Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Методическая разработка урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК
образовательной системы "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_rabota.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока для участия в конкурсе «Лучший урок социально-гуманитарных дисциплин». Автор - Максимова К.Г.
Тема урока:
«Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского»
Предмет: история России. 6 класс.
УМК
Учебник: Данилов А.А., Данилов Д.Д. Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Учебник для 6 класс основной школы. – М.: Баласс, 2010. – (Образовательная система «Школа 2100»)
Программа: Д.Д. Данилов, А. В. Кузнецов, Д.В. Лисейцев. Программа «российской и всеобщей истории» для 5-9 классов/ С.М. Давыдова, Д.Д. Данилов. Российская и всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
Цель урока:
Формирование представления о борьбе северорусских земель с крестоносцами в XIII веке как важном этапе сохранения территориальной целостности и независимости Руси.
Задачи урока
Образовательная:
- Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей-крестоносцев на севере страны.
- Охарактеризовать ход Невской битвы и Ледового побоища.
- Сравнить цели Золотой Орды и рыцарей-крестоносцев в отношении русских княжеств.
- Объяснить позицию Александра Невского в пользу борьбы с крестоносцами и сотрудничества с Золотой Ордой, а так же значение этого выбора для Руси в целом.
Воспитательная:
1. Дать возможность осознать трудность выбора, сделанного русскими князьями в пользу владычества Золотой Орды.
2. Вызвать чувство уважения к доблести русских воинов, сражавшихся под руководством Александра Невского
Развивающая:
- Способствовать развитию навыков критического мышления,
- Продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, исторической картой
- Способствовать развитию коммуникативных способностей.
Тип урока
Комбинированный
Оборудование
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная приставка
Программное обеспечение
- Microsoft Office Word 2003
- Microsoft Office Power Point 2003 презентация «Русь между Западом и Востоком» (Приложение 6)
Дидактический материал
- Атласы по Истории России с древнейших времен до к. XVII века: карта Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке.
- Раздаточный материал:
а) раздаточные карточки для проверки знаний (Приложение 2)
б) раздаточные карточки с заданиями для работы в группах (Приложение 5)
в) опорный конспект (Приложение 4)
г) раздаточные карточки для итогового голосования.
д) фрагменты исторических документов (Приложение 3)
3. Данилов А.А., Данилов Д.Д. Клоков В.А., Тырин С.В. История России с древнейших времен до начала XVI века. Учебник для 6 класс основной школы. – М.: Баласс, 2010. – (Образовательная система «Школа 2100») параграф 14.
Наглядные пособия
- Историческая карта, атласы.
- слайды мультимедийной презентации учителя.
Межпредметные связи
Всеобщая история – тема «Крестовые походы», «Монгольская держава»
География – работа с картой
Основное содержание
Борьба северорусских земель с рыцарями-крестоносцами. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский. Рыцарские ордена. Даниил Галицкий. Татаро-монгольское иго на Руси.
Учебная деятельность учащихся
- Работа с картой и атласами
- Участие во фронтальной беседе по ходу урока.
- Работа в группах, заполнение опорного конспекта.
- Работа с текстом учебника.
- Озвучивание схемы.
- Выполнение проверочной работы.
- Участие в дискуссии по основополагающему вопросу, голосование.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- Название рыцарских орденов, которые вторглись на территорию Руси в XIII веке.
- Даты Невской битвы и Ледового побоища
- Зависимость русских земель от Золотой орды. Суть монголо-татарского ига.
Учащиеся должны уметь
- Показывать на карте места сражений - Невская битва и Ледовое побоище
- Назвать причины успешной борьбы русских с крестоносцами
- Давать оценку деятельности Александра Невского
Домашнее задание
Параграф 14 в. Составить исторический портрет Александра Невского
План урока:
1. Проверка знаний
2. Даниил Галицкий и борьба южных княжеств с монголо-татарами.
3. Невская битва и ее значение.
4. Ледовое побоище и его значение.
5. Отличия в действиях ордынцев и крестоносцев.
6. Домашнее задание.
