Конспект урока истории в 9 классе
план-конспект урока по истории (9 класс)

Хрусталева Татьяна Викторовна

Тема урока: Советские заключенные на стройках пятилеток. Стахановцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_istorii_v_9_klasse.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы VIII вида

Тема урока: Советские заключенные на стройках пятилеток. Стахановцы.

Задачи урока:

-коррекционно-образовательные:

Сообщить сведения о стахановском движении, известных стахановцах; об организации работы заключенных, их жизни в лагерях;

- коррекционно-развивающие:

- учить давать оценку историческому деятелю;

- развивать умения обобщать исторический материал

- воспитательная.

Воспитывать гордость и уважение к трудовому народу

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки с новыми понятиями, мультимедийный компьютер, фильм «Стаханов»

План проведения урока

1)      Организационный момент - 2 мин.

2)      Проверка домашнего задания - 10 мин.

3)      Сообщение темы и целей урока – 2 мин.

4)      Изучение нового материала – 10мин.

5)      Первичное закрепление материала – 7 мин.

7)      Инструктаж домашнего задания – 5 мин.

8)      Подведение итогов работы на уроке – 4 мин.

 Литература, использованная для подготовки к уроку:

1.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.- 312с.:ил.

2.Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 (Коррекционная педагогика)

3. Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб.заведений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003.

4. В. Т. Шаламов «Колымские рассказы» Эксмо, 2012

5.Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины (с 1670 по 1945 год): Пособие для учащихся 5 кл. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение 1991. – 206 с.: ил.

Этап урока

Ход урока

Орг.момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания

Пересказ – 1 обучающийся

Задание на карточках

1 вариант

Допиши определения

1.Развитие промышленности ускоренными темпами – это _____________

2.План развития промышленности и народного хозяйства сроком на 5 лет – это ___________________

3. Сбор средств у населения с последующим возвратом – это ______________________

4. Направление молодежи на работу в промышленности и строительстве – это _____________________

  1. вариант

1.Уберите лишнее

Индустриализация должна была обеспечить страну

-машинами, оборудованием

-обеспечить сырьем

-укрепить обороноспособность

-создать новые виды промышленности

2. Подчеркните главную особенность индустриализации

-быстрое развитие промышленности

-быстрое развитие культуры

3. Подчеркните сроки, когда был взят курс на индустриализацию страны:

- до Гражданской войны

-во время Гражданской войны

-после Гражданской войны

4.Выберите правильный ответ

Годы первой пятилетки

1928-1932

1933-1937

1937-1942

Сообщение темы и целей

Вводное слово учителя

К концу 30 – х годов ХХ века СССР превратилась в мощную индустриальную державу. Была укреплена обороноспособность страны. СССР обогнал в развитии промышленности некоторые европейские страны. Но, несмотря на то, что страна превратилась в огромную стройку, в стране все равно не хватало рабочих рук. Тогда в 1930 году Сталин распорядился использовать на стройках пятилетки труд заключенных. В те же годы возникло массовое движение – стахановское.

Сегодня мы узнаем, как, в каких условиях жили и работали заключенные, узнаем, кто такие стахановцы, почему их так называли, и познакомимся с трудовыми подвигами некоторых из них.

Тема нашего урока «Советские заключенные на стройках пятилеток. Стахановцы». Запишите тему урока в тетради.

Изучение нового материала

Чтение отрывка из рассказа Шаламова «Колымские рассказы: Шоковая терапия»

Рассказ учителя о стахановцах.

Работа с текстом

Рассказ учителя

Просмотр отрывка фильма «Стаханов»

Рассказ учителя

Для организации работы заключенных было создано Главное управление лагерями – ГУЛАГ

На доску вывешивается карточка

ГУЛАГ - Главное управление лагерями

Запись в тетради

ГУЛАГ - Главное управление лагерями

Работа с текстом с. 126-127

Вопросы по прочитанному тексту:

Кто находился в лагерях?

Расскажите о жизни заключенных

Какую работу они выполняли?

Рассказ учителя

В лагерях царила нечеловеческая атмосфера – тяжелейшие условия, несоблюдение элементарных прав человека, суровые наказания за малейшие нарушения режима. Люди умирали от голода, холода, болезней, изнурительного труда.

В лагерях, наряду с людьми, осужденными по 58 статье, находились и настоящие преступники, попавшие за хулиганство, бандитизм, вооруженный разбой, дезертирство, ограбления, убийства. В лагеря сажали не только взрослых, но и детей, начиная с 12 лет. К детям применялись такие же суровые наказания, как и к взрослым. За несоблюдение режима расстреливали.

Рассказ о биографии Варлама Тихоновича Шаламова

Многие авторы писали о жизни осужденных. Одним из писателей был Варлам Тихонович Шаламов.

Он родился в Вологде в семье священника в 1907 году.

Первый раз он был арестован в 1929 году, когда ему было всего 22 года. Отбывал наказание 3 года на Северном Урале.

Второй раз арестован в 1937 году. Осужден на 5 лет. Отбывал срок в Магадане, работал на золотодобывающем промысле.

Несколько раз арестовывался по доносу солагерников за «антисоветские высказывания», за то, что похвалил русского писателя Бунина.

Освободится Варлам только в 1951 году, пробыв в лагерях вместо 5 лет – 14.

Издает стихи, пишет книгу «Колымские рассказы», в которых рассказывает о жизни заключенных.

Умер и похоронен в Москве в 1982 году.

Мы прочитаем отрывок из рассказа Шаламова.

Вывод учителя:

Бывало, что человека отправляли на лечение, но чаще люди умирали прямо в бараках.

ГУЛАГ был расформирован только в 1960 году.

В годы первых пятилеток были построены десятки крупных заводов, открылись многие угольные шахты. На одной из таких шахт на Донбассе работал простой шахтер Алексей Стаханов.

Вопросы:

Чем прославился Стаханов?

Как назвали борьбу за перевыполнение плана?

Назовите имена девушек-стахановок.

Про Алексея Стаханова был снят фильм, который транслировался не только по советским каналам, но и по зарубежным.

Первичное закрепление

Фронтальный опрос

Почему на стройках пятилеток использовали труд заключенных?

Что такое ГУЛАГ?

Расскажите о жизни советских заключенных.

Чем прославился Стаханов?

Кого называли стахановцами?

Назовите имена стахановцев.

Итог урока

Какую тему изучили?

Был ли материал урока для вас трудным? Интересным?

Оценивание.

Инструктаж

домашнего задания

Стр. 126-127 подготовить пересказ по частям



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории 5 класса. Прощание с Грецией

Форма урока: "урок игра". Цели: повторить и обобщить изученный материал по истории Древней Греции, привить интерес к самостоятельному изучению истории древности. Урок-игра состоит из 5-и раундов: "Сча...

Конспект урока истории 6 класс "Борьба Руси с западными завоевателями"

Цель  урока:    формирование представлений о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского...

Конспект урока истории 5 класс

Конспект урока истории в 5 классе по образовательной системе «Школа-2100», учебник С.В. Колпаков, В.А. Рогожкин, С.В. Тырин История древнего мира 5 класс М., «Баласс», 2004....

конспект урока истории 7 класс Специальное (коррекционной) школы

конспект урока истории 7 класс Специальное  (коррекционной) школы...

Конспект урока истории 9 класс "Русско-японская война"

Урок раскрывает направления внешней политики России в начале XX века, причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг , ход военных действий, итоги и последствия Русско - японской войны....

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....