методическая разработка урока "Мир без нацизма"
методическая разработка по истории (11 класс)
Сегодня я вам предлагаю разобраться в важной проблеме, посмотреть на нее с разных точек зрения и сделать осознанный выбор.
Как мы будем это делать? Через взвешенный диалог, когда мы:
- анализируем все ЗА и ПРОТИВ, ИЗДЕРЖКИ и ПОСЛЕДСТВИЯ каждого из подходов.
- Исследуем ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ и их влияние на ход размышлений нашей группы.
- Стремимся понять глубинные мотивы каждой позиции
- Тщательно взвешиваем взгляды других
- ПРЕОДОЛЕВАЕМ эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_bez_natsizma.doc | 81 КБ |
mir_bez_natsizma.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока теме: «Мир без нацизма»
Цели урока:
- показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
- раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
- добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, видеоурок « 9 мая»
Ход урока.
Современные молодые люди и представления не имеют, что несет за собой понятия «фашизм», «нацизм», «национализм».
Молодежи не известно и не понятно слово Холокост. Многие из них никогда не слышали об Освенциме, Бухенвальде, Хатыни .
С каждым годом остается все меньше участников и очевидцев нацистских преступлений. А вот современные нацистские и фашистские организации наоборот процветают, затягивая в свои сети все большее количество молодежи. Это огромная общемировая проблема, решать которую необходимо как можно быстрее.
Всему человечеству в память о тех событиях остались воспоминания бывших узников фашистских концлагерей. !
Просмотр фильма « 9 мая»
Мы - Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - ОСТАНОВИСЬ! Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.
"Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!
На пороге XXI века в Стокгольме прошел Международный Форум по Холокосту. Президенты, премьер-министры, видные политики, общественные деятели заявили: "Мы сочувствуем страданиям жертв и черпаем вдохновение в их борьбе. Наше обязательство - помнить о погибших, уважать уцелевших и вновь подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости".
Мы - это и Вы. Каждый из Вас.
Холокост – одна из центральных тем в изучении истории Второй мировой войны. т.к. через него видна сущность фашизма.
В XXI век необходимо идти только нравственно очистившись от гадостей ХХ века, в т.ч. и подобных трагедий.
Дополнительная информация для учащихся.
План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.
Работа с документом № 1.
Вопросы к документу. ( работа со словарем)
- Что вы знаете об истории установления фашистской диктатуры в Германии?
- Когда и как это произошло?
- В чем были причины победы нацизма в Германии?
- Каковы основные положения идеологии нацизма?
- Почему идеология нацизма прежде всего побеждала в странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне?
Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.
Школа, институт, заводской цех, кинотеатры и театры, стадионы — все социальные институты делали невозможным существование человека вне политики и вне государства.
Работа с документом № 2-3.
Вопросы к документам:
— Какие цели ставились перед школой в нацистской Германии;
— Каковы были способы достижения этих целей;
— Удалось ли достигнуть этих целей?
Продолжение рассказа учителя
Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку.
Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
Эта дискриминация вырастает из ксенофобии, подготавливается формированием стереотипов и предрассудков; далее следует создание расистской идеологии и партии, политика которой основана на этой идеологии.
Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название хрустальная ночь.
Еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран.
Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.
Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен.
К проведению этого решения в жизнь нацистское руководство подошло с истинно немецкой аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто, откуда они постепенно передавались в руки специальных групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Когда выяснилось, что уничтожение «низшей расы» с помощью расстрелов идет слишком медленно, план был пересмотрен и главным местом убийств стали специально построенные гигантские лагеря смерти: Освенцим, Майданек, Дахау и другие.
Доставленные в концлагеря узники убивались отравляющим газом в специальных газовых камерах, а их тела сжигались в круглосуточно работавших гигантских крематориях.
Агрессия и геноцид покоренных народов – отличительная черта нацизма, требующая уничтожения низшей расы, или “недочеловеков”.
Понимание этой неразрывной связи объясняет особую жестокость оккупационного режима третьего рейха в Восточной Европе, особенно на территории СССР. Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.
В течение 1941—1945 гг. в ходе «окончательного решения еврейского вопроса» были уничтожены шесть миллионов евреев — две трети живших в Европе. После войны для обозначения этой беспримерной трагедии было использовано древнегреческое слово Холокост, в буквальном переводе означающее «огненное жертвоприношение».
Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР.
Работа с документом № 4.
- Отличалась ли судьба евреев на оккупированных территориях и во время войны в целом от судьбы поляков, русских, украинцев и других народов?