Этапы урока
1. Организация начала занятия – 1 минута
2. Этап проверки домашнего задания – 1 минута
3. Этап проверки и актуализации знаний – 7 минут
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала – 7 минут
5 Этап Усвоения новых знаний – 15 минут
6. Этап первичной проверки знаний – 7 минут
7. Этап закрепления знаний и их первичного применения – 3 минуты
8. Этап обобщения и систематизации знаний – 1 минуты
9 Этап подведения итогов занятия – 2 минута
10. Этап информирование о домашнем задании – 1 минута
Приложение 1
Ход урока
«Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского»
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прим. время |
Организационный этап: цель –проверка готовности класса и оборудования к уроку | Учитель приветствует класс, проверяет наличие у учеников учебников, рабочих тетрадей, атласов, письменных принадлежностей. Проверяет готовность оборудования | Проверяют готовность к уроку | 1 мин. |
Этап проверки домашнего задания цель – проверка выполнения домашнего задания | Учитель проверяет выполнения учениками домашнего задания по составлению кроссворда по теме «Монгольское нашествие» | взаимопроверка кроссвордов | 1 мин. |
Этап проверки и актуализации знаний цель –систематизация и проверка уровня знаний понятий и фактов по теме монгольское нашествие | Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы узнали, что русские княжества подверглись нашествие монголо-татар. Этому событию поэтесса Н. Кончаловская посвятила одно из своих стихотворений. (Учитель читает стихотворение.) | участвуют в беседе | 1 мин. |
Учитель: «Вам предстоит дополнить слова поэта историческими фактами. Для этого возьмите карточки (Приложение 2), которые лежат у вас на столах, ответьте на вопросы и запишите их» | Выполняют задание | 5 мин. | |
Учитель: Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания друг другом. Учитель: «Положите карточки на край стола. Поднимите руку те, кто справился с заданием безошибочно». Учитель собирает карточки | Работают в парах, проверяют правильность выполнения задания друг другом | 1 мин. | |
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала цель - создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез и формулирования плана урока | Учитель: «XIII век оказался очень сложным для русских княжеств. Испытанием стало не только нашествие Батыя, но и попытки Запада захватить часть русских земель, в связи с этим тема урока: Русь между Западом и Востоком» | Записывают тему урока | 7 минут |
Учитель: «перед вами фрагменты исторических документов (Приложение 3). Прочитайте текст документ № 1 и № 2. Ответьте на вопросы к документам» | Читают текст документов № 1 и № 2. Примерный ответ: по первому документу нашествие монголом – это зло и страдание По второму документу – Александр Невский добровольно подчиняется монголам. | ||
Учитель: «Ознакомьтесь с текстом документа № 3 В чем заключается противоречие между документами № 2 и № 3? | Читают текст № 3 Примерный ответ ученика: Александр Невский яростно сражался с рыцарями, но подчинился Батыю. | ||
Учитель: «Сравните ваши выводы и предложите какой будет проблема урока?» Учитель записывает проблему урока на доске. | Высказывают свои предложения. Примерный ответ: Почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями- крестоносцами? | ||
Учитель спрашивает учащихся их версии ответа на вопрос урока и записывает на доске все их версии. Учитель: «Что нам нужно узнать, что бы ответить на вопрос урока?» Учитель записывает план урока. Учитель: В конце урока, вам предстоит не только ответить на поставленный нами вопрос, а так же представить, если бы вы оказались на месте Александра невского, как поступили бы вы? | Высказывают свои предположения. Примерный ответ: Могла ли Русь сопротивляться Орде? Какие рыцари, когда и зачем наступали на Русь? Слушают учителя | ||
Этап Усвоения новых знаний цель - Выявить причины успешной борьбы с нашествием рыцарей-крестоносцев на севере страны. Охарактеризовать ход Невской битвы и Ледового побоища. Сравнить цели Золотой Орды и рыцарей-крестоносцев в отношении русских княжеств. | Учитель: В течение урока вы будете заполнять опорный конспект (Приложение 4) Учитель: Один из учеников подготовил небольшое сообщение про крестовые походы (Примечание: этот материал знаком учащимся из курса Всеобщей истории, поэтому сообщение направлено на актуализацию знаний) Учитель делит учащихся на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием (Приложение 5). Работая в группе учащиеся должны заполнить часть опорного конспекта Учитель контролирует работу групп, консультирует учащихся | Знакомятся с опорным конспектом сообщение на тему «крестовые походы» Делятся на группы и читают задание Работают с текстом учебника и заполняет опорный конспект | 15 минут |
