Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе
проект по истории (11 класс)

Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, к сожалению, только теперь начал распространение в начальной и в основной школах. Огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов. «Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание,  способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения,  распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует  возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ

Выполнил: КУКУШКИНА ВЕРА ВИКТОРОВНА

учитель истории

МКОУ ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2

КИРОВСКИЙ РАЙОН

Санкт-Петербург

2016/2017


Содержание

Введение        2

Глава 1. Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе.        3

1.1. Проект как метод обучения, воспитания и развития школьника.        3

1.2. Основные требования к использованию метода проектов.        4

1.3. Типология проектов. Их структурирование        5

1.4. Методика проектной деятельности:        7

1.5. Система оценивания в рамках проектной деятельности.        8

Глава 2. Разработка проекта учащимися 11 класса        11

Заключение        24

Литература        25

Приложения        26


Введение

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед учителем в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Актуальным является использование в обучении приемов и методов, которые формируют  умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.Конечным результатом является сформированность умений и  навыков мышления, то есть способность к самообучению.

Особенно необходимо внедрение новых образовательных технологий для учителя истории, так как этот предмет несет огромный воспитательный потенциал.

Все эти задачи позволяет решать метод проектной деятельности.

Цель данной работы – изучить методику проектной деятельности на уроках истории.

Задачидля осуществления поставленной цели:

- рассмотреть особенности применения метода проектов на уроках истории

- рассмотреть условия успешной реализации проектов в практике школьного преподавания;

- описать методику учебного проекта по истории.

Научная новизна работы заключается в том, в исследовании  изучались основы реализации проектной методики в школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории.

Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической (методическая разработка учебного проекта), заключения, списка литературы и приложений (дополнительные материалы по представленному в работе учебному проекту «Женщины блокадного Ленинграда»).


Глава 1. Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе.

1.1. Проект как метод обучения, воспитания и развития школьника.

Работа над проектом является одним из самых перспективных видов деятельности учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Это достаточно новый вид деятельности для школьников, к сожалению, только теперь начал распространение в начальной и в основной школах. Огромные объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю в современной школе, подталкивают педагогов к поиску инновационных форм учебной деятельности, интерактивных методов обучения, и в том числе — к применению проектов. «Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать высокий уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание,  способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения,  распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует  возможности моно - и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов».[1]

Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед"). Существуют разные типы проектов, но в школе применяется только один — учебно-познавательный.

Учебно-познавательный проект — это: «ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися».[2] За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Дж Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, именно в этом знании. Чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.  Здесь требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению и предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

1.2. Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, то есть вопросу не из учебника.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая, коллективная) деятельность учащихся (например, обобщение и систематизация материалов докладов, рефератов, сообщений; выполнение парами или группами альбомов, чертежей, макетов, литературных журналов; различных «презентаций», создание интернет-страниц, подготовка творческими коллективами праздников, ролевых игр, выставок и т.д.).
  4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов (например, этап поиска литературы по проблеме завершается составлением библиографического списка или библиографической картотеки; этап изучения и анализа источников -написанием введения; этап сбора фактических данных - оформлением схем, диаграмм, графиков и т.д.).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других — тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

1.3. Типология проектов. Их структурирование[3]

Чтобы определить тип проекта, следует рассмотреть их с точки зрения типологических признаков:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
  2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Может широко применяться в преподавании истории, особенно в старших классах.

Творческие

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Они предполагают соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Возможно применение в межпредметных историко-культурных проектах.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные исторические персонажи или герои, имитирующие социальные отношения, осложняемые. Очень интересная форма работы, позволяющая учащимся ощутить живой аромат истории, пробудить интерес к изучаемому материалу, уйти от мертвых схем и лучше понять связь истории с нашей повседневной жизнью.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с. этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (проект закона, справочный материал и т.д.). Этот тип проекта является наименее востребованным на уроках истории.

По второму признаку — предметно-содержательной области — можно выделить следующие два типа: монопроекты – в рамках одного предмета, и межпредметные проекты. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это — либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты.

По количеству участников проектов можно выделить проекты:

  • личностные (между двумя партнерами);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе ребят из различных школ). Но несмотря на эти особенности, такие проекты предоставляют максимум возсожностей для проектной деятельности, позволяют привлечь большее количество учащихся.

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части, более крупной проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные;
  2. средней продолжительности (от недели до месяца);
  3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Проектная работа может быть выполнена в любой форме (доклад, альбом, видеофильм, альманах, макет, каталог и т. д.) Выбор формы проекта определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме, можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведенной работы.

Множество интересных форм представления своей деятельности могут обеспечить информационно-компьютерные технологии. Одной из задач современной России является построение информационного общества, и использование информационных технологий, компьютерной техники не только в рамках предмета информатики, но в разнообразных видах учебной деятельности позволяет решить эту задачу. Также использование последних достижений науки и техники повышает заинтересованность учащихся в проектной деятельности. Например, использование сети Интернет позволяет выработать жизненно важные навыки критического отношения к информации, ответственного отношения к чужой интеллектуальной собственности, познакомить учащихся с понятием авторского права, что опять же направлено на воспитание сознательного гражданина своей страны. Если в проекте запланировано широкое использование ИКТ, необходимо продумать возможность консультаций учителя информатики, либо другого специалиста, чтобы ученики могли получить и необходимую техническую помощь.

