Урок "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Это методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
groznyy.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Правление Ивана Грозного.
Цель урока: охарактеризовать основные направления политики Ивана Грозного; объяснить сущность опричнины, ее цели и последствия; охарактеризовать государство в развитии.
План урока:
1. Боярское правление. Детство Ивана.
2. Реформы Избранной Рады. Борьба с «осколками» Золотой Орды.
3. Укрепление самодержавия. Сущность и последствия опричнины.
4. Внешняя политика. Ливонская война.
5. Начало освоения Сибири.
Запись на доске. Правление Ивана 4 Васильевича (1533-1584). Избранная Рада (1549-1560).
1552г. – взятие Казани; 1556г. – присоединение Астрахани;
1558-1583 гг. – Ливонская война; 1565-1572 – период опричнины.
Учащиеся получили опережающее задание. На основе прочитанного материала обсуждаются основные этапы и итоги деятельности Ивана Грозного (согласно пунктам плана урока). Начиная с третьего пункта, идет обсуждение мнений русских историков.
С.Ф.Платонов | Н.М.Карамзин | Н.И.Костомаров |
«Иван Грозный вел борьбу против боярства как главного тормоза на пути к централизации, опираясь на дворян. Корни опричнины находятся в социальных явлениях»… | «Было два Ивана, до 1560 г. – герой добродетель и после 1560 г. – неистовый кровопийца. Характер Ивана - загадка для ума»… | «Политику необходим разум, а потом эмоции, воображение. Тогда и в его деятельности будут преобладать стабильность, а не резкие потрясения и непредсказуемость»… |
Направляющая роль учителя.
1. Обсуждается влияние «тяжелого детства» на дальнейшую судьбу царя и государства. Примеры борьбы за власть на фоне тяжелой социальной ситуации. Кормления и коррупция.
2. Выделяются основные положительные тенденции реформ Избранной Рады. Этот период противопоставляется последующей авторитарной политике Ивана Грозного.
3. Здесь необходимо противопоставить политику Ивана Грозного той идеальной модели самодержавия, которую предлагали славянофилы.
4. Противопоставляются итоги первого этапа царствования (с Избранной Радой) во внешней политике, второму – авторитарному.
5. Подчеркивается, что начальный этап освоения Сибири – заслуга купцов Строгановых.
Учитель:
Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:
- Правление «Святого, усердного владыки, сердце которого полно любви к Отечеству и из уст которого народ слышал такое обещание, данное им после венчания - "Буду впредь спасать вас от притеснений и злодейств. Забудьте вражду, ненависть, соединимся все любовью христианскою. Отныне я ваш судья и защитник"».
- Царствование безнравственного тирана (Государь 6 раз женился, причем последние два раза без благословения церкви), который истребляет своих преданных, честных бояр, разоряет города своего же государства и т.д.
Учитель предлагает учащимся дать свою характеристику правления Ивана Грозного.
Итог урока.
Материалы к уроку.
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИЗБРАННОЙ РАДЫ
- Впервые в 1549 году основан Земский Собор (сословно - представительный орган при царе). На нем были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.
- В 1550 году принят новый Судебник. Он наделял Боярскую Думу правом законодательного органа страны, увеличивал плату за пожилое. Подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день.
- В 1551 году созван церковный Собор (Стоглавый), он привел к единству церковные обряды, канонизировал местных святых.
- В 1556 году – реформа местного самоуправления: наместники стали получать жалованье, вместо «кормления».
- Местное население само выбирало управителей: губных старост - из землевладельцев (губа – округ), земских старост - из черносошных крестьян и излюбленных голов (в городах).
- В 1550 году – военная реформа: ограничение местничества на время военных действий. Появление стрелецких полков, служивших за жалование.
Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина
«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:
«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).
«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»
Учитель:
Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:
- Правление «Святого, усердного владыки, сердце которого полно любви к Отечеству и из уст которого народ слышал такое обещание, данное им после венчания - "Буду впредь спасать вас от притеснений и злодейств. Забудьте вражду, ненависть, соединимся все любовью христианскою. Отныне я ваш судья и защитник"».
- Царствование безнравственного тирана (Государь 6 раз женился, причем последние два раза без благословения церкви), который истребляет своих преданных, честных бояр, разоряет города своего же государства и т.д.
Учитель предлагает детям дать свою характеристику правления Ивана Грозного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внешняя политика Ивана Грозного"
Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....
Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)
Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...
Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"
Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....