Цикл уроков по теме "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Уроки по темам "Реформы Мвана Грозного", "Опричнина и её последствия", повторительно-обобщающий урок - суд "Иван Грозный: великий реформатор или великий тиран?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikl_urokov_po_pravleniyu_ivana_groznogo.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОКИ № 1-2
ТЕМА: Завершение объединения русских земель. Реформы Ивана Грозного.
ЦЕЛЬ УРОКА:
охарактеризовать завершающую стадию образования русского централизованного государства.
ЗАДАЧИ:
1) охарактеризовать государство, доставшееся в правление Ивану IV;
2) сформировать представление о первом этапе его царствования
и о реформах Избранной Рады;
3) охарактеризовать главные направления внешнеполитической
деятельности Ивана Грозного;
4) определить значение присоединения новых территорий и дальнейшего
расширения государства.
ПЛАН УРОКА:
Начало правления Ивана Грозного.
Реформы Избранной Рады.
Внешняя политика Ивана Грозного: основные направления.
Западное направление. Ливонская война.
Восточная политика. Начало освоения Сибири.
Ход урока.
Учитель сообщает: После смерти Василия III в 1533г. наследником престола становится его малолетний сын Иван. Для рассказа о юности Ивана Грозного используем отрывок из книги С.Г.Пушкарёва «Обзор русской истории»:
«Ивану было 3 года, когда умер его отец. Правительницей стала его мать, Елена Васильевна Глинская, вторая жена Василия. В 1538г. умерла и она (по слухам, отравленная боярами) и малолетний Иван остался круглым сиротой.(…)
Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Бояре-правители не только не заботились о его правильном образовании и воспитании, но даже плохо одевали и кормили его и младшего брата, а иногда и прямо обижали и оскорбляли его; но во время торжественных церемоний и парадных приёмов, на глазах народа и иноземных послов, бояре оказывали юному государю все знаки внешнего почтения к его высокому сану. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как к врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нём робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны, пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.(…)
Достигнув совершеннолетия, Иван торжественно венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя «всея Руси» (1547г.). Через 2 недели Иван женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, с которой счастливо прожил более 13 лет, и которая имела на него благотворное моральное влияние».
Учитель сообщает: В 1547г. произошёл пожар в Москве. Около 4 тыс. человек погибло. Поползли слухи о том, что Москву подожгли Глинские, что оказалось очень выгодным для Захарьиных. Произошедшее восстание привело к падению правительства Глинских и возвышению Захарьиных.
Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах по укреплению государственности, централизации власти. Особую заинтересованность в проведении реформ выразили дворяне, идеологом которых выступил публицист Иван Пересветов. Он обратился к царю с челобитными, в которых были изложены вехи программы преобразований. Эти предложения предвосхитили деятельность Ивана IV. Пересветов осудил боярское самоуправство, так как видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на служилое дворянство.
Запись в тетрадях: Избранная рада (1549-1560гг.)
Учитель сообщает: Избранная рада – это кружок, сложившийся вокруг царя. В него вошли: М.Воротынский, Д.Курлятаев, Макарий, Сильвестр, И.Висковатый, А.Адашев.
Работа с учебником: составить схему
Органы власти и управления государством
Царь
Боярская дума Земский собор Митрополит ( с 1589г.-
патриарх)
Приказы
Запись в тетради: Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой наряду с самодержавной властью существовали органы представительства от сословий (Земский собор и Боярская дума).
Запись в тетради: (составляется таблица на основе материала учебника пар.25, с.205-207,
первый столбец заполняется в классе, остальные при недостатке времени– дома)
Реформы Избранной рады
Название реформы | Время принятия | Основные положения |
Ограничение местничества |
Создание стрелецкого войска |
Принятие нового Судебника |
Принятие Стоглава |
Реформа налогообложения |
Создание системы приказов |
Губная реформа |
Уложение о службе |
Выводы: Реформы способствовали укреплению Российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
Учитель сообщает: Потребности дальнейшего развития России диктовали более активную внешнюю политику. На повестке дня стояли вопросы укрепления внешних границ, ликвидации осколков Золотой Орды, завоевания морских путей на запад.