Проектная деятельность завершается реальным, осязаемым результатом, который:

  • оформляется  тем или иным способом (альбом, сборник, план-карта, постер, фильм, выставка, праздник и др.);
  • публично защищается (презентуется);
  • должен   быть реализован на практике или  использован в дальнейшей работе школы;
  • получен при помощи современных методов работы с информацией (Интернет и другие телекоммуникационные технологии);
  • представлен по необходимости в напечатанном виде, с приложением дискеты, на которой указаны: имя автора, название работы, имя файла, дата сдачи работы;
  • оформлен с соблюдением правил элементарного дизайна (разбивка на абзацы, заголовки, подзаголовки, шрифтовые выделения, поля, унификация шрифтов, единый стиль);
  • рассчитан на взыскательное читательское или зрительское восприятие;
  • содержит справочно-вспомогательный аппарат (примечания, сноски, выполненные в соответствии с принятыми стандартами).

Интернет позволяет особенно полно реализовать принцип публичного представления результата проектной деятельности. Любой желающий с помощью тех или иных технических средств может создать свой собственный сайт, интернет-страницу и сообщить всему миру о сделанных открытиях, своем мнении по тому или иному вопросу, своих достижениях и творческих успехах. Техническими средствами реализации могут быть html-редакторы, графические редакторы веб-страниц, встроенные графические редакторы, располагающиеся на популярных бесплатных хостингах, вики-статьи.

Главные условия организации работы над проектом.

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.

2. Обучение учащихся  и овладение ими технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко,  систематически выполнять спланированную  работу, что является непременным условием для  развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся  по проекту следует  доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность информации  о ходе проекта.

1.4. Методика проектной деятельности:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
  3. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке и пр.).
  6. Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
  7. Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.

Таким образом, можно выделить 4 этапа проектирования:

  1. Исходный.

Разработка основных идей, констатация изученности  проблемы, сбор и анализ  данных,  обоснование актуализации, формулирование гипотезы (предположение о результатах и путях их достижения).

  1. Этап разработки.

Выбор исполнителя (исполнителей), формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов  управления и контроля, коррекция  со стороны педагога.

  1. Этап реализации проекта

интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио-видео ряда проекта. Контроль и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся.

  1. Завершение проекта.

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов исследования. Оценка и подведение итогов. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта, какие познавательные и нравственные находки были приобретены.

Разработка курсовых проектов

Также в практике школьного преподавания может использоваться, хотя и ограниченно, разработка курсовых проектов.

Курсовое проектирование - это выполнение учебного проекта с целью завершения курса обучения по дисциплинам, связанным со специализацией обучения. Курсовой проект разрабатывается в течение целого или половины учебного года и предполагает выполнение самостоятельной творческой работы с учащимися, при которой актуализируются знания, полученные за весь период изучения курса, отрабатываются и демонстрируются практические умения и навыки работы будущего специалиста. Методика курсового проектирования предусматривает решение учащимися задачи, формулируемой в какой-либо проблемной области и связанной с формализацией и последующим решением с помощью компьютера. Такая задача, как правило, требует значительного времени для решения, системного подхода при разработке.

Также хотелось бы отметить, что при использования метода проектов на уроках истории, помимо материалов по истории России, можно и нужно использовать материалы по краеведению, по истории своей семьи.

1.5. Система оценивания в рамках проектной деятельности.

Говоря о методе проектов, нельзя не сказать о системе оценивания. Так же как проектная деятельность отличается от обычной деятельности ученика в рамках классно-урочной системы, так же должна отличаться и от обычной и система оценивания. Причем чем более продуманной и разноплановой будет эта система, тем более успешной будет и проектная деятельность, тем больший воспитательный и развивающий потенциал будет заложен в методическую разработку проекта.

Если явно педагог четко объявляет учебную цель и ясны критерии ее достижения и оценки – учащиеся охотно принимают на себя ответственность по достижению этой цели. Из практики управления известно, что внимание к какому-то вопросу со стороны руководителя стимулирует участников прикладывать усилия именно в этом направлении. Поэтому важной составляющей любого проекта является план оценивания.

Оценивание рассматривается как процесс, в котором на разных этапах могут преследоваться разные цели и использоваться разные стратегии. Оценивание может быть формирующим и итоговым. Возможные цели оценивания представлены в таблице «Формирующее и обобщающее оценивание».

Формирующее и обобщающее (итоговое) оценивание

 

Цель оценивания

Почему это важно?

Формирующее оценивание

Оценить потребности учеников

Оценивание и понимание имеющихся знаний учеников помогает учителям сформировать процесс обучения, дифференцировать подход к учащимся.

Поощрить самоорганизацию, самоуправление и сотрудничество

Оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству, помогает ученикам стать более эффективными в планировании и последующей реализации проекта. Ученики должны быть способны работать вместе и отдельно.

Осуществлять мониторинг прогресса

Если мониторинг учащихся привязан к определённому графику, то ученики более ответственно относятся к своему обучению.

Обобщающее (итоговоре) оценивание

Продемонстрировать понимание и навыки

Предоставление ученикам возможности продемонстрировать их понимание, умения и навыки поможет им показать свою способность решать проблемы, представлять идеи, свои разработки, применять на практике изученное и учиться друг у друга. Демонстрация понимания и навыков также позволяет ученикам давать отзывы своим одноклассникам и самостоятельно проводить самооценку собственных сильных и слабых сторон.

При разработке плана оценивания учитель определяет для себя, какие методы отчетности и мониторинга он может использовать в своей деятельности.