На территории бывшего СССР проблему Холокоста выделять нельзя. Выделение Холокост в России – явное неуважение ко всем остальным жертвам нацизма. Холокост – всего лишь один из эпизодов всемирной истории и изучать его надо также, как и другие сюжеты.
История не бывает одномерной. Внутреннее сопротивление многих отнюдь не зараженных антисемитизмом наших сограждан признанию этой темы – важной для современной России – имеет свое объяснение.
Ведь Советский Союз, как ни одно другое государство мира, потерял в годы войны миллионы мирных жителей разных национальностей.
Десятилетиями люди читали и слышали: нацисты хотели уничтожить (и уничтожали) – все порабощенные народы. Что ж, никто не вправе отрицать эти планы, подкрепленные высказываниями нацистских лидеров в их пропагандистских выступлениях.
Запущенный в 1941 году механизм уничтожения евреев и коммунистов был распространен впоследствии нацистами на оккупированных территориях СССР и в лагерях смерти на всех, кто оказывал малейшее сопротивление или подозревался в нем. Фашистские изверги уничтожали их за что угодно, но только не за национальную (расовую) принадлежность.
Любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, а в сочетании с силой тоталитарного государства (а именно такой была гитлеровская диктатура времен третьего рейха) – создает условия для агрессии, геноцида и тотального уничтожения.
Весной 1943 г. по поручению Гиммлера была издана брошюра “Унтерменш” (“Недочеловек”) – о русских (и шире – о славянах). Ее предполагалось использовать в качестве учебного пособия для немецких солдат на Восточном фронте.
Цель этого издания состояла в том, чтобы показать эти народы, и, в частности, русских в образе монголоидных чудовищ: “Недочеловек, биологически как будто бы совершенно такое же существо, является тем не менее другим, ужасным созданием, с человекоподобными чертами лица, но в духовном отношении стоящим ниже, чем животное… Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода интересует меня лишь в той мере, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры”.
- Затрагивала ли эта политика интересы других наций?
Нет необходимости доказывать, что когда в стране, победившей фашизм, звучат нацистские лозунги, а преследования и оскорбления людей по национальному признаку (в том числе и русских в некоторых бывших советских республиках) становятся обыденным явлением, тема нацизма звучит особенно актуально.
Актуальность темы определяется не только воспитательным значением познания прошлого, но и пониманием сегодняшнего смысла мировых событий, проблем развития нашей страны, остроты политической борьбы и угрозы возрожденного шовинизма, фашизма, антисемитизма.
Подтверждением этих слов служат события на Украине.
- Можно ли говорить об идейной близости украинской политики и фашистов?
Наверное, самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку.
Для обозначения этого страшного явления юристам пришлось ввести специальное понятие — геноцид.
Нацистам удалось (к счастью, лишь отчасти) осуществить только одно из задуманных ими преступлений — массовое истребление евреев и цыган, но, как мы теперь понимаем, огненное жертвоприношение ждало не только их.
В ходе изучения Второй мировой войны, мы выясняли, что эта война была не только борьбой между государствами, это была борьба всего человечества против абсолютно бесчеловечного и преступного режима, борьба за спасение в человеке человеческого начала.
ДОКУМЕНТ 1. Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)
Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии.
В ходе работы учащиеся должны раскрыть внутриполитические цели нацистов и методы их достижения. Опираясь на ранее изученный материал (прежде всего сведения из советской истории сталинского периода), школьники доказывают, что в Германии складывалось государство тоталитарного типа (его признаки — однопартийная система, слияние партийных и государственных органов, ликвидация демократических свобод и т.д.).
ДОКУМЕНТ 2. Гитлер о воспитании
Моя педагогика тверда. Слабость должна быть изничтожена. В моих замках подрастет молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах. Мне не нужен интеллект. Знания погубили бы мою молодежь.
ДОКУМЕНТ 3.Сочинение школьницы Эрны Листинг, опубликованное в антисемитской газете "Дер Штюрмер".
К сожалению, даже сейчас многие продолжают утверждать, что евреи тоже "творенья Божьи" и поэтому их надо уважать. Но ведь мы говорим, что и мухи тоже творенья, но при этом уничтожаем их. Еврей - это гибрид. Он унаследовал признаки арийцев, азиатов, негров и монголов. Единственное, что есть у него хорошего - это белая кожа. Среди жителей южных островов бытует поговорка: "Белый - от Бога и черный - от Бога, а вот гибрид - от дьявола".
Иисус сказал однажды евреям: "Ваш отец не Бог, а дьявол". У евреев есть порочная книга их законов - Талмуд. Кроме того, евреи считают нас животными, и поэтому так плохо к нам относятся. Они отбирают у нас деньги и имущество жульническим путем. Уже при дворе Карла Великого командовали евреи и поэтому было восстановлено римское право. Но оно не годилось ни для немецкого, ни для римского крестьянина, а было выгодно только евреям-торговцам.
