Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Нестеров Александр Николаевич

Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii.doc60.5 КБ
Office presentation icon pravlenie_ivana_groznogo.ppt1.1 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  УЛЬЯНОВСКАЯ СОШ

КОНСПЕКТ УРОКА  ИСТОРИИ  РОССИИ                             В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

« ПРАВЛЕНИЕ  ИВАНА  ГРОЗНОГО»                        УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ                                                           МБОУ УЛЬЯНОВСКАЯ СОШ                                  НЕСТЕРОВА А.Н.

2012 ГОД

ТЕМА:

Правление Ивана Грозного.

ЦЕЛИ:

1. Обобщить и систематизировать изученный материал об эпохе Ивана 4,                         его правлении и событиях этого периода,

2. Развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать  выводы.

3. Прививать интерес к историческому прошлому России.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник «Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца 16 века. 6 класс», презентация, карточки с инд.заданиями, карта «Территория Российского государства в 16 веке»

ХОД  УРОКА:

  1. ОРГ. МОМЕНТ

  1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (слайд 1)

- Ребята, сегодня мы вновь встречаемся с историей нашей страны. А начать я хотел бы не с озвучивания темы урока, а со строк из произведения М.Ю.Лермонтова: 

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

- Определите по этому отрывку, о ком сегодня пойдет речь. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? ( Правление Ивана Грозного)

3. СООБЩЕНИЕ  ТЕМЫ  УРОКА.  ЗАПИСЬ  ТЕМЫ  В  ТЕТРАДЬ.      (слайд 2)

4. ОБОБЩЕНИЕ  И  СИСТЕМАТИЗАЦИЯ  ИЗУЧЕННОГО  ПО  ТЕМЕ.

  1) Вступительное слово учителя (слайд 3,4)

              Кто же он – Иван IV?  Внук Ивана Ш, потомок Александра Невского. Князь Иван Васильевич прожил долгую и трудную жизнь. По словам современников, в минуту рождения Иоанна были такие страшные удары грома, что небо будто сотрясалось, а молнии не прерывались. Возможно, это явилось страшным предзнаменованием того времени, когда Иоанн будет у власти. Рано оставшись сиротой, Иван IV рос в Кремле среди бояр, князей и вельмож, которые управляли страной от его имени. Мальчик жил в атмосфере ссор, вражды между боярами, которые заботились только о своем богатстве, а не о судьбе страны. И вот, когда Иоанну исполняется 17 лет, он принимает очень важное для себя и России решение. Стать царем всея Руси.

             Юное, пылкое сердце его хотело открыть себя перед лицом России: он велел, чтобы из всех городов прислали в Москву избранных людей, всякого чина, для важного, государственного дела. Они собрались – и в день воскресный после обедни, царь вышел из Кремля с духовенством, с крестами, боярами, дружиною воинской на лобное место, где народ стоял в глубоком молчании. Государь поклонился на все четыре стороны и начал говорить: «Люди Божии и нам Богом дарованные!  Молю вашу веру к нему и любовь ко мне: будьте великодушны! Нельзя исправить минувшего зла: могу только впредь спасать вас от притеснений, грабительства. Оставьте ненависть, вражду; соединимся все любовию христианскою. Отныне я судия вам и защитник!»

 16 января 1547 г.  состоялось венчание Ивана Васильевича на царство.  Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь  царь великий князь Иван Васильевич всея Руси».  Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха»,  скипетр, держава, цепь и крест.

    Это событие имело важное значение:

  1. Теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся  царю Ивану IV.
  2.  Европейские монархи относились к нему как к равному себе.
  3. Те, кто выступал против его воли, подвергались немилости царя и расправе.

- Ребята, кто знает, почему именно царем пожелал величать себя Иван 4?

 2)  Первый период царствования (Слайд 5 )

Внутренняя политика Ивана Грозного (слайд 6)

( беседа с созданием проблемных ситуаций)

- Кто эти люди? Что вы о них знаете?

- Что такое Избранная рада? ( Это круг приближенных при Иване 4)

- Кто из этих людей был ближе всего к царю? ( Алексей Адашев)

- Что же полезного для страны сделала Избранная рада? (Разработала ряд проектов реформ)

 - Давайте теперь вспомним про еще один существовавший при Иване Грозном орган – Земский собор (слайд 7)

- Для чего был в 1549 году созван Земский собор? (Для проведения ряда важных реформ и возвещении боярского произвола)

- О чем на нем заявил Иван Грозный?