Можно выделить следующие этапы оценивания:

  • Определение потребностей учащихся
  • Поощрение самоуправления и сотрудничества
  • Наблюдение за прогрессом
  • Проверка понимания и навыков

Определение потребностей учащихся – оценивается базовый опыт, начальные знания и навыки, наличие ошибочных представлений и ложных концепций у учащихся.

Поощрение самоуправления и сотрудничества – оценивается способность учеников брать на себя ответственность за свое обучение, навыки межличностного общения, понимание обратной связи, навыки оценивания работы сверстников.

Наблюдение за прогрессом – оценивается продвижение в решении неоднозначных и открытых задач, необходимость коррекции со стороны учителя (инструкции, информация и т.п.).

Проверка понимания и умений – оцениваются: продукты деятельности; портфолио – коллекции продуктов, отражающие усилия, прогресс и достижения учащихся; работа учащихся в ходе конференции – события, когда учащиеся обсуждают свои портфолио, примеры работ, интересы, обучение, его цели.


Глава 2. Разработка проекта учащимися 11 класса.

МКОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект

«Женщины блокадного
Ленинграда»

Авторы проекта:
Ученицы 11а класса:
Парфенова Анастасия
Квасневская Анна
Иванова Валерия
Руководитель проекта:
Кукушкина Вера Викторовна

Отрадное

2016/2017

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2

Основная часть………………………………………………………… 5-10

Глава I. Трудовой подвиг женщин в блокадном Ленинграде………….  5

Глава II. Таланты женщин- ленинградок………………………………….7

Глава III. Женщины на фронтах Великой Отечественной войны……..10

Заключение…………………………………………………………………11

Использованная литература……………………………………………....13


Введение

1. Актуальность темы.

В условиях рыночной экономики, когда всё ставиться, к большому сожалению, на коммерческую основу, мы забыли о душе. Сложилась недопустимая ситуация, когда деньги, материальные блага поставлены выше всего на свете, когда понятия достоинства, чести, совести стали чем-то полузабытым, когда уважение к человеку и даже сама человеческая жизнь сильно обесценились. Только знание всего лучшего, что было накоплено в отечественной истории и культуре, может говорить о возрождении Великой России, но без святого чувства патриотизма это невозможно.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня остаётся одной из самых актуальных. Каждая страна обладает своей историей, неповторимым ходом развития. Изучение фактов истории не только интересно, но и дает ценнейшую информацию для обогащения собственных знаний. История России – явление уникальное. В ее развитии было множество разных периодов, сопровождающихся не только разрушительными войнами и голодом, но и подъемами в экономическом и социальном плане.

Одним из сложных периодов развития нашей страны является Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней советских людей. Тема Великой Отечественной войны является актуальной, так как она беспокоит сердца многих людей. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Огромная роль отводилась в этой войне и женщине. Актуальность выбранной нами темы определяется еще и тем, что тяжелейшие условия вражеской блокады оказали влияние не только на поколение, пережившее ее, но и на последующие поколения. Роль женщины в героической обороне города явилась образцом беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества.  Именно поэтому привлекала наше внимание эта тема.

2. Проблемные вопросы:        

- Нужны ли женщины на войне?

- Почему сила духа твёрже стали?

- Почему память вечна?

3. Тип проекта.

Информационно-практико-ориентированный.

4. Цели проекта:

1. Расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, тем самым вызвать интерес к историческим событиям и судьбам людей, сохранившим мир на Земле.

2. Воспитать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город и свой народ.

5. Задачи проекта:

1. Развить навыки проектно-исследовательской деятельности:

- способствовать формированию навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества

- формировать информационную грамотность

- познакомить с основами поиска информации и интересными ресурсами Интернета.

2. Представить собранную информацию для уроков истории, серебряного пояса и использовать во внеклассной работе.

3. Опубликовать материалы проекта в социальной сети.

4. Дать оценку мужества и героизма советских женщин.

6. Ожидаемые результаты:

1. Будут приобретены навыки поисково-исследовательской работы.

2. Расширятся знания о Великой Отечественной войне и о женщинах-героях блокадного Ленинграда.

3. Учащиеся смогут находить, анализировать, обрабатывать информацию.

4. Научатся работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, продуктивно взаимодействовать с другими, уметь сопереживать, уважать различные мнения.

5.  Будут сформированы навыки самостоятельной работы и публичного выступления.

6.  Материалы проекта будут опубликованы в социальной сети.

7. План реализации проекта.

1 этап – подготовительный

- выбор темы

- изучение и сбор теоретического материала

2 этап – организационно-содержательный

- систематизация материалов

- оформление работы

3 этап – практический

- защита проекта «Женщины блокадного Ленинграда» на школьной конференции (10-11 классы)

- участие в литературно-исторической композиции на тему Великой Отечественной войны  (7-11 классы)

- беседы на классных часах в 5-х классах о героическом подвиге женщин блокадного Ленинграда.

- опубликование материалов проекта в социальной сети

- выступление на районной конференции.

4 этап – рефлексия

-  определяется группа, выполнявшая самое полное и аргументированное исследование

- подводятся итоги


Основная часть

Вступление

Нет ничего несовместимее понятий: женщина — дающая жизнь, и война — несущая смерть. На пике истории, когда начинается война, человеческая жизнь выворачивается наизнанку, ломается привычный уклад жизни, перемешивается добро со злом, рушатся планы, приходит конец мечтам и надеждам, теряется ценность человеческой жизни. И среди ужасов и хаоса войны, из пепла встает преображенная женщина. Не слабое, жалующееся, беспомощное существо, а сильная духом, преодолевающая все невзгоды, несгибаемая, несломленная. Она находит в себе силы сквозь ужасы войны — обстрелы и бомбежки, голод, холод, потерю близких.

