Программа внеурочной деятельности "Мир русских традиций"
рабочая программа по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_russkih_traditsiy_2.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании МО Директор школы
от «____» ______2017г. _________Е.А.Белых
Приказ№____от_______2017 г
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мир русских традиций
5 класс
2017-2018 учебный год
Белых Елены Александровны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход с 2011–2012 учебного года всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения.
Основное новшество нового стандарта – появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Вице-президент Российской академии образования (РАО) А. А. Кузнецов отметил: «Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. В основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое».
Для организации внеурочной деятельности используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, дополнительного образования детей. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) определены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Стандарты второго поколения ставят перед российским образованием новую цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
На современном этапе развития общества духовно-нравственное воспитание обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современного образования.
Сегодняшние взгляды на проблему нравственного воспитания различны, но важность духовности в становлении личности общепризнанна. Благодаря духовности человеку открывается смысл жизни, ее многообразие и красота. Гуманизация современного образования позволяет выделить проблему воспитания духовности как приоритетную. Воспитание молодого поколения на традиционных российских ценностях поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы существования современного общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет строиться воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
Не случайно методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Величие народа определяется его духовной культурой. Понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей своей культуры, любовь к Родине – все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям, обращение к родникам народной культуры существенно повышает воспитательный потенциал образовательного процесса. Народная культура как определенный комплекс знаний, умений и навыков накапливалась по крупицам, столетиями тщательно отбиралась, систематизировалась и надёжно закреплялась в обычаях, традициях, обрядах, стереотипе поведения, в неписаных законах и правилах взаимоотношений с людьми, окружающим миром, природой.
На протяжении всей жизни любого народа складываются определённые воспитательные традиции, формируется своеобразная, цельная система воспитания подрастающего поколения. Справедливо отмечает академик Г. И. Волков: «Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность». Основы народной морали, закреплённые в традициях и обычаях, фольклоре, этноэтике, постоянно служили содержанием и программой нравственного воспитания. Нравственные черты русского народа складывались веками. Важно не растерять то действительно ценное из опыта поколений, что не потеряло своей глубинной сути для воспитания подрастающего поколения. Вопросами воспитания детей на народных обрядах и праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В. Ф. Афанасьев, Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, М. Г. Стельмахович, К. Д. Ушинский). В воспитании современного подрастающего поколения невозможно обойтись без обращения к опыту народа, так как общественное сознание, взгляды, убеждения людей формируются не только социально-экономическими условиями тех понятий и идей, которые выработаны человечеством сравнительно недавно.
Воспитание учащихся на традициях русской культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные обряды и праздники. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно-нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус, дают возможность на практике познать культурно-исторический опыт народа.
Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Основные задачи духовно-нравственного воспитания школьников в процессе ознакомления с народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения.
Значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои творческие возможности, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулируют оптимистическое настроение. Многообразные воспитательные функции народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в системе воспитания.
Сегодняшнее время далеко не простое. Не возобновив традиционных начал жизни, можно только растратить окончательно и бесповоротно все плоды многовековых трудов предшествующих поколений. Чтобы остановить культурную и духовную деградацию, нужно обратиться к созидающим началам жизни. В этом может помочь только подлинное обращение к тем ценностям, которыми искони жил наш народ, благодаря которым были преодолены все трудности исторического пути. Наши предки сложили всемирно признанное культурное наследие. Вернуть в нашу жизнь бесценную сокровищницу духовных богатств, органично связать ее с миром сегодняшнего дня и раскрыть во всей полноте – вот одна из основных задач учителя, воспитателя и педагога современной школы. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и духовно-нравственные идеалы. Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером. Воспитание ребенка посредством народных традиций не только желательно, но и крайне необходимо.
Цель программы «Мир русских традиций»: приобщение учащихся к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала.
