Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании
методическая разработка
Материал преставляет собой методическую разработку по теме "Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практика использования проектной деятельности в дополнительном образовании»
Богач О.В. – педагог дополнительного образования, педагог-организатор ГБОУ ДОД ЦТР и ГО «На Васильевском»
Джиджихия Н.В. – педагог дополнительного образования, концертмейстер ГБОУ ДОД ЦТР и ГО «На Васильевском»
Бушина Т.В. – педагог дополнительного образования
Система дополнительного образования детей – важнейшая составляющая образовательного пространства, которое сложилось в современном обществе. В Законе «Об образовании в Российской Федерации» определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию интересов, склонностей и способностей, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи.
Изменения, происходящие в общественной жизни, требуют использования новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, её самоопределение и самореализацию, формирование у обучающихся умений ставить цели и решать задачи в профессиональной деятельности и в повседневной жизни, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов и культурных связей, получать социальный опыт.
В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одной из ведущих форм, применяемых в современном дополнительном образовании, становится проектная деятельность.
В нашем учреждении дополнительного образования ЦТР и ГО «На Васильевском» на музыкально-хоровом отделе на протяжении последних 10 лет разработаны различные проекты, при осуществлении которых:
- появляется возможность решения проблем и реализации идей личностно-
значимых для педагогов и учащихся; - осуществляется свободное творческое самовыражение учащихся и педагогов, не ограниченное рамками предмета;
- появляется необходимость использования знаний из разных предметов и выход за рамки содержания традиционного образования;
- происходит освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к
действительности.
Мы бы хотели познакомить вас с некоторыми из проектов.
Проект «Эпохи, стили, имена: от барокко к модернизму».
Предлагаемый проект направлен на формирование целостного представления у детей 7-17 лет о широких и сложных понятиях: «эпоха», «стиль». В проекте предполагается рассмотреть стилевые направления в искусстве периода с середины 18 века до середины 20 века, т.е. от барокко до модернизма. Проект осуществляется как совокупность связанных между собой интерактивных лекций-концертов для детей и их родителей. Проект реализуется в течении 5 лет.
В центре проекта – создание содержательно целостного, логически законченного комплекса, интегрирующего разнообразный по направленности материал, связанный с музыкой, архитектурой, живописью, литературой.
При реализация проекта используются современные информационные и игровые технологии, которые способствуют активному взаимодействию лектора и слушателей.
Интегрированный материал, составляющий содержание проекта, вызвал необходимость привлечения к его реализации обучающихся и педагогов нескольких отделов Центра: музыкального, художественного и хореографического. В результате сложился коллектив взрослых и детей, объединенных единством творческого поиска, появилась возможность создания синтетических концертных номеров, объединяющих музыку, живопись и танец. Включение в проект исполнения музыкальных произведений стимулировало детей к более качественной и ответственной подготовке к концертным выступлениям.
Проект создал дополнительную возможность для совместного, активного творческого и развивающего, времяпрепровождения детей и родителей, во многом решая социальную задачу формирования общих интересов и взаимопонимания в семьях.
Цель проекта: раскрыть особенности нескольких эпох через содержательный комплекс, интегрирующий материал о музыкальном искусстве, архитектуре, живописи, литературе, через лекции – концерты, при интерактивном взаимодействии их субъектов-участников (детей, педагогов, родителей).
Задачи, реализуемые в проекте:
- Разработать содержательный комплекс, интегрирующий материалы разной направленности, позволяющие раскрыть сущность и особенности понятия «эпоха».
- Дать общее представление о художественных стилях мирового искусства: от барокко к модернизму.
- Познакомить субъектов – участников проекта (детей, педагогов, родителей) со стилистическими особенностями музыкального искусства определенной эпохи. Дать представление о музыкальных инструментах, жанрах, формах, образах, связанных с той или иной эпохой.
- Создать условия для формирования и воспитания культурного и активного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального и иного искусства.
- Мотивировать учащихся к активному участию в концертах, способствовать развитию творческого потенциала воспитанников – их исполнительских, артистических, поведенческих навыков.
- Способствовать созданию условий, помогающих проведению совместного досуга детей и родителей.
Содержание проекта
Предлагаемый интегрированный комплексный образовательный проект включает пять мероприятий, каждое из которых посвящено определенному стилю в искусстве и реализуются в форме лекции-концерта.
- Эпоха барокко «Мастерская барокко».