- Зачитайте, кто входил в Земский собор. Давайте посмотрим, что представлял собой Земский собор. Вот как его изобразил знаменитый художник, пишущий картины на историческую тему, Сергей Иванов (слайд 8)

- Одной из важных реформ Ивана Грозного стала Военная реформа. Она коренным образом изменила  армию и в количественном, и в качественном составе. (слайд 9) 

- Вспомните, что нового появилось после военной реформы? Пе6речислите новые рода войск. Как вы понимаете выражение «конно, людно и оружно»? (Дворянин или человек, его замещающий,  обязан был являться по приказу царя на коне, вооруженный огнестрельным оружием и привести с собой 8-10 пеших воинов.)

- Правильно, ребята. Посмотрите, именно момент такого прибытия запечатлел на картине «Смотр служилых людей» С.Иванов (слайд 10)

- Следующий орган, созданный Иваном 4 - приказы . Вспомните, какую роль они выполняли. ( слайд11). Появлялись ли новые приказы?

- Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник.  Как он назывался?                                               - Что вы о нем знаете? (слайд 12) Каким по счету был этот Судебник? А кто был автором первого Судебника? ( Иван 3, дедушка царя). В каком году он был издан?

- Что такое Юрьев день? Как вы понимаете выражение «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? Что такое пожилое?

- Царь Иван Грозный провел реформу местного самоуправления с целью искоренения произвола и мздоимства. Вы знаете, что существовала система кормлений. Скажите, что это такое? К чему она приводила? Что улучшилось с введением выборов на должность? Из какой среды выбирался человек? (слайд 13)

 

Физкультминутка

- Все встали из-за парт, давайте немного разомнемся. Выполняем движения вместе со мной:

    Начинаем мы опять

    По истории шагать.

    Чтобы все понятным стало

    Потрудились мы немало.

    На зарядку солнышко поднимает нас,

    Поднимаем руки мы по команде «раз».

    А над нами весело шелестит листва,

    Опускаем руки мы по команде «два».

Внешняя политика первого периода (слайд 14)

- Рассмотрите картину « Сдача Казани». С каким событием в царствовании Ивана Грозного она связана?

- Правильно. Давайте рассмотрим, как образовались ханства. ( слайд 15)

- Какую опасность для России представляли  казанцы? (Совершали постоянные набеги, грабили, убивали, захватывали в рабство)

- Сколько походов было совершено на Казань? (три)

- Какое выгодное положение занимала Астрахань? Добровольно ли она вошла  в состав Российского государства?

- Расскажите о покорении Сибири. Какую роль сыграли казаки?

3)Второй период царствования (слайд 16)

Внутренняя политика второго периода (слайд 17)

- Что вы знаете про опричнину? (Стремясь окончательно утвердить свою безграничную власть, Иван Грозный в 1565 г.  ввел опричнину.

    Опричнина – это специальные царские войска.  Опричники целовали крест на службу государю,  отрекаясь от отца и матери.  Они носили монашескую черную одежду, а к седлам привязывали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену в государстве.)

- А земщина?

- Подумайте, были ли жители Москвы причастны к установлению опричнины? (Да) Каким образом?

- К чему же привела опричнина? Проверьте свои выводы.

- Вот таким выглядел опричник Ивана Грозного ( слайд 18)

- Теперь давайте вспомним про заповедные лета. Что подтолкнуло царя к введению заповедных лет? К чему это вело? Сделайте вывод.( слайд 19)

Внешняя политика второго периода (слайд 20)

(картина «Сдача Юрьева»)

- Обратимся в внешней политике царь во второй период его царствования. Рассмотрите схему ( слайд 21). С чего началась Ливонская война? Сколько лет она длилась? (25 лет)

- Сколько противников было у России? Расскажите о ходе войны и ее особенностях.

- Давайте посмотрим, каковы же были итоги войны. А как же выход в балтийское море, из-за которого все и началось? (слайд 22) : Выход в Балтийское море так и не был получен.

  4) Итоги и выводы ( слайд 23)

- Итак , ребята, давайте подведем итог той работы, которую мы сегодня проделали на уроке. Думаю, вы согласитесь со мной , что и личность, и дела Ивана Грозного были противоречивы. Можно ли сказать, что у него все было плохо? (нет) А все хорошо? (тоже нет) Правильно. То есть мы можем рассматривать итоги его правления в 2 группах: положительные и отрицательные.

- Что отрицательного вы бы назвали? ( уч-ся называют, а затем открывается левая часть слайда)

- В чем заслуга Грозного как правителя? (уч-ся называют, а затем открывается правая часть слайда)

- Хорошо, ребята. А вот как оценил личность первого царя известный российский историк В. Ключевский (слайд 24) Как вы понимаете эту оценку? Согласны ли вы с ней? Почему?