Когда начавшаяся война стала реальностью, женщина оказалась едва ли не главной фигурой в тылу в годы войны. Процесс врастания её в военные будни был далеко не простым. Для большинства женщин трудности военного времени стали тяжелой ношей. Лишившись привычной защиты и опоры, под давлением постоянного беспокойства о судьбе ушедших на фронт мужчин, многие были растеряны, плохо осознавали происходящее. Возложение на женские плечи тяжелого груза забот в городе и деревне стало само собой разумеющимся.  На «слабый пол» теперь легла вся работа гражданского населения в условиях войны, им предстояло заменить мужчин на всех участках.

Глава 1. Трудовой подвиг женщин в блокадном Ленинграде

С первых недель войны ленинградок привлекли к тяжелым физическим работам по переводу жизни города на военный лад. Для предотвращения пожаров от обстрелов и бомбежек в каждом доме жильцы расчищали чердаки, разносили на них ящики с песком, ведра и бочки с водой, обмазывали стропила и чердачные перекрытия специальной огнезащитной краской. Летом 1941 года город готовился к уличным боям.

Женщины наравне с мужчинами после работы или учебы привлекались к рытью щелей и оборудованию подвалов под бомбо- и газоубежища, устройству госпиталей. Женщины составляли основную рабочую силу на строительстве оборонительных рубежей на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Всего более 500000 ленинградцев работало на строительстве оборонительных сооружений.

В середине июля 1941 года по решению горкома партии развернулось всеобщее военное обучение всех трудящихся города, в том числе и женщин, на предприятиях и в учреждениях без отрыва от производства. В начале июля по решению Ленгорсовета все взрослое население обязано было пройти подготовку к противовоздушной и противохимической обороне. Тогда же предприятия, учреждения домоуправления обязаны были создать группы самозащиты, куда включались кроме мужчин женщины от 18 до 50 лет. Участники групп самозащиты, в основном женщины, оперативно включались в слежение за светомаскировкой, эвакуацию жителей в бомбоубежища, тушение зажигательных бомб, расчистку завалов, что значительно повлияло на сохранение жизней ленинградцев и жилого фонда.  Большим бедствием для города были пожары.

Главной причиной смертности стала «алиментарная дистрофия». Бурное развитие дистрофии сочеталось с психическими травмами, связанными с бомбежками, артиллерийскими обстрелами, потерей близких. Сначала заболевали почти исключительно мужчины. На улицах, площадях, набережных, в домах лежали многие тысячи незахороненных трупов. Множество покойников лежали незахороненными на кладбищах.

Но, превозмогая все лишения, люди продолжали жить и бороться за существование.

С огромными трудностями происходил перевод промышленности Ленинграда на военный лад. Значительная часть оборудования заводов была эвакуирована вместе со специалистами. Взамен ушедшим в армию, в народное ополчение, отправленным с предприятиями на восток кадровым рабочим, на заводы и фабрики принимали домохозяек, студентов, пенсионеров, подростков. Многие овладевали несколькими специальностями.  Женщины овладевали ранее считавшимися исключительно мужскими профессиями: кузнеца, сталевара, машиниста паровых молотов и работали по 11 часов в день.

В 1940 году среди рабочих промышленности  было 47% женщин. В блокаду число их на предприятиях города достигало 75-80% общего числа рабочих. Голодные, изможденные рабочие с помороженными, потрескавшимися руками из последних сил трудились для фронта. Многие совершали небывалые трудовые подвиги, работая, в случае крайней необходимости, по несколько суток без перерыва и выполняя норму на 250-300%.

Женская бригада Ирины Булыгиной в таких условиях ремонтировала танки.

На Кировском заводе возле сталеплавильной печи, работу на которой нельзя было прерывать даже во время обстрелов и бомбежек, завальщице Татьяне Булановой снарядом оторвало обе ноги.

Наряду с другими работами летом 1941 года женщины Ленинграда участвовали в подготовке госпиталей. Оборудовали палаты, мыли полы,  собирали матрацы, подушки, одеяло, халаты, посуду, книги, настольные игры, радио. Осенью, по призыву трудящихся фабрики «Пролетарская победа», в Ленинграде начался сбор теплых вещей для фронтовиков. Женщины вязали носки, перчатки, готовили портянки, белье и прочее.

Голод, холод, отсутствие света и воды, потери близких на фоне постоянной опасности быть убитыми в результате обстрелов и бомбежек зимы 1941- 1942 годов, тяжело сказывались на моральном состоянии горожан. В эти дни особенно требовались сплоченность и товарищеская взаимопомощь. На предприятиях и в домохозяйствах были созданы санитарно-бытовые комиссии, состоявшие преимущественно из молодежи и домохозяек. Они принимали живейшее участие в судьбе ослабевших и больных людей: обходили квартиры, выявляли больных, нуждавшихся в помощи, ухаживали за ними, доставляли продукты и горячую пищу, устраивали в домохозяйствах санитарные комнаты и обогревательные пункты, протапливали и приводили в порядок жилища.

В первые месяцы войны Общество Красного Креста направило в действующую армию и Армию народного ополчения 5848 санитарок и дружинниц.  Многие из них погибли в боях на подступах к городу.

Только за 1941 год Общество Красного Креста направило в Институт переливания крови 18 тысяч доноров. (ЦГА ЛО, ф.7384, оп. 13, ед. хр. 112, л. 12.)