Этап первичной проверки знаний цель - проверка и корректировка знаний учащихся | Озвучивание результата групповой работы Заслушаем представителя от группы: Учитель по ходу ответа ученика заполняет схему на доске Задание для группы № 1: Кто такой Даниил Галицкий? Успешны ли были его действия в борьбе с монголами? Как вы оцениваете его выбор? Учитель по необходимости дополняет и корректирует ответ учащегося Задание группы 2: Используя текст и схему опишите ход Невской битвы. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? . Задание группе № 3: Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища. За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? Слово предоставляется группе № 4 Задание: С помощью фактов докажите, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды. Найдите отличия в действиях рыцарей-крестоносцев и ордынцев. | Представитель от группы отвечает на вопросы. Остальные заполняют опорный конспект Примерный ответ учащегося: Князь юго-западной Руси Даниил Галицкий решил бороться с ордой. Он нашел себе союзников в лице стран каталической Европы. Итогом борьбы был новый поход Орды на Русь. Примерный ответ учащегося: В июле 1240 года состоялась Невская битва. Описывает ход битвы по схеме. Битва закончилась победой Александра Невского. Значение битвы в том, что шведы больше не совершали походов. Примерный ответ учащегося: 5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище. По карте-схеме описывает ход битвы. Битва закончилась победой русских, немецкие рыцари были разбиты. Русь отстояла свою независимость. Примерный ответ учащегося Князья были обязаны получать ярлык, Орда собирала дань, на Русь отправлялись баскаки, но монголы терпимо относились к местной религии. Отличия в действиях монголов и рыцарей: Монголы не оставались жить на покоренных землях в отличие от рыцарей. Монголы не назначали своих правителей Монголы проявляли веротерпимость | 7 минут |
Этап закрепления знаний и их первичного применения цель - Объяснить позицию Александра Невского в пользу борьбы с крестоносцами и сотрудничества с Золотой Ордой, а так же значение этого выбора для Руси в целом. | Мы рассмотрели, чем угрожали крестоносцы и как Александр Невский боролся с ними, а так же выяснили какой была зависимость Руси от Золотой Орды. Объясните, почему русский князь Александр Невский сотрудничал с монголами и боролся с рыцарями- крестоносцами? Учитель: «А теперь представьте себя на месте Александра Невского, какой выбор сделали бы вы? У вас на партах лежат две карточки - зеленого и желтого цвета. Если бы вы, как и Александр Невский предпочли борьбу с Западом поднимите зеленую карточку, а если борьбу с монголами, то - желтую. Объясните свое решение. Трудно ли было вам определиться с выбором? | Примерный ответ: 1.У русских княжеств не было сил бороться и с ордой и с рыцарями. 2.Подчинившись рыцарям, Русь могла лишиться независимости, произошла бы смена религии. Учащиеся делают выбор с помощью сигнальных карточек Несколько учащихся объясняют свое решение | 3 минуты |
Этап обобщения и систематизации знаний цель – обобщение знаний по теме | Учитель : «Таким образом, в XIII веке Русь подверглась нашествию как монголов, так и рыцарей-крестоносцев, благодаря деятельности Александра Невского угроза потери северо-западных русских земель была ликвидирована, Русь отстояла свою независимость от стран Запада.» | Обобщают, участвуют в беседе | 1 минута |
Этап подведения итогов занятия цель – подведение итогов, оценивание работы учащихся | Подведение итогов урока. Оценивает работу наиболее активных учащихся, их работу в группе, ответы на уроке, выставляет оценки. | подводят итог | 2 минуты |
Этап информирование о домашнем задании | Домашнее задание Параграф 14. Составить исторический портрет Александра Невского. | Записывают домашнее задание | 1 минута |
Приложение 2
Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… *** Был страшный век когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли. *** Так шла чудовищным потопом На Русь монгольская орда В одном стремлении жестоком Сжигать и грабить города | 1. В каком году Батый впервые пришел на Русь?______________________________ 2. Какие страны были покорены монголам?____________________________ *** В каком веке это произошло, сколько походов совершили монголы на Русь?_________________________________ *** Какие города на Руси пострадали больше всего от нашествия монголов?__________________________ _______________________________ |
Приложение № 3
Документ № 1: Из проповедей епископа Владимирского Серапиона
(XIII век)
«Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли женщины и дети наши в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уж к сорока годам приближаются мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор, на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости»
Документ № 2. Из Жития Александра Невского
«Царь (Батый) говорит: Александр, разве ты не знаешь, что Бог покорил мне многие народы? Если хочешь уберечь землю свою, то немедля приходи ко мне, чтобы увидеть славу царства моего».