Задачи:
• Расширить и углубить знания учащихся о культуре, истории русского народа;
• Формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию;
• Развивать умения отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества;
• Познакомить детей с годовым кругом народного календаря, народными обычаями, песнями, характерными танцевальными движениями, устным творчеством;
• Развить желание исполнять народную песню, участвовать в народных обрядовых действиях;
• Привить любовь к народному музыкальному творчеству;
• Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Поставленная «Основной образовательной программой общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеурочной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов школьников и их индивидуальных потребностей».
Организация данной деятельности направлена на:
- Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
- Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
- Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
- Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
- Формирование интереса к народному творчеству.
- Воспитание патриотизма и гражданственности.
- Развитие эстетического вкуса.
Место в учебном плане
Программа «Мир русских традиций» предназначена для учащихся 5 – 9 классов, и рассчитана на 5 лет обучения. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В течение этого времени дети на фольклорном и этнографическом материале знакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающего человека и свое место в этом мире, изучают традиционный народный календарь, обычаи и обряды, связанные с земледельческим циклом, знакомятся с многообразием культурных традиций России, с культурой родного края.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы «Мир русских традиций» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
- Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
- Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Реализация программы
Реализация программы «Мир русских традиций» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
- Беседа;
- Фольклорный праздник;
- Театрализованное представление;
- Выставка – ярмарка;
- Викторина;
- Мастерская;
Это очень яркий и выразительный мир и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным его участником. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка. Привлекает и языковой аспект: произведения фольклора дают образцы красивой, образной и поэтической речи.
Это образовательная программа, в которой каждый из участников открывает свои способности, таланты. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности.
При составлении программы учитывались следующие принципы:
1. Принцип сознательности.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип наглядности.
5. Принцип активности.
6. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
7. Принцип оздоровительной направленности.
8. Принцип формирования ответственности.
В результате реализации программы «Традиции русского народа» учащиеся должны знать:
1. Традиции и обряды русских народных праздников
2. Календарно-бытовую культуру
3. Малые жанры русского фольклора
4. Русские народные игры
5. Русские народные песни
6. Народные промыслы России
7. Виды русских народных сказок
Введение программы «Традиции русского народа» позволит возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои предков, патриотические настроения, обычаи и традиции своего народа.
Содержание программы кружка создает возможность для воспитания гражданина, знающего культуру, обычаи и традиции своей страны и готового к восприятию культуры, обычаев и традиций народов других стран. Особое внимание обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, толерантности, патриотизма и гражданственности, развитию художественного вкуса.
Тематическое планирование на 2015 – 2016 учебный год
5 класс.
№ п/п | Тема | Форма занятия | Цели и задачи | часы |
1 | Введение | 1 | ||
2 – 3 | Луковые посиделки | Беседа; Фольклорный праздник; | Цели: формирование чувства уважения к обычаям наших предков, народному фольклору; развитие познавательных интересов; расширение связей с окружающим миром. | 2 |
4 - 6 | Казачьи посиделки | Беседа; Театрализованное представление; | Цели: ознакомление с традициями, культурой донских казаков; воспитание любви к своей родине; формирование уважительного отношения к национальным культурным ценностям. | 3 |
7 – 8 | Горячи калачи из русской печи. Традиции гостеприимства | Беседа; Выставка – ярмарка; | Цели: формирование интереса к духовным ценностям, представленным в культуре русского народа; развитие познавательных потребностей и творческих возможностей на основе изучения народных обрядов и традиций; воспитание положительных качеств русского характера: открытости, наблюдательности, смекалки и коллективизма. | 2 |
9 – 10 | Фольклорная ярмарка | - Фольклорный праздник; | Цели: формирование представлений о народной художественной культуре; пробуждение интереса к национальному искусству своего народа; приобщение к русскому фольклору; воспитание патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России. Задачи: развивать познавательные навыки, творческие способности личности, художественный вкус; формировать интерес к народному искусству; создавать условия для преемственности культурообразующих исконно русских традиций; воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, уважение к национальным традициям. | 2 |
