Нужна ли нам единая и неделимая Италия
методическая разработка по истории (8 класс)

Цогоева, Светлана, Заурбековна

Разработка урока по курсу всеобщей истории 8 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Дата проведения 9.11.2018

Курс: "История Нового времени 1800 - 1913 гг». 8 класс г

Тема урока: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?".

Тип урока: Комбинированный

Форма урока: традиционная

Цель урока: проследить развитие  освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями итальянского освободительного движения.

Задачи урока:

Предметные: сформулировать представление о причинах и процессах   объединения  Италии, познакомить учащихся с выдающимися людьми, оставившими   свой след в истории Италии.

Метапредметные:  развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, развитие у учащихся навыков работы  с  исторической картой, развитие речи, мышления, а так же  коммуникативных навыков учащихся.  

Личностные: воспитание нравственности и чувства патриотизма на примере  героических поступков  итальянских освободителей.

Оборудование: Учебник:

Всеобщая история. История нового времени,1800-1900: Учеб. для 8 класса общеобразовательных заведений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина М., Просвещение, 2018.

Энциклопедия. Новая история XIX век, Италия.

Проектор, компьютер, мультимедийная презентация "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?",  видеофрагмент "Джузеппе Гарибальди".

Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История нового времени.1800-1900. 8класс, М.2017:раздаточный материал (карточки с тестами), стр. 52-53.

А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина Всеобщая история. История нового времени.М.Рабочая тетрадь, часть 1, стр.71-76.  Просвещение, 2018, стр.71-76.А.Я.

Дидактические материалы. Всеобщая история. История нового времени.8 класс.М., 2016, стр.18-19.

 Методы: Устный метод, наглядный метод, печатно-словестный метод.

Основные понятия:  карбонарии, революция.

Основные персоналии: Джузеппе Мадзини, Джузеппе Гарибальди, Камилло Кавур, Виктор Эммануил II.

Используемые технологии: дифференцированный подход, проблемно-поисковые задания, инфомационно-компьютерные технологии, здоровосберегающие технологии.

Формы организации учебной деятельности:  индивидуальная, групповая фронтальная, рассказ учителя, работа с учебником и документами, сообщения.

                Технологическая карта урока

Этап урока

№ слайда

  Деятельность учителя

   Деятельность ученика

I.Органи-зацион-ный момент.

-Учитель приветствует учащихся и отмечает отсутствующих.

II.Актуализация опорных знаний.

Прежде чем преступить к изучению нового материала, давайте проверим, как вы усвоили прошлую тему.

 

О чём мы с вами говорили на прошлом занятии?

Задание:

Сейчас мы с вами проведём небольшое тестирование по изученной теме. (учитель раздаёт карточка с тестами)

Слово учителя:

На прошлом уроке мы с вами обсудили проблему объединения Германии, познакомились с личностью Отто фон Бисмарка, узнали об образовании Северогерманского союза.

«Германия на пути к единству».

 Тест, стр.52-53

 

III. Тема и цели урока

1

Рассказ учителя:

- Целью  нашего сегодняшнего урока определить- каким путём и почему началось объединение Италии. Мы рассмотрим различные направления Итальянского освободительного движения. А так же определим, какие задачи были выполнены в ходе объединение Италии.

Записываем тему нашего сегодняшнего урока: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

- Тема урока: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?". § 17, стр. 129.

IV. Объяснение нового материала

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

- Обратите внимание на доску.

1) Разделённая Италия;

Вопрос:

-В каком году проходил Венский конгресс?

Какие территориальные и политические изменения произошли в Италии по решению Венского конгресса?

По решению Венского конгресса Италия, объединённая под властью Наполеона I, вновь была раздроблена

на восемь королевств и герцогств, при этом северо-восточную часть — Ломбардо -Венецианскую область присоединили

к Австрийской империи. Повсюду была восстановлена абсолютная

власть монархов, примкнувших к Священному союзу.

Раздробленность политическая сопровождалась раздробленностью экономической. На разных территориях существовали не только разные законы, но и свои особые системы мер и весов, своя денежная система. А вся территория Италии была перегорожена таможенными границами. Это всё пагубно влияло на экономику страны. В промышленном развитии Италия отставала не только от Англии и Франции, но и от Пруссии.

2) Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г.;

Рассказ учителя:

Борьба за объединение Италии началась ещё в начале  XIX в. Уже в 1807-1810 гг. в итальянских государствах стали создаваться тайные революционные общества карбонариев, члены которых боролись за объединение Италии. В переводе с итальянского карбонарий - означает угольщик.

После Венского конгресса движение карбонариев усилилось,

они видели свои задачи в свержении австрийского гнета и

в замене самодержавных монархий конституционными.

Экономический кризис 40-х гг. больно ударил по Италии. В

1848— 1849 гг. в ряде итальянских государств вспыхнули восстания.

Задание:

- Прочитайте пункт плана Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г. на стр. 149 и заполните таблицу, которая лежит у вас на партах "Основные события 1848-1849 гг. в Италии".

Слово учителя:

- Оно распространилось по всей стране.  Итальянские государи не посмели отказать народу. Весной по всей Италии, кроме Ломбардо-Венеции, били введены конституции.

 - Как вы помните, Милан был под властью Австрийской Империи. После 5 дней кровопролитных боёв восстание закончилось изгнанием из города Австрийский войск. Но северные области Италии оставались под властью австрийцев.

- Целый год Венеция сражалась с Австрийцами, но они не получали никакой помощи извне.

Вопрос:

- Как поступил папа Римский?

- Совершенно верно, при всенародном ликовании в Риме упразднили его власть и провозгласили республику.

- Рассказ учителя:

Республиканцев вдохновляли национальные герои итальянского народа Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди.

Вопрос:

- Какое общество создал Джузеппе Мадзини, будучи в эмиграции?

 - Какие цели ставили перед собой представители этого общества?

- Просмотр видеофрагмента "Джузеппе Гарибальди".

Задание:

(см. слайд)

- Согласны ли вы с этой оценкой? Если согласны, то почему?

В марте 1849 г.  против Римской республики выступили войска Австрии, Франции, Испании, Неаполитанского королевства. Свыше 2 месяцев римляне обороняли свой город, но всё таки не могли противостоять противнику.

Падение римской и Венецианской республик означало поражение Итальянской революции. Но движение за объединение страны продолжалось.

3) Камилло Кавур - "ткач единства".

Австрия, Франция, Неаполитанское  королевство нанесли жесточайший удар освободительному движению. На его участников обрушились репрессии, почти во всех Итальянских княжествах были отменены конституции.

В 1849 г. король Пьемонта Карл Альберт отрёкся от престола. Королём стал его сын - Виктор Иммануил II. И в 1850 г. он назначил главой правительства графа Камилло де Кавура, тонкого политика и искусного дипломата.

  Вопросы:

- Как называлась газета, изданная Кавуром в 40-е гг. XIX века?

- К чему она призывала?

- Какую главную цель преследовал глава правительства?

Слово учителя:

- Совершенно верно.

Но для осуществления этих целей Кавуру требовались сильные союзники.

Вопрос:

- Как вы думаете в лице кого Кавур хотел найти союзников?

4) Война с Австрией.

В 1858 г. Кавур заключил с Наполеоном III секретный договор,

который предусматривал совместное изгнание австрийцев из Ломбардии

и Венеции, за что Пьемонт возвращал Франции две провинции

— Савойю и Ниццу (переданные Пьемонту по решению

Венского конгресса).

Война с Австрией началась в 1859 г.

В мае 1859 г. объединенные силы французов и итальянцев под личным

командованием Наполеона III нанесли поражение австрийцам

в битве при деревне Маджента и вошли в Милан, затем

24 июня 1859 г. произошла вторая и последняя битва при Сольферино, одна из самых кровопролитных в истории. Австрийцы

опять потерпели поражение.

Австрия была вынуждена идти на заключение мира в результате которого она теряла Ломбардию, присоединившуюся к Пьемонту, но Венеция оставалась за ней.

5) Завершение объединения Италии.

Пьемонт стал центром притяжения для всей Италии. Парма, Модена, Тоскана, Романья присоединились к Владениям Виктора Эммануила.

В марте 1860 г. начал работать парламент, который представлял уже большую часть Италии.

В апреле 1860 г. вспыхнуло восстание на Сицилии против неаполитанской династии. Восстание было жестоко подавлено.  Гарибальди с тысячью своих соратников на двух кораблях — «Пьемонт» и «Ломбардо» вышли

из Генуэзской гавани на помощь освободительному движению на юге Италии.

К "тысяче" Гарибальди присоединилось и местное население. Повстанцы одерживали победы над войсками неаполитанского короля, и вскоре Гарибальди вошёл в Неаполь.

21 октября 1860 г. в бывшем Неаполитанском королевстве был проведён плебисцит, результаты которого убедительно свидетельствовали о том, что большинство жителей юга Италии желали войти в состав объединённого королевства.

Так в 1861 г. было провозглашено

Итальянское королевство в составе Пьемонта и

соединившихся с ним областей. Новое королевство насчитывало

22 млн жителей.

Однако процесс объединения страны еще не был завершен.

Вопрос:

Вспомните, какие итальянские земли пока не входили в состав Италии?

Венецианская область находилась под властью Австрии осталась, а в Риме сохранялась светская власть папы, которую охраняли войска Наполеона

III.

В 1866 г.

когда началась уже известная вам война

между Пруссией и Австрией, тогда же военные действия против

австрийцев начала итальянская армия.

После поражения при

Садове Австрии пришлось отдать Итальянскому королевству Венецию

и Венецианскую область.

Летом 1870 г. в период крушения Второй империи во Франции

путь в Рим стал свободен. Итальянская армия вошла в Вечный

город. Вслед за армией прибыл и Виктор Эммануил II.

Объединение

Италии завершилось. Рим стал столицей

объединенного королевства.

План темы урока:

1) Разделённая Италия;

2) Начало национально-освободительной борьбы и революция 1848 г.;

3) Камилло Кавур - "ткач единства".

4) Война с Австрией.

5) Завершение объединения Италии.

-1814-  1815 гг.

- К Австрии отошли две Итальянские области - Ломбардия и Венеция.

Вспомним последствия раздробленности в Германии.

Ответы учащихся:

По решениям Венского конгресса 1815 года был создан  Германский союз из 35 монархий и 4 вольных города. После создания в 1834 году по инициативе Пруссии немецкого таможенного союза, куда вошли 18 государств, препятствия для развития экономики сохранились.

Запись в тетрадь:

Карбонарии - название членов тайных организаций, существовавших в Италии в первой четверти XIX века и боровшихся за объединение страны.

Примерные даты:

1. 12 января 1848 г. - Начало революции в Италии: восстание в Палермо, Сицилия.

2. 18 марта 1848г. революционное движение докатилось до Милана.

3. Март 1848 г. - восстала и провозгласила себя республикой Венеция.

4. Август 1849 г. - защитники Венеции были вынуждены сдаться.

5.Начало  1849 г. - вспыхнуло восстание в Риме.

- Папа Римский бежал.

- Сообщение ученика.

Джузеппе Мадзини.

- "Молодая Италия"

- добиться независимости

и объединения страны, превращения

Италии в демократическую республику.

- Гарибальди был истинным Итальянским героем, самоотверженным, благородным и бескорыстным человеком убеждённым в справедливости революционных идей и отдавшим все свои силы за единство Италии и свободу простого народа.

Камилло Кавур. Сообщение.

- "Возрождение".

- К объединению страны.

- Реальную цель Кавур видел в изгнании австрийцев из Ломбардии и Венеции и включении их вместе с Пармой и Моденой в состав Сардинского королевства.

- В лице Франции и Англии.

- Рим и Венеция.

- Обратите внимание на иллюстрацию на стр. 155. На ней изображён бой при Садове.

Запись в тетрадь:

3 июля 1866 г. - Бой при Садове.

V. Подведение итогов.

23

24

Вопросы для закрепления:

- И так, ребята, что мы прошли сегодня на уроке?

- Давайте подведём итог

нашего урока, какие две основные задачи были выполнены в ходе объединения Италии?

Задание:

- Обратите внимание на слайд. Объединение Италии и создание объединённого королевства имело огромное значение для страны так как…

"Нужна ил нам единая и неделимая Италия?"

- В ходе объединения Италии были выполнены две основные

задачи — освобождение северо-востока страны от а в австрийского

господства и создание национального государства.

Успех был достигнут совместной борьбой широких

народных масс и правительства Пьемонта. Объединение Италии

создало условия для развития процесса модернизации.

- Так как создавало условия для экономического развития страны, реформирования государственного устройства, установления гражданских прав и свобод и отмены феодальных пережитков.

IV. Рефлексия

25

Лестница успеха

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на сегодняшнем уроке. Как Вы  оцениваете свою работу на нашем занятии.

V. Выставление оценок, домашняя работа.

26

Домашняя работа  § 17, вопросы стр.155. Используя дополнительные материалы к  § 17, стр.156-158 напишите эссе о  Дзузеппе Гаррибальди .  

Заполнить таблицу

"Сходства и различия процесса объединения Италии и Германии".

Приложение 1. Тест

1. Объединение Германии произошло "железом и кровью" - эта характеристика принадлежит:

а) Королю Пруссии Вильгельму I;

б) Противнику Пруссии французскому императору Наполеону III

в) канцлеру О. Бисмарку.

2. Верно ли следующее утверждение?

Завершающий этап процесса объединения Германии связан с франко-прусской войной 1870 - 1871 гг.

а) неверно

б) верно

3.  Когда произошло образование Северогерманского союза?

а) В сентябре 1866;

б) В марте 1848;

в) В августе 1866;

4. Верно ли следующее утверждение?

Объединение Германии имело важное положительное значение для развития экономики страны.

а) верно

б) неверно

5. Объединение Германии в 60-70-е гг. XIX в. произошло:

а) "снизу", с активным участием народа;

б) "сверху", вооружённой силой;

в) и "сверху" и "снизу"

6) Когда открылось первое заседание общегерманского парламента - Франкфуртского национального собрания?

1) 15 марта 1849;

2) 18 мая 1848;

3) 18 августа 1848;

7. Каково место Северогерманского союза в объединении Германии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нужна ли нам единая и неделимая Италия?", 8 класс

Разработка урока истории в 8 классе по теме: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"...

Презентация к уроку по Истории Нового времени. Тема: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Презентация к уроку по Истории Нового времени. Тема: "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"...

Конспект урока по Истории Нового времени "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Цель урока: проследить динамику освободительного движения в Италии; познакомить учащихся с различными направлениями Итальянского освободительного движения....

«Нужна ли нам неделимая Италия?»

Конспект урока по истории нового времени 8 класс...

Нужна ли нам единая и неделимая Италия?

Учащиеся узнают политических деятелей, решавших задачу объединения Италии; уясняют, что главными задачами объединения были освобождение северо-востока страны от австрийского господства и создание наци...

Конспект урока по теме "Нужна ли нам единая и неделимая Италия?"

Учитель: Карасев Егор АндреевичКласс: 8 «Б»Тема урока: «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»Тип урока: комбинированныйЦели урока, направленные на достижение: 1) предме...

Карточка для урока "Нужна ли нам единая и неделимая Италия "

Карточка представляет собой текст с пропущенными словами. Заполняют карточку ученики по тексту параграфа 17 учебник Всеобщая история Новго времени А.Я.Юдовская, П.А.Баранов....