Задумал князь поехать в Орду подчиниться, и благословил его митрополит Кирилл.
А сына своего Дмитрия послал Александр на Западные страны против Ливонского ордена и возвратился он со множеством пленников и добычей»
Вопросы: Как на Руси воспринимали господство Орды? Как относился к Орде Александр Невский?
Документ № 3. О битве на Чудском озере (Ледовое побоище) 5 апреля 1242 года между немецкими рыцарями-крестоносцами и войском Александра Невского.
«Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось Чудское озеро множеством тех и иных воинов. И победил врагов Александр, и обратились они в бегство. И никогда не было противника достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победой славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя «божьими рыцарями»
Вопрос: Сравните поведение Александра Невского по документу № 2 и документу № 3, Какое возникает противоречие?
Задание: сформулируйте проблему сегодняшнего урока
Приложение № 4
Тема урока: Русь между Западом и Востоком.
ЗАПАД ВОСТОК
______________________________ _________________________
1. В июле _______ года состоялась Невская битва. Участники битвы: войско Александра Невского и __________ флотилия. Битва закончилась победой ____________ Значение битвы: ______________________ ______________________________________ ______________________________________ _____________________________________ | Князь ________________________________ Решил бороться с Ордой. Он нашел себе союзников в лице стран: ______________________________________ Итог борьбы: Орда ____________________ |
Участники: войско Александра Невского и________________ рыцари-крестоносцы. Битва закончилась победой ____________ Значение битвы: ______________________ _____________________________________ ______________________________________ | Русь находилась в зависимости от Орды:
|
Отличия в действии ордынцев и рыцарей-католиков на покоренных землях:
Приложение № 5
Работа в группах
Задание для группы № 1
Кто такой Даниил Галицкий? Успешны ли были его действия в борьбе с монголами? Как вы оцениваете его выбор? (стр.148-149 пункт 1 «Юг в борьбе с Востоком»)
Задание для группы № 2
Используя текст и схему опишите ход Невской битвы.
За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? (стр. 149-150)
Задание для группы № 3
Используя текст и схему опишите ход Ледового побоища.
За счет чего Александру Ярославичу удалось одержать победу? Важна ли была победа для всей Руси? (стр.151-152)
Задание для группы № 4
С помощью фактов докажите, что Русь оказалась в государственной зависимости от Золотой Орды. Найдите отличия в действиях рыцарей-крестоносцев и ордынцев. (стр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка по теме "Угол между векторами. скалярное произведение векторов"
Учебно-методическая разработка по теме "Угол между векторами. скалярное произведение векторов". Презентация к уроку....
Методическая разработка по теме: "Тире между подлежащим и сказуемым"- 5 класс
Цели: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; выработать навык правильной постановки тире, сформировать умение выделять подлежащее и сказуемое в предложении, раз...
Урок "Русь между Западом и Востоком.Угроза с Запада".
Урок построен в соответсвии с ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы я...
Технологическая карта урока "Русь между Западом и Востоком"
Технологическая карта интегрированного урока по истории России для 6 класса....
Методическая разработка по теме "Отношения между понятиями"
Презентация для урока информатики в 6 классе...
Северо-западная Русь между Западом и Востоком, Возвышение Москвы
Северо-западная Русь между Западом и Востоком, Возвышение Москвы...