Работа в тетради: заполняется таблица
«Основные направления внешней политики Ивана Грозного»
запад | Борьба за выход к Балтийскому морю |
восток | Борьба с Казанским и Астраханским ханствами, начало освоения Сибири |
юг | Защита от набегов крымского хана |
Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о начале ликвидации осколков Золотой Орды в учебнике (пар.26, с.212) и формулируют причины завоевания Казанского и Астраханского ханств.
Запись в тетради: Причины восточных завоеваний:
а) ханства держали в своих руках Волжский торговый путь;
б) обширные районы плодородной земли;
в) стремление к освобождению народов Поволжья: марийцев, мордвы, чувашей.
Учитель сообщает (используя карту): Казанское и Астраханское ханства возникли в результате распада Золотой Орды. Казанское ханство было неспокойным соседом и часто совершало набеги на русские земли. После ряда неудачных попыток подчинить Казанское ханство в 1552г. была сооружена крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом в борьбе ха Казань, которая и была взята в октябре 1552г. Астрахань была присоединена к России в 1556г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. Подвластность свою признала и Ногайская Орда. Таким образом, открылись возможности для продвижения в Сибирь.
Сибирское ханство в середине XVIв. занимало обширное пространство лесостепи Западной Сибири от бассейна реки Туры до реки Барабы на востоке.
В 1582г. отряд Ермака пришёл с реки Чусовой и далее двигался по Тоболу и Иртышу. Воины-первопроходцы подошли к Кашлыку – столице хана Кучума, войска которого были разбиты и разбежались. После нескольких лет борьбы, продолжавшейся с переменным успехом, Сибирское ханство прекратило своё существование. Ермак погиб в 1585г.
В 1586г. была поставлена крепость Тюмень, а в 1587г. – Тобольск, ставший русским центром Сибири. В Сибирь устремился поток торговых и служилых людей. За ними двинулись туда крестьяне, казаки, посадские люди, бежавшие от крепостнического гнёта.
Для защиты от набегов крымцев, опустошавших южнорусские уезды, была построена Тульская засечная черта.
Запись в тетрадях: Засека – линия крепостей, острогов, завалов из срубленных деревьев.
Работа с учебником: учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать материал и сформулировать причины Ливонской войны (пар.26, с.215)
Запись в тетради: Причины Ливонской войны (1558-1583гг.):
а) необходимость установления морской связи с Западной Европой;
б) обеспечение обороны западных границ России;
в) приобретение новых, хозяйственно освоенных земель.
Учитель сообщает: Начало войны сопровождалось победами русских войск, которые взяли Нарву, Юрьев, Полоцк и другие города. Но в дальнейшем земли ордена переходят под власть Польши, Литвы, Швеции. Постепенно война приобретала затяжной характер и становилась всё более обременительной для России. Прекратила свою деятельность Избранная рада и царь взял курс на усиление личной власти (ввёл опричнину). В 1560г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую. Они захватили Нарву и вели успешные боевые действия.
В Яме-Запольском в 1582г. было заключено перемирие с Речью Посполитой, а в 1583г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Война завершилась полным поражением России: она отдавала Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка.
Вывод: Неудача в войне явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла выдержать длительную борьбу с сильными противниками
Итог урока:
Реформы Ивана Грозного и активная внешняя политика способствовали централизации Российского государства, расширению его границ и укреплению военной мощи страны; с другой стороны, неготовность российской экономики к тяжёлым испытаниям войной и усилением деспотии имела негативные последствия.
Домашнее задание:
заполнить таблицу «Реформы Избранной рады»;
письменно ответить на вопросы по документам в учебнике:
I вар.- документы 1 и 2 (с.210), II вар.- документ 4 (с.212)
прочитать материал о нерусских народах в составе России.
Урок № 3
Тема: В преддверии Смуты. Опричнина и её последствия.
Цель:
Дать представление о сущности многозначного процесса опричнины.
Задачи:
объяснить сущность опричнины, её цели и последствия;
проанализировать различные мнения по данной проблеме;
охарактеризовать последствия правления Ивана Грозного;
4. воспитывать чувство уважения к человеческому
достоинству, чужому мнению, решению.
План урока:
Дискуссия о характере опричнины.
Опричнина: сущность и последствия.
Анализ спора А.Курбского с Иваном Грозным.
Последствия правления Ивана Грозного.
Ход урока.