5. ТРЕНИНГ « ПРОВЕРИМ  СВОИ  ЗНАНИЯ…»  (слайды 25-31)

- А теперь давайте проверим свои знания по теме. ( уч-ся коллективно отвечают на вопросы тестов, а затем проверяю себя с помощью ответов на слайдах)

- Молодцы, ребята. Я рад, что вы активно работали сегодня на уроке. Правление Ивана Грозного – это важный этап в истории нашей страны, который стал отправной точкой для многих исторических явлений в дальнейшем. И чтобы стало возможным объяснить их, нужно знать именно это время, время «грозного царя».

6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- За активную работу на уроке я поставил оценки следующим учащимся                           ( сообщение оценок). Думаю, что те, кто не получил сегодня оценок, немного подготовятся и у них все получится на следующем уроке.Запишите домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по параграфам 23-25.

- Всем спасибо за урок!

Самоанализ урока.

Данный урок играет важную роль при изучении курса истории России, так как, во–первых, является стартовой площадкой для понимания многих исторических процессов дальнейшего периода, а во–вторых, позволяет дать всестороннюю оценку личности Ивана Грозного и его правления.

Тип урока – урок закрепления и систематизации новых знаний.

Цели урока:  

1. Обобщить и систематизировать изученный материал об эпохе Ивана 4,                         его правлении и событиях этого периода,

2. Развивать умение сопоставлять факты, анализировать и делать  выводы.

3. Прививать интерес к историческому прошлому России.

Так как основной задачей являлось обобщение темы «Правление Ивана Грозного», на эту часть урока отводилось максимальное количество времени. При планировании учитывались психолого – педагогические особенности детей, уровень обученности. Исходя из этого большую часть урока имела место фронтальная форма работы на основе словесно – иллюстративного метода.

Урок был построен по принципу «из общего частное», т. е. фронтальная беседа об основных, общих вопросах, связанных с личностью и делами Ивана 4 переходила на решение частного, проблемного, вопроса. Систематизация материала была как коллективной (формулировка + и – итогов правления Грозного), так и индивидуальной (тестовые задания). В процессе урока учащиеся вовлекались в различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, систематизацию.

В течение урока задания не повторялись и были направлены на закрепление и проверку знаний, умений, навыков всего, чем должны овладеть учащиеся, прежде чем они перейдут к более детальному научно-историческому анализу какой-либо эпохи.

Каждому устному вопросу и заданию было дано логически выстроенное объяснение. По наиболее значимым моментам учителем была дана дополнительная информация. Использование репродукций картин художника С.Иванова позволило разнообразить урок, ярче представить анализируемые явления и осуществить межпредметные связи на уроке. Сопровождение урока презентацией сделало его живым и интересным для детей.

На уроке была создана атмосфера сотрудничества и доброжелательности. В результате ученики быстро вошли в деловой ритм работы. Хороший темп урока, привлечения всех возможных средств и методов обучения способствовали реализации поставленных целей.

                                 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие, То за трапезой сидит в золотом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Слайд 2

Правление Ивана Грозного 1533-1584

Слайд 3

В 1533 году на русский престол взошёл трёхлетний мальчик Иван IV . Его царствование длилось 51 год, и, рассказывая об этом времени, многие историки придерживались «концепции двух Иванов»: мудрого правителя, который, возмужав, окружил себя достойными советниками (Избранная рада) и провёл в 1550-е годы много полезных для Руси реформ, и злобного, полусумасшедшего тирана Ивана Грозного, перечеркнувшего во второй половине правления все достигнутые ранее благие результаты.

Слайд 4

Первый царь 1547

Слайд 5

Внутренняя политика первого периода царствования

Слайд 6

Избранная рада (1549-1560) Алексей Адашев, Данила Адашев, Фёдор Адашев (их отец), Андрей Курбский, Протопоп Сильвестр, Митрополит Макарий Разрабатывали проекты реформ

Слайд 7

Земский собор 1549 г. Сословно-представительный орган, решавший (под руководством царя) главные вопросы жизни страны. В него входили представители Боярской Думы, высшее духовенство, столичные служилые люди. Формировалась сословно-представительная монархия

Слайд 8

Иванов С. Земский собор при Иване IV .

Слайд 9

Военная реформа 1550г. Создано стрелецкое войско. Оно получало хлебное, денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование от казны. Согласно «Уложению о службе» 1556 года сын боярский… должен был выходить на службу «конно, людно и оружно»

Слайд 10

ИВАНОВ С. СМОТР СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

Слайд 11

Приказы Органы центрального управления; Одни приказы руководили какой-то отраслью, другие – властвовали над территориями; Третьи, временные – создавались для выполнения отдельных приказов царя.