Став донорами, женщины Ленинграда пришли на помощь больным и раненым. «Санитарка одной из городских больниц Левушкина 105 раз отдавала свою кровь раненым. Только за один год войны в Институт переливания крови обратились 70 тысяч человек».

Много полезных и добрых дел совершили дружинницы Красного Креста. В самые голодные месяцы блокады они с утра до поздней ночи патрулировали по улицам города, подбирали обессилевших людей, доставляли их на обогревательные пункты, в санитарные комнаты домохозяйств и больницы. «В 1941-1942 году дружинницы обследовали 281 727 квартир, выявили более 69 тысяч больных, доставили на носилках в больницы 31 357 человек, ухаживали на дому за 22 142 больными и определили в детские учреждения около 10 тысяч детей. Кроме того, они убрали и привели в порядок 18 440 квартир.

Глава 2. Таланты женщин-ленинградок

Какой бы ни была довоенная работа женщин-ленинградок, блокадное лихолетье проявило в них новые, неведомые им самим запасы энергии, таланта, подвижничества.

Мало известная до войны детская писательница Ольга Берггольц вознеслась в своем поэтическом творчестве и работе на радио до признания «Блокадной музой». Поэтесса Вера Инбер создала пронзительнейшее по искренности чувств произведение «Пулковский меридиан». Нежнейшее создание-балерина Ольга Иордан – в любую погоду радовала своим искусством на грубо сколоченных досчатых сценах под открытым небом солдат, только вышедших  из боя.

Скульптор Вера Исаева семнадцать месяцев блокады провела в труде в своей мастерской, как рабочий на стройке. В ватном костюме, в валенках и ушанке, похожая больше на лесоруба, чем на художника, она лепила и лепила фигуры бойцов, дружинниц МПВО, партизан. Ненавистью скульптора к фашизму дышат созданные ею в самую тяжелую пору фигуры «Вандал ХХ века» и «Гитлер на осле».

Блокада явилась невиданным испытанием для медицинских работников Ленинграда. Когда население особенно нуждалось в медицинской помощи, нормальная работа медучреждений была нарушена. Не хватало врачей, не работали лечебные кабинеты и лаборатории. В больницах больные лежали в темных, нетопленных палатах в верхней одежде. И даже в таких условиях медикам, в основном женщинам, удавалось спасти жизни многим горожанам, избежать эпидемий.

На директоре Педиатрического института Юлии Ароновне Менделеевой, лежала ответственность и за учебный процесс, не прекращавшийся в годы блокады, и за коллектив педагогов и врачей клиники, и, самое главное, за детей блокады и еще не родившихся, и тех, кого необходимо было выходить, несмотря на ужасы блокады. Примером для подражания были женщины-ученые.

Кому, как ни спортсменам, для участия в соревнованиях, поддержании спортивной формы требуются хорошее питание, режим. Но именно спортивная закалка и целеустремленный характер, вопреки всем трудностям, приводили каждый день знаменитую ленинградскую спортсменку Марию Минину (мать двух близнецов, оставшихся в блокадном кольце) на стадион для проведения занятий на Военно-Учебном пункте. За подготовку тысяч бойцов она была награждена во время войны званием Заслуженного мастера спорта СССР. Она участвовала во всех городских спортивных соревнованиях и зимой и летом, а также во Всесоюзных чемпионатах, проводимых в годы Великой Отечественной войны.

Страшно даже думать об опасности, которой подвергали себя альпинистки Ольга Фирсова и Александра Пригожева наравне с мужчинами, которым пришлось закрашивать и закрывать защитными холстами золоченые купола Адмиралтейства, Петропавловского собора, Михайловского замка, Исаакиевского собора. Находясь на высоте, они могли погибнуть во время неожиданно начавшихся обстрелов и бомбежек, но святой долг перед любимым городом не останавливал их.

Для того чтобы дети Ленинграда могли учиться и развиваться в тяжелейших условиях блокады, руководством города принимались все меры для непрерывной работы школ, где учителями и воспитателями были в основном женщины. Особой благодарности заслуживают педагоги школ и сотрудники детских садов и ясель, самоотверженно посвятившие себя спасению детей, налаживанию работы школ и дошкольных учреждений, окружившие детей заботой и вниманием.

Долг перед детьми, когда уже не хватало сил даже встать с постели, ежедневно приводил их в классы, заставлял учить, поддерживать, показывать пример выносливости в любых условиях. Сегодня известен скромный подвиг учительницы Александры Николаевны Мироновой. Летом 1941 года она несколько месяцев работала на оборонной стройке. Вооружившись киркой и лопатой,  немолодая женщина рыла окопы, возводила противотанковые укрепления, а после напряженного трудового дня приходила в общежитие «оборонников» как агитатор. В ноябре 1941 года возобновились занятия в школе. Педагогическую работу Миронова сочетала с ежедневными дежурствами в госпитале. Зимой 1941-42 годов с закрытием обледеневшей школы, Александра Николаевна взяла на себя заботу об осиротевших детях. И школа сама собой превратилась в детский дом, хотя не было сначала оборудования и необходимых средств.

В работе железной дороги, проложенной по берегу Ладожского озера после прорыва блокады и называемой и «Дорогой Победы» и «Дорогой смерти» отличились регулировщицы – «живые светофоры», стоявшие с фонарями на каждом километре железнодорожного пути, простреливаемого фашистами. Презирая страх и смертельную опасность обстрелов и бомбежек, они мужественно несли свою боевую службу.

