Открытый урок "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
Открытый урок "Правление Ивана Грозного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pravlenie_ivana_groznogo.rar | 402.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый Урок « Правление Ивана Грозного»
План урока
Цель: рассмотреть становления российского
централизованного государства в XVI b.
Задачи урока
- Охарактеризовать личность, взгляды и политику Ивана IV.
- Охарактеризовать органы власти централизованного Российского государства, как сословно-представительной монархии.
- Показать особенности формирования сословий российского общества в начале XV – XVI bв..
- Проанализировать политику опричнины, ее итоги и последствия, спровоцировавшие кризис государства и общества.
Оборудование
- Карта
- Портрет Ивана Грозного
- Таблица
- Карточки задания
а) схема органов государственного управления
б) сословия российского общества
в) что мы знаем / что мы узнаем нов
г) список групп
5. Презентация
Ход урока
Вводное слово учителя.
1.Прежде чем начать разговор о правлении Ивана Грозного давайте заполним первую колонку таблицы.
Что мы знаем о Иване Грозном? | Что нового узнали на уроке? |
2.Мало найдется в отечественной истории периодов, которые привлекали бы к себе столь стойкий интерес, как время царствования Ивана Грозного. Пожалуй, только петровское и сталинское правления могут соперничать с этой эпохой популярности. Эпоха Ивана Грозного, кровавая, наполненная блеском лат и звоном боевого оружия, звучащая криками из застенков - какой вызов бросает она ученым. Лучшие историки России пытались дать правильную оценку мрачному и героическому правлению первого русского царя, объяснить причудливое переплетение противоречивых исторических событий, встроить ее в поток русской и европейской истории. Иван IV Васильевич венчался на царствие в 1547г в 16 лет. Опираясь на «Избранную раду» Курбский, Адашев, Сильвестр и др. Иван IV провел реформы с целью укрепления центральной власти:
- Упорядочил систему управления страной
- Принял Судебник 1550г.
- Провел военную реформу
- Сформировал приказную систему
- Учредил Земский собор (1549г.)
Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть все эти преобразования, проводимые в России XVI.
1.Послушаем сообщение о Иване Грозном
(сообщение и презентация подготовлены учащимся)
2.Рассмотрим систему управления страной созданной в царствование Ивана Грозного
Работа в группах по карточкам и учебникам.
Царь(государь
Боярская дума
Земский собор
Приказы
Казна Дворец
Когда возникли и какие функции выполняли эти органы власти?
3.Беседа учителя. В 1550г. был принят новый судебник («Юрьев день», ограничивал финансовые привилегии монастырей, усилил роль царя в принятии новых законов)
Важные изменения произошли в армии. Ядром армии стали дворянские полки и новые подразделения - стрелецкие полки.
4. В эпоху создания централизованного государства в русском обществе многое изменилось. У сословий, существовавших в России были признаки присущие сословиям западного общества (Какие сословия там существовали?) Но были и свои особенности.
Работа в группах. Cоставляем схему «Сословия российского общества XVI»
5.Опричнина (беседа учителя)
Отвечаем на вопросы:
А) что являлось главной целью политики опричнины?
Б) какие результаты имела политика опричнины?
Заполняем вторую часть таблицы
6, Подведение итогов
Что мы знаем о Иване Грозном? | Что нового узнали на уроке? |
Система управления страной
Царь (государь) 1547 г.
издавал законы, командовал войсками, возглавлял суд
Боярская дума
совещательный орган, обсуждались хозяйственные, дипломатические и военные вопросы
Земский собор (1549 г.)
-сословно-представительный орган власти
Приказы
новые органы власти, ведавшие конкретными государственными делами
I.
.
1497г. - принят новый судебник - общерусский свод закон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....
Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"
Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"...
Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.
Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
Открытый урок на тему "Начало правления Ивана Грозного.Реформы Избранной Рады"
Цели урока: 1. Дать представление о реформах, проведенных Иваном 4.2. Развивать зрительную и слуховую память посредством использования схем, карты и презентаций, путем их просмотра использования.3. Сп...
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»
Технологическая карта открытого урока по истории в 6 классе на тему: «Начало правления Ивана Грозного. Реформы Избранной рады»...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"
Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....