11 - 12 | Святки | Беседа; - Фольклорный праздник; | Цели: воспитание интереса к истории родной страны, уважения к её традициям; развитие фантазии, творческих способностей учащихся. | 2 |
13 – 14 | Коляда | Беседа; Театрализованное представление; | Цели: воспитание интереса к истории родной страны, уважения к её традициям; развитие фантазии, творческих способностей учащихся. | 2 |
15 – 16 | Обереги | Беседа; Мастерская; | Цели: приобщение к народной культуре; развитие интереса к прикладному творчеству, основанному на народных традициях; воспитание художественного вкуса и уважения к мастерству далеких предков. | 2 |
17 – 18 | Народный календарь | Познавательная беседа | Цели: приобщение школьников к духовным ценностям народной культуры; способствование возрождению народных традиций; формирование интереса к многовековой мудрости взаимоотношений русского народа с окружающим миром; расширение сознания о тесной взаимосвязи человека и природы; обогащение словарного запаса. | 2 |
19 – 20 | Праздник «Жаворонки» - встреча весны | Беседа; Фольклорный праздник; | Цели: ознакомление с историей и традициями проведения праздника «Жаворонки»; активизация интереса к духовному богатству русской земли; формирование чувства уважения к обычаям наших предков, христианской религии, народному фольклору; воспитание бережного отношения к природе. | 2 |
21 – 22 | Осенины - капустник | Беседа; - Выставка – ярмарка; | Цели: ознакомление с традициями, культурой русского народа; воспитание любви к своей родине; содействие формированию духовно-нравственных качеств и ценностных ориентаций. Задачи: познакомить с историей народных праздников урожая, с произведениями устного народного творчества (частушками, песнями, потешками, играми), связанными с осенними праздниками урожая; способствовать раскрытию, проявлению творческой индивидуальности младших школьников. | 2 |
23 – 24 | Русская матрешка | Беседа; Мастерская; | Цели: формирование знаний о культурных ценностях русского народа; ознакомление с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства; развитие познавательной активности; воспитание чувства гордости за наш народ – умельцев и мастеров. | 2 |
25 | Разнообразие матрешек | Заочная экскурсия | 2 | |
26 – 27 | Путешествие в деревню Гармошка | Заочная экскурсия | Цель: расширение представлений о малых жанрах русского народного фольклора. Задачи: 1. Обогатить знания учащихся об устном народном творчестве, развивать умение узнавать малые жанры народного фольклора (загадки, прибаутки, поговорки, шутки). 2. Развивать внимание и интерес к окружающему миру, культуре русского народа через знакомство с народным фольклором, память и речь; формировать нравственные привычки и обучать навыкам поведения. 3. Воспитывать интерес к русской культуре, любовь к Родине; формировать художественный вкус. | 2 |
28 – 29 | Праздник Рождества Христова | Театральная постановка | Цель: приобщение учащихся к музыкальному фольклору; формирование познавательного интереса к быту и традициям своего народа; становление творческой личности через развитие музыкальных, артистических способностей. Задачи: 1. Формировать эстетический и художественный вкус учащихся через детский музыкальный фольклор. 2. Формировать гражданскую позицию на основе изучения истории, культуры быта и традиций своего народа. 3. Развивать практические исполнительные навыки и умения в процессе изучения народных песен, танцев с использованием игровых действий. 4. Развивать творческую активность, формировать артистические способности. | 2 |
30 – 31 | Пасхальный благовест | Беседа, фольклорный праздник | Цель: приобщение к музыкальному фольклору; формирование познавательного интереса к быту и традициям своего народа; становление творческой личности через развитие музыкальных, артистических способностей. Задачи: 1. Формировать эстетический и художественный вкус учащихся через детский музыкальный фольклор. 2. Формировать гражданскую позицию на основе изучения истории, культуры быта и традиций своего народа. 3. Совершенствовать практические исполнительные вокально-певческие и ритмические навыки и умения в процессе изучения народных песен, танцев с использованием игровых действий. 4. Развивать творческую активность, артистические способности. | 2 |
32 – 33 | Цветник духовный | Беседа, концерт | Цели: приобщение к истокам народной культуры; формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения праздников, обрядов и традиций русского народа. | 1 |
34 | Викторина «Путешествие в мир русской культуры» | викторина | Цели и задачи : расширить и углубить представления учеников о ценностях русской культуры; сделать изучение истории для учеников более интересным, увлекательным и личностно значимым. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бауэр, В. Энциклопедия символов / В. Бауэр, И. Дюмотц, С. Головин ; пер. с нем. Г. Гаева. – М. : Крон-Пресс, 1998. – 512 с. – (Академия).