Слайд 12

Судебник 1550 Наместники и волостели, берущие взятки, наказывались; Запрещалось обращать в холопов служилых людей; Усиливалась власть вотчинников и помещиков над зависимыми крестьянами, был увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день.

Слайд 13

Реформа местного самоуправления 1556 г. Отмена кормлений и наместнического управления; Учреждены выборные должности: губных старост, земских старост, городских приказчиков.

Слайд 14

Внешняя политика первого периода царствования

Слайд 15

Завоевания Ивана Грозного на Востоке Казанское ханство Астраханское ханство Покорение Западной Сибири 1552 1556 1581 Крымское ханство Засечные черты

Слайд 16

Второй период царствования

Слайд 17

Опричнина Цель: укрепить личную власть царя 1565 - 1572 Страшный террор

Слайд 18

Грозный создал в опричнине монашеское братство. Отрекаясь от отца с матерью, опричники клялись царю быть преданными, как псы, грызть и выметать бояр-предателей. Опричное войско

Слайд 19

Введение заповедных лет 1581 Отмена Юрьева дня (запрещение переходов крестьян от одного помещика к другому) Это был очередной этап перехода к крепостному праву

Слайд 20

Внешняя политика второго периода царствования

Слайд 21

Ливонская война 1558-1583 1558 г. Успешные боевые действия против Ливонии 1564 г. Поражение русских под Полоцком и Оршей Нарва и Дерпт Измена Курбского 1569 г. Литва + Польша Речь Посполитая 1575-1577 г. Русские одержали ряд побед в Прибалтике Вторжение шведов в Новгородскую землю Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием (захв. не удалось)

Слайд 22

Итоги Ливонской войны: По условиям перемирия с Польшей Россия потеряла Вележ (Смоленская земля) По условиям перемирия со Швецией Россия отдала Нарву, Ям, Копорье, Ивангород. Выход в Балтийское море не получен!

Слайд 23

ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ : Разорение страны: сокращение пашни в Московском уезде на 85%, в Н.Новгороде на 80%; 1581 г. – «заповедные годы» - начало крепостного права; Отсутствие достойного преемника, династический кризис. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ : Увеличение в 2 раза территории страны; Совершенствование законодательных и исполнительных органов; Расширение дипломатических связей и возвышение Российского государства

Слайд 24

« Иван Грозный… больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок» В. Ключевский

Слайд 25

Проверим свои знания по теме…

Слайд 26

1. Чьим сыном был Иван Грозный? А) Василия 3 и Елены Глинской Б) Василия 2 «темного» и Елены Глинской В) Ивана 3 Васильевича и Елены Глинской

Слайд 27

2.Отец Ивана Грозного умер, когда ему было: А) 5 лет Б) 6 лет В) 3 года

Слайд 28

3. Иван Грозный был коронован на царство в неполных 17 лет: А) 16 января 1547г. Б) 18 октября 1567г. В) 2 октября 1552г.

Слайд 29

4. Какой исполнительный орган создал Иван Грозный в первые годы своего правления ? А) Боярская Дума Б) Земский Собор В) Избранная Рада

Слайд 30

5. Центральные органы управления в стране в период правления Ивана Грозного назывались: А) коллегии Б) министерства В) приказы

Слайд 31

6. Дайте определение понятиям: Боярская Дума Избранная рада Приказы Опричнина Судебник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование уроков Истории России 9 классов

Тематическое планирование уроков Истории России  в 9 классе  52,5 часов авторы учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косу...

урок истории России 10 класс

Урок по истории России "В борьбе за единство и независимость" - 10 класс. Посвящен теме борьбы Руси  против монголо- татарского ига. Дмитрий Донской и битва на Куликовом поле....

презентация к уроку истории в 10 классе "Внешняя политика Ивана Грозного"

Содержание презентации позволяет учителю превести урок без использования конспекта....

Презентация к уроку истории в 6 классе "Начало правления Ивана Грозного"

Презентация к уроку истории в 6 классе по теме: "Начало правления Ивана Грозного" составлена к учебнику Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова, И.В. Кукурина, А.Я. Торкунова История России. 7 класс....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. ИСТОРИИ РОССИИ 7 КЛАСС. Тема урока: Внешняя политика Ивана IV

Цель урока: Формирование представлений о внешней политике России во второй половине XVI в....

Презентация к уроку История России_7 класс_ Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады.

Познакомить учащихся с начальным периодом правления Ивана IV. Раскрыть причины, определить основные направления и результаты реформ Избранной рады....