Евреи виноваты даже в смерти Карла Великого. В Гельзенкирхене еврей Гринберг продавал человеческое трупное мясо. Это разрешено книгой его законов. Евреи подстрекали к восстанию и к войне. Они обрекли русских на страдание и горе. В Германии они поддерживали коммунистов и платили убийцам. Мы были на краю гибели, когда пришел Адольф Гитлер. Теперь заморские евреи агитируют против нас. Но мы не дадим провести себя и позаботимся о нашем фюрере. Каждый грош, который мы даем евреям, убивает кого-либо из наших близких...
ДОКУМЕНТ 3. Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)
Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo - военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.
Дополнительная информация для учащихся.
План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово”. Устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах. Детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.
Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.
Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”.
Эрих Фром объяснял фашизм некрофильским характером его лидеров, проявляющемся прежде всего в том, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов усматривался в насилии, которое организовывалось фашистами автоматически - бюрократическими средствами для осуществления программы фюрера.
Агрессия и геноцид покоренных народов – отличительная черта нацизма, требующая уничтожения низшей расы, или “недочеловеков”. Понимание этой неразрывной связи объясняет особую жестокость оккупационного режима третьего рейха в Восточной Европе, особенно на территории СССР. Именно евреи стали жертвами нацистского эксперимента по разработке и реализации технологии уничтожения целого народа.
10 марта 1933 г. в Берлине состоялось символическое сожжение “вредных” книг, организованное Геббельсом. Уничтожению подверглись книги, противоречащие нацистской идеологии и написанные евреями, независимо от содержания. Был составлен индекс запрещенных книг, и библиотекам предписывалось изъять их из обращения.
Среди “вредных” оказались произведения Генриха Гейне, Томаса Манна, Зигмунда Фрейда, Стефана Цвейга, Альберта Эйнштейна… За сто лет до появления в сердце Европы нацистских вандалов великий немецкий поэт Генрих Гейне пророчески предсказал: “Там, где сжигают книги, будут жечь людей”.
Краткий глоссарий урока
АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа.
Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН.
Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства.
Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем.
Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии.
ВРАЖДА. Недоброжелательные, неприязненные, проникнутые ненавистью отношения и действия.
ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.
Геноцид -тягчайшее преступление против человечества.
ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп.
Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям Какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
«...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...».
КСЕНОФОБИЯ
1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.
2. Ненависть, нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому, иностранному.
К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или к пожизненному тюремному заключению.
Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция(гестапо).
Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтожения целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества.
На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов.
Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер.
РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Дискриминационное или оскорбительное поведение по отношению к людям, принадлежащим к другой расе.
СОТРУДНИЧЕСТВО — совместное выполнение работы, совместное участие в решении проблемы или задачи, взаимопомощь.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение)
1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.
ФАШИЗМ — бесчеловечная идеология, преступная политика.
ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20–40х гг. II века.
Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера».
Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации.
ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.
Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами.
Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с
другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств.
Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественно-политической жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фашизм Нацизм Национализм
Холокост Освенцим Бухенвальд Хатынь
Очевидцы нацистских преступлений
Холокост
Недочеловек Истинные арийцы
Хрустальная ночь- 9-10 ноября 1938 год. “ Мы уничтожим евреев. Им не удастся укрыться… День расчета настал…” А. Гитлер.
Хрустальная ночь Разрушено 1400 синагог Более 30 тысяч евреев брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты , тысячи ранены. в Вене: разрушены 42 синагоги арестованы 7800 евреев. 680 случаев самоубийств среди евреев.
Ужас человечества Биополитика Новый порядок Гетто Гигантские лагеря смерти: Освенцим Майданек Дахау
Ужас человечества Агрессия- незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп
Нацизм на территории СССР
Нацизм на территории СССР
«Унтерменш» ( «Недочеловек» “ Недочеловек, биологически как будто бы совершенно такое же существо, является тем не менее другим, ужасным созданием, с человекоподобными чертами лица, но в духовном отношении стоящим ниже, чем животное… Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода интересует меня лишь в той мере, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры”
Современность
2 мая в Одессе погибло- 48 человек. Пострадавших — 247 человек, пять жертв трагедии остаются неопознанными, 48 человек числятся без вести пропавшими. 9 мая в Мариуполе семь человек погибли во время спецоперации украинских силовиков, более 40 человек пострадали. В связи с трагическими событиями 10 мая 2014 года объявлено днем траура.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...