Женщины других стран, узнав о трагедии блокадного Ленинграда, восприняв судьбу ленинградских женщин, как свою собственную, присылали ленинградкам приветствия.

Так в 1942 году шведские женщины из городов Коттридж и Эдри прислали в Ленинград альбом со словами поддержки, рисунками и фотографиями. Ответный Альбом было поручено оформить Остроумовой-Лебедевой, которой помогала Милютина с 14 по 19 июня 1942г.

Глава 3. Женщины на фронтах Великой Отечественной войны

Каким же неженским характером должны были обладать женщины-фронтовички. Не в тылах армии, а на поле боя, в окопах и землянках, в кабине самолетов и за рычагами танков, среди раненых и убитых. Одновременно с мужчинами в Армию народного ополчения шли отважные женщины Ленинграда. В первый месяц войны от девушек Ленинграда поступило свыше 27.

Сомнительно, чтобы какая-нибудь девчушка в подростковом возрасте мечтала о стрельбе из винтовки. А в годы Великой Отечественной войны через снайперские школы прошли тысячи девушек, ничуть не уступавших в мастерстве мужчинам.

Ленинградка  Наталья  Сапьян ушла на фронт добровольцем. Кроме снайперской работы эта маленькая и хрупкая на вид девушка успешно справлялась с обязанностями санинструктора. Кроме 102 убитых гитлеровцев был у Натальи и другой не менее важный счёт: за годы войны она спасла жизнь 109 раненым бойцам и командирам. Грудь отважной девушки украсили 11 боевых наград. Алия Молдагулова  уничтожила  91 фашиста.

Нина Петрова – единственная женщина-снайпер, ставшая полным кавалером  Ордена Славы, родилась 15 июля 1893 года в Ораниенбауме.  Задолго до начала войны Нина Петрова увлеклась пулевой стрельбой, окончила школу снайперов, в которой потом стала инструктором.  К началу Великой Отечественной войны ей было уже 48 лет и она не подлежала призыву. Однако она добровольцем ушла на фронт. Нина Петрова уничтожила 122 врага.

Переживая неженские испытания, они словно не замечали всех тягот партизанского быта – постоянной опасности, голода, изношенной одежды, отсутствия медицинской помощи, беспрерывной смены расположения партизанских лагерей, жизни в землянках и шалашах. Находясь, все время на острие между жизнью и смертью, многие проявляли чудеса изворотливости, находчивости, артистизма и героизма.

К сожалению, в огне войны страна потеряла очень многих девчонок, девушек и женщин. Они отдали свои жизни во имя Родины.

Вечная слава советским женщинам, прошедшим Великую Отечественную войну, несломленным и победившим фашизм.


Заключение

Такое историческое явление, как массовое участие женщин в военных событиях, требует всестороннего изучения. Сегодня, спустя десятки лет, мы знаем мало фактов о деятельности женщин на фронте, так как считается, что война – дело мужчин, и тема женщин в связи с войной, затрагивается не так часто. В ходе работы над проектом «Женщины в блокадном Ленинграде», мы пришли к ряду выводов:

  1. Женщины и девушки принимали непосредственное участие в защите от оккупантов советской земли.
  2. Женщины овладели практически всеми специальностями мужчин.
  3. Женщинам присваивались различные воинские звания.
  4. Многие женщины были награждены орденами и медалями, получили звание Героя Советского Союза и стали кавалерами Ордена Славы.
  5. Война перестала быть делом мужчин, если встаёт вопрос о защите своей Родины, дома, детей.

Наш проект – это дань уважения памяти павших и ныне живущим героям блокадного Ленинграда.

Мы решили работать над проектом по теме «Женщины блокадного Ленинграда», так как считаем, что память о войне священна.

«Явления, подобного блокаде Ленинграда, не знала мировая история. Блокада продемонстрировала безграничные возможности людей, объединённых единой целью – освободиться от гнёта ненавистного врага. Мы никогда не забудем подвиг жителей блокадного города. Их стойкость, мужество и самоотверженность спасли наш любимый город. Память о жертвах, которые они принесли, - одна из важнейших основ сплочения и единения российского общества. В связи с последними событиями на Украине, где нынешнее руководство страны пытается навязать украинскому обществу идеалы фашизма, делает всё, чтобы стереть память о Великой Отечественной войне и её героях, особенно важно привлекать молодое поколение к участию в мероприятиях, направленных на антифашистскую пропаганду». (Председатель Законодательного Собрания СПб Вячеслав Макаров)

«Помните!

Через века,

Через года – помните!

О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!

(Роберт Рождественский)  

Использованная литература

  1. http://gym6.narod.ru/1/612/13.htm
  2. http://www.miloserdie.ru/articles/zapiski-ostavshejsy
  3. http://www.blogimam.com/2014/05/nikto-ne-zabyt-anna


Заключение

Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только обучает, но и воспитывает. И проектная деятельность дает учителю возможность расширить рамки учебника, ввести в процесс обучения альтернативные точки зрения на изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, формировать самостоятельную личность, гражданина своей страны.

Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, формирует положительную мотивацию к учебе.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Кроме данного проекта можно предложить тематику следующих учебных проектов:

  1. “Тёплые воспоминания о “холодной войне” (среднесрочный проект для учащихся 9-х классов, их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения учащихся, семейные истории в альбоме).
  2. “Наша история о Великой войне” (среднесрочный проект для учащихся 8-х классов, их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения учащихся, альбом).
  3. “История в песне” (межпредметный, долгосрочный проект для учащихся школы. Продукт – концерт с показом слайдов).
  4. “Почему в нашей области так много немцев?” (долгосрочный проект для старшеклассников по линии краевой поисково-исследовательской работы. Продукт – альбом “История моего рода”, «История немцев Поволжья»).