Учитель сообщает: В декабре 1563г. умер 80-летний митрополит Макарий, венчавший Ивана на царство. Вокруг царя создаётся плотное кольцо новых друзей и родственников царя (женой Ивана в это время была Мария Темрюковна). Окружение создаёт у Ивана впечатление, что он вместе с ними, его верными друзьями и телохранителями, окружён скопищем злобных и беспощадных врагов, и нужна великая осторожность и проницательность, чтобы не стать их жертвами.
Ивану предложили создать особую дружину для борьбы с боярской опасностью, в которую вошли Малюта Скуратов «со товарищами». Вскоре после того, как князь Афанасий Вяземский высказал такую мысль, их стараниями оказался раскрыт ими же придуманный огромный боярский заговор, направленный против жизни царя.
Взяв жену и детей, царь бежал сначала в Коломенское, а затем в Александровскую слободу. Оттуда с гонцом было послано письмо царя к народу и к Боярской думе, в котором царь «положил свой гнев на бояр и детей боярских за предательство и плохую службу». 3 января 1565г. сюда явилась делегация от бояр и митрополита Афанасия, умоляя царя вернуться в Кремль.
Иван отказывался целый месяц, а потом выговорил себе особые условия возвращения. Он будто топором разрубил Русь на 2 части, назвав одну земщиной, а другую – опричниной.
Запись в тетрадь:
Опричнина ( от слова «опричь» - кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением.
Работа с источниками: Характер и сущность опричнины.
(учащиеся по группам зачитывают мнение «своего» историка и стараются аргументировано доказать правильность этой точки зрения)
Используется приложение № 1
Запись в тетради: составление таблицы (может составляться на доске по ходу ответов групп)
А.Н.Сахаров, В.И.Буганов | Укрепление режима личной власти, подавление всякой оппозиции. |
Д.И.Иловайский | Уничтожение всякого сопротивления своей власти и создание власти неограниченной. |
С.Ф.Платонов | Борьба аристократии с нарождающимся самодержавием. |
С.М.Соловьёв | Прогрессивная деятельность в утверждении государственных начал. |
Т.М.Жиганова | Форсированная централизация государства без достаточных предпосылок. |
В.О.Ключевский | Истребление боярской крамолы, учреждение высшей полиции. |
Н.М.Карамзин | Высшая степень безумства, состояние душевной болезни. |
Работа с учебником: найти и сформулировать причины введения опричнины и её цели (пар.27, с.221-223)
Запись в тетради:
Причины введения опричнины:
Пережитки княжеского правления (удельные князья, вассалитет, боярская аристократия, самостоятельность городов)
Усиление власти царя.
Разорение страны войнами, набегами.
Недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой.
Цели опричнины:
Укрепление режима личной неограниченной власти царя;
Подавление боярского сепаратизма и оппозиции;
Ликвидация остатков феодальной раздробленности.
Учитель сообщает: Жертвами опричнины становились преимущественно дворяне и горожане, а позже и сами опричники. Начались многочисленные казни, ссылки. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В 1570г. жестокому удару подвергся Новгород, который якобы вёл переговоры с Литвой о переходе под её покровительство. Опричники превратились в своеобразный стоящий над законом рыцарский орден, члены которого не подчинялись никому, кроме Грозного, и, связанные суровой дисциплиной и общими преступлениями, приучились действовать в родной стране, как на вражеской территории. Сам же государь, озабоченный упрочением личной власти, начал планомерно уничтожать тех людей, которые составляли костяк государственного аппарата.
Учитель сообщает:
Возникает вопрос: почему же общество покорно сносило этот террор? Ответ кроется, по сути, в самом вопросе: русский народ всегда воспитывался с привычкой беспрекословно повиноваться воле и приказаниям государя. Однако, молчали не все. Одним из ярких оппонентов Ивана Грозного стал Андрей Курбский, который, скрываясь от царского террора, бежал в Литву и оттуда вёл переписку с царём.
Работа с источниками: анализ спора А.Курбского с Иваном IV.
Используется приложение № 2
(проанализируйте документы и ответьте на вопросы, результаты занесите в таблицу)
В чём оппоненты обвиняют друг друга?
Каковы должны быть полномочия царской власти?
Каковы права царей в отношении подданных?
Какова роль ближайших советников царя?
