разработка урока по теме "Нашествие с востока"
методическая разработка по истории (6 класс)
разработка урока по теме "Нашествие с востока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashestvie_s_vostoka.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Ак-Довурака
Методическая разработка урока
По истории 6 класс
Учителя истории и обществознания Ооржак Н.С.
Разработка открытого урока.
Тема: Нашествие с Востока
Класс: 6
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
Развивающая: совершенствовать умения работы с картой, историческими документами, развивать навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы;
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Оборудование: карта, учебник, раздаточный материал,иллюстрации учебника,
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
- Организационный момент:
Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Проверка учебных принадлежностей.
Прежде чем начать изучение новой темы давайте проверим наши знания, для этого я раздала вам кроссворды. На разгадывание даю 3 мин. После этого все вместе будем записывать ответы на доске.
Какое у нас ключевое слово получилось? МОНГОЛЫ. А значит, мы сегодня будем изучать о ком?
Хочется начать урок со следующего эпиграфа::::
«Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили. Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе».
Тема урока : “Нашествие монголо-татар с востока”. Запишем её в тетрадь.
- Изучение нового материала
Начнём с вопроса: что вы знаете о монголо-татарах?
Весть о страшных врагах с востока пришла на Русь от половцев. А так как они называли монголов татарами, то и русские и европейцы стали так именовать монголов. Когда учёные стали исследовать события той далёкой эпохи, они столкнулись с необходимостью разобраться, кто же напал на половцев и Русь в 13 в. – монголы или татары? Выяснилось, что монголы татар истребили ещё до начала своих завоевательных войн. В 1823 г. историк Пётр Николаевич Наумов придумал словосочетание монголо-татары. Оно означает «монголы, называемые татарами». На какой стадии развития находились монголо-татары к началу завоевательных походов?
Нам необходимо выяснить, что стало причиной завоевательных походов монголо-татар и почему они были так уверены в своей победе? Вот вопрос!
И сейчас давайте выслушаем С.Айраду, она подготовила сообщение о Чингисхане.
ПРЗЕНТАЦИЯ:
Причины завоевательных походов? ( мысль о мировом господстве.)
Почему монголо-татарам удалось завоевать такую огромную территорию?
1). все племена удалось подчинить Темучжину
2). Высокий уровень боевой дисциплины
3) хитрая тактика , умение владеть оружием и военные приспособления
Первая встреча русских войск с монголо-татарскими завоевателями произошла на р. Калка в 1223 г.
СЕЙЧАС я раздам задания, вы прочитаете и ответите на вопросы.
Русь к этому времени была раздроблена на множество княжеств. Почему русские князья согласились участвовать в битве на р. Калке?
Причины поражения русских войск в битве на р. Калке: ЗАПИСЬ в тетрадь
- отсутствие единства и несогласованность действий русских князей
- отличная военная подготовка монголов и хитрая тактика.
Запись даты: 1223 г. – битва на р. Калке.
ПОХОД БАТЫЯ НА РУСЬ
1235 г. на очередном курултае было принято решение выполнить распоряжение Чингисхана – отправиться в поход на Русь и Северный Кавказ. Во главе сборного войска встанет Батый, внук Чингисхана.
Дата в тетрадь: 1237-1240 г.г. - поход Батыя на Русь.
Поздней осенью 1237 г.монголы подошли к русским границам.
Сейчас мы по схеме проследим поход Батыя на Русь.
Ученики называют, учитель кратко комментирует.
Декабрь 1237 г. – Рязанская земля. Послы хана потребовали от рязанцев дать десятину, встретив отказ, хан приказал начать вторжение. 21 декабря после пятидневной осады пала Рязань.
Взяв Коломну, завоеватели вступили в пределы Владимиро-Суздальского княжества. Захвачены города: Москва, Владимир (7 февраля), Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Юрьев, Галич, Дмитров, Тверь и др.
В 1238 году произошло ещё одно сражение – битва на реке Сить, в которой участвовал и белозерский князь Василько.
Чем объяснить, что монголо-татары за 100 км от Новгорода повернули назад?
Маленький городок Козельск отбивал натиск врага 7 дней и только хитростью монголы смогли его взять, применив излюбленную тактику – притворились что бегут, выманив тем самым защитников из крепости., которых окружили и разбили. Монголы назвали Козельск злым городом и сравняли с землей.
2 поход монголо-татар
Весна 1239 г. возобновление похода Батыя.
ПОЧЕМУ БАТЫЮ УДАЛОСЬ ПРОВЕСТИ УДАЧНЫЙ ПОХОД НА РУСЬ?
- раздробленность русских земель
- продуманный план Батыя.
- Итог урока
Ответ на учебную задачу: почему монголо-татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
1. Раздробленность и отсутствие единства в русских землях (разобщённость русских войск и сил);
2. высокое воинское мастерство монгольского войска (комплекс воинских приёмов, использовавшихся при штурме городов, численное превосходство, мобильность);
3. умелое тактическое руководство и стратегический талант Батыя и его военачальников.
Однако, русские земли не вошли в состав Золотой Орды, а попали в вассальную зависимость. Об этом мы поговорим на следующих уроках.
Домашнее задание
Стр. 112 прочитать документ и ответить на вопросы 1,2
Подведение итогов.
Учитель: Монголо-татарское нашествие продолжалось с 1237 по 1240 г. В результате Русь превратилась в страну, где погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...
Возвращаясь к началу урока, давайте попробуем ответить на вопрос, почему монголо -татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
(Ответы: Огромная, хорошо обученная армия, железная дисциплина, совершенные орудия, многочисленная конница, военная хитрость, лучшие осадные орудия, военный опыт)
Приложения:
Приложение № 1
Вопросы к кроссворду:
1. Богиней плодородия у славян была …
2. Русские, украинцы, белорусы в какую группу славян входили?
3. Как называли слово налог в древнее время?
4. Имя княгини, которая отомстила древлянам за смерть мужа.
5.Кто является автором следующей фразы : «Да будет Киев- матерью всех русских земель» ?
6. Как назывался объезд князя со своей дружиной русских земель с целью сбора дани?
7. Как называлась религия славян до принятия христианства?
Приложение № 2
Правила составления Синквейна: (в конце урока)
- Одно существительное
- 2 прилагательных, выражающих главную мысль
- Три глагола
- Фраза, несущая определенный смысл
- Заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)
- Заполните пропуски:
Битва на р. Калка произошла в …. году |
Участники битвы: 1- 2- |
Действия русских князей: |
Сколько дней длилась осада лагеря? ….. |
Результат битвы: (кто победил)………. |
Куда дальше повернули монголы и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...
Разработка урока по Истории Древнего мира "Греческий Восток", 5 класс
На уроке организуется самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала с использованием технологии индивидуализированного обучения и ИКТ, учебник Ф. А. Михайловского....
Разработка урока истории в 5 классе по теме: Поход А.Македонского на Восток.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ЭОРОбразовательная технология: урок построен на основе технологии критического мышления,с использованием приемов «ЗХУ» (З...
Разработка урока по географии "Дальний Восток-край контрастов" 8 класс
При проведении урока создаются условия для: формирования представления об особенностях природы Дальнего Востока; ознакомления учащихся с историей открытия, исследования и заселения территори...
Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"
Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...
Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"
Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР....
- Мне нравится (1)