Литература

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8.
  3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. № 2, с. 113-121.
  4. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат.  М., 2000.
  6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.  М., 2005.
  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся.  М., 2004.
  8. Фищев А. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. // Вопросы Интернет-образования. № 16 2007. с. 24 – 29.
  9. Шкель В Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно - методическое пособие. Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.

Приложения.

Приложение 1.   Воспоминания жительниц блокадного Ленинграда

Колесникова Елена Владимировна (род. 1932)


"В 1941 году мне исполнилось 9 лет. В конце мая закончился первый в моей жизни учебный год, но этим лето мама не повезла меня как обычно к бабушке на каникулы. 
Первый день войны мы с мамой встретили на пляже у Петропавловской крепости. Когда по радио объявили о выступлении Молотова, пляж как-то замер. Люди слушали молча, быстро собирались и уходили. Всюду было слышно слово – ВОЙНА.
  Отца призвали в армию, он был где-то на Ленинградском фронте. 
Дети вместе со взрослыми таскали на чердаки песок, наполняли водой железные бочки, раскладывали лопаты… Каждый чувствовал себя бойцом. Подвалы должны были стать бомбоубежищами. 
Первая в моей жизни бомбежка осталась в памяти ярче других, потому что было страшно, как никогда потом за всю жизнь. Рев самолетов, грохот зениток, взрывы. И еще темнота.
Раз-два во время бомбежек мы с мамой спускались в подвал. Потом перестали. Мама сказала, что бессмысленно так тратить время.
Мама стала сушить очистки от картошки и всякие корочки. С лета она оставила бутылочку прокипяченного подсолнечного масла и не велела до него дотрагиваться.
В школе ребят стало гораздо меньше. Заниматься было почти невозможно: обстрелы, налеты, занимались при свечке. Когда в один из дней пришли только трое, учительница сказала, что больше собираться не будем.
Вскоре мама перестала ходить на работу, ее организация была эвакуирована. Она часто уходила надолго, иногда на весь день – на дежурство, в очередь за хлебом, за водой, за дровами, за какой-нибудь едой.
Тогда все ходили медленно, не было сил. Да, блокада осталась в памяти как время, когда было темно, будто не было дня, а только одна очень длинная, темная, ледяная ночь.
В декабре все корочки закончились. Еды нет, нет у всех, кто остался в Ленинграде. Уже после войны в разговоре с кем-то мама сказал: «Спасибо дочке, она никогда не просила у меня есть!».
Из блокадных лет запомнился один Новый год – это, наверное, первый Новый год без красивой елки с конфетами, орехами, мандаринами и блестящими огоньками. По радио выступала Ольга Берггольц. Я не знала тогда, что это наша ленинградская поэте6сса, но голос ее, с характерной интонацией,  как-то затронул и заставил внимательно слушать то, что она говорила. «Мне не надо говорить вам, какой он, этот год…». Дальше запомнились стихи. Кажется так: «Товарищ, нам выпали горькие трудные дни, грозят нам и горе, и беды. Но мы не забыты, мы не одни, и это уже победа!»

В маминых записках есть такой кусочек: «Несмотря на ужасы блокады, постоянные обстрелы и бомбежки, залы театра и кино не пустовали».
Не могу точно сказать, когда это было. Скрипачка Баринова давала сольный концерт в Большом зале филармонии. Мне посчастливилось туда попасть. Зал не отапливался, сидели в пальто. Было темно, только каким-то светом была подсвечена фигура артистки. Было видно, как она дышала на свои пальцы, чтобы хоть немножко их согреть.
У нашей школы были грядки в Летнем саду. Там мы пропалывали морковку, салат и свеклу. Когда весной на старых липах только прорезались зеленые листочки, мы ели их без конца, потом ели цветы липы, а потом семена.

В какой-то день весны 1943 ожил двор Некрасовской бани. Чумазые люди в ватниках пытались оживить котельную. Наступил день, когда баня открылась. Мы отправились в баню, надеясь успеть помыться между обстрелами. В бане ступая босыми ногами по цементному полу мы держались за руки и почему-то смеялись. Мы вдруг увидели какие мы страшные! Идут по пустой бане два скелета с мочалками в руках, дрожат от холода и смеются. Вода была теплая, но баня еще не прогрелась. В мыльной плескались еще четыре храбрые блокадницы, худые и костлявые. Смотреть друг на друга было неловко.

Еще шла война, когда в городе появился Музей Обороны Ленинграда. В нем все было потрясающей правдой. Пересказать это невозможно. Такого музея еще не было. Но потом он был уничтожен. Уничтожали память, уничтожали опыт людей, опыт выживания. Потом прошло еще какое-то время и музей открыли, но то, что сейчас – это жалкое напоминание…
Когда меня спрашивают о самом счастливом дне моей жизни, я говорю, что это был День Победы 9 мая 1945 года. Никогда не видела я потом у людей более счастливых лиц. И тогда, 9 мая 1945, верилось, что после таких потерь, страданий, ужасов люди поймут, наконец, бессмысленность войн.