- Эпоха классицизма «Школа классицизма».
- Эпоха романтизма «На пути к романтизму».
- Эпоха импрессионизма «Лабиринты импрессионизма».
- Эпоха модернизма «Взгляд в будущее – высоты модернизма».
Каждая из лекций-концертов проекта состоит из совокупности последовательных компонентов. Это: лекция, концерт, тестирование для слушателей - детей, познавательная интеллектуальная игра для них же.
Кратко охарактеризуем каждый их компонентов.
- Лекция – содержит последовательное изложение ключевого материала темы, иллюстрированного яркими и выразительными примерами (музыкальными, архитектурными, живописными, литературными).
- Концерт - включает исполнение музыкальных произведений, иллюстрирующих определенные стилевые признаки, особенности индивидуального музыкального языка разных композиторов, используемых ими форм, жанров, образов.
- Тестирование – предполагает выполнение нескольких тестовых заданий по ходу лекции для поддержания внимания слушателей и освоения ими материала.
- Познавательная интеллектуальная игра – завершает мероприятие, способствует формированию целостного впечатления - образа от лекции – концерта, обобщая его материал на новом, более высоком уровне.
Интерактивное взаимодействие лектора со слушателями позволяет детям выступать одновременно в нескольких ролях: собеседника, исполнителя, участника образовательных игр. Модель концерта способствует созданию наиболее благоприятных и комфортных условий для освоения материала, активного взаимодействия субъектов между собой.
Значимым моментом в организации каждого мероприятия проекта является выбор концертной площадки, позволяющей реализовать в наиболее полной мере замысел организаторов. Этим условиям отвечают такие площадки города, как: «Театр романса», Центральная Детская Библиотека им. А.С.Пушкина, Музей-квартира А.Н. Бенуа.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что участники проекта – исполнители и слушатели будут:
- иметь представление о хронологии, формировании и развитии музыкально-художественных стилей;
- знать имена ярких представителей того или иного стиля в мировом искусстве; иметь представление о странах, в которых определенный стиль приобрел более глубокое и разностороннее художественное воплощение; узнают имена композиторов, создавших характерные для данного стиля произведения;
- ориентироваться в музыкальных жанрах и формах, получивших распространение в различные периоды музыкально-исторического развития;
- приобщены к миру серьезной музыки, расширят свой музыкально - исторический кругозор, получат импульс к дальнейшему знакомству и изучению музыкальных явлений, не вошедших в описываемый проект;
- получат опыт социального взаимодействия.
Проект «Музыкальная гостиная»
В рамках этого проекта мы хотим показать, что путь преподавания искусств в синтезе (на примере музыки и литературы) является оптимальным.
Важно вести системную работу по эстетическому воспитанию школьников с
использованием интеграции искусств, так как это будет способствовать созданию целостности их мировосприятия, которая нарушена «клиповым» мышлением, спровоцированным влиянием масс-культур.
Форма музыкальной гостиной как лекции-концерта традиционно не теряет
своей актуальности и сегодня. Восприятие информации современными
школьниками – комплексное. Музыка лучше воспринимается и запоминается, если она не просто программная, а сопровождается видеорядом. Видеоряд в свою очередь подкрепляется не только краткой исторической справкой, а интересными фактами.
Участниками проекта являются педагоги и учащиеся, причем на педагогов ложится основная просветительская и, самое главное, исполнительская нагрузка. Положительный аспект проекта заключается также в обоюдной мотивации как педагогов (у них появляется возможность творческой реализации и самосовершенствования), так и учащихся, которых педагог личным примером вдохновляет на покорение новых творческих высот.
Основные лекции-концерты:
- «Музыка западно-европейских композиторов»
- «Люблю Отчизну я…»
- «Под небом Италии»
- «Души неясный идеал»
- «La belle France» (Прекрасная Франция»)
Музыкальная гостиная «Души неясный идеал…» представляет собой мероприятие в форме интерактивной лекции-концерта для детей и родителей. В программе – произведения вокальной лирики на стихи А.С.Пушкина.
Участники мероприятия – творческий коллектив педагогов, учащихся и
родителей ЦТР и ГО «На Васильевском»
Место проведения – Центральная детская библиотека им. А.С.Пушкина
Цель мероприятия – знакомство с произведениями русских композиторов
на стихи А.С.Пушкина, история их создания, художественная связь поэзии и
музыки.
Задачи данного мероприятия:
- познакомить участников музыкальной гостиной (учащихся, педагогов,
родителей) с основными историческими событиями в жизни и творчестве Пушкина, нашедших отображение в музыке;
- дать общее представление о художественной связи музыки и поэзии на примере используемой лирики А.Пушкина в вокальных произведениях русских композиторов
- обратить внимание учащихся не на общеизвестные факты, изучаемые на уроках музыки и литературы отдельно друг от друга, а на взаимосвязь различных видов искусств (на примере влияния их на жизнь и творчество А.С.Пушкина);
- заинтересовать и нацелить учащихся на самостоятельное изучение творчества А.С.Пушкина и музыки, связанной с ним;
- создать условия для формирования и воспитания культурного и активного слушателя, подготовленного к полноценному эстетическому восприятию музыкального и иного искусства;
- мотивировать учащихся к активному участию в концертах, способствовать развитию творческого потенциала воспитанников – их исполнительских, артистических, поведенческих навыков;
- способствовать созданию условий, помогающих проведению совместного досуга детей и родителей.
Особенности содержания лекции:
- основные исторические события в жизни и творчестве А.С.Пушкина и их отражение в музыке;
- история создания конкретных поэтических и музыкальных произведений А.С.Пушкина и русских композиторов;
- знакомство с особенностями стиля русских композиторов;
- взаимосвязь музыки и поэзии на примере вокальной лирики А.С.Пушкина;
- использование современных информационных технологий в подаче
лекционного материала.
Особенности содержания концерта. Исполнение романсов русских
композиторов на стихи А.С.Пушкина, сопровождаемое видеорядом. Исполнители – педагоги, учащиеся и их родители.
Тестирование. Этот раздел мероприятия включает в себя познавательную
викторину на знание творчества А.С.Пушкина и творчества русских композиторов, создавших романсы на стихи поэта.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что участники гостиной – исполнители и слушатели будут:
• знать и узнавать имена композиторов, работавших со стихами Пушкина;
• ориентироваться в музыкально-исторических событиях того времени;
• приобщены к миру серьезной музыки, расширят свой музыкально-
исторический кругозор.
Слушатели получат импульс к дальнейшему знакомству и изучению
музыкальных явлений, не вошедших в описываемое мероприятие и, возможно, откроют в себе ценителя культурного наследия и музыкального искусства России XIX века.
На нашем отделе проводится систематическое анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления востребованности проектной деятельности и удовлетворенности концертно-творческой деятельностью на отделе.
В анализ материалов анкетирования детей, занимающихся на музыкально-хоровом отделе Центра, и их родителей позволяет сделать следующие выводы:
- учащиеся и родители с интересом относятся к проектной деятельности музыкального отдела Центра и этот интерес с каждым годом возрастает;
- учащиеся предпочитают принимать активное участие в проектах, которые проводят педагоги музыкально-хорового отдела, особенно в учреждениях культуры и на различных концертных площадках нашего города;
- воспитанники Центра и их родители считают, что они получают положительный опыт для своего развития, принимая участие в проектной деятельности музыкально-хорового отдела;
- материалы исследования позволяют обратить внимание что, количество родителей учащихся, активно включающихся в социокультурные проекты, возрастает с каждым годом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в дополнительном образовании
Отчетная презентация о проектах на кружке ИЗО...
Выступление на тему: Проектная деятельность в дополнительном образовании
Выступление на семинаре руководителейОУ по теме "Проектная деятельность учащихся в системе воспитательной работы школы"...
Методическая разработка «Проектная деятельность в дополнительном образовании Проект «Здоровье без гаджетов?!» для творческих объединений технической направленности в дополнительном образовании
Методическая разработка показывает проектную деятельность в области здоровьесбережения в работе с учащимися технической направленностиПредлагаемый материал будет полезен педагогическим работникам осно...
Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов
В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...
Проектная деятельность в дополнительном образовании с использованием игровых технологий (немецкий язык)
В работе, основанной на многолетнем опыте преподавания немецкого языка в средней школе и системе дополнительного образования, описываются практические аспекты применения методики проектной деятельност...
Практика использования метода проекта в дополнительном образовании
Практика использования метода проекта в дополнительном образовании...
Использование проектного подхода в дополнительном образовании (на примере практического опыта детского технопарка «Кванториум»)
Проектный подход, используемый в образовательном процессе в сфере дополнительного образования помогает учащимся применять полученные знания на практике, предоставляет возможность решать задачи от соци...