый
  • 4. дворянин Алексей Адашев – возглавил
  • 5. Князь М. Воротынский
  • 6. боярин И. Шереметьев
  • 7. митрополит Русской православной церкви Макарий

  Записывают в тетради

В нее входили: думный дворянин Алексей Адашев, глава Посольского приказа Иван Висковатый, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский и другие.

Обратимся с вами к документу, который распечатан на бумаге серого цвета. Это так называемая «Степенная книга».

Вопрос: Опираясь на отрывок из Степенной книги, объясните, в чем заключалась деятельность Избранной рады?

Работа с документом стр.48 учебника. Вопрос: Могла ли деятельность Избранной рады ограничить власть царя?

Став царем всея Руси Иван Грозный стал проводить реформы.

Что такое реформы? Итак, предлагайте (в центре доски написано слово «Реформа» - преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны общественной  жизни. (стр.21 в учебнике).

Прежде чем мы будем говорить о реформах, нам необходимо  выделить те предпосылки, которые  способствовали тому, что Иван Васильевич

согласился на проведение реформ.  Для этого  открываем текст учебника на стр. 44, внимательно изучаем  и выделяем  предпосылки.

 (работа с учебником стр. 44 п.4 московское восстание 1547г.)

Итак, реформы Иван Грозный проводил совместно с Избранной радой.

Какие это были реформы, на что были направлены эти реформы?

Чтобы это узнать вы будете работать в паре. Задание: используя текст учебника стр.45-47  и раздаточный материал,  вам  необходимо заполнить таблицу «Реформы Избранной рады».

Затем проверим, что у вас получилось.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (демонстрируются слайды)

  1. Впервые в 1549 году основан Земский Собор (сословно - представительный орган при царе). На нем были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.
  1. Что представлял собой Земский собор?
  2. Когда он был созван?
  3. Каков был его состав?
  4. Представители какого сословия не приглашались на Земский собор и почему?
  5. Ограничивал ли он власть царя?

Картина:  Давайте посмотрим, что представлял собой Земский собор. Вот как его изобразил знаменитый художник, пишущий картины на историческую тему, Сергей Иванов

Вывод: таким образом, в России стала формироваться сословно- представительная монархия (словарь стр.49).

  1. В 1550 году принят новый Судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.

(Пожилое - в XV-XVII вв. денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельцев в Юрьев день. 

Юрьев день – 26 ноября

Каким по счету был этот Судебник?)

  1. Созданы приказы, каждый из которых ведал определенными делами.

(Что такое приказы – стр.34)

  1. В 1551 году созван церковный Собор (Стоглавый), он привел к единству церковные обряды, канонизировал местных святых, разработал правила поведения для духовенства с целью повышения его образовательного и нравственного уровня.
  2. В 1550 году – военная реформа: ограничение местничества на время военных действий, создание избранной тысячи. Появление стрелецких полков, служивших за жалование.

(Что же такое местничество? )  Ребята, нам необходимо обратиться к словарю учебника на  стр. 49.

  1. В 1556 г. принято Уложение о службе, определявшее нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев. (С каждых 100 четвертей земли – 150 десятин, или 170 гектаров – должен был явиться на службу один вооруженный конный воин.  Если земли было 200 четвертей, то ее владелец должен был привести с собой еще одного вооруженного человека.

Итак, появилась дворянская конница и стрелецкая пехота.

Картина:  :   Посмотрите, что представляло собой войско на картине «Смотр служилых людей» знаменитого художника С. Иванов

Задание. Ребята, а сейчас представьте, что вы – исследователи древних текстов. Вам будет предложено «перевести» текст исторического документа, распечатанного на бумаге белого цвета. Для этого прочитайте текст в  учебнике на стр.46 и объясните слова, выделенные в документе.

  1. В 1556 году – реформа местного самоуправления: наместники стали получать жалованье, вместо «кормления».

Объясните, что такое кормление (стр.34)

Местное население само выбирало управителей: губных старост - из землевладельцев (губа – округ), земских старост - из черносошных крестьян и излюбленных голов (в городах), т.е. городовых приказчиков.

Вопрос: Какими полномочиями наделялись выборные органы?

(вершили суд, следили за соблюдением законов и порядка, осуществляли сбор податей, органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения)

  1. Был изменен порядок налогообложения – установлена единица налогообложения (соха) и размер взимаемых с нее повинностей (тягло).

Как вы думаете, на что были направлены реформы Избранной Рады?

Давайте, сформулируем вывод:  Реформы 50-х гг. XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилению власти царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. 

(Итак, какой мы можем сделать вывод? Каково значение реформ Избранной рады? (реформы улучшили работу государства, царь стал советоваться с народом, усилилась ответственность бояр за свои действия, улучшилось управление государством, с помощью выборного самоуправления царь разделил власть с народом, усилилась мощь государства)

Вывод:

   Иван Васильевич провел много реформ, но сегодня мы исследовали только начало государственной деятельности  царя.

  Скажите, пожалуйста, в чем вы видите значение реформ Избранной рады?

( Ответы учащихся)

( Подведение микро-итога.)

-Да, проведенные реформы были направлены на развитие государства, хотя и сопровождались жестокостью.

-На следующем уроке мы продолжим исследование  реформ и государственной деятельности Ивана Грозного и узнаем много интересного из истории Московского государства.

Рефлексия (заполняют лист самооценки) На столах находятся вопросы, распечатанные на бумаге зеленого цвета, оцените свою работу за урок

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

Реформы Ивана IV и Избранной рады

Дата

Реформа

Содержание

 

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

 1) Что такое «венчание на царство»?

 2) Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

  1. Что такое «венчание на царство»?
  2. Перечислите символы царской власти.

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

_____________________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

_________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

_________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

__________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

__________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

___________________________________________________________________________

Рефлексия (заполняется  лист самооценки)

1. Оцените свою работу за урок

2. Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось?)

3. Что было самым трудным?

4.Что так и осталось непонятным?

_____________________________________________________________________________

Первая группа анализирует документ:

Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».

_________________________________________________________

Вторая группа анализирует документ:

Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:

«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».

Третья группа анализирует документ:

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).

«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»


D:\Таня\Учеба\ДИПЛОМ\части диплома\технокарты\памятки\Слайд2.JPG


D:\Таня\Учеба\ДИПЛОМ\части диплома\технокарты\памятки\Слайд3.JPG

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

ИЗМЕНЕНИЕ

В КАКОЙ – ЛИБО СФЕРЕ ЖИЗНИ

ПЕРЕУСТРОЙСТВО

К.-Л. СТОРОНЫ

ОБЩЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНИ

УКРЕПЛЕНИЕ

И ОБНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕН-НЫХ ОСНОВ

НОВОВВЕДЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"

Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....

Цикл уроков по теме "Правление Ивана Грозного"

Уроки по темам "Реформы Мвана Грозного", "Опричнина и её последствия", повторительно-обобщающий урок - суд "Иван Грозный: великий реформатор или великий тиран?"...

Открытый урок "Правление Ивана Грозного"

Открытый урок "Правление Ивана Грозного"...

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Урок "Правление Ивана Грозного"

Это методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного"....

презентация к уроку по истории "Начало правления Ивана Грозного"

1.Падение Избранной рады.2.Расправа царя с приближенными.3.Опричники и опричнина.4.Поход на Новгород и борьба с Крымом.5.Итоги опричнины....

Презентация к повторительному - обобщающему уроку по теме "Правление Ивана Грозного"

Повторение в занимательной форме. Можно использовать по теме "Правление Ивана Грозного"...