 Приложение 2. Отчёт по проекту «Женщины блокадного Ленинграда»

  1. Представили собранную информацию для уроков истории, серебряного пояса и внеклассной работы, а так же приняли активное участие:

- урок по истории «Блокадный Ленинград» 11 класс

- уроки по серебряному поясу в 5-х классах «Женщины блокадного Ленинграда», литературно-историческая композиция «Произведения Ольги Бергольц» в 7-11х классах

- краеведческая игра «Живи и помни»

- неделя истории «По страницам военной истории» 10-11 классы.

  1.  Публично выступим на школьной конференции «Планета знаний», а так же на районной научно-исследовательской конференции.
  2. Приобретены навыки поисково-исследовательской работы:

- расширили знания о Великой Отечественной войне и женщинах – героях блокадного Ленинграда;

- научились находить, анализировать и обрабатывать информацию;

- научились работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, продуктивно взаимодействовать друг с другом, уважать чужое мнение.

       4.   Ярким впечатлением для нас стали открытые уроки в 5-х классах.

 Мы очень волновались и боялись, что ребята не захотят нас выслушать до конца,    но результат превзошёл себя. Ребята внимательно нас слушали, посмотрели презентацию, а потом засыпали нас вопросами и много сами рассказывали о подвигах прабабушек и прадедушек.  Мы были в восторге!

Кроме того и сам процесс поиска информации захватил и полностью поглотил нас.

Нам самим стало очень интересно узнать что-то новое и поделиться прочитанным.

  1. В процессии реализации проекта мы столкнулись с проблемами необходимости уяснить:  отличие  реферата от проекта; в чём заключается наша исследовательская работа; как практически можно использовать наш проект.
  2. Наш интерес всегда подпитывала Вера Викторовна Кукушкина – учитель истории. Она редактировала наш проект, придумывала различные мероприятия с нашим участием и использованием материала проекта.  Огромное ей спасибо! Мы прислушивались ко всем рекомендациям Веры Викторовны по составлению проекта и учли советы психолога – Дарьи Александровны.


[1] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40.

[2] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32.

[3] см. Шкель В. Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Саратов, ООО Изд-во «Научная книга», 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектной деятельности в практике преподавания истории в школе Работу выполнила Кукушкина Вера Викторовна учитель истории Отрадненская средняя общеобразовательная школа №2

Слайд 2

В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире. Такого человека должна подготовить школа, значит, перед учителем в очередной раз встает новая образовательная проблема . Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема решается неэффективно.

Слайд 3

Актуальное решение в том, чтобы научиться использовать в обучении определённые приемы и методы, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. В этом нам поможет метод проектной деятельности.

Слайд 4

Цель работы – изучить методику проектной деятельности на уроках истории. Задачи : - рассмотреть особенности применения метода проектов на уроках истории - рассмотреть условия успешной реализации проектов в практике школьного преподавания; - описать методику учебного проекта по истории.

Слайд 5

Научная новизна работы заключается в том, в исследовании изучались основы реализации проектной методики в школе. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания истории. Работа состоит из: введения, двух глав: теоретической и практической (методическая разработка учебного проекта «Женщины блокадного Ленинграда» ), заключения, списка литературы и приложений.

Слайд 6

Что такое «проект»? Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Слайд 7

Результат (продукт) проектной деятельности письменная работа (эссе, реферат, отчёт о проделанном исследовании и др.); художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты..

Слайд 8

Проект начинается с постановки основополагающего вопроса Основополагающие вопросы нацеливают учащихся на более высокий уровень мышления; стимулируют воображение учащихся, связывают предмет изучения с собственными идеями и опытом; заставляют учащихся исследовать множество вариантов.

Слайд 9

Важно Совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Слайд 10

Типология форм организации проектной деятельности По видам деятельности : информационный (поисковый); исследовательский; творческий; социальный; прикладной (практико-ориентированный); игровой (ролевой)

Слайд 11

Типология форм организации проектной деятельности По содержанию: монопредметный; межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям); метапредметный, относящийся к области деятельности.

Слайд 12

Типология форм организации проектной деятельности По количеству участников : индивидуальный; парный; групповой ( до 15 человек); коллективный (класс, школа); муниципальный; всероссийский; международный; сетевой.

Слайд 13

Типология форм организации проектной деятельности По длительности: краткосрочный (урок); среднесрочный; долгосрочный (многолетний).

Слайд 14

Этапы проектной деятельности Организационно-подготовительный - выбор темы проекта - составление плана - формирование групп Поисковый - исследование - обобщение результатов - оформление проекта Итоговый - подготовка к защите - презентация проекта - рефлексия

Слайд 15

Критерии оценки работ актуальность соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам владение предметными знаниями, нормативной базой, современными технологиями четкость изложения материала, лаконичность, наглядность оригинальность раскрытия темы Значимость материала для других

Слайд 16

Литература Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М., 2004. Фищев А. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся. // Вопросы Интернет-образования. № 16 2007. с. 24 – 29. Шкель В Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно - методическое пособие. Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности на уроках истории

Доклад Использование проектной деятельностина уроках истории...

мастер-класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»

Мастер- класс«Методика использования проектной деятельности на уроках истории в общеобразовательной школе и дистанционном обучении»Цель: освоение видов деятельности работы над проектом учащихся с ОВЗ ...

Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании

Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...

Тема доклада: «Совершенствование методов в преподавании технологии через использование проектной деятельности на уроках.» 2019г.

Тема доклада: «Совершенствование методов в преподавании технологии через использование проектной деятельности на уроках.»2019г....

Выступление на РМО Кардава В.А.Использование краеведческого материала в практике преподавания истории

Выступление на РМО Кардава В.А.Использование краеведческого материала в практике преподавания истории. Доклад и презентация по теме...