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов средних пед. учебных заведений / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – С. 41.
3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество : уч.-мет. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Владос, 2000. – 272 с. : ил. – (Воспитание и дополнительное образование детей).
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степа-нов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколе-ния). – С. 9–11.
5. Грушко, Е. А. Мифы и легенды Древней Руси : иллюстрированная энциклопедия / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. – М. : Эксмо, 2003. – 208 с. : ил.
6. Дайн, Г. Л. Игрушечных дел мастера : кн. для учащихся / Г. Л. Дайн. – М. : Просвещение, 1994. – 288 с. : ил.
7. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль; ред. Н. Дубенюк. – М. : Эксмо, 2011.
8. Джежелей, О. В. Колобок : литературные игры и забавы для учеников, для родителей и детей – для всех, кто любит сказки / О. В. Джежелей. – М. : Просвещение, 1994.
9. Дошкольное воспитание : журн. – 1992–1994. – № 1–12.
10. Зимин, В. И. Русские пословицы и поговорки : учебный словарь / В. И. Зимин [и др.]. – М. : Школа-Пресс, 1994.
11. Комарова, С. Кукольные люди : культурологический очерк / С. Комарова, М. Катушкин. – СПб. : Абрис, 1999. – С. 11.
12. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И. Н. Котова, А. С. Котова. – СПб. : Паритет, 2005. – 240 с. : ил.
13. Край родной : хрестоматия для чтения младших школьников : на региональном материале / сост. Т. А. Бутенко, В. Б. Небратенко. – Ростов н/Д. : Баро-Пресс, 2006.
14. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1994. – 928 с.
15. Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин. – 3-е изд. – М. : Международные отношения, 1995. – 560 с.
16. Русские пословицы и поговорки / под ред. В. П. Аникина. – М. : Художественная литература, 1988.
17. Семенова, М. Мы – славяне! / М. Семенова. – СПб. : Азбука : Терра, 1997. – 560 с. : ил.
18. Соколова, Ю. П. Мягкая игрушка / Ю. П. Соколова, Ю. А. Сидорович. – СПб. : Литера, 1998. – 207 с. : ил.
19. Традиционные промыслы и ремесла : подписной альманах / под ред. Н. Н. Шантаренкова ; отв. за вып. Л. А. Богуславская. – М. : Родникъ, 1997. – № 3. – (Методическая библиотека дополнительного образования).
20. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В. Андреева [и др.]. – М. : Локид : Миф, 2000. – 576 с. – (AD MARGINEM).
21. Эстетика : словарь / А. И. Абрамов [и др.] ; под общ. ред. А. А. Беляева. – М. : Политиздат, 1989.
Электронные ресурсы:
http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
http://ria.ru/edu_analysis/20091029/191150952.html
http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русская лапта» (спортивно-оздоровительное направление)
Русская лапта – такая игра, которая может удовлетворить большинство требований к воспитывающей игре. Как командная игра, она требует проявления товарищества, солидарности и ответственности друг за дру...
рабочая программа внеурочной деятельности "русская лапта"
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабочен...
Программа внеурочной деятельности "Русское слово"
Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России ».
Рабочая программа по внеурочной деятельности (ВД) составлена на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения программы основного общего образования для 5 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Русские традиции"
Изучение программы курса "Русские традиции"дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, традициях. Пантеон богов славян, сл...
Программа внеурочной деятельности. Русский язык. Русская словесность. 7-8 класс
Программа рассчитана на 30 часов. Главная цель занятий – подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным, республиканским), участие в конференциях и творческих конкурсах. Программ...