Позиция А.Курбского | Позиция Ивана Грозного |
Правители уподобились кровавым зверям; Виновен в казни воевод, в оскудении дворянства, в притеснении купечества; Беззаконие в судах, гонение на верных бояр и князей; Призывал подтвердить право бояр и люда московского участвовать в решении государственных дел (даже возводить на престол монарха); Упрекает Ивана IV: «…и воздал ты злом за добро и за любовь непримиримой ненавистью». | Российские самодержцы изначально сами владеют государством; Западное устройство безбожно; Подданные не имеют права участвовать в управлении; Власть царя ни с кем не делится; Без крепкой власти Российское государство распадётся; Русские цари вольны жаловать и казнить и ни перед кем не отчитываться. |
Работа с документами: Проанализируйте последствия правления Ивана Грозного.
Используется приложение № 3
Учитель сообщает: Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути. Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, следует учитывать и положительные, и отрицательные стороны его правления.
Запись в тетради:
Последствия
централизация страны;
тяжёлый экономический кризис;
становление деспотического самодержавия;
утверждение крепостного права.
Запись в тетради:
Заповедные лета – годы, в которые отменялся переход крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день (вводились как временная мера, но просуществовали вплоть до отмены крепостного права).
Урочные лета – срок сыска беглых крестьян (в течение 5 лет).
Итог урока:
Подводя итог эпохе Ивана Грозного, можно сказать, что при всех её успехах она оставила тяжёлое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.
Домашнее задание:
Проанализировать дискуссию о характере опричнины в учебнике
(пар.27, с.220-221); выделить положительные и отрицательные мнения;
2) устно ответить на вопрос №3 (пар.27, с.228).
Урок № 4
(повторительно-обобщающий)
Форма урока: урок – суд
Тема урока: Иван Грозный – великий реформатор или
великий тиран?
Цель:
Проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного с точки зрения пользы и нравственности.
Задачи:
Систематизировать знания об эпохе правления Ивана IV.
Способствовать развитию навыков исследовательской
деятельности.
Развивать умение убеждённо отстаивать свою позицию.
Прививать навыки публичного выступления.
Воспитывать умение оценивать события с точки
зрения нравственности.
План урока
Актуализация темы.
Дискуссия «сторонников» и «противников» Ивана Грозного по плану:
реформы Ивана IV;
внешняя политика;
опричнина;
личность Ивана Грозного.
3. Подведение итогов урока.
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам наше прошлое
и намекнуло о нашем будущем»
В.Г. Белинский
«Цель оправдывает средства»
поговорка
Ход урока.
Ученикам предлагается ответить на вопросы:
Назовите высшие органы власти при Иване Грозном.
(Боярская дума, Избранная рада, Земский собор, Церковный собор)
Сравните роль Боярской думы при Иване IV, при Иване III и при Василии III.
(При Иване Грозном роль Боярской думы падает, она оттеснена Избранной радой)
Почему Иван Грозный отстранил Боярскую думу от решения многих важных государственных дел? (не доверял боярам, боялся интриг и заговора)
Какую роль играл Земский собор при Иване Грозном?
(Сословно-представительный орган)
Назовите другие нововведения при Иване IV.
(реформы – губная, налоговая, военная, отмена системы кормлений,
введение нового Судебника, запрет перехода крестьян в Юрьев день)
Учитель сообщает: История в некотором смысле есть священная книга народов: завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова В.Г. Белинского: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем»
18 марта 1584г. умирает великий царь Иван Грозный. Смерть его была страшной. Перед встречей со Всевышним обычно вспоминают свою жизнь, каются в грехах. Оглядываясь на содеянное во время опричнины, царь боялся «суда Господня». Ему мерещились кошмары, виделись убитые по его приказу люди. О чём думал Иван IV в эти минуты? Может быть, вёл такой диалог.
Ходит Иван по ночному покою,
Бороду гладит узкой рукою.
Толь ему совесть спать не даёт,
Толь его чёрная дума гнетёт.
«Помни, холоп непокорный и вор,
Что с государем ведёшь разговор!
Думаешь, сладко ходить мне в царях,
Если повсюду враги и беда:
Турок и швед сторожат на морях,
С суши каган, или лях, иль Орда
Русскую землю загнали бы в гроб!
Сладко ли мне?» - вопрошает Иван.
«Горько тебе»,- отвечает холоп.
«А опереться могу на кого?
Лисы – бояре, да волки князья.
С младости друга имел одного,
Где он, тот друг, и иные друзья?
Тяжко ли мне?» - вопрошает Иван.
«Тяжко тебе»,- отвечает холоп.
«Думаешь, царь-де наш гневен и слеп,
Он-де не ведает нашей нужды.
Знаю, что потом просолен наш хлеб.
Знаю, что терпишь от зла и вражды,
Пытан в застенке, клещами ты рван,
Царским клеймом опечатан твой лоб.
Худо тебе?» - вопрошает Иван,
«Худо»,- ему отвечает холоп.
«Нет милосердья, холоп, не проси.
Нет милосердных царей на Руси.
Русь – что корабль. Перед ней – океан.
Кормчий – гляди, чтоб корабль не потоп!
Правду ль реку?» - вопрошает Иван,
«Бог разберёт»,- отвечает холоп.
Без сомнения, даже если бы не было опричнины, террора, многочисленных казней, Иван IV и тогда бы остался в истории как один из великих монархов России. Государственность страны, законодательная система выходят на новый уровень благодаря стараниям царя. Так почему же Иван – «муж чудного рассуждения (замечательного ума), в науке книжного поучения доволен и многоречив, к ополчению дерзостен и за своё Отечество стоятелен»,- привёл страну к таким трагическим результатам? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.
Дискуссия между «сторонниками» и «противниками» Ивана Грозного.
Реформы Ивана IV.
«Сторонники»: кратко характеризуют реформы Ивана Грозного, опираясь на таблицу
в тетради (урок № 1)
Выводы: Интенсивно начинают развиваться товарно-денежные отношения, растут города,
складываются династии крупных купцов, крепнут торговые связи России с восточными и западными державами; реформы способствовали укреплению Российского централизованного государства, усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
«Противники»: кратко характеризуют политические последствия, главное из которых –
формирование самодержавно-государственного крепостнического типа
общества. Обращают внимание на закрепощение крестьян и их бедственное
положение.
Выводы: Складывается самодержавие, не ограниченное никакими законами.
Деспотический режим завершил превращение русских дворян в холопов
самодержавия. А приниженное, закрепощённое положение русского
дворянства привело к ещё большей закрепощённости и приниженности
крестьянства.
Внешняя политика при Иване Грозном.
«Сторонники»: характеризуют основные направления внешней политики (восток, юг, запад). Ставят акценты на расширении территории государства, причём за счет плодородных земель, на укреплении рубежей страны, на значении процесса присоединения для нерусских народов (избавление от набегов и разорений воинственных соседей, развитие земледелия, оседлого животноводства, ремесла, торговли, городов)
Вывод: Внешняя политика Ивана Грозного позволила России расширить и укрепить границы,
оказалась взаимовыгодной как для страны, так и для вошедших в её состав народов.
«Противники»: подчёркивают отрицательные моменты в присоединении восточных земель (насилие и гнёт русской администрации, насильная христианизация, захват земель русскими феодалами, жестокое подавление народных выступлений).
Заостряют внимание на безрезультатности и разорительности Ливонской войны.
Вывод: Вместе с новыми землями Россия получила межнациональную рознь, регионы
политической нестабильности, которые ослабляли государство изнутри.
Опричнина.
«Сторонники»: обращают внимание на сложную внутриполитическую ситуацию в стране (сохранение пережитков раздробленности, удельный сепаратизм князей, вольности отдельных городов и земель). Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то нельзя рассматривать Россию этого периода в отрыве от других государств. Жестокость характерна для этой эпохи становления централизованных государств (достаточно вспомнить хотя бы о Варфоломеевской ночи во Франции в 1572г., когда за 2 недели по всей стране вырезали более 30 тыс. человек), другого опыта укрепления и возвышения государства просто не было.
В подтверждение своей позиции можно привести точки зрения С.М. Соловьёва и В.О. Ключевского из приложения к уроку № 3.
Вывод: Введение опричнины было вынужденной мерой, направленной на форсированную
централизацию государства.
«Противники»: утверждают, что поговорка «Цель оправдывает средства» неприменима, когда речь идёт о жизнях людей. Пытаясь добиться полного подчинения, царь не брезговал никакими методами, что в конечном итоге, привело к плачевным результатам его правления.
В доказательство можно привести экономические и нравственные последствия из приложения к уроку № 3, точку зрения Д.И. Иловайского (там же).
Вывод: геноцид против собственного народа никогда не приносит желаемых результатов,
какие бы благие цели при этом не ставились, а ведёт страну к упадку, разорению,
гибели; моральные и нравственные критерии человечества не допускают подобного
варварского отношения к человеческой жизни.
Личность Ивана Грозного.
«Сторонники»: обращают внимание на детство и юность царя, на условия, в которых формировалась личность будущего правителя. В качестве примера можно привести отрывки из писем:
«Вы ведь ещё с юности, подобно бесам, поколебали моё благочестие и державу, полученную мною от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть…» (из письма А. Курбскому)
«Что лучше – настоящий порядок вещей, когда государство успокоилось, пришедши в упадок при едином государе, или прежнее время, когда усобицы терзали землю?» (из письма А. Курбскому).
Вывод: Сложные условия, в которых рос Иван IV, личные трагедии (смерть матери и
любимой жены, которые были предположительно отравлены, смерть наследников,
трагическая гибель сына Ивана), обстановка враждебности и подозрительности
вокруг царя оставили глубокий след в его душе, вызвали душевный надлом. Кроме
того, царь был твёрдо убеждён, что своими деяниями приносит стране благо.
«Противники»: характеризуют Ивана Грозного, опираясь на документы
приложения к уроку № 3 (письмо А.Курбского, точка зрения Н.М. Карамзина), приводят отрывки из текстов.
«Наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошёл сам царь Иван Васильевич.(…) Страшную перемену увидел в Иоанне Никита Романович. Правильное лицо всё ещё было прекрасно, но черты обозначились резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнём, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду 35 лет, но ему казалось далеко за 40. Выражение лица его совершенно изменилось. Так изменяются здания после пожара. Ещё стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, в пустых покоях поселилось недоброе» (А.К. Толстой)
«Народ жалел о невинных, проклиная ласкателей, новых советников царских; а царь озлобился и хотел мерами жестокими унять дерзость. Жена знатная, именем Мария, славилась в Москве христианскими добродетелями и дружбою Адашева: сказали, что она ненавидит и мыслит чародейством извести царя; её казнили вместе с 5 сыновьями. Князь Дмитрий Оболенский-Овчинин, сын воеводы, умершего пленником в Литве, погиб за нескромное слово. Оскорблённый надменностью юного любимца государева Фёдора Басманова, князь Дмитрий сказал ему: «Мы служим царю трудами полезными, а ты – гнусными делами содомскими!» Басманов принёс жалобу царю, который в исступлении гнева, за обедом вонзил несчастному князю нож в сердце…» (Н.М. Карамзин)
Вывод: Иван Грозный достиг высшей степени безумства, уничтожая неповинных людей. Его
ненависть, подозрительность, жестокость ставят его в один ряд с величайшими тиранами
мировой истории.
Итог урока:
Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами. Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным.
Домашнее задание: повторить записи в тетради.
На следующем уроке можно провести небольшую контрольную работу, используя карточки с заданиями (см. приложение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс
Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....
Конспект урока "Внешняя политика Ивана Грозного" 6 класс
Урок выполнен в форме новых ФГОС ООО. Предназначен для проведения урока по истории в 6 классе. Имеет слайды....
Урок "Исторический портрет Ивана Грозного"
Тема: Исторический портрет Ивана ГрозногоЦель: проанализировать деятельность и личность Ивана Грозного с точки зрения нравственностизадачи: систематизировать знания об эпохе, способствовать разв...
Разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного". 10 класс. (презентация + план-конспект)
План-конспект урока в 10 классе по теме "Внешняя политика Ивана Грозного" + презентация....
Технологическая карта урока Начало правления Ивана Грозного
Цель урока - сформировать представление о начале правления Ивана Грозного, о деятельности Земского Собора, Избранной рады, Боярской Думы; решение пробелмы «Кто он Иван Грозный - великий правитель и ре...
Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.
В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...
разработка урока "Внешняя политика Ивана Грозного".7 класс
Методическая разработка